Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генеалогическая классификация языков





Типологическая классификация языков.

Семья родственных языков. Основные языковые семьи:

1. Индоевропейская

2. Китайско-тибетская

3. Нигеро-кордафанская

4. Австронезийская

5. Семито-хамитская

6. Тюркская (лтайская)

7. Финно-угорская

8. Кавказская

9. Папуасская

10. Индейская и др.группы /ветви/ семей языков.

Мертвые языки: коптский язык, латинский язык, тибетский язык, санскрит, старославянский язык, иврит до 2-й половины 19в.

Внешняя и внутренняя реконструкция.

 

Типологическая классификация языков: флективные, агглютинативные, /агглютинирующие/, изолирующие /корневые, аморфные/, инкорпорирующие /полисинтетические/.

Аналитизм и синтетизм. Аналитические языки. Синтетические языки.

 

Вопросы и задания:

1.Что такое семья родственных языков? Назовите наиболее крупные языковые семьи.

2.Назовите группы /ветви/ индоевропейской /тюркской, семито-хамитской, кавказской и т. д./ семьи языков.

3.Какие языки называют мертвыми?

4.Результатом чего является сходство между отдельными языками?

5.Почему русский, украинский и белорусский языки похожи друг на друга?

6.Каково значение фактов сравнительно-исторического языкознания для воссоздания древнейших периодов истории того или иного народа?

7.В чем заключается отличие внешней реконструкции от внутренней?

8.Какие основные типы языков выделяются в связи с общими особенностями структуры слова и строя предложения?

9.Какие особенности свойственны языкам флективным /агглютинативным, изолирующим, инкорпорирующим/?

10.Каковы различия языков синтетического и аналитического строя?

 

Литература

1.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983.– С, 183-188.

2.Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987.- С, 250-275,

3. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1967. – С 407-464.

4.Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф. Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. – 160-171.

5.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск, 1998, -С.39-43.

6. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

 

6.1. Вопросы и задания:

1.Укажите и охарактеризуйте основные разделы языкознания.

2.Что изучает частное языкознание? Каков его предмет?

3.Что изучает общее языкознание? Каков его предмет?

4.В чем заключаются основные проблемы общего языкознания?

5.Каковы задачи курса "Введение в языкознание"?

6.Каковы задачи разделов языкознания: фонетики и фонологии, морфологии и синтаксиса, лексикологии и лексикографии, словообразования, диалектологии, стилистики, ономастики.

7.Какие различия существуют между языком и речью? Можно ли отождествлять (разделять) язык и речь?

8.Какие определения языка и речи являются наиболее известными?

9.Какими учеными отмечалось тождество (различие) языка и речи?

10.Каковы основные функции языка?

11.С какими другими науками связано языкознание?

12.Каковы биологические и социальные предпосылки возникновения языка?

13.Какие гипотезы происхождения языка Вы можете назвать?

14. В чем сущность логосической теории языка?

15.Чем отличаются звукоподражательная и междометная теория происхождения языка от социальных теорий?

16. В чем сущность теории "Общественный договор"?

17. В чем сущность теории происхождения языка по Ф.Энгельсу?

18.В чем заключается принципиальное отличие теории трудовых команд и трудовых выкриков Нуаре-Бюхера-Плеханова от трудовой теории языка Ф.Энгельса?

19.Какие существуют взгляды по поводу природы языка? Можно ли считать язык врожденным умением?

20.Что можно сказать о взаимоотношении языка и мышления?

21.Каковы основные законы и закономерности развития языка?

22.Почему лингвистические законы называют внутренними законами развития языка?

23.Какие виды взаимодействия языков Вы можете назвать?

24.Перечислите основные признаки присущие литературному языку, какие функции выполняет литературный язык в современном обществе?

25.Каковы проявления территориального членения языка?

26.Каковы причины возникновения профессиональных языков и социальных жаргонов?

27.Укажите основные типы языковых контактов?

28.Что такое знак? Какова его структура?

29.Каковы основные типы знаков?

30.Каковы основные свойства знаков?

31.Каковы основные функции и знаков по отношению друг к другу?

32.Каковы основные функции знаков к объектам сознания?

33.В чем состоит типологическое членение знаков?

34.Какие знаки называют детерминированными и недетерминированными, безусловными и условными?

35.Что такое система языка?

36.Каким образом можно выяснить значение того или иного знака в системе?

37. Какие искусственные языки Вы можете назвать?

38.В чем состоит основное различие искусственного языка от естественного?

39.Почему искусственный язык, несмотря на логичность и разумность его системы, не может выполнять роль полифункционального языка человечества?

40.Что понимают под единицами языка и речи?

41.Что такое уровень (ярус) языка? Какие уровни (ярусы) языка Вы можете назвать?

42.Каковы отличительные признаки уровней (ярусов) языка?

43.Каким образом происходит распределение каждого уровня на классы и подклассы?

44.Как определяют (какие разделы) состояние языковой системы?

45.Что понимается под синтагматикой и парадигматикой?

46.Какие отношения называют синтагматическими, а какие парадигматическими?

47.Каковы основные этапы развития письма? Что называют пиктографией и пиктограммой? Идеографией и идеограммой? Фонографией и фонограммой?

48.В чем заключаются особенности консонантно-звукового (слогового) и вокально-звукового (буквенного) письма?

49.Что понимают под термином "алфавит"? Каково происхождение современного русского алфавита и алфавита изучаемого Вами иностранного языка?

50.Что такое лигатура, диакритический знак (диакритика)?

51.Что такое графика?

52.Что такое орфография, чем она отличается от графики?

53.В чем заключаются фонетический, морфологический, историко-традиционный и символический принципы орфографии? В одинаковой ли степени они используются в разных языках?

54.Какой принцип орфографии является основным в русском языке и в языке, который Вы изучаете как иностранный?

55.Какие стороны имеет звук как природное явление?

56.Какие акустические признаки звуков речи являются основными?

57.Как складывается артикуляция звуков речи? Чем различаются артикуляционные базы языков?

58.Какие три аспекта звуков речи Вы можете назвать?

59.Что обозначает термин транскрипция? Чем вызвано появление транскрипции? В каких случаях используется транскрипция?

60.Что Вы понимаете под фонемой? Каковы ее функции?

61.В чем состоит основа классификации звуков речи?

62.Как различаются гласные и согласные звуки между собой?

63.Как классифицируются в русском языке и изучаемом иностранном языке гласные звуки?

64.Как классифицируются в русском языке и изучаемом иностранном языке согласные звуки?

65.Как различаются типы ударения по акустико-артикуляционным признакам?

66.Какую роль выполняет фразовое ударение, логическое ударение?

67.Какой тип ударения является элементом интонации?

68.Какие процессы называют комбинаторными?

69.Какие процессы называют позиционными?

70.Что такое сингармонизм /гармония гласных/? К каким процессам комбинаторным или позиционным относится сингармонизм? В каких языках имеет место сингармонизм?

71.Что является предметом изучения орфоэпии?

72.Какие варианты имеет русское литературное произношение?

73.Каковы возможные причины отклонения от литературного произношения?

74.Почему слово называют основной единицей языка? Какие Вы можете дать определения слова из работ ученых-лингвистов?

75.Что такое внешняя и внутренняя сторона слова?

76.Каковы основные функции слова? Что понимают под значением слова? Какие типы лексических значений слов Вы можете назвать?

77.Почему слово в отличие от фонемы называют двусторонней единицей языка?

78.Что такое полисемия (многозначность)?

79.Какое значение слова называют прямым, какое переносным?

80.Каковы способы возникновения переносных значений? Чем отличается перенос по сходству от переноса по смежности?

81.Укажите различия между метонимией и синекдохой?

82.Какие лексикологические дисциплины Вы можете назвать?

83.Как классифицируются слова в языке (по каким способам, типам)?

84.Что такое омонимия? Что называют лексическими омонимами, омофонами, омографами и омоформами?

85.Что общего между полисемией и омонимией? Как различают эти явления?

86.Какие слова называют синонимами? Что понимают под доминантой (главным словом) в синонимическом ряду?

87.Какие слова называют антонимами? Какие слова не могут иметь антонимов?

88.Что такое паронимы? Какие ошибки наблюдаются при употреблении паронимов?

89.Что такое терминосистема (терминология). В чем заключается специфика термина по сравнению с другими лексическими единицами?

90.Дайте понятие о лексике активного и пассивного запаса. Какие группы слов выделяются в кругу лексики пассивного запаса?

91.На какие группы делится лексика с точки зрения сферы ее употребления?

92. Какие слова называют диалектизмами? Профессионализмами?

93.Жаргонизмами? Представителями, каких групп носителей языка они используются и в каких целях?

94.Что такое неологизмы?

95.Какие слова являются исконными, а какие заимствованными?

96.Что такое кальки? В чем состоит особенность этого вида заимствований?

97.Что понимают под недискретными единицами лексики?

98.Возможен ли дословный перевод фразеологизмов с одного языка на другой?

99.Что называют грамматикой? Каковы два основных раздела грамматики?

100.Что такое словоформа (форма слова)?

101.Что называют морфемой? Какие типы морфем Вы знаете?

102.Что называют корнем слова? (основой слова, аффиксом, нулевым аффиксом)?

103.Что такое морфа, сема?

104.Что такое производная основа и чем она отличается от непроизводной?

105.Что такое интерфиксы?

106.Что такое словообразование, словообразовательный тип, способы словообразования?

107.Чем отличается структурный анализ слова от словообразовательного?

108.Что такое морфемная членимость слова?

109.Почему заимствованные слова, как правило, не членятся на морфемы?

110.Что такое парадигма слова? (неполная парадигма)?

111.Как разделяются синтетические формы слов по способу присоединения аффиксов?

112.Что понимают под морфологией языка?

113.Что такое грамматическое значение, грамматическая форма и категория?

114.По каким признакам делятся слова на разряды?

115.Какова система частей речи русского языка? Что понимают под частями речи вообще?

116.Каковы принципы выделения частей речи, основные признаки частей речи?

117.Каковы семантические, синтаксические, морфологические признаки знаменательных частей речи в отличие от служебных слов?

118.Какие признаки характеризуют существительное (глагол, прилагательное и т.д.) как часть речи?

119.Что такое склонение имен, спряжение глагола, совершенный и несовершенный вид, формы наклонения?

120. Что изучает синтаксис?

121.Что такое словосочетание? Какова его функция, его классификация, структура?

122.Что такое предложение? Какова его функция, структура?

123.Какие виды синтаксической связи Вы можете назвать?

124.Какие синтаксические отношения между компонентами словосочетаний существуют в русском языке?

125.Что такое предикативность, модальность предложений?

126.Какова роль второстепенных членов предложения?

127.Какие типы предложений Вы можете назвать?

128.Какова роль порядка слов в предложении?

129.Что такое семья родственных языков? Назовите наиболее крупные языковые семьи.

130.Назовите группы (ветви) индоевропейской (тюркской, семито-хамитской, кавказской и т. д.) семьи языков.

131.Какие языки называют мертвыми?

132.Результатом чего является сходство между отдельными языками?

133.Почему русский, украинский и белорусский языки похожи друг на друга?

134.Каково значение фактов сравнительно-исторического языкознания для воссоздания древнейших периодов истории того или иного народа?

135.В чем заключается отличие внешней реконструкции от внутренней?

136.Какие основные типы языков выделяются в связи с общими особенностями структуры слова и строя предложения?

137.Какие особенности свойственны языкам флективным (агглютинативным, изолирующим, инкорпорирующим)?

138.Каковы различия языков синтетического и аналитического строя?

 

6.2. СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)

 

1.Языкознание как наука о языке. Введение в языкознание как учебная дисциплина. Цели и задачи курса "Введение в языкознание.

2. Язык, речь, речевая и языковая деятельность.

З. Функции языка.

4. Основные теории происхождения языка.

5. Законы и закономерности развития языка. Интеграция и дифференциация языков.

6. Понятие о знаке. Типы знаков.

7. Язык как знаковая система.

8. Искусственные языки.

9. Единицы языка как объекты лингвистики.

10. Синтагматика и парадигматика в языке и речи.

11. Три аспекта изучения звуков.

12. Гласные и согласные звуки, их характеристики и классификации.

13. Основные фонетические процессы.

14. Письмо. Виды письма. Понятие о графике. Алфавиты.

15. Понятие слова. Недискретные единицы лексики.

16. Лексика как система. Классификации слов.

17. Грамматика языка: понятие о морфеме. Типы морфем.

18. Грамматическое значение и грамматические категории.

19. Части речи и принципы их выделения.

20. Синтаксис как раздел грамматики.

21. Словосочетание как лингвистический объект.

22. Предложение в языке и речи.

23.Типологическая классификация языков народов мира.

24. Генеалогическая классификация народов мира.

 

 

6.3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ):

 

1.Посещение студентам не менее 90-95% занятий (лекционных, практических).

2.Наличие конспектов лекций.

3. Наличие конспектов к семинарским занятиям.

4. Выполнение всех видов работ при подготовке к семинарским занятиям и во время занятий: ответы на теоретические вопросы и решение практических задач.

5. Самостоятельное изучение обязательной литературы, указанной в списке.

6. Усвоение пройденного теоретического материала и умение применять теоретические знания при решении практических задач.

7. Выполнение зачетной письменной работы- теста по пройденному курсу.(85-90% правильных ответов).

8. Выполнение реферата в письменном виде или в форме публичного доклада из указанных тем в списке.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСУ

 

ТЕКУЩИЕ ТЕСТЫ

 

Указания: каждый тест к конкретному семинарскому занятию включает 20 вопросов, время выполнения 10 минут. Все вопросы имеют только один правильный ответ.

 

ТЕСТ 1

 

Языкознание как наука о языке. Язык, речь, речевая и языковая деятельность

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Для языковеда (лингвиста) в первую очередь важно...

а) говорить на многих языках

б) научно понимать хотя бы один язык

в) говорить, читать, писать на многих языках

2.... языкознание может быть синхроническим (описательным) и диахроническим (историческим).

а) общее

б) частное

в) прикладное

3. Диахрония – «ось...» (отношения между одним и тем же элементом языка на разных этапах времени).

а) последовательности

б) одновременности

4.... языкознание формулирует языковые универсалии (положения).

а) общее

б) частное

в) прикладное

5.... универсалии – действительные для большинства языков

а) абсолютные

б) статистические

6. Универсалия: “если в данном языке существует различие по роду, то в нем обязательно существует различие по числу”, является....

а) абсолютной

б) статистической

7. Синхроническое языкознание описывает....

а) развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени

б) состояние языка в определенную эпоху, в какой-то момент его истории

8. По мнению Ф. де Соссюра... аспект является наиболее важным, так как для говорящей массы только он подлинная реальность.

а) синхронический

б) диахронический

9. Общее языкознание исследует (укажите лишнее)...

а) природу языка

б) проблему происхождения языка

в) группы родственных языков

г) законы развития и функционирования языка

10.... языкознание – это теоретическая, методологическая основа лингвистики, теория науки о

языке.

а) общее

б) частное

в) прикладное

11. Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра был опубликован в....

а) 1913 г.

б) 1916 г.

в) 1917 г.

12. Впервые разграничение между понятиями «язык» и «речь» было проведено и обосновано....

а) Бодуэном де Куртене

б) А.А. Потебня

в) Ф. де Соссюром

13. Под языком понимают явление....

а) социальное, общее

б) психическое, индивидуальное

14. Язык определяют как....

а) последовательность языковых единиц общения

б) знаковый механизм общения

15. Данные характеристики относятся к явлению речь (укажите лишнюю):

а) процесс

б) конкретное явление

в) нормативность

г) индивидуальность

16. Предназначенность языка быть средством выражения, передачи и хранения содержания называют... функцией языка.

а) когнитивной

б) аккумулятивной

в) эмоциональной

г) метаязыковой

д) коммуникативной

17.Функция языка быть средством общения между людьми....

а) когнитивная

б) аккумулятивная

в) эмоциональная

г) метаязыковая

д) коммуникативная

18. Укажите лишнюю производную функцию базовой коммуникативной:

а) контактоустанавливающая

б) конативная

в) метаязыковая

г) волюнтативная

19. Языкознание связано с социальными науками (укажите естественную науку):

а) этнография

б) антропология

в) история

г) физиология

д) психология

20. Языкознание связано с естественными науками (укажите социальную науку):

а) математика

б) физика

в) логика

г) теория информатики

д) биология

 

ТЕСТ 2

 

Происхождение языка. Историческое развитие языков

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Наука, занимающаяся происхождением языка -....

а) прагматика

б) семиотика

в) этимология

г) семантика

2. Теория языка, основы которой были изложены Ф.Энгельсом в «Диалектике природы» и язык рассматривается как непосредственная действительность мысли -....

а) логосическая

б) ономатопоэтическая

в) доктрина “Общественный договор”

г) трудовая

3. В любом языке сосуществуют и противоборствуют элементы нового и старого качества в силу действия закона....

а) неравномерности развития разных ярусов языковой структуры

б) изменения по аналогии

в) эволюционного изменения структуры языка

4.Влияние языка на развитие общества и отдельных лиц; природу языка изучает особая лингвистическая дисциплина -...

а) семантика

б) прагматика

в) психолингвистика

г) социолингвистика

5. Взаимодействие двух или трех вариантов одного и того же языка (литературного языка и местного диалекта; литературного языка и языка науки) -….

а) билингвизм

б) диглоссия

6. Язык местного населения, вытесненный языком пришельцев - ….

а) субстрат

б) суперстрат

7.Согласно этой теории в основе зарождения мира лежит духовное начало:

а) логосическая

б) ономатопоэтическая

в) доктрина “Общественный договор”

г) трудовая

8. Вид взаимодействия языков, при котором один язык растворяется в другом, один из языков умирает, обогатив другой; один язык является победителем, другой побежденным:

а) смешение

б) скрещивание

в) сосуществование

9. Данная теория получила много подтверждений в ходе развития науки за последние сто лет (в области биологии, химии):

а) логосическая

б) ономатопоэтическая

в) доктрина “Общественный договор”

г) трудовая

10.Под билингвизмом понимают....

а) взаимодействие двух или трех вариантов одного и того же языка

б) взаимодействие двух или трех языков в одном и том же языковом коллективе

11.Прагматика как особая лингвистическая дисциплина изучает....

а) влияние языка на развитие общества

б) происхождение языка

в) отношения между языком и теми, кто им пользуется

12.Голландский ученый Гроций (1583 – 1645) является родоначальником... теории.

а) логосической

б) ономатопоэтической

в) доктрины “Общественный договор”

г) трудовой

13.В каком веке логосическую теорию сменила доктрина «Общественный договор»?

а) 12 –13 вв

б) 14 – 15 вв

в) 15 – 17 вв

14.В процессе развития и исследований … теория явилась уже не философской теорией, а чисто языковедческой научной гипотезой.

а) логосическая

б) доктрина “Общественный договор”

в) ономатопоэтическая

г) трудовая

15.Автор (ы) ономатопоэтической теории ….

а) Нуаре, Бюхер, Плеханов

б) Гумбольдт, Штейнталь, Потебня

в) Гримм, Балли

16.В основе … теории лежит эволюционный взгляд на язык; внимание к формам устной речи:

а) логосической

б) доктрины “Общественный договор”

в) ономатопоэтической

г) трудовой

17.Односторонность … теории состоит в том, что ее сторонники рассматривают язык не как общественное, а как естественное природное явление.

а) логосической

б) доктрины “Общественный договор

в) ономатопоэтической

г) трудовой

18.«Государство и право возникают из общественной природы человека» – это основное положение … теории.

а) логосической

б) доктрины “Общественный договор”

в) ономатопоэтической

г) трудовой

 

19.Этимологическая теория «трудовых команд и трудовых выкриков» возникла ….

а) на ранних этапах цивилизации

б) в 15 в

в) в 19 в

20.Теория, в которой слово, речь воспринимаются как основа господства социальных сил над человеком, его разумом, общественным сознанием, является ….

а) логосической

б) доктриной “Общественный договор”

в) ономатопоэтической

г) трудовой

 

ТЕСТ 3

Язык как знаковая система

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный

1. Наука, занимающаяся знаками языка – это ….

а) семиотика

б) семантика

в) этимология

г) прагматика

2. Языковой знак – это … психическая сущность.

а) двусторонняя

б) односторонняя

в) многосторонняя

3. Знаки … несут информацию о предмете или явлении на основе отвлечения от его каких-то свойств и признаков.

а) признаки

б) сигналы

в) символы

г) языковые знаки

4. Прагматическая функция языкового знака позволяет …

а) называть объект

б) выражать состояние сознания

в) воздействовать на человека

5. Искусственный язык – это язык ….

а) естественный

б) вспомогательный

6. В настоящий момент насчитывается более … проектов искусственных языков.

а) 100

б) 1000

в) 50

г) 500

7. Искусственный язык, созданный в Германии в 1880 г.:

а) идо

б) эсперанто

в) воляпюк

8. Различают знаки (указать неправильный ответ):

а) сигналы

б) символы

в) признаки

г) жесты

9. В трудах … впервые получило обоснование понятие языка как знаковой системы:

а) И.М. Шлейера

б) Ф. де Соссюра

в) Л. М. Замменгофа

10. Автор «Курса лингвистики» (1916 г.) …

а) А.А.Потебня

б) А.А.Шахматов

в) Ф. де Соссюр

 

11.Знаки, несущие некоторую информацию о предмете в следствие естественной связи с ним - ….

а) сигналы

б) признаки

в) символы

г) языковые знаки

12.Польский врач Л.М. Замменгоф занимался ….

а) теорией возникновения жизни на земле

б) мертвыми языками

в) созданием искусственного языка

13. Самую большую известность получил язык ….

а) идо

б) окциденталь

в) интерлингва

г) эсперанто

14. И.М. Шлейером был создан искусственный язык ….

а) воляпюк

б) эксперанто

в) интерлингва

15. Искусственный язык эксперанто был создан в ….

а) 1889 г.

б) 1880 г.

в) 1887 г.

16. Название языка происходит от псевдонима, под которым вышла первая книга его создателя … «Международный язык» на эсперанто.

а) Х.Г.Штейнталь

б) Л.М.Замменгоф

в) Б. де Куртене

г) Ф. де Соссюр

д) И.М.Шлейер

17. Римский врач Гален создал искусственный язык в ….

а) 1516 г.

б) во 2 в. н.э.

в) 1213 г.

18. Количество свойств языкового знака ….

а) 5

б) 7

в) 10

г) 11

д) 15

19.По отношению друг к другу знаки языка выполняют три основные функции

(укажите лишнюю):

а) различительная

б) номинативная

в) конструктивная

г) классифицирующая

20.По отношению к объектам сознания … функция знака языка создает знаковый аналог ситуации.

а) прагматическая

б) номинативная

в) дейктивная

г) сигнификативная

д) моделирующая

е) экспрессивная

 

ТЕСТ 4

Единицы языка и речи

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Единицы языка рассматриваются по принципу ….

а) от простого к сложному

б) от сложного к простому

в) от простого к сложному и от сложного к простому

2. В языке «нет ничего кроме различий». Данное утверждение принадлежит:

а) Ф. де Соссюру

б) В. фон Гумбольдту

в) В.В. Виноградову

3. … - это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли (В.В.Виноградов)

а) слово

б) словосочетание

в) предложение

4. Данная единица языка отличается двумя признаками: наличием грамматической формы и способностью передавать расчленено единое понятие и образ.

а) фонема

б) морфема

в) слово

г) словосочетание

д) предложение

5. Единство целого, последовательного звучания и определенного, закрепленного за этим звучанием понятия - ….

а) фонема

б) морфема

в) слово

г) словосочетание

д) предложение

6. Данная единица представлена определенным фонетическим комплексом, с которым связан значение, используемое в словообразовании и словоизменении.

а) фонема

б) морфема

в) слово

г) словосочетание

д) предложение

7. Данные единицы лишены собственного значения, но звуки, объединяемые ими, приобретают звукоизобразительное значение, что отражается в этимологии слов.

а) фонемы

б) морфемы

в) слова

8. Данные единицы служат для различения значений слов и их форм, а также для различения словообразовательных и этимологических значений.

а) фонемы

б) морфемы

в) слова

г) словосочетания

9. Различают … признаков, которыми различаются ярусы (уровни) языка.

а) 5

б) 7

в) 11

10. Учение о сочетании морфем в их отношении к составу слов ….

а) фонология

б) словообразование

в) лексикология

11. По термином лексикология понимают ….

а) учение о словах в их отношении к синтаксическим формам словосочетаний

б) учение о сочетаниях слов в их отношении к смысловым структурам частей

предложений

в) учение о сочетании морфем в их отношении к составу слов

12. Учение о морфемах и звуках, их составляющих - ….

а) фонология

б) грамматика

в) словообразование

13.Основоположник учения о парадигматических и синтагматических отношениях между единицами языка ….

а) Бодуэн де Куртене

б) А.А.Потебня

в) В. де Соссюр

14. Элементы, выстраивающиеся один за другим в потоке и имеющие протяженность, называют ….

а) парадигмами

б) синтагмами

15.Все отношения распространения единицы в пределах ее уровня называют …

а) парадигматикой

б) синтагматикой

16. Под парадигматикой понимают ….

а) последовательность единиц уровня в речи

б) группировку единиц уровня в классы на основе оппозиций единиц друг от друга по их дифференциальным признакам.

17. На уровне … создать новую единицу говорящий (пишущий) не может.

а) фонем

б) морфем

в) слов

г) словосочетаний

д) предложений

18. На уровне … достаточно представлены авторские высказывания и неологизмы.

а) слов

б) словосочетаний

в) предложений

19. Отношения между словами в предложении: Она пьет чай, называют …

а) синтагматическими

б) парадигматическими

20. На уровне … представлены цельные воспроизводимые единицы, например, формулы приветствия, прощания; команды и т.д.

а) словосочетаний

б) предложений

 

 

ТЕСТ 5

Письменная речь

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Что называет письмом современная наука?

а) послание на бумаге адресованное кому-либо

б) систему начертательных знаков для фиксации звуковой речи

в) правила правописания

2. Полная (более или менее) передача значения слова и компактность является особенностью такого типа письма как ….

а) пиктография

б) идеография

в) фонография

3. Какая цифровая система используется в этом тексте и где она впервые появилась?

а) арабская система в Европе

б) римская система в Риме

в) арабская система в Индии

4. Какая семья алфавитов буквенного письма является наиболее распространенной?

а) латинская

б) славянокирилловская

в) индийская

5. Система начертательных знаков, используемых для фиксации звуков речи называют ….

а) рисунком

б) письмом

в) алфавитом

6. Звук, состоящий из двух-трех букв называют….

а) аббревиатура

б) лигатура

в) диакритика

7. Собрание правил для нормативного написания слов и их частей - …

а) орфография

б) графика

в) орфоэпия

8. Египетские иероглифы относятся к следующему виду письма: ….

а) пиктографии

б) идеографии

в) фонографии

9. … не имеет предметно-понятийного содержания.

а) пиктограмма

б) идеограмма

в) фонограмма

10. Синоним слова «логография» - ….

а) фонография

б) идеография

в) пиктография

11.Слово алфавит получило свое название от….

а) местности, где оно впервые появилось

б) двух первых букв греческого алфавита

в) было создано швейцарским лингвистом Ф.де Соссюром

12. Укажите первый исторический тип письма:

а) фонография

б) идеография

в) пиктография

13. Конкретное изображение понятий характерно для ….

а) идеографии

б) пиктографии

в) фонографии

14. Какому типу письма относятся такие условные знаки как герб, эмблема?

а) пиктография

б) идеография

в) фонография

15. Сколько насчитывается видов письма?

а) три

б) пять

в) по количеству народов, населяющих планету

16.Какая из перечисленных характеристик не относится к пиктограмме?

а) сохраняет наглядность и зрительный образ

б) условна и имеет постоянное значение

в) не имеет предметно-понятийного содержания

17. Когда появился славянский алфавит?

а) 10 – 11 вв

б) 9 – 10 вв

в) 11 – 12 вв

18. Определите лигатуру:

а) sch

б) au

в) st

19. Знаки §, №, -, /,?, %,!, = - это типичный пример …

а) фонограммы

б) идеограммы

в) пиктограммы

20. Алгебраический пример 21 – 10 = 11, это типичный пример ….

а) фонограммы б) идеограммы в) пиктограммы

 

 

ТЕСТ 6

Фонетика языка

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Укажите лишнюю функцию фонемы:

а) конструктивная

б) перцептивная

в) сигнификативная

2. … различие согласных и гласных звуков состоит в различной напряженности произносительного аппарата.

а) функциональное

б) акустическое

в) артикуляционное

3. Различают три подъема языка …

а) передний, средний, задний

б) верхний, средний, нижний

4. По способу артикуляции звуки подразделяются на ….

а) смычные и щелевые

б) губные, язычные, гортанные

в) шумные и сонорные

5. Выпадение звука в сложном слове называют …

а) аккомодацией

б) ассимиляцией

в) диэрезой

г) эпентезой

6. Ряд языка определяется ….

а)степенью приподнятости языка при образовании звуков

б) по части языка, которая приподнимается при образовании звуков

7. Гласные противопоставляются глухим согласным типа [ф] и [п]; между гласными и глухими согласными располагаются, с одной стороны, звонкие согласные, а с другой стороны – сонорные согласные, то в данном случае гласные и согласные различаются ….

а) акустически

б) функционально

в) артикуляционно

8. Определите фонетический процесс в слове прежде [прешде]:

а) диэреза

б) аккомодация

в) эпентеза

г) ассимиляция

9. Различают три типа …: передние, средние, задние.

а) согласных

б) гласных

10. Гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема ….

а) монофтонги

б) дифтонги

11. Создатель учения о фонеме - ….

а) Ф. де Соссюр

б) Х.Г.Штейнталь

в) Бодуэн де Куртене

12. Основанием классификации согласных звуков служат ….

а) ряд, подъем, работа губ

б) место артикуляции, активный орган, способ артикуляции, работа голосовых связок

13. По активному органу согласные звуки делятся на ….

а) шумные и сонорные

б) губные, язычные и гортанные

в) смычные и щелевые

14. Укажите фонетический процесс, относящийся к позиционным фонетическим процессам:

а) эпентеза

б) аккомодация

в) диссимиляция

г) редукция безударных гласных

д) ассимилляция

15. Если указаны следующие свойства звука: заднеязычный, шумный, щелевой, то речь идет о ….

а) гласном звуке

б) согласном звуке

16. Определите фонетический процесс в слове коридор [колидор]

а) эпентеза

б) диссимиляция

в) диэреза

г) ассимиляция

17. Определите фонетический процесс в слове честный [чесный]

а) эпентеза

б) ассимиляция

в) диэреза

г) диссимиляция

18. Речь идет о согласном звуке, если указаны свойства …

а) среднеязычный, фрикативный, звонкий

б) средний ряд, нижний подъем, нелабиализованный

в) средний подъем, передний ряд, нелабиализованный

19. Собрание правил произношения, соответствующих норме национального языка называют …а) орфографией

б) графикой

в) орфоэпией

20. Среди позиционных фонетических процессов укажите комбинаторный фонетический процесс:

а) редукция безударных гласных

б) расподобление артикуляции соседних гласных

в) оглушение звонких согласных

г) гармония гласных

д) добавление или выпадение звуков в начале слова

 

 

ТЕСТ 7

Лексика языка

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Под лингвистическим термином лексема подразумевают ….

а) словосочетание

б) знак

в) слог

г) слово

2. Раздел лексикологии, изучающий словарный состав языка, его номинативные средства; типы словарных единиц языка; способы номинации -….

а) ономасиология

б) семасиология

3. Лексикологическая дисциплина, занимающаяся составлением словарей разных типов ….

а) терминология

б) ономастика

в) этимология

г) лексикография

д) фразеология

4. Укажите лишнюю функцию слова:

а) перцептивная

б) денотативная

в) сигнификативная

г) структурная

5. Наука об именах собственных называется -….

а) ономасиология

б) этимология

в) ономастика

г) фразеология

6. Наименьшая смысловая единица языка, свободно воспроизводимая в речи для построения высказывания - ….

а) морфема

б) лексема

в) фонема

7. Слова, близкие по значению, но различающиеся по форме - ….

а) ононимы

б) омофоны

в) паронимы

г) синонимы

8. Укажите лишний признак слова:

а) выделимость

б) немотивированность

в) цельность

г) свободная воспроизводимость в речи

9. Совокупность значений в содержании слова называют его ….фонетической структурой

б) морфологической структурой

в) семантической структурой

10. Любое слово включено в три главных типа отношений (укажите лишнее):

а) перцептивное

б) денотативное

в) сигнификативное

г) структурное

11. … функция слова позволяет ему участвовать в формировании и выражении понятий.

а) денотативная

б) сигнификативная

в) структурная

12. … слова отражает общие и одновременной существенные признаки предмета, познанные в

общественной практике людей.

а) понятие

б) значение

13. … слова обозначают предметы опосредованно.

а) заместители

б) междометные

в) местоименные

г) служебные

14. Устаревшие слова, обозначающие реалии и понятия прежних эпох, вышедшие в настоящее

время из быта, жизни народа - ….

а) архаимзы

б) окказионализмы

в) историзмы

15. Определите синонимы в примерах:

а) невежа - невежда

б) работа - труд

в) прилив - отлив

16. Определите паронимы:

а) симпатия - антипатия

б) высокий - длинный

в) эффектно- эффективно

17. Укажите доминанту в синонимическом ряду:

а) подсунуть

б) подложить

в) подкинуть

г) подметнуть

д) подбросить

18. Укажите лишнее слово в лексико-семантической группировке слов:

а) бифштекс

б) ромштекс

в) уха

г) салатница

д) гранат

19. Определите среди узкоспециальных терминов слово, понятное всем носителям языка:

а) орфоэпия

б) монофтонг

в) омограф

г) письмо

д) морфема

20. Фразеологический оборот: вылететь в трубу, является ….

а) сращением

б) сочетанием

в) единством

 

 

ТЕСТ 8

Грамматика языка. Морфемика. Словообразование

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Морфема - … единица языка

а) строевая

б) коммуникативная

в) номинативная

2. Морфема - … единица языка.

а) односторонняя

б) двусторонняя

в) многосторонняя

3. Конкретный фонетический вариант морфемы - ….

а) морфа

б) сема

4. … - семантическая сторона морфемы.

а) план содержания

б) план выражения

5. … - полисемное окончание.

а) флексия

б) суффикс

6. Общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо - ….

а) постфикс

б) префикс

в) корень

г) основа

7. Повтор тех или иных отрезков морфем в рамках слов или повтор целых словоформ называют ….

а) многоморфемностью

б) редупликацией

8. … выражает и лексическое, и грамматическое значение слова.

а) корень

б) аффикс

в) основа

9. … имеют только грамматическое значение.

а) корни

б) аффиксы

в) основы

10. Суффикс л в слове делал является ….

а) формообразующим

б) словообразующим

11. Суффикс л в слове дело является ….

а) формообразующим

б) словообразующим

12. Существительное учительница состоит из … морфем.

а) 5

б) 4

в) 3

13. В словах няня, баба, мама, динь-динь редупликация является ….

а) полной

б) частичной

14. В слове мало-мальски редупликация является ….

а) полной

б) частичной

15. Термин форма слова и само понятие были введены в лингвистику ….

а) Московской лингвистической школой

б) Казанской лингвистической школой

в) Пражской лингвистической школой

16. Основатель Московской лингвистической школы является ….

а) Бодуэн де Куртене

б) Ф.Ф.Фортунатов

в) А.Х. Востоков

17. … формой слова называют синтез основы и аффикса: стол-а.

а) простой

б) составной

18. В составной форме слова компоненты, составляющие единое целое, представлены линейно,

разорвано, ее называют …

а) синтетической формой слова

б) аналитической формой слова

19. … формы слов делятся по способу присоедения аффиксов: флектирование и

агглютинирование.

а) синтетические

б) аналитические

20. При … способе аффиксы точно соединяются с основой, так что при выражении разных грамматических значений происходит видоизменение основы и замена аффиксов, например,

моет, моют.

а) флективном

б) агглютинативном

 

ТЕСТ 9

Морфология языка

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Морфология обладает следующими двумя разделами (укажите лишний):

а) учение о частях речи

б) словообразование

в) синтаксис

2. … грамматика изучает всесторонне все единицы и категории грамматического строя языка, выявляет его системные характеристики и законы функционирования и развития.

а) практическая

б) теоретическая

3. … грамматика опирается на лингвистическую, философскую, психологическую, педагогическую, методологическую теории.

а) практическая

б) теоретическая

4. Грамматические категории подразделяются на два типа (укажите лишний):

а) словообразовательные

б) морфологические

в) синтаксические

5. Признаки частей речи (укажите лишний):

а) синтаксический

б) словообразовательный

в) словоизменительный

г) морфологический

д) семантический

6. … признак частей речи – это инвентарь словоформ, парадигм, система категорий и разрядов.

а) семантический

б) морфологический

в) синтаксический

7. (Имя) … - одна из самых больших групп внутри класса знаменательных слов.

а) прилагательное

б) глагол

в) существительное

г) наречие

8. Основными грамматическими категориями глагола являются (укажите лишнюю):

а) время

б) залог

в) число

г) вид

д) наклонение

9. Категория … выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, к действительности, а в ряде случаев – отношение к воле и желанию.

а) вида

б) наклонения

в) залога

10. Категория … выражает в формах глагола разные типы отношения между членами

предложения и реальными участниками.

а) времени

б) наклонения

в) залога

г) вида

11. Для … характерно отсутствие каких-либо грамматических категорий и, соответственно, форм

словоизменения.

а) прилагательного

б) местоимения

в) наречия

12. … отличаются от других частей речи тем, что они только указывают на другие слова в

конкретных условиях речи.

а) местоимения

б) междометия

в) наречия

г) числительные

13. Определите, к какой части речи относится слово фламинго:

а) наречие

б) прилагательное

в) существительное

14. Определите, к какой части речи относится слово всякий:

а) существительное

б) числительное

в) наречие

г) местоимение

д) прилагаетльное

15. Определите, к какой части речи относятся слова ужас!, батюшки!:

а) существительное

б) наречие

в) местоимение

г) междометие

д) предлог

16. Определите, к какой части речи относится словосочетание (слово) боже мой!

а) местоимение

б) существительное

в) междометие

г) частица

д) предлог

17. Определите род имени существительного в словах обжора, бродяга:

а) женский

б) мужской

в) средний

18. К именным частям речи русского языка относятся части речи (укажите лишнюю):

а) существительное

б) местоимение

в) наречие

г) числительное

д) прилагательное

19. Укажите слово, у которого невозможно образовать форму множественного числа:

а) окно

б) ночь

в) тоска

г) ельник

д) седина

20. К служебным частям речи относятся (укажите лишнюю часть речи):

а) союзы

б) предлоги

в) местоимения

г) связки

д) частицы

 

 

ТЕСТ 10

Синтаксис языка

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Согласование, управление, примыкание – это … синтаксической связи словосочетания (предложения).

Date: 2015-10-18; view: 1990; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию