Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задержка психического развития (ЗПР) соматогенного, конституционального, церебрально‑органического и психогенного происхождения
Актуальность проблемы. Этиология и патогенез психических расстройств. Классификация психических расстройств по этиологическому признаку. Помощь детям с задержкой темпа психического развития. В настоящее время большое количество детей не справляются с программой обучения в условиях дошкольного и школьного учреждения. Возникла необходимость раннего выявления, изучения и коррекционной помощи детям с задержкой психического развития. В настоящее время эта проблема стала актуальной. Этиология задержки психического развития не однородная, в связи с чем Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев, В.Г. Петрова, К.С. Лебединская и др. выделили и описали характерные симптомы интеллектуальной недостаточности при разных группах ЗПР. К.С. Лебединская считает, что задержка психического развития – это аномалии развития, обладающие значительным полиморфизмом клинико‑онтогенетической структуры, степени тяжести и прогноза. Она выделила четыре варианта задержки психического развития: • соматогенного происхождения; • конституционального происхождения; • церебрально‑органического генеза; • психогенного происхождения. Каждый из выделенных типов ЗПР имеет свою клинико‑психологическую структуру, свои особенности эмоциональной сферы и нарушения познавательной деятельности. 1. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Наиболее часто встречаемая причина – замедление темпа умственного развития при длительных соматических заболеваниях, к которым относятся: ревматизм, туберкулез, длительные желудочно‑кишечные расстройства, пороки сердца, почечная недостаточность, часто повторяющиеся инфекционные и аллергические заболевания. Задержка психического развития в этом случае характеризуется: • успеваемость ниже интеллектуальных возможностей в связи с быстрой утомляемостью и истощаемостью; • дети могут сосредоточить свое внимание, но быстро устают, плохо запоминают и недостаточно усваивают школьный материал. Они легко забывают условия задачи, содержание прочитанного; • характерны эмоциональные нарушения: легкая возбудимость, чрезмерная впечатлительность, капризность, раздражительность, слезливость, неустойчивость настроения; • реакция на свой дефект, невротические реакции (расстройства сна, аппетита, ночные страхи). При обследовании детей выявляется достаточное понимание содержания рассказа, установление причинно‑следственных связей, различие и сходство предметных картинок. Они инициативны в игровом процессе, поведение адекватное, но переживают невозможность бегать, как все, играть в подвижные игры. 2. Задержка психического развития конституционального происхождения. К группе задержек психического развития дизонтогенетической формы относится психофизический инфантилизм. Эти дети рождаются с малым весом и ростом, физически ослаблены, находятся под постоянной опекой родных. С возрастом некоторые элементы компенсируются, но они всегда выделяются из группы своих ровесников. Для психофизического инфантилизма характерно: • в соматическом статусе отмечается отсталость в росте, детская гармоничность и грациозность, характерная для более раннего возраста; • в психическом статусе отмечается повышенное влияние эмоций на мышление, преобладание воображения и фантазии над логическими процессами, недостаточная зрелость суждений. Основная форма деятельности – игровая. В дошкольном учреждении они набирают относительный запас знаний, могут воспитываться как в общеобразовательном, так и коррекционном учреждении. Но при школьном обучении выявляются ограничение запаса общих знаний, трудности усвоения нового материала, преобладание игрового процесса. Возникает необходимость перевода в коррекционную школу, где количество детей в классе меньше, учебные нагрузки слабее и более доступны; • в неврологическом статусе – плавность, ритмичность движений, мимика выразительная, эмоции яркие, живые. Дети внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, не способны к длительной работе, нуждаются в постоянном наблюдении. В дифференциальной диагностике задержки психического развития и умственной отсталости необходимо подчеркнуть, что: – дети с инфантилизмом отличаются большей живостью психических процессов, повышенным интересом к окружающей обстановке, жаждой новых впечатлений, отсутствием инертности; – уровень логических процессов у них выше, чем у детей с умственной отсталостью. Они лучше улавливают идею прочитанного рассказа, правильно выделяют сущность произведения; – большая импульсивность в игровой деятельности, они используют помощь педагога; – яркость эмоций. Влияние эмоций на интеллект, на развитие эгоцентризма; – в соматическом облике отсутствует диспластичность, движения плавны, ритмичны; – трудности обучения выявляются при усложнении задач; – отмечается утомляемость и истощаемость при психической нагрузке (во время занятий). Приведенные данные подчеркивают дифференциальную диагностику задержки умственного развития, обусловленные инфекциями и инфантилизмом, с умственной отсталостью, которую можно выявить на всех этапах развития, что является очень важным для дошкольной педагогики и дефектологии. Ранняя помощь в обучении и воспитании дает положительный результат. Правильное, ровное отношение к ребенку может помочь ему адаптироваться в новой среде. 3. Задержка психического развития церебрально‑органического генеза обусловлена последствиями родовой черепно‑мозговой травмы и асфиксии новорожденных, ранними травмами черепа. С раннего детского возраста отмечается задержка темпа физического, речевого и психического развития: дети начинают позже сидеть и ходить, длительно не формируется словарный состав и лексико‑грамматические конструкции, они моторно неловки. Запас общих знаний ограничен и формируется в замедленном темпе. Эти дети выявляются на уровне детского сада, нуждаются во внимании и лечебно‑коррекционном воздействии. Именно уровень интеллектуальной деятельности этих детей часто приходится дифференцировать с умственной отсталостью. Для ЗПР церебрально‑органического генеза характерно: • запаздывание развития основных психофизиологических структур (локомоторных, речи, навыков опрятности, самообслуживания и др.); • эмоциональная незрелость, примитивность интересов, слабость суждений, самоконтроля; • неравномерность развития, частичное поражение отдельных сторон психической деятельности; • временный характер большинства состояний ЗПР, свидетельствующий об отсутствии грубых структурных изменений в головном мозге и о функциональном характере нарушений. Большое значение в понимании этиологии и патогенеза ЗПР церебрально‑органического генеза имеют травмы черепа, длительные астенические состояния, соматические заболевания, минимальная мозговая дисфункция, недостаточная сформированность анализаторов и речевые расстройства. Эти дети часто воспитываются в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР или для детей с речевыми нарушениями. Под влиянием обучения и воспитания дети дают продвижение и к школьному возрасту многие симптомы отставания компенсируются, что допускает их дальнейшее обучение в общеобразовательных или коррекционных классах. 4. Задержка психического развития психогенного происхождения может наблюдаться у детей, воспитывающихся в асоциальных условиях (в семьях алкоголиков) или в детских домах, где они с раннего детского возраста лишены ласки, внимания, заботы и достаточной информации, с ними мало занимаются. В доме ребенка и детском доме недостаточно уделяют внимание речевому развитию, дети растут среди мало говорящих детей, что приводит к значительной задержке речевого и психического развития. В одних случаях – это дети вялые, робкие, лишенные детской живости, в других случаях – озлобленные, агрессивные, лживые, с трудным поведением, со сниженными эмоциями и др. Приведенные формы задержки психического развития, которые зависят от различных причин поражения нервной системы и условий воспитания, в настоящее время встречаются часто в различных дошкольных и школьных учреждениях. Дети нуждаются в учебной помощи и эмоциональной коррекции. При отсутствии внимания и помощи у них не формируется интерес к учебе и труду, они ищут легких путей, уходят из школы и попадают под влияние алкоголиков и наркоманов, которые используют их для асоциальных целей. Некоторых детей или подростков удается привлечь к учебе в специальные классы, но желания учиться и трудиться у них нет. Воспитатели и педагоги дошкольных учреждений должны обращать особое внимание на таких детей, поддерживать связь с медицинскими учреждениями и организациями опеки для создания достаточных условий воспитания и обучения в семье.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Расскажите о классификации детей с ЗПР. Чьи работы вы знаете? 2. Какие особенности психического состояния у детей, длительно болеющих инфекционными или соматическими заболеваниями? 3. Какая характеристика психофизического инфантилизма? 4. Сделайте сравнительную таблицу психических расстройств у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности. 5. Дайте характеристику детей, воспитывающихся в условиях депривации (в семьях алкоголиков, в детских домах). 6. Расскажите об особенностях задержки психического развития у детей, перенесших травму черепа и асфиксию новорожденных. 7. Чем характеризуется задержка психического развития церебрально‑органического генеза? 8. Какие педагогические методы используются при работе с детьми с ЗПР? 9. Какую специальную литературу вы используете для диагностики ЗПР? 10. Дайте дифференциальную диагностику умственной отсталости и задержки психического развития.
Date: 2015-10-18; view: 962; Нарушение авторских прав |