Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недискретные единицы лексики





 

Слово – основная единица языка. Определение слова:

В.В.Виноградов/1953г./: Слово представляет собой внутреннее и конструктивное единство лексических и грамматических значений. Слово является выражением значения.

Р.А.Будагов (1965г.): Слово – важнейшая единица языка, обозначающая явления действительности и психической жизни человека.

Русскаяграмматика. - М., 1980: Слово представляет собой одновременно единицу и лексики и грамматики. Слово как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово как лексическая единица – это формальновыраженная система всех его лексических значений.

А.А.Потебня (1958г.): Слово называется формой мысли.... Слово состоит из звукового единства, представления и значения.

В.И.Кодухов ( 1987): Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, свойств, явлений и отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Характерные признаки слова. Внешняя и внутренняя сторона слова. Основные функции слова. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Типы лексических значений слов. Многозначность(полисемия). Способы возникновения переносных значений. Перенос по сходству. Перенос по смежности. Метонимия. Синекдоха. Три типа отношений слов.

Лексика как система. Лексикология. Основные разделы лексикологии: ономасиология, семасиология. Классификации слов. Омонимия. Лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Сходства и различия омонимии и полисемии. Синонимы. Доминанта в синонимическом ряду. Антонимия. Паронимы. Термины. Терминология. Терминосистема. Лексико-грамматические группировки слов. Лексика активного и пассивного запаса. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Лексика с точки зрения сферы ее употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Исконные и заимствованные слова. Кальки. Недискретные единицы лексики: фразеологические единства, сращения, выражения сочетания.

 

Вопросы и задания:

1. Почему слово называют основной единицей языка? Какие Вы можете дать определения слова из работ ученых-лингвистов?

2. Что такое внешняя и внутренняя сторона слова?

3.Каковы основные функции слова? Что понимают под значением слова? Какие типы лексических значений слов Вы можете назвать?

4.Почему слово в отличие от фонемы называют двусторонней единицей языка?

5. Что такое полисемия (многозначность)?

6.Какое значение слова называют прямым, какое переносным?

7.Каковы способы возникновения переносных значений? Чем отличается перенос по сходству от переноса по смежности?

8.Укажите различия между метонимией и синекдохой?

9.Какие лексикологические дисциплины Вы можете назвать?

10.Как классифицируются слова в языке (по каким способам, типам/)

11.Что такое омонимия? Что называют лексическими омонимами, омофонами, омографами и омоформами?

12.Что общего между полисемией и омонимией? Как различают эти явления?

13.Какие слова называют синонимами? Что понимают под доминантой (главным словом) в синонимическом ряду?

14.Какие слова называют антонимами? Какие слова не могут иметь антонимов?

15.Что такое паронимы? Какие ошибки наблюдаются при употреблении паронимов?

16.Что такое терминосистема (терминология/) В чем заключается специфика термина по сравнению с другими лексическими единицами?

17.Дайте понятие о лексике активного и пассивного запаса. Какие группы слов выделяются в кругу лексики пассивного запаса?

18.На какие группы делится лексика с точки зрения сферы ее употребления?

19.Какие слова называют диалектизмами? Профессионализмами?

20.Жаргонизмами? Представителями, каких групп носителей языка они используются и в каких целях?

21. Что такое неологизмы?

22.Какие слова являются исконными, а какие заимствованными?

23.Что такое кальки? В чем состоит особенность этого вида заимствований?

24.Что понимают под недискретными единицами лексики? Возможен ли дословный перевод фразеологизмов с одного языка на другой?

25.Возможен ли дословный перевод фразеологизмов с одного языка на другой?

 

Литература

1.Гируцкий А.А. Введение в языкознание. М.: Тетра-Системс, 2005.-С.108-176.

2.Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987.– С. 159-204.

3.Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М.: Просвещение,1975. – С. 7-60.

4.Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. - М.: Просвещение, 1991.– С. 11:4-159.

5.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск. 1998,С.25-28.

6. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

 

 

СЕМИНАР 8: Грамматика Языка

Date: 2015-10-18; view: 759; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию