Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критическая масса





Термин "критическая масса" пришел из физики; это минимальная массаделящегося вещества, обеспечивающая возникновение цепной реакции деления.Это как та соломина, что ломает хребет верблюду: как только масса достигаеткритического порога -- немедленно возникает ядерная реакция. Иногда мне приходилось видеть, как люди хватались за эту последнююсоломину, восклицая: "Наверное, эта соломина волшеб- ная; я могу доказать это, она только что переломила хребет моемуверблюду". Но ведь если бы все остальные соломины не были уже нагружены наверблюда, он не заметил бы и последней. Иногда, когда я с кем-либо работаю, я перестраиваю части, заменяюнекоторые страхи, изменяя субмодальности, противостою ограничивающемуубеждению и т.д. Наконец, якорю ресурс и разрушаю якоря. После чего человеквосклицает: "Вот здорово, я так хорошо себя почувствовал!" Затем кто-нибудь в аудитории поднимает руку и спрашивает, почему я необразовал этот ресурсный якорь в самом начале и не пропустил всегоостального. Он же так хорошо действует. А работает он так замечательно потому, что все остальное было уже поднего подведено. То же самое справедливо и для убеждений. Я должен обнаружить убежденияи работать, может быть, с несколькими сразу. Нужно осознавать, что человека может ограничивать не одно убеждение, ацелая система. Обо всем этом необходимо помнить постоянно. Убеждение -- это не рисунок "А", и не набор слов "А", и не чувство "А",а отношения между ними. Это иной уровень мышления. Наша работа с убеждением заключается не только в избавлении от егосодержания, но и в формировании новых взаимоотношений. Люди могут переживать один и тот же опыт, но реагировать на негосовершенно по-разному. ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ Работа с Карлой Давайте исследуем, как обнаруживаются убеждения. Лучше всего проделатьэто в ходе демонстрации с Карлой. Карла сказала, что у нее есть кое-что, над чем она работает. Из этогомогла бы получиться интересная и поучительная демонстрация. Прежде всего мыдолжны постоянно помнить о тех четырех проблемах, которые нас ожидают припоиске убеждений: дымовая завеса, копченая сельдь, приснившиеся рыбы и,наконец, идея критической массы или группы убеждений, в совокупностиобразующих систему. Итак; нам требуется найти тупик. Поиск тупика Р.Д.: Карла, нам вовсе не обязательно знать содержание, но существует"нечто", которое постоянно возвращается и представляется вам болью в голове.Вы пытались что-то предпринять, но, как мне стало известно из ваших слов,вчера, когда вы собирались проделать какие-то упражнения НЛП, оно опятьвернулось, и вам прошлось отступить. Итак, что собой представляют возникающие проблемы или симптомы? К.: У меня в голове возникает боль, похожая на выстрел из пистолета.Она возникает здесь и движется туда. И я не могу от нее избавиться. Р.Д.: Первый вопрос такой: является ли это результатом убеждения илиэто обычная головная боль? Мне почему-то кажется, что для вас это представляет нечто большее, чемпериодическая головная боль. Давно ли это у вас? Может быть, это возниклосовсем недавно? К.: Нет, у меня это случалось и раньше. Это возникает, когда я что-либо"ДОЛЖНА". Р.Д: Когда вы должны что-то сделать? К.: Да, мне нравится это делать,но если я должна это делать, то не знаю, как и подступиться. Р.Д: То, что вы сказали, подводит к некоторым совершенно обычнымвопросам. Это своего рода парадокс: я хочу это сделать, но еще и должен этосделать, и с этого-то все и начинается. Я хотел бы сделать уточнение в терминах выявления причин. Когда мыработаем над какой-либо проблемой, нам необходимо отделить симптомы отпричины. Головная боль -- это симптом. Вопрос в том, что является причинойголовной боли? Многие владеют техникой работы с симптомами, не приспособленной кработе с причинами. Другими словами, вы можете владеть техникой подавленияболи или болеутоляющим лекарством, но если будете игнорировать причину боли,то она непременно вернется. Если кто-то хочет сбросить лишний вес, то лишнийвес -- это всего лишь симптом. Это не причина. То же самое справедливо и для бизнеса, где некоторые проблемы являютсясимптомами, и если вы лишь залатаете симптомы, то коренных, действительно необходимых изменений в системе от этого непроизойдет. В вашем случае симптомом является головная боль, и нам требуетсяустановить, что ее вызывает. И далее: связано ли это с убеждением? И еслида, то с каким именно убеждением? Единственное ли оно? Итак, есть ощущение, как будто кто-то стреляет в голове из пистолета. Она сказала об этом буквально так: "Как будто у меня в голове стреляетпистолет" -- и показала это жестом левой руки. (Обращаясь к Карле): Что же это такое? Может быть, какая-то ваша частьудерживает вас от продвижения вперед? К.: Нет, мне так не кажется. Р.Д.:Откуда же стреляет этот пистолет? К.: Если я не целюсь в себя, значит, яцелюсь в других. Р.Д.: Это интересное заявление. Мне кажется, это похоже начрезмерную реакцию всего лишь на ощущение того, что вы должны что-тосделать. Мы обнаружили сейчас реакцию, которая кажется неподходящей к вопросу,который, похоже, здесь кроется. Давайте будем двигаться в этом направлении.Это нечто, что существует уже на протяжении некоторого времени. Мы располагаем интересным убеждением, что если я не направляю эту больили этот пистолет на себя, то должна направить ее на кого-то еще. Это,бесспорно, следует расценивать как убеждение. Но возникает ощущение, что это не все убеждение, должно быть что-тоеще. Как говорил Фрейд: "Убеждение повторяет историю своего собственногопроисхождения". И я полагаю, что одна из наилучших стратегий, которые можноприменить на данном этапе, -- выяснить происхождение всего этого. Как мы собираемся это делать? Как я сказал, первое, что нам необходимополучить, -- это тупик. Поэтому я прежде всего собираюсь проследить за этим"нечто" вплоть до первоисточника, но мне еще нужно определить, что женеобходимо прослеживать прежде всего. Собираюсь ли я проследить до первоисточника "боль ", или ее "должен ",или же убеждение о том, что "если я не навлеку это на себя, то непременнодолжна навлечь на других"? Прежде чем перейти к этой стадии, я собираюсь отвлечься на время изаняться поиском тупика. (Обращаясь к Карле): Когда возникает это ощущение или боль, у вас,наверное, есть и множество ресурсов. Вы знаете, что не должны делать того,чего вам не хочется. По логике, вы знаете, что не должны, К.: Здесь нет логики. Если бы я могла прийти к этому по логике, то ятак бы и поступила, потому что мне действительно нравится то, что я делаю. Р.Д: Почему же вы попросту не отбросите головную боль, асоответственно, и "пистолет"? К.: Потому что у меня в голове как будто засел крючок, и каждый раз,когда я хочу сделать то, что мне нравится, кто-то начинает его тянуть. Какбудто кто-то тянет меня назад. Р.Д: А теперь вслушайтесь: "Каждый раз, когда я хочу сделать что-либо,что мне нравится, кто-то меня тянет назад". Для многих людей это вполнеобычная проблема. Сам факт, что я хочу это сделать, заставляет срабатыватьто, что пытается меня удержать. А не давали ли вы ему возможность сработать? Пытались ли вы вообщечто-нибудь сделать? К.: Когда я хочу добраться до того, чем хотела бы заняться, я закрываюглаза и становлюсь такой маленькой, какой только могу, чтобы никто незаметил, как я ускользаю. Но эта штука такая хитрая, что всегда меняперехватывает и возвращает назад. Р.Д: Вы заметили, что она говорит об "этой штуке". Если мы задумаемсяоб идентичности, то из того, что она говорит, следует присутствие в ней ещеодной, другой личности. Того самого "нечто". К.: Или мне приходится вести себя очень тихо, чтобы можно былопритворяться, что я вовсе не занимаюсь тем, что мне нравится делать. Этопроисходит главным образом из-за того, что я работаю в театре и ставлюдетские спектакли. Я могу только обращаться и прислушиваться к своейинтуиции и просто делать то, что она мне подсказывает. Но не могу нипринимать решения, ни думать о том, чтобы это сделать. Я не могу отойтиназад, чтобы все обдумать и решить, как и что нужно делать. Р.Д: Давайте рассмотрим это на поведенческом примере. На чем-нибудь,что вам хотелось бы сделать. К.: Я люблю пение. Р.Д: Что бы вы хотели спеть? К.: Ну, это не совсем песня, а просто звуки. Р.Д: А могли бы вы спеть прямо сейчас? К.: Да, могу, но ничего, кроме звуков. Я все это могу делать. Я знаю,что к этому у меня есть все способности, но я не могу ничего осуществить. Р.Д.: А что будет, если я попрошу вас продолжать и сделать это прямосейчас? К.: Я бы могла, но мне было бы страшно. Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): То, чего я добиваюсь, это создать тупик,продвигаясь все дальше и дальше вперед. (Обращаясь к Карле): Ну же, сделайте следующий шаг! Вы говорите, что когда хотите сделать, что вам нравится, то не можете,из-за того, что в вас сидит этот крючок. Вот я и хочу увидеть этот крючок. Яне хочу преследовать копченую сельдь. Поэтому давайте сейчас определимчто-нибудь, что по-настоящему нравится делать. К.: Я могу делать что-то спонтанно, но обдумывать и делать спокойно, --на это я совершенно неспособна. Р.Д.: Давайте-ка разберемся. Это весьма интересный парадокс, потому чтовсе ограничивается обдумыванием, но не выполнением. И это иногда вводитлюдей в заблуждение. Проблема заключается не в самом поступке. Если вы попытаетесь найти какой-либо конкретный поступок, то онаскажет: "Это нетрудно, я могу это сделать". То, что вы слышите вначале,означает, что на уровне результата она, вероятно, может всего добиться. Онаговорит: "Когда я делаю это для себя, вот тогда и возникают затруднения". Для меня это означает, что все происходит в большей мере на уровнеидентичности. Это обдумывание того, "что я хочу делать и чего мне быхотелось". Поэтому я и предлагаю вам подумать прямо сейчас: чего бы вамхотелось для себя. К.: Что делать или кем быть? Р.Д.: Кем быть. К.: Кем бы я хотела быть? Я бы хотела обладать хорошей внутреннеймодуляцией, чтобы слышать ритмы и звуки. Впускать их из внешнего мира,играть с ними в себе и возвращать опять во внешний мир, но уже в ином виде,делиться ими с другими, обучать им других. Р.Д.: Я вижу, что вы можете об этом думать и не похоже, что этовызывает у вас какие-либо опасения. К.: Нет, я всегда испытываю от этого большую радость. Р.Д.: В таком случае, в чем же трудность? К.: Я не могу! Я не знаю. Я не знаю, что это!.. Р.Д.: И это происходит прямо сейчас? К.: Что именно? Р.Д.: Это затруднение! ДГ.: Мне чего-то здесь не хватает. Может быть, я не готова взять насебя ответственность за то, кем хочу быть. Р.Д: Повторим еще раз, чтобы определиться, где мы пытаемся выяснить,откуда берутся симптомы и каким образом они становятся тупиком. Это не такпросто определить, поскольку все не происходит непосредственно на уровнеповедения. Это не то, что: "Я хочу так себя вести и могу этого добиться".Скорее: "Если я и хочу собраться это сделать, то не могу". Я знаю множестволюдей, обладающих огромной поведенческой компетентностью. Они со многимвполне справляются, но, по их убеждению, не достаточно хорошо. Разумеется,никто не воспринимает этого всерьез, потому что все недоумевают, какие же, всамом деле, у этого человека могут быть затруднения? Они со всем справляются, но вопрос не в этом, а в том, что происходит всамом человеке. Я слышу от Карлы буквально следующее: "Я могу это делать,если не несу за это ответственности, но если беру на себя ответственность, яне могу этого делать". (Обращаясь к Карле): Вы можете взять на себя ответственность. К.: Когда мне требуется принять на себя ответственность, я не могуэтого сделать. Я не знаю, как сделать, и не могу отделаться от своего "ядолжна". Я не могу обратить это себе на пользу, потому что позднее все равнотеряю все преимущества до, во время и после всего этого. Р.Д: Думаю, что мы подходим вплотную к тупику. У нее и некоторые жестыи тон голоса те, что уже были раньше. Похоже, что мы обнаружили некийпаттерн. Этим-то я и хочу заняться. Линия времени, ассоциированная со временем: включенное время (Роберт собирается далее использовать два разных голоса: свой обычныйголос, когда будет обращаться к аудитории, и мягкий, очень медленный,гипнотический голос, -- говоря с Карлой.) Р.Д: Карла, я бы хотел, чтобы вы представили, что перед вами, прямо наполу проходит линия. Это ваша линия времени. Слева находится прошлое, справа -- будущее, то есть то, куда бы вамхотелось направиться, а слева то, что уже произошло. Вы находитесь здесь, внастоящем, и здесь же у вас имеется это нечто, что "высасывает" часть вашейидентичности. Сейчас я собираюсь попросить вас чуть позже встать на эту воображаемуюлинию, обратившись лицом в будущее, а кроме того, чтобы вы наложилиосознание этого "высасывания " из вас, на этот "пистолет ". Затем начнитедвигаться вдоль линии в обратном направлении. И сознательно или нет, отмечайте про себя, какие события в вашей жизниассоциируются с этим ощущением. Я бы хотел, чтобы, двигаясь в обратном течению жизни направлении, выобнаружили события или группы событий, когда впервые началось это"высасывание". И когда вы наступите на эту линию, я хочу, чтобы вы полностьюассоциировались со своим опытом. (Обращаясь к аудитории): Другими словами, имеются два основных видавосприятия времени: сквозь время и во времени. Сквозь время -- это когда высмотрите на свою жизнь со стороны диссоциированно. Я могу находиться снаружии смотреть на события прошлого, на будущее или войти во время и зановопережить какой-либо конкретный опыт. (Обращаясь к Карле): Я хочу попросить вас встать на эту линию и, помере того как будете продвигаться назад, заново пережить события своей жизнидо тех пор, пока не обнаружите наиболее ранний опыт, ассоциированный с этим"всасыванием" того, кто вы есть. (Карла встает на линию времени и начинает двигаться назад.) Р.Д.: Вы можете закрыть глаза. Вот это настоящее, то, что сейчас. Когдавы становитесь сюда, будущее будет впереди, а прошлое -- за вами. Послеэтого начинайте медленно идти в свое прошлое. Каждый шаг будет вести вассквозь события вашей жизни, связанные воедино данной нитью, этим пистолетом, этим "высасыванием".Как только вам встретится любое событие, имеющее значение в этом смысле, вамнужно остановиться и отметить его...и оказаться в нем. (Обращаясь к аудитории); А теперь я хочу попросить вас всех внимательнонаблюдать за физиологическими изменениями. (Обращаясь к Карле): Продолжайте непрерывно двигаться назад во времени,с каждым шагом все приближаясь к тому случаю. К.: Я не знаю. Я не имею права знать. Р.Д: (Обращаясь к аудитории): Вот мы уже имеем одно убеждение: "Я неимею права знать". К.: Я не имею права сказать, что знаю. Р.Д.: Заметьте, что это уже что-то другое. Между прочим, вы заметили,где присутствовали ее ключи доступа? Каждый раз, когда она задумывалась опроблеме, ее глаза были опущены влево вниз (внутренний диалог). К.: В любом случае, я никогда не смогу знать, потому что мне это непозволено. Если я знаю, то совершаю предательство и не знаю, что я делаю нетак. Я делаю вид, что ничего не знаю. Р.Д.: Я хочу попросить вас продолжать двигаться назад, но при этом небудучи обязанной знать, вы должны вернуться к этому. К.: Я ничего не должна делать (заметно вздрагивая). Мне страшно. Р.Д.: Я бы хотел, чтобы вы отметили это чувство, и знали, что оновполне нормально. Продолжайте и далее отмечать, что происходит. Я бы хотел,чтобы вы отступили на шаг назад прежде, чем это успеет произойти. К.: Мне нужно кое через что перепрыгнуть. Р.Д.: Ну что ж, хорошо. Тогда прыгайте. (Карла перепрыгивает через воображаемое препятствие.) Ну, а теперь вы снова там, где это еще не произошло. К.: Но я по-прежнему вижу, как оно приближается. Р.Д.: Хорошо. А теперь отступите, прежде чем оно вас настигнет, или,скорее, даже наблюдайте, как оно удаляется в будущее в том направлении.Итак, оно удаляется в будущее, находясь все время впереди вас. Вы стоитетам, где это событие еще не произошло, глядите на него, и оно удаляется вбудущее. К.: Получается, что мне придется уйти туда, где я еще не родилась,получается, что это произошло сразу же после того, как я родилась. Р.Д.: Тогда давайте сделаем шаг туда, где вы еще не родились. К.: Тогда бы я была свободна. (Смех облегчения в аудитории). (Карла смеется.) Мне нужно выйти из своей матери. Р.Д.: Теперь, уже оттуда, вы можете взглянуть на это событие, котороепроизойдет, но вы уже за его пределами, где это еще не произошло. К.: Когда я сделала шаг в сторону, моя головная боль удалилась прочь, исейчас, когда мне приходится видеть ее далеко впереди себя, чтобы от нееизбавиться, она повторяет: "Нет, нет." Она удаляется, и я чувствуюосвобождение. Но теперь, когда мне опять приходится ее видеть, онанемедленно возвращается. Р.Д.: Хорошо. Прежде всего остановитесь на какое-то время иосвободитесь от "этого". Отступите назад и не глядите на это событие. К.: Но оно возвращается. Я не знаю, как его избежать. Это похоже на то,когда я пытаюсь незаметно ускользнуть и что-то создать, чтобы никому не былоизвестно. Как только я вспоминаю об этом, оно возвращается. Р.Д.: Во-первых, я только хочу, чтобы вы встали там, где будете от негона время свободны. Может быть, вам нужно отступить еще дальше? К.: Поскольку вы это сказали, это все знают. Поэтому оно возвращается инастигает меня. Оно настигает меня даже в темноте. Р.Д.: Я хочу, чтобы вы отступили в такое место, где оно не может васнастичь, куда не может добраться. Думайте об этом оттуда, где вы находитесь,глядя на это место в будущем на своей линии времени: это событие еще непроизошло. Оно даже и не должно произойти. К.: Я не могу этого сделать, потому что оно увлекает меня туда. Я быхотела это сделать, но я не знаю как. Р.Д.: Какое убеждение вам будет необходимо для того, чтобы быть всостоянии это сделать? Какое убеждение необходимо, чтобы освободиться? К.: Мне нужно иметь право быть самой собой, этого достаточно. Р.Д.: (Обращаясь к аудитории) Это определенно убеждение обидентичности, о собственной значимости. (Один из трех типов затруднений,касающихся убеждений, состоит именно в вашей уверенности в том, что вы этогонедостойны, что вы этого не заслуживаете.) К.: Что я не должна расплачиваться за кого-то или за всех. Р.Д.: "Я имею право быть сама собой". Я хочу выяснить, имели ли выправо быть собой здесь, до того, как все это случилось. К.: Да, имела, но у меня есть ощущение, что это "нечто" настолькоумнее, что всегда будет оказываться позади меня. Или же мне придетсянепрерывно бежать вперед все быстрее и быстрее, а оно повсюду будетследовать за мной. Р.Д: А что произошло бы, если бы вы имели право быть тем, что вы есть? К.: Я бы обернулась и избавилась от этого "нечто". Р.Д;. А можете выбуквально "обернуться" на своей линии времени и избавиться от "нечто",следующего за вами? (Поворачивает Карлу лицом к опыту до момента рождения на линиивремени.) К.: Внутри все начинает успокаиваться. Оно по-прежнему причиняет боль,но я с ней уже справляюсь. Р.Д; Сейчас вы обращены в том направлении, где ваша жизнь еще неначалась; "нечто "находится позади вас. Когда вы оглядываетесь назад в этомнаправлении на это событие, можете ли видеть: "Да, я имею право быть тем,что я есть "? К.: Как только появляется свет, я оказываюсь как бы в серединесэндвича, и как только у меня появляется доступ к чему-нибудь, оно этоубивает. У меня такое ощущение, что мне хотелось бы сделать то, что вы меняпросите; я хочу выбраться из этого, но обложена со всех сторон. Это "нечто"гораздо умнее вас! (Смех в аудитории). Р.Д; Ну, это мы еще посмотрим. Я люблю, когда мне бросают вызов. Думаю,что мы наконец обнаружили тупик! Во-первых, сойдите, пожалуйста, нанекоторое время с этой линии. "Нечто" еще не знает, на что я способен! Япока еще и не начинал ничего с ним делать. Мы занимались поиском тупика. Это классический пример убеждения, и вы сами можете видеть, как оноработает. Я хотел, чтобы вы добрались до тупика. То, что вы чувствуете иописываете, и есть тупик. К.: На меня это находит со всех сторон. Р.Д; Это не имеет ничего общего с поведением. Я имею в виду, что всеэти ощущения и мысли не имеют ничего общего с той реальностью, какую мызнаем. К.: Я постоянно попадаю в ловушку, независимо от времени, где янахожусь. Р.Д.: Но что это? Для меня то, что здесь происходит, является хорошим примером убеждения,связанного с идентичностью. Это может даже не иметь ничего общего сконкретным миром внешней действительности, ибо это относится к вашемувнутреннему миру.









Date: 2015-10-18; view: 376; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию