Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задержка психического развития (ЗПР) соматогенного, конституционального, церебрально‑органического и психогенного происхождения





 

Актуальность проблемы. Этиология и патогенез психических расстройств. Классификация психических расстройств по этиологическому признаку. Помощь детям с задержкой темпа психического развития.

В настоящее время большое количество детей не справляются с программой обучения в условиях дошкольного и школьного учреждения. Возникла необходимость раннего выявления, изучения и коррекционной помощи детям с задержкой психического развития. В настоящее время эта проблема стала актуальной. Этиология задержки психического развития не однородная, в связи с чем Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев, В.Г. Петрова, К.С. Лебединская и др. выделили и описали характерные симптомы интеллектуальной недостаточности при разных группах ЗПР.

К.С. Лебединская считает, что задержка психического развития – это аномалии развития, обладающие значительным полиморфизмом клинико‑онтогенетической структуры, степени тяжести и прогноза. Она выделила четыре варианта задержки психического развития:

• соматогенного происхождения;

• конституционального происхождения;

• церебрально‑органического генеза;

• психогенного происхождения.

Каждый из выделенных типов ЗПР имеет свою клинико‑психологическую структуру, свои особенности эмоциональной сферы и нарушения познавательной деятельности.

1. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Наиболее часто встречаемая причина – замедление темпа умственного развития при длительных соматических заболеваниях, к которым относятся: ревматизм, туберкулез, длительные желудочно‑кишечные расстройства, пороки сердца, почечная недостаточность, часто повторяющиеся инфекционные и аллергические заболевания.

Задержка психического развития в этом случае характеризуется:

• успеваемость ниже интеллектуальных возможностей в связи с быстрой утомляемостью и истощаемостью;

• дети могут сосредоточить свое внимание, но быстро устают, плохо запоминают и недостаточно усваивают школьный материал. Они легко забывают условия задачи, содержание прочитанного;

• характерны эмоциональные нарушения: легкая возбудимость, чрезмерная впечатлительность, капризность, раздражительность, слезливость, неустойчивость настроения;

• реакция на свой дефект, невротические реакции (расстройства сна, аппетита, ночные страхи).

При обследовании детей выявляется достаточное понимание содержания рассказа, установление причинно‑следственных связей, различие и сходство предметных картинок. Они инициативны в игровом процессе, поведение адекватное, но переживают невозможность бегать, как все, играть в подвижные игры.

2. Задержка психического развития конституционального происхождения. К группе задержек психического развития дизонтогенетической формы относится психофизический инфантилизм. Эти дети рождаются с малым весом и ростом, физически ослаблены, находятся под постоянной опекой родных. С возрастом некоторые элементы компенсируются, но они всегда выделяются из группы своих ровесников. Для психофизического инфантилизма характерно:

• в соматическом статусе отмечается отсталость в росте, детская гармоничность и грациозность, характерная для более раннего возраста;

• в психическом статусе отмечается повышенное влияние эмоций на мышление, преобладание воображения и фантазии над логическими процессами, недостаточная зрелость суждений. Основная форма деятельности – игровая. В дошкольном учреждении они набирают относительный запас знаний, могут воспитываться как в общеобразовательном, так и коррекционном учреждении. Но при школьном обучении выявляются ограничение запаса общих знаний, трудности усвоения нового материала, преобладание игрового процесса. Возникает необходимость перевода в коррекционную школу, где количество детей в классе меньше, учебные нагрузки слабее и более доступны;

• в неврологическом статусе – плавность, ритмичность движений, мимика выразительная, эмоции яркие, живые. Дети внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, не способны к длительной работе, нуждаются в постоянном наблюдении.

В дифференциальной диагностике задержки психического развития и умственной отсталости необходимо подчеркнуть, что:

– дети с инфантилизмом отличаются большей живостью психических процессов, повышенным интересом к окружающей обстановке, жаждой новых впечатлений, отсутствием инертности;

– уровень логических процессов у них выше, чем у детей с умственной отсталостью. Они лучше улавливают идею прочитанного рассказа, правильно выделяют сущность произведения;


– большая импульсивность в игровой деятельности, они используют помощь педагога;

– яркость эмоций. Влияние эмоций на интеллект, на развитие эгоцентризма;

– в соматическом облике отсутствует диспластичность, движения плавны, ритмичны;

– трудности обучения выявляются при усложнении задач;

– отмечается утомляемость и истощаемость при психической нагрузке (во время занятий).

Приведенные данные подчеркивают дифференциальную диагностику задержки умственного развития, обусловленные инфекциями и инфантилизмом, с умственной отсталостью, которую можно выявить на всех этапах развития, что является очень важным для дошкольной педагогики и дефектологии. Ранняя помощь в обучении и воспитании дает положительный результат. Правильное, ровное отношение к ребенку может помочь ему адаптироваться в новой среде.

3. Задержка психического развития церебрально‑органического генеза обусловлена последствиями родовой черепно‑мозговой травмы и асфиксии новорожденных, ранними травмами черепа. С раннего детского возраста отмечается задержка темпа физического, речевого и психического развития: дети начинают позже сидеть и ходить, длительно не формируется словарный состав и лексико‑грамматические конструкции, они моторно неловки. Запас общих знаний ограничен и формируется в замедленном темпе. Эти дети выявляются на уровне детского сада, нуждаются во внимании и лечебно‑коррекционном воздействии. Именно уровень интеллектуальной деятельности этих детей часто приходится дифференцировать с умственной отсталостью.

Для ЗПР церебрально‑органического генеза характерно:

• запаздывание развития основных психофизиологических структур (локомоторных, речи, навыков опрятности, самообслуживания и др.);

• эмоциональная незрелость, примитивность интересов, слабость суждений, самоконтроля;

• неравномерность развития, частичное поражение отдельных сторон психической деятельности;

• временный характер большинства состояний ЗПР, свидетельствующий об отсутствии грубых структурных изменений в головном мозге и о функциональном характере нарушений.

Большое значение в понимании этиологии и патогенеза ЗПР церебрально‑органического генеза имеют травмы черепа, длительные астенические состояния, соматические заболевания, минимальная мозговая дисфункция, недостаточная сформированность анализаторов и речевые расстройства. Эти дети часто воспитываются в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР или для детей с речевыми нарушениями. Под влиянием обучения и воспитания дети дают продвижение и к школьному возрасту многие симптомы отставания компенсируются, что допускает их дальнейшее обучение в общеобразовательных или коррекционных классах.

4. Задержка психического развития психогенного происхождения может наблюдаться у детей, воспитывающихся в асоциальных условиях (в семьях алкоголиков) или в детских домах, где они с раннего детского возраста лишены ласки, внимания, заботы и достаточной информации, с ними мало занимаются. В доме ребенка и детском доме недостаточно уделяют внимание речевому развитию, дети растут среди мало говорящих детей, что приводит к значительной задержке речевого и психического развития.

В одних случаях – это дети вялые, робкие, лишенные детской живости, в других случаях – озлобленные, агрессивные, лживые, с трудным поведением, со сниженными эмоциями и др.


Приведенные формы задержки психического развития, которые зависят от различных причин поражения нервной системы и условий воспитания, в настоящее время встречаются часто в различных дошкольных и школьных учреждениях. Дети нуждаются в учебной помощи и эмоциональной коррекции. При отсутствии внимания и помощи у них не формируется интерес к учебе и труду, они ищут легких путей, уходят из школы и попадают под влияние алкоголиков и наркоманов, которые используют их для асоциальных целей. Некоторых детей или подростков удается привлечь к учебе в специальные классы, но желания учиться и трудиться у них нет. Воспитатели и педагоги дошкольных учреждений должны обращать особое внимание на таких детей, поддерживать связь с медицинскими учреждениями и организациями опеки для создания достаточных условий воспитания и обучения в семье.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Расскажите о классификации детей с ЗПР. Чьи работы вы знаете?

2. Какие особенности психического состояния у детей, длительно болеющих инфекционными или соматическими заболеваниями?

3. Какая характеристика психофизического инфантилизма?

4. Сделайте сравнительную таблицу психических расстройств у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности.

5. Дайте характеристику детей, воспитывающихся в условиях депривации (в семьях алкоголиков, в детских домах).

6. Расскажите об особенностях задержки психического развития у детей, перенесших травму черепа и асфиксию новорожденных.

7. Чем характеризуется задержка психического развития церебрально‑органического генеза?

8. Какие педагогические методы используются при работе с детьми с ЗПР?

9. Какую специальную литературу вы используете для диагностики ЗПР?

10. Дайте дифференциальную диагностику умственной отсталости и задержки психического развития.

 







Date: 2015-10-18; view: 962; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию