Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система оценки уровня подготовки экзаменуемых студентов на соответствие требованиям ГОС





 

Оценка уровня подготовки студентов осуществляется через оценку усвоения разделов (дидактических единиц) дисциплины «Введение в языкознание»

Раздел считается усвоенным при выполнении определенного количества заданий – критерия зачета. Критерий зачета равен 60-70% правильно выполненных заданий, относящихся к данному разделу.

 

 

9. ГЛОССАРИЙ

к курсу «Введение в языкознание».

- А -

Алфавит – совокупность букв, какого- либо фонографического письма, расположенных в исторически установленном порядке.

Артикуляционное различие согласных и гласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата.

Акустическое различие – гласные противопоставляются шумным, т.е. глухим согласным [ф] и [п]; между гласными и шумными согласными располагаются, с одной стороны, звонкие согласные, а с другой – сонорные согласные.

Ассимиляция – уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции.

Аккомодация – взаимодействия соседних гласных и согласных.

Архаизмы – устаревшие слова, вытесненные из активного употребления синонимичными лексическими единицами.

Антонимия – языковое явление, заключающиеся в противопоставлении значений слов.

Аффикс - имеет только грамматическое значение и не может существовать без корней и основ.

Аналитизм – отсутствие показателей связи одного знаменательного слова с другим, поэтому такие слова передают функции показателей связи между словами.

Агглютинация – последовательное приклеивание к основе – корню особых аффиксов, каждый из которых выражает только одно грамматическое.

- Б -

Билингвизм – взаимодействие двух или трех языков в одном и том же языковом коллективе.

 

- В –

Внешние законы развития языка – это законы изменения его функций и структуры под влиянием неязыковых причин: изменение экономического и социального строя общества, торговых контактов народов, переселения народов, войн.

Внутренние законы развития языка – исторические изменения внутренней структуры языка; языковые, внутренние изменения единиц и категорий языка. Внутренние законы развития языка получили названия закономерностей.

Ветви (группы) языка – группы языков внутри семьи.

 

- Г

 

Говор(ы) – наименьшая территориальная разновидность языка используемая в качестве средства общения жителями одного или нескольких соседних пунктов, неимеющих территориально выраженных языковых различий.

Графика – часть науки о письме, изучающая начертание букв и соотношение между буквами и звуками

Гласные – это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях не встречается преград на пути воздушной струи: струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через речевой канал.

Гармония гласных (сингармонизм) – оглушения звонких согласных.

Глоссарии – толковые словари устаревших и малоупотребляемых слов, к какому- либо тексту.

Глоссы – перевод или толкование непонятного слова или выражения.

Грамматика –1) грамматический строй (совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры); 2) наука о грамматическом строе языка.

Грамматическая категория – универсальный семантический признак, присущий целому классу слов или классу сочетаний слов и имеющий в языке своё формальное выражение.

Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное выражение.

 

- Д

 

Диахрония - «ось последовательности» (отношения между одним и тем же элементом языка на разных этапах времени).

Доктрина общественного договора отличает общество от первобытного стада. Согласно доктрине для отношений характерных для общества, необходимо, чтобы между враждующими сторонами были достигнуты соглашения по интересам, и отношения вражды сменились отношениями сотрудничества.

Диглоссия - взаимодействие двух или трех вариантов одного и того же языка (литературного языка и местного диалекта, литературного языка и языка науки).

Диалект (ы) – разновидности общенародного языка, которые обслуживают население отдельных областей и обладают более или менее четко выраженными фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями.

Диссимиляция – процесс, противоположный ассимиляции: состоит в расподоблении артикуляции соседних гласных и согласных.

Диереза – выпадение звука в сложном сочетании звуков.

Дополнение – грамматически зависимый член предложения, обозначающий предмет.

Денотат - образ реальных или воображаемых предметов или явлений, воплощенный в словесную форму.

Дефиниция – краткое определение предмета, явления, понятия, обозначаемых данным термином.

 

- Е -

Единицы языка (материя языка) – связь устной и письменной речи.

- З -

Знак – любой материальный носитель социальной информации (знаки – признаки, знаки – символы, знаки – сигналы, языковые знаки.)

Знаки признаки – несут некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ним.

Знаки – сигналы – несут информацию по условию, договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметом (явлением), о котором они информируют.

Знаки – символы – несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких – то свойств и признаков.

Звук речи – акустическое явление, артикуляционный комплекс, единица звуковой системы языка.

Значение (сигнификат) слова - высшая ступень отражения действительности в сознании человека, та же ступень что и понятие.

 

- И

 

Искусственные языки – знаковые системы, создаваемые для использования в тех областях, где применение естественных языков менее эффективно или невозможно.

Интерлингвистика – раздел языкознания, изучающий международные языки как средство межъязыкового общения.

Идеография (логография) – тип письма, передающий знаками (идеограммами, логограммами) значение слова, а не звучание.

Историзмы – слова, обозначающие реалии и понятия прежних эпох, которые вышли в настоящее время из употребления, из жизни и быта народа.

 

- К -

Кальки – это особый тип заимствований, когда иноязычный образец переводится по частям средствами своего языка.

Корень – общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо.

Категория времени – служит для локализации во времени того действия, которое обозначено глаголом.

Категория наклонения – выражает отношение действия, обозначенного глаголом действительности, а в ряде случаев – отношение к воле, желанию, личному ответу говорящего.

Категория залога - выражает в формах глагола разные типы отношения между членами предложения (подлежащим, дополнением) и реальными участниками.

Категория вида – с ней связана группировка глаголов по способам глагольного действия.

- Л -

Логосическая теория происхождения языка, согласно этой теории слово, речь воспринимается как основа господства социальных сил над человеком, его разумом и общественным сознанием.

Литературный язык - основная наддиалектная форма существования языка.

Лигатура – звук, передаваемых сочетанием двух или более букв.

Лексика – словарный запас языка.

Лексикография – теория составления словарей разных типов

Лексикология – раздел, изучающий словарный запас языка.

- М -

Морфема представлена определенным фонетическим комплексом, с которым связано значение, используемое в словообразовании и словоизменении.

Многозначность (полисемия) - возможность слова иметь несколько значений.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по сходству тех или иных признаков по форме, размерам, количеству, цвету, функциям, по расположению в пространстве по впечатлению и ощущению.

Морфология – исследует формы слова и выражаемые ими значения.

Морфема – значимая мельчайшая единица языка.

Морфа – конкретный фонетический вариант морфемы.

Морфемы – повторы (редупликация) – повтор тех или иных отрезков в рамках слов или повторы целых словоформ.

Модальность – отношение говорящего к высказываемому.

 

- Н

 

Наречие – крупное подразделение языка, объединяющие группы говоров, связанные между собой общими языковыми явлениями (южнорусское наречие, северорусское наречие).

 

Неологизмы – новые слова, а также значения слов, возникшие на памяти применяющего их поколения.

- О -

Общее языкознание – исследует общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще или ряда языков.

Общее языкознание – теоретическая, методологическая основа лингвистики, теория науки о языке.

Ономатопоэтическая теория – учение о происхождении слов путем звукоподражания.

Орфоэпия - свод правил произношения, соответствующих норме национального языка.

Ономасиология – раздел лексикологии, изучающий словарный состав языка, его номинативные средства, типы словарных единиц языка, способы номинации.

Ономастика – наука о происхождении слов и выражений.

Окказионализмы – слова, создающиеся отдельными людьми с единичным употреблением в определенном контексте.

Омонимы – слова похожие по форме, но различающиеся по значению.

Омофоны – разные слова, которые, различаясь при написании, совпадают в произношении.

Омографы – слова, которые относятся к разным частям речи и совпадают по звучанию только в некоторых морфологических формах.

Основа – общая часть слов и форм слова, находящихся в непосредственной связи.

Определение – грамматически зависимый член предложения, обозначающий признак предмета.

Обстоятельство – грамматически зависимый член предложения, обозначающий признак действия, качества, состояния.

Орфография – собрание правил для нормативного написания слов и их частей.

- П -

Прагматика – в ней анализируется отношения между знаком и человеком, пользующимся им в своих целях.

Предложение – грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Парадигма – группа слов или словоформ одного слова, объединенных одним или несколькими категориальными значениями.

Парадигматикой называют все отношения вхождения единицы в единицу высшего уровня и отношения членения её на единицы или элементы низшего уровня, «отношения иерархии», «отношения по вертикали».

Письмо – система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи.

Письменность – совокупность рукописных и печатных произведений, документов, выполненных при помощи того или иного вида письма.

Пиктография – картинное письмо, письмо знаки которого (пиктограммы) представляют собой схематические рисунки, наглядно изображающие предметы и явления действительности.

Перцептивная функция – доведение до восприятия.

Понятие слова – отражает наиболее общие и одновременно наиболее существенные признаки предмета и явления.

Паронимы – слова, различающиеся и по форме и по значению, но незначительно.

Префикс – приставка.

Простая форма слова – синтез основы и аффикса.

Предикативность – отношение содержание высказывания действительности, устанавливаемое в момент речи.

Примыкание – подчинительная связь, при которой зависимый компонент присоединяется к главному без каких либо изменений своей формы.

Подлежащее – грамматически независимый член предложения, обозначающий предмет.

Праязык – язык основа, предокряда родственных языков, распавшихся в ходе эволюции на родственные языки.

Принцип морфологической (типологической) классификации языков – все языки мира независимо от того родственны они между собой или нет, могут быть разделены на типы по каким-то общим признакам их структуры.

Постфикс – аффикс, находящийся после корня или основы.

- Р -

Речь – последовательность (взятых из языка) знаковых единиц общения в конкретном языковом материале, в их коммуникативном применении.

Редукция безударных гласных – ослабление и изменение качества звучания.

- С -

Синхрония – «ось одновременности» (отражает отношения между элементами языковой системы; вмешательство времени исключено).

Сосуществование языков – длительное и устойчивое взаимовлияние смежных языков, следствием которого является развитие некоторых черт в структуре.

Смешение языков – вид взаимодействия, когда два языка сталкиваются на своем историческом пути, оказывают друг на друга значительное влияние, а затем расходятся и продолжают развиваться самостоятельно.

Скрещивание языков – это наслоение двух языков, при котором один язык растворяется в другом.

Субстрат – язык местного населения, вытесненный языком пришельцев; следы влияния этого языка в языке пришельцев.

Суперстрат – язык – победитель.

Семиотика – наука, изучающая знаковые системы.

Система – 1) определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи; 2) классификация, группировка;) совокупность принципов, служащих основанием какого- либо учения;

4) совокупность каких - либо элементов, единиц, объединенных по общему признаку; 5) форма, способ, принцип устройства, организации.

Семантика – в ней изучается отношения знака к тому, что он обозначает.

Синтактика – в ней рассматриваются отношения между знаками общей природы.

Словосочетание – единица языка, отличающаяся двумя признаками: наличием грамматической формы и способностью передавать расчлененно единое понятие и образ.

Слово – представляет собой единство целого, последовательного звучания и определенного, закрепленного за этим звучанием понятия и образа.

Синтагма – сочетание элементов в потоке речи, имеющее протяженность.

Синтагматика – все отношения распространения единицы в пределах её уровня.

Сигнификативная функция – способность различать морфемы и слова.

Согласные – это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях или в гортани обязательно возникает та или иная преграда на пути воздушной струи.

Семасиология – раздел лексикологии, изучающий значение словарных единиц типы лексических значений, семантическую структуру слова.

Слово – основная структурно- семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, свойств, явлений и отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Синекдоха – перенос значения, когда название части употребляется в значении целого, меньшего в значении большего и наоборот.

Синонимия - семантическое сближение слов.

Синтаксис – исследует формы слова, словосочетания и предложения и их значения.

Сема – мельчайшая единица семантической стороны морфемы.

Составная форма слова – объединение формы служебного слова, образующее словоформу конкретной лексемы.

Согласование – подчинительная связь, при которой грамматические значения стержневого компонента повторяются в зависимом слове.

Сказуемое – грамматический полузависимый член предложения, зависящий только от подлежащего и обозначающий бытийный признак предмета.

Синтетизм – наличие в знаменательных словах таких формальных показателей, которые указывают на связи этих слов.

- Т -

Трудовая теория языка. Согласно этой теории источником развития языка является целесообразный и разделенный общественный труд.

Табу – запрет, налагаемый на определенные слова.

Термины – слова со строго определенным, одним значением.

Топонимика – исследует географические названия топонимы, их происхождение, функционирование и развитие во времени.

Тезаурус (идеографический словарь)- словарь с неалфавитным принципом расположения материала; распределение слов осуществляется по классам понятий.

- У -

Уровень (ярус) языка – часть системы языка, которая имеет соответствующую одноименную единицу.

Управление – подчинительная связь, при которой стержневой компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме.

 

- Ф -

 

Функция языка - роль, употребление, назначение языка в человеческом обществе; соответствие единиц одного множества единицам другого.

Функции языка – коммуникативная, когнитивная, эмоциональная, метаязыковая, аккумулятивная.

Фонемы лишены собственного значения, но звуки, объединяемые фонемами, приобретают звукоизобразительное значение, что отражается в этимологии слов.

Фонография – знаки фонографического письма (фонограммы) обозначают звуковые элементы слова, то есть слоги или звуки (фонемы).

Фонетика – звуковой строй языка, т.е. звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы.

Фонема – звуковая единица языка, являющаяся элементом звуковой оболочки слов и морфем и способствующая их различению.

Функциональное различие состоит в той роли, какую играют согласные и гласные в словообразовании.

Фразеология – раздел лексикологии, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии.

Фразеологические сращения (идиомы) – семантические нечленимые устойчивые словосочетания, значения которых совершенно не выводятся из значения составляющих его компонентов.

Фразеологические единства – семантически нечленимые устойчивые сочетания, целостность которых мотивирована словами, входящими в их состав.

Фразеологические сочетания – наиболее свободные по степени семантической спаянности компонентов устойчивые словосочетания, в которых понимание значения отдельных слов обязательно для понимания целого, а также возможны замены компонентов.

Флексия – окончание.

 

- Ч -

Частное языкознание - исследует отдельный язык как особое, неповторимое явление.

Части речи – наиболее общие классы слов, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматических значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ, парадигм, синтаксическими функциями).

Члены предложения – структурно-семантические компоненты предложения, выраженные словами или словосочетаниями со свойственными им си Эпентеза – вставка звука в определенные сочетания звуков.

- Э -

Эпентеза – вставка звука в определенные сочетания звуков.

Эвфемизмы – заменное разрешенное слово, употребляемое вместо запрещенного (табуированного).

- Я -

Языкознание (языковедение, лингвистика)- наука, дающая первые сведения о языке вообще, его природе, функциях, его внутренний структуре,

закономерностях развития.

 

Языковые универсалии – положения действительные для всех языков (абсолютные) и для значительного большинства языков (статистические).

Язык – совокупность, система знаковых единиц общения в отвлечении от языкового материала; знаковый механизм общения.

Языковая ситуация – это взаимоотношения общего языка (официального языка, языка межнационального и мирового общения письменного языка) и отдельного языка (местного, регионального, разговорного).

Языковая семья – совокупность языков данного родства.

Языковой союз – особый тип языковой общности, включающей в себя различные языки в границах одного географического пространства.

 

10. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1. Гируцкий А.А. «Введение в языкознание». М.: 2005

2.Глинских Г.В., Петрова О.В. „Введение в языкознание“. Нижний Новгород, 1998.

3.Головин Б.Н. „Введение в языкознание“. М.: 1977 (и издания других лет).

4.Кодухов В.И.“Введение в языкознание“. М.: 1987 (и издания других лет).

5. Кочергина В.А. «Введение в языкознание». М.: 2004

6. „Лингвистический энциклопедический словарь“. М., 1990.

7.Маслов Ю.С. „Введение в языкознание“. М., 1998 (и издания других лет)

8.Реформатский А.А. „Введение в языкознание“. М., 1996.

 

Дополнительная литература:

1. Ахманова О.С. «Словарь лингвистических терминов». М., 1969.

2. Большой энциклопедический словарь „Языкознание“. М., 1998.

3. Емец Т.В. «Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание» для студентов факультета иностранных языков». Магнитогорск, 1998.

4. Емец Т.В. «Методические указания к курсу «Введение в языкознание» для студентов факультета иностранных языков». Магнитогорск, 1998, 2002.

5. Зиндер Л.Р. «Введение в языкознание». Сборник задач. М., 1998.

6. Иванова И.Н., Шустрова Л.В. «Основы языкознания». М., 1995.

7. Колесов В.В. «Русская диалектология». М., 1998.

8. Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. «Сборник задач и упражнений по введению в языкознание». М.,1991.

9.Емец Т.В.Введение в языкознание. Магнитогорск, 2006. 129с.

Приложение

1. КЛЮЧИ К ТЕСТАМ ПО СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ:

ТЕСТ 1

1.б 11.б

2.б 12.в

3.а 13.а

4.а 14.б

5.б 15.в

6.а 16.а

7.б 17.д

8.а 18.в

9.в 19.г

10.а 20.в

 

ТЕСТ 2

1. в 11.в

2. г 12.в

3. в 13.в

4. г 14.в

5. б 15.б

6. а 16.в

7. а 17.в

8. б 18.б

9. г 19.в

10.б 20.а

 

ТЕСТ 3

1. а 11.б

2. а 12.в

3. в 13.г

4. в 14.а

5. б 15.в

6. г 16.б

7. в 17.б

8. г 18.г

9. б 19.б

10.в 20.д

 

ТЕСТ 4

1. в 11.б

2. а 12.а

3. в 13.в

4. г 14.б

5. в 15.б

6. б 16.б

7. а 17.а

8. а 18.а

9. а 19.а

10.б 20.б

 

ТЕСТ 5

1. б 11.б

2. б 12.в

3. в 13.б

4. а 14.а

5. б 15.а

6. б 16.в

7. а 17.б

8. б 18.а

9. в 19.б

10.б 20.б

 

ТЕСТ 6

1. а 11.в

2. в 12.б

3. б 13.б

4. а 14.г

5. в 15.б

6. б 16.б

7. а 17.в

8. б 18.а

9. б 19.в

10.б 20.б

 

ТЕСТ 7

1. г 11.б

2. а 12.б

3. г 13.в

4. а 14.в

5. в 15.б

6. б 16.в

7. г 17.б

8. б 18.г

9. в 19.г

10.а 20.в

 

ТЕСТ 8

1. а 11.б

2. б 12.б

3. а 13.а

4. а 14.б

5. а 15.а

6. в 16.б

7. б 17.а

8. в 18.б

9. б 19.а

10.а 20.а

 

ТЕСТ 9

1. в 11.в

2. б 12.а

3. а 13.в

4. а 14.г

5. в 15.г

6. б 16.в

7. в 17.б

8. в 18.в

9. б 19.в

10.в 20.в

 

Date: 2015-10-18; view: 1082; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию