Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологическая (морфологическая) классификация языков народов мира





Эта классификация заключается в выявлении основных типов грамматического строя языка. Тип языка определяется по словоизменению, словообразованию и синтаксису. По этой классификации языки народов мира подразделяются на:

1) флективные

2) агглютинативные (агглютинирующие)

3) изолирующие (корневые)

4) инкорпорирующие (полисинтетические)

Флективные языки в таких языках флексия  устойчивый и существенный признак морфологической структуры слова. К этим языкам относятся индоевропейские, семито-хамитские языки.

Агглютинативные языки  тюркские, финно-угорские, монгольские, японский язык. Агглютинация (склеивание)  приклеивание к основе-корню особых аффиксов словообразующих и словоизменяющих.

Изолирующие языки (корневые)

Долгое время эти языки называли аморфными, предполагая, что они лишены грамматической (точнее, морфологической) формы. Но оказалось, что аморфных языков вообще не существует. Если языку присущ грамматический строй, то его словам присуща та или иная грамматическая форма, она может лишь быть привычной или непривычной для нас. В этих языках нет аффиксов формообразования, нет грамматического изменения слова, связанного с этими аффиксами, поэтому слово равно основе (корню). Отсюда и название  корневые. Сюда относятся: китайский язык.

Инкорпорирующие языки (полисинтетические)

В состав глагола включается дополнение с аффиксами и другие члены предложения, и получается слово-предложение, потому что морфемы здесь, как правило, однофонемны (односложны). Это языки индейцев Америки, некоторые языки Азии (чукотский, корякский) и др.

В общем и целом, «чистых» языков нет (с точки зрения морфологической классификации). Язык одного типа с течением времени может измениться в язык другого типа, например, современный английский язык, утрачивает признаки и приобретает признаки изолирующего.

Наукой также признается деление всех языков на синтетические и аналитические. Оно не имеет прямого отношения к морфологической классификации.

Синтетизм - это наличие в знаменательных словах таких формальных показателей, которые указывают на связи этих слов. Например, флексия  один из таких показателей.

Аналитизм - это отсутствие показателей связи одного знаменательного слова с другим, поэтому такие слова передают функции показателей связи между словами. Деление на синтетические и аналитические языки также очень условно. Например, принято считать, что в русском языке синтетизм сильнее аналитизма, в английском аналитизм сильнее синтетизма.

Существует ошибочное мнение, что флективным языкам свойственно богатство, прочность, долговечность, а аффиксирующим с самого возникновения недостает живого развития, им свойственны «бедность, скудость, искусственность» (Фр. Шлегель). Но нет отсталых языков, как и отсталых народов.

 

Обязательная литература:

1.Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.: «Высшая школа», 1983. ­– С. 183-188.

2.Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. – С. 250-275.

3.Реформаторский А.А. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1967. – С. 407-464.

4.Гируцкий А.А. Введение в языкознание: Минск: Тетра – Системс, 2005, -С.255-226.

5. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

 

 

4. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

 

4.1.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1.Языкознание как наука о языке. Теоретическое и прикладное языкознание. Язык как особое общественное явление. Язык и мышление. Роль мышления в развитии языка. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика). Язык и «картина мира». Язык в культуре общества.

2. Происхождение языка. Историческое развитие языка. Языки живые и мертвые. Искусственные языки (воляпюк, эсперанто, идо, окциденталь, интерлингва и др.). Перспективы языкового развития человечества. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.

3. Фонетика языка. Фонетическое членение речи. Просодия. Интонация. Ударение. Типы ударений. Фонология (школы).

4. Лексика языка. Пути изменения словарного состава языка. Архаизмы, неологизмы, заимствования. Полисемия и моносемия.

5. Грамматика языка. Объект грамматики. Морфология и синтаксис. Корневые и аффиксальные морфемы. Типы аффиксов. Части речи и их классификация. Учение о предложении. Категория предикативности. Синтаксическая модальность.


6. Сравнительно-исторический метод. Этимология. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков. Научная этимология, ее цель, задачи и возможности. Народная этимология. Глоттохронология. Понятие о языковом союзе.

7. Языки народов мира. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический и др.

4.2. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Что такое язык?

2. История слов в истории общества.

3. Семиотика и ее основные проблемы.

4. Гипотезы о происхождении языка.

5. Тайны мысли и слова.

6. Человек и его язык.

7. Звуки и знаки.

8. Человек и компьютер.

9. Языки народов мира.

10. Социальная лингвистика.

11. Лингвистические парадоксы.

12. Язык: знакомый незнакомец.

13. Портреты языковедов 17-20 веков.

14. Знаки, символы, языки.

15. Искусственные и естественные языки.

16. Как устроен наш язык.

17. Взаимоотношения языка и мышления.

18. Методы изучения и описания языков.

19. Прикладная лингвистика (нейролингвистика, инженерная лингвистика, интерлингвистика).

20. Использование ЭВМ в лингвистических исследованиях.

21. Психолингвистика и ее основные проблемы.

22. Язык и диалекты.

23. Паралингвистика, паракинесика – науки о несловесной передаче информации.

24. Интерлингвистика и проблема искусственного языка.

25. Язык и экстралингвистические явления.

 

Каждый студент выбирает одну из предложенных тем или любую другую по согласованию с ведущим преподавателем.

Не разрешается выбор одной и той же темы студентами, учащимися в одной подгруппе.

Работа (реферат) должен включать три основные части:

1. Введение, в котором указывается цель работы, кратко формулируются главные идеи, рассматриваемые в основной части.

2. Основная часть, в которой подробно рассматриваются основные идеи, приводится иллюстративный материал, делаются обобщения.

3. Заключение, в котором приводится резюме с выводами по рассматриваемой теме.

4. Библиография, где предоставляется не менее 8-10 различных источников.

При работе над рефератом рекомендуется, прежде всего, воспользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, постепенно расширяя список источников. Допускается включение таблиц, графиков схем.

Реферат оценивается по следующим критериям:

- соответствие теме

- глубина проработки материала, правильность и использование источников

- оформление реферата.

 

 

5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

СЕМИНАР 1: Языкознание как наука о языке. Язык. Речь







Date: 2015-10-18; view: 1340; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию