Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарий к упражнению
Данный процесс имеет отношение к обратной связи. При творческом подходелюди способны справиться с просто невообразимыми вещами. Я предлагаю вамрассматривать это как обратную связь, как возможность что-то предпринять илииспытать себя в чем-то, а не заявлять: "У меня ничего не получилось, что-тоздесь не так". Помните, что кроме убеждений о способностях, существуют убеждения и одругих категориях. Вы можете обнаружить такие убеждения даже при выполненииданного упражнения. Это не панацея, не универсальное средство для решениявсех проблем. Это всего лишь начало. Это все равно что учиться на иллюзиониста. Одно дело спрятать вцилиндре кролика и совсем другое -- слона: это потребует гораздо большевремени. Сейчас мы начинаем практиковаться на кроликах, но к завершениюкурса должны уметь не хуже проделывать фокусы со слонами, если не сбегемотами! Вопрос: В какой ситуации вы якорите и когда? Ответ: Когда человек думает о положительном эталоне и я вижу, что ондостиг состояния уверенности. И далее, когда я перемещаю свою цель в новоеположение, чтобы новой молекуле было легче собраться в одно целое, этотякорь становится цементирующим ее компонентом. Следует ясно осознавать, что в данном процессе происходят две вещи: выприменяете ресурсную стратегию человека и также перестраиваете даннуюмолекулу. Я надеюсь, что некоторые из вас воспримут это как своего рода вызовсебе. Но я более чем уверен, что вы сумеете это осуществить, научившись приэтом еще чему-то новому, и начнете сводить эти процессы воедино, так что водно и то же время будете применять несколько различных навыков. Вопрос: Там был только один якорь? У нас возникло ощущение, что былосразу несколько. Ответ: Я всегда пользуюсь якорями. Когда Линда впервые задумалась оботрицательном опыте, я заякорил его, чтобы мне потом было легче к немувозвращаться. Если хотите, то в конце вы можете их разрушить. Я пользуюсьими в такой степени бессознательно, что, даже просто во время перерыва накофе стоя рядом с кем-то, испытывающим хорошее чувство, я якорю себя. Но опять же, хочу, чтобы вы выработали у себя гибкие представления обовсем этом. Пользуйтесь всем, что помогает. В данном упражнении в отдельных местах вы можете пользоватьсясубмодальностями. Относитесь к этому следующим образом: данный метод, как илюбой другой, -- это остов. То, что облекает остов плотью и вдыхает в негожизнь, -- это вы сами. Есть какие-то вещи, которые вы сможете проделыватьвесьма просто, лишь в силу того, чем сами являетесь, как порой контактглазами с данным человеком будет иметь гораздо большее значение, чем любойиз этапов данного метода. Именно ваша сущность и будет проделывать эту работу. Никогда не бойтесьобратиться к интуиции, если необходимо заставить что-то работать. Вопрос: Я не понимаю, почему необходима связь между воспоминаниями ицелью. Ответ: Потому что, если эти воспоминания не имеют ничего общего срезультатом, то не будет непрерывности, не будет поддержки. Люди могутсказать: "Да, это мой результат, но он не подходит ни подо что, чем якогда-либо занимался в жизни". И в дальнейшем между ними возникнет конфликт.Необходимо следить, чтобы эти вещи согласовывались друг с другом. Еслиполученный вами результат никак с вами не вяжется, следует заняться имвплотную. Вопрос: Что это означает в терминах субмодальностей? Ответ: Так или иначе, вы ощутите данную связь, даже если вы простовидите цвет, или линию, соединяющую данные опыты, или просто испытываетеощущение, что они подходят друг другу. Здесь важно, чтобы при этомобразовывался гештальт, чтобы мой результат хорошо вписывался в мой опыт.Если у вас возникнет такое ощущение, то этого достаточно. Вначале лучше всего попрактиковаться в группе из трех человек.Выясните, что происходит в вас самих при прохождении через данный процесс.Поменяйтесь ролями, когда проделаете это с каждым. Приведем далее краткое описание всего процесса. 51 Неудачу -- в стратегию обратной связи 1. Определите проблемное отношение или убеждение. а) Пронаблюдайте за мимико-физиологическими проявлениями и положениемглаз, ассоциированными с данным убеждением. б) Выясните, что происходит внутри каждой из репрезентативных систем(VAK) при данном убеждении. 2. Разделите "синестезию" VAK, помещая каждую чувственную репрезентациюв позицию, определяемую "соответствующим" ей в НЛП положением глаз. 3. Посмотрите вправо и вверх (в направлении визуальногосконструированного) и представьте желаемую цель/позицию/убеждение. а) Проверьте коммуникацию (положительное намерение) испытываемогочувства (самого по себе) и речи (самой по себе) относительно желаемой цели,в сопоставлении с прошлыми воспоминаниями. 4. Взгляните на картины воспоминаний, ассоциируемых с убеждением, ипостройте более реалистичную перспективу всей ситуации в целом, смешиваяположительные воспоминания с проблемными так, чтобы они размещались на вашейлинии времени в нужной временной последовательности. а) Посмотрите, как ранее отрицательные воспоминания способны сейчасобеспечить положительную обратную связь, ведущую прямо к желаемой цели. б) Возможно, вам потребуется что-либо изменить или добавить к желаемойцели, в зависимости от того, что вы узнали из этих воспоминаний. в) Убедитесь, что видите шаги, способные связать воспоминания сположительной целью. 5. Выявите положительный, ресурсосодержащий эталонный опыт; напримерчто-нибудь, что непременно будет осуществлено вами в будущем. а) Заякорите данный опыт. 6. Добейтесь полного совпадения субмодальных качеств VAK желаемой цели с теми же качествами положительного эталонного опыта. а) Для содействия данному процессу включите якорь позитивногоэталонного опыта.
Вопросы в конце упражнения
А сейчас я хотел бы выяснить, какого рода вопросы, сообщения,комментарии появились после упражнения. Вопрос: Моя пациентка была очень аудиальной, и если бы я прислушивалсяк себе -- а я скорее визуально ориентирован, -- то попытался бы склонить еек работе в зрительном ключе. Но процесс визуализации и вообще все, чтосвязано с визуализацией, дается ей значительно труднее. Мы все же попыталисьпроторить тропу через звуки, но это заняло больше времени. Я постоянноколебался между желанием следовать то за ней, то за вами. Ответ: Как вы думаете, что бы я порекомендовал? Я ответил бы: следуйтеза ней. Следовать за мной -- значит следовать за ней. НЛП было создано длятого, чтобы помогать пациентам, а не для того, чтобы пациентыприспосабливались к НЛП. И я хотел бы вас поздравить с тем, что вы этопоняли. И очень важно, что вы заметили, что требуется вашей пациентке. Думаю, вы и сами себя должны с этим поздравить. Что касается установления результатов или целей, визуальная не являетсяединственной системой. Я имею обыкновение начинать со зрения, посколькупереход к гештальту со зрением значительно легче, но это, разумеется, неединственный путь. Вы можете слышать голос, который содержит в себе всеголоса, и возможно, не станете отрицать, что бывают случаи, когда выговорите голосом, в котором звучат все голоса. Вы даже можете расслышать внем более глубокий отзвук всего себя. Может возникнуть другой вопрос: насколько все-таки ясным должно бытьвидение -- или же репрезентация результата, если она не является зрительной.Когда люди намечают цели и результаты, то, как правило, говорят о поступках.Таким образом, если вы собираетесь создать картину результата, то создаетекартину поступков. Но каким же образом вы представляете результат на уровне идентичности?Я могу вдруг обнаружить, что это не поведенческая "цель". Личность не основывается на какой-либо особой цели или на каком-либоконкретном результате. На уровне идентичности вы обладаете чем-то, что можно назвать миссией, а не каким-либо особым результатом. И очень часто тот, кто работает с вопросом идентичности, не сможетуказать какой-либо особой цели, поскольку она к этому вопросу никакогоотношения не имеет. Миссия может заключать в себе множество целей. И в отношении вашегоконкретного вопроса, никакой особой картины может не быть. Это главнымобразом направление. Но как бы то ни было, это гораздо более мощный уровень нашейдеятельности. Иногда в компаниях возникают споры относительно ее целей, при этомучастники спора не отдают себе отчета, что вопрос заключается вовсе не вэтом. Если у организации нет миссии, легко возникают споры о целях. Целивозникают из миссии. Миссия является совершенно иным уровнем процесса. Она в большей степеникасается ценностей и критериев, чем каких-либо практических и конкретныхрезультатов. И если конкретная цель вступает в противоречие с миссией, каквы думаете, что придется отбросить? Вопрос: Когда вы говорите "миссия", возможно ли иметь о нейпредставление, если, например, вы не верите в Бога? (Легкий смех в аудитории.) Р. Д.: Это хороший вопрос. Я не знаю. Все зависит от того, что вы подразумеваете под Богом. Этоочень интересная тема, и я хочу уделить ей внимание. Я изменяю или воздействую на свое внешнее окружение через своеповедение. Чтобы изменить свое поведение, я должен перейти на вышестоящийуровень -- на уровень способностей. Я не могу ни по-настоящему понять, ни изменить свое поведение, пока неокажусь над ним. Уровень поведения является как бы кукловодом, управляющим марионеткой. Для того чтобы изменить какую-либо способность, я должен быть на одинуровень выше ее -- на уровне убеждений. А для того чтобы изменить убеждение, выйти за пределы своих убеждений,получив возможность по-настоящему хорошо их увидеть и изменить, я должендействовать с позиций идентичности. Поэтому вопрос состоит в следующем: если я начинаю изменятьидентичность, свою миссию и при этом должен находиться на следующем от нееуровне, что это будет за уровень? Это не идентичность. Это уже не относится к моему "эго", это шире, чеммоя миссия, это уже подразумевает, что я являюсь членом более широкойсистемы. Полагаю, это духовный уровень. Поэтому я и говорю: все зависит от того, что вы подразумеваете подБогом. Когда вы пытаетесь определить свою миссию или больше не уверены, чем насамом деле являетесь, следует задать вопросы, относящиеся к данному"духовному" уровню. Я не считаю, что он обязательно должен отвечать какой-либо из существующих религиозныхдогм, но он действует на очень глубинном уровне. Это тот вопрос, на которыйкаждый должен ответить сам, чтобы справиться с проблемой миссии. Не думаю, что у человека, страдающего неизлечимым недугом, естькакая-либо возможность осуществить требуемые ему переме-ны до тех пор, покаон не сумеет перенестись на этот уровень, чтобы обрести смысл жизни истремление жить. Мне представляется весьма интересным совпадением, что вмедицине исчезновение проявлений угрожающего заболевания называется"ре-миссией". А кроме того, оставляя болезни в стороне, я полагаю, что люди, ставшиевсемирно известными гениями, -- это те, кто сумел подняться в своейдеятельности на этот духовный уровень. Их труды не затрагивают их самих.Моцарт говорил, что его произведения исходят не из него. И независимо оттого, как вы это воспринимаете, он хотел сказать, что музыка не являетсяпорождением его собственного "это" или идентичности. Его гармония былавыражением чего-то, стоящего вне конкретной личности или убеждений. Моцартзаявил: "Я постоянно ищу две ноты, которые влюблены друг в друга". Если идентичность подразумевает миссию, то духовность, на мой взгляд,-- нечто вроде "транс-миссии" (в обоих значениях данного термина, то есть ито, что передается и получается обратно, и то, что проходит сквозь множествомиссий.) То же самое справедливо и для такого человека, как Альберт Эйнштейн. Освоей деятельности в области физики Эйнштейн сказал: "Меня не интересует нисветовой спектр, ни сколько весит эта молекула, ни каково строение данногоконкретного атома. Я хочу знать помыслы Божьи. Все остальное -- детали". Мне не кажется, что данное заявление исполнено самомнения. Оно о том,что собой представляла его миссия. Он не сказал: "Я хочу совершить переворотв физике и этим прославиться" или "Я собираюсь доказать этим тупицам, чтомои идеи справедливы". Он сказал: "Господь являет себя в гармонии всего сущего". И физика былаего богоискательством. Бог был для него в свойствах и взаимосвязях вещей, наполняющихвселенную. Поэтому-то я считаю весьма важным то, что вас интересует, "какимобразом можно пытаться ответить на вопросы, касающиеся миссии, никак незатрагивая тему Бога?" Я с вами полностью согласен, и ничего смешного здесь нет. Я полагаю, что важна вся данная совокупность уровней. Некоторые людиспособны воздействовать на мир своими поступками. Другие -- влиянием,оказываемым на убеждения других людей. Некоторые могут воздействовать на мир только благодаря идентичности, тоесть за счет того, кем они номинально являются. По-настоящему же выдающимисяличностями являются те, кто воздействует не только на внешнее окружение иповседневные поступ- ки, способности, знания или образ мышления, на наши убеждения или нанас как личность, но также и на наш духовный уровень. Чем большее числоуровней подвержено влиянию, тем сильнее общее воздействие. Когда мы занимаемся вопросами изменения отдельной личности, организацииили семьи, то иногда проблема заключается в поведении, иногда -- вубеждении, а иногда она пересекает сразу несколько этих уровней. Мне приходилось встречать людей, чью позицию в отношении НЛП можноохарактеризовать не иначе как ожидание чудес: "Если вам не удалось сделатьэто за двадцать минут, значит, что-то вы делали не так". Могу сказать одно: когда я работал со своей матерью, помогая ейпобедить рак, я и тогда не пользовался никакими быстрыми изощреннымиуловками и не собираюсь пользоваться никакими уловками, с кем бы мне нипрошлось работать. Вопрос заключается в следующем: "Каким образом я смогу включить все этиуровни в проделываемую мной работу?" Полагаю, что, выполняя это упражнение, некоторые обнаружили, что, начавс убеждения о способности, закончили на более глубинном уровне. Когда вы разрушаете молекулу, окружающую чувство неудачи, то по мереудаления всех наслоений, обнаруживаете, что это не только убеждение оспособности. Вы внезапно выясняете, что, возможно, это переходит в убеждениео себе самом. Это не столько то, что я не верю, что способен на это; быть может, яверю, что это не мой удел, что это вообще не мое. Может быть, с самого существенного уровня и произрастает мое неверие всвою подлинность. И это становится очень важным открытием. Если все это произошло, если вы проникли сквозь это первое убеждениелишь для того, чтобы обнаружить нечто более глубинное, то это не неудача --это успех. Я не убежден в том, что данный метод рассчитан на работу сидентичностью. Однако это вплотную подводит нас к следующему вопросу: как мыобращаемся с убеждениями об идентичности? И это один из тех вопросов, которыми нам предстоит заниматься с помощьюдругих методов и иных навыков. Выравнивание всех уровней На протяжении многих лет я пытался использовать средства (как НЛП, таки другие) для изучения стратегий людей, добившихся чего-то значительного.Один из тех, кого я изучал в последнее время,-- Иисус. Я изучал языковые паттерны Иисуса, и то, что мог узнать о его системеубеждений и стратегиях. Мне было весьма интересно рассмотреть его Заповеди. Когда Иисусу предложили назвать величайшую из них, он перенесся наболее высокий логический уровень. Он не сказал: "Ты не должен поступатьтак-то и так-то". Ни одного результата, заявленного в отрицательной форме! Он сказал, что первая и самая важная заповедь -- "Возлюби Господасвоего всем сердцем своим, всем умом своим, всей душой своей и всеми силамисвоими". Что это значит с точки зрения изученных нами уровней? Здесь говорится отом, что необходимо подготовить и направить себя на самую высокую духовнуюцель (Господа) всем своим сердцем (ваши убеждения), всем своим умом (вашиспособности), всей своей душой (ваша идентичность), всеми своими силами(ваше поведение). По сути, произошло выравнивание всех этих уровней. Иисус сказал также, что есть и вторая заповедь, столь же важная, как ипервая, но идущая после первой: "Возлюби ближнего своего, как самого себя ". Коль скоро все выровнено и конгруэнтно, то вы любите окружающих васлюдей так же, как себя. На языке НЛП это будет означать способность занять"вторую позицию". То есть умение воспринимать и дорожить моделью мирадругого человека, как своей собственной. Но, заметьте: если все эти уровни не выровнены, если я раздираемконфликтами и сам себя ненавижу, то я неконгуэнтен и полностью уверен, чтобуду относиться к своему ближнему точно так же, как отношусь к себе: сненавистью и неконгруэнтно. То есть важнее всего внутренняя конгруэнтность. Но если я обладаю лишь собственной конгруэнтностью и не способенпонимать и относиться с уважением к модели мира другого человека, то могупросто сминать других людей, сам того не замечая. Именно это и происходило в Крестовых походах. Каждый шел во имя Бога,отдавая ему и сердце, и душу, и ум, и силы... и убивая ближнего своего. Этошло вразрез со второй заповедью. Во внутренней конгруэнтности заключается одна из интересных сторон силыличности. Я на самом деле считаю, что для равновесия необходимы каквыравнивание, так и конгруэнтность и что следуют они именно в таком порядке.И надеюсь, что именно этим все вы и будете обладать по завершении нашегокурса -- или, по крайней мере, будете ближе к этому.
Date: 2015-10-18; view: 390; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|