Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умственная отсталость, обусловленная внутриутробными вредностями





 

Эмбриогенез представляет собой сложный процесс, протекающий под влиянием наследственных факторов и под воздействием внутренней среды, в которой происходит развитие зародыша и плода. Внутриутробное развитие обеспечивают питательные вещества, которые вместе с кислородом проходят через плаценту от матери. Нарушение плацентарного кровообращения сказывается на развитии плода.

Наиболее чувствительным к различным вредностям бывает зародыш (бластогенез), когда идет накопление клеточного материала, и плода (органогенеза), во время формирования органов и тканей. В этот период клетки поглощают наибольшее количество продуктов питания и кислорода. С ростом плода, с развитием функциональных систем, обеспечивающих приспособительные реакции, основное патогенное влияние болезни матери обращено на созревание нервной системы и внутренних органов.

В связи с этим клиническая картина поражения головного мозга и других органов будет зависеть и от времени воздействия патологического фактора.

Нарушение структуры плаценты, как одна из причин возникновения умственной отсталости. Оплодотворенная яйцеклетка оседает на слизистой матки. Образуется плацента (детское место), соединенная с кровеносной системой матери, через которую поступают продукты питания и кислород, необходимые развивающемуся зародышу и плоду. Для формирования плаценты большое значение имеет состояние слизистой поверхности матки, которая может быть нарушена предшествовавшими воспалительными процессами или хирургическим вмешательством (аборты), нарушающими ее целостность. Возможны инфаркты плаценты во время беременности. В случаях нарушения слизистого слоя матки, оплодотворенное яйцо не может удержаться у основания тела матки, и соскальзывает ближе к выходу (к шейке матки) и там оседает, образовывая плаценту. Близкое к выходу образование плаценты проявляется в частых кровотечениях во время беременности или преждевременных родах. Если беременность сохраняется, то недостаточно сформированная плацента в течение всей беременности оказывает отрицательное влияние на развивающийся плод, который недополучает питательные вещества и кислород. В этих случаях ребенок рождается с малым весом и ростом. В дальнейшем выявляются недоразвитие внутренних органов и нервной системы, обусловливающих различную степень интеллектуальной недостаточности. Патология плацентарного периода выявляется при сборе анамнестических сведений у матерей, обращающихся за специальной помощью по поводу задержки психического развития у ребенка.

Умственная отсталость, обусловленная внутриутробными инфекциями. Различные виды инфекций и интоксикаций оказывают влияние на плод в период внутриутробного развития. Большое значение имеет не только вредоносный фактор, но и время его воздействия на плод.

Рубеолярная форма («рубеола» – краснуха) умственной отсталости, сочетающаяся с пороками развития внутренних органов была впервые описана офтальмологом доктором Н. Греггом в 1941 г. К нему обращались матери с детьми по поводу ранней слепоты. Собирая анамнез, Н. Грегг выявил, что во время беременности женщины перенесли какую‑то инфекцию, сопровождавшуюся температурой и сыпью. Обследуя большое количество семей, удалось выяснить, что многие женщины болели аналогичным заболеванием в разные сроки беременности. Оказалось, что в Австралии раньше такой инфекции не было и, следовательно, у населения не было иммунитета к этому заболеванию. Завезенный из Европы в Австралию вирус краснухи дал выраженную эпидемию, при которой болели взрослые и дети, женщины и мужчины. Заболевание проходило сравнительно легко (невысокая температура, мелкоточечная сыпь по всему телу), и многие жители на придавали этому значение. Волнения начались лишь тогда, когда у многих детей выявлялись различные пороки развития. Было обращено внимание на разные сроки беременности, во время которых женщины перенесли инфекцию. Так, заболевание, перенесенное в первом триместре, вызвало много пороков развития и смертельных исходов. Во втором триместре, заболевание матери обусловило меньше пороков развития, но больше смертельных исходов. Если женщина болела в третьем триместре, то пороков развития у ребенка уже не наблюдалось, но смертельные исходы были.

Симптоматика пороков развития и умственной отсталости.

Умственная отсталость сочеталась с поражением развития глаз (микрофтальмия, катаракта), сердца (отсутствие межпредсердной перегородки), слухового аппарата (недоразвитие внутреннего уха, входа в наружный слуховой проход) и зубов (нарушение эмалеобразования).


Признаки общего недоразвития:

• отставание в росте и весе;

• микроцефалия;

• пороки развития скелета (большие размеры родничков, расщелина нёба, атрезия наружного слухового прохода);

• дефекты развития мочеполового тракта.

В неврологической картине: гиперкинезы, мышечная гипотония, нарушение глотания, расстройства сна.

Особенности психического состояния: слабоумие обычно достигает глубокой степени, отмечается двигательное беспокойство, импульсивность поступков.

Этиология. Заболевание вызывается вирусом краснухи.

Патогенез. Предполагается, что вирус краснухи оказывает избирательное действие на эктодермальные ткани, поражает одни и те же области, преимущественно парные зачатки органов. Обращает на себя внимание тот факт, что поражаются главным образом те органы и ткани, которые находятся в данный момент в критической фазе своего развития, в период усиленного роста и интенсивной дифференциации.

Характерная симптоматика пороков развития в зависимости от времени перенесенной краснухи матерью.

 

 

В настоящее время считается, что вирус краснухи может сохраняться в крови матери до 5 лет и вызывать отдельные или множественные пороки развития плода. Дети, страдающие умственной отсталостью, обусловленной внутриутробной инфекцией, являются тяжелыми инвалидами, воспитываются в домашних условиях или в специализированных учреждениях.

Умственная отсталость, обусловленная вирусом гриппа.

Во время эпидемии у беременных женщин, болевших тяжелым вирусным гриппом, отмечались выкидыши, недоношенные или мертворожденные дети. В случаях заболевания в первую половину беременности рождались дети с различными пороками развития.

При экспериментальных исследованиях (заражение морских свинок вирусом гриппа) отмечалась концентрация вирусов в мозгу, печени, плаценте.

При изучении анамнеза больных с умственной отсталостью можно было обратить внимание на то, что многие матери во время беременности перенесли грипп с высокой температурой. Но сколько детей родилось здоровыми, медицина не знает. Тем более, что матери детей с умственной отсталостью, болели не только гриппом, но и другими болезнями. Поэтому можно считать, что вирус гриппа дает тяжелое поражение мозга, но является не единственным фактором, формирующим интеллектуальную недостаточность.

Умственная отсталость, обусловленная вирусом эпидемического паротита. Влияние вируса эпидемического паротита на возникновение пороков развития спорно. Некоторые зарубежные авторы утверждают возможность возникновения новорожденных с пороками развития. Другие авторы эти наблюдения не подтверждают. Однако, вирус паротита, как и другая вирусная инфекция, могут оказывать отрицательное влияние на развивающийся плод.

Умственная отсталость, вызванная вирусом герпеса. Вирус герпеса попадает к эмбриону от больной матери. В мозгу плода развивается картина острого некротического («некроз» – омертвение) энцефалита. После рождения у ребенка отмечаются: повышенная свертываемость крови, желтуха, анемия, мелкоточечные кровоизлияния на коже, увеличение печени и селезенки (гепатоспленомегалия), развития язв в кишечнике, миокардит (воспаление сердечной мышцы) и др.


Во многих случаях такое поражение нервной системы и внутренних органов приводит к смертельному исходу. У выживших детей обнаруживается умственная отсталость, микроцефалия, внутримозговые кальцинаты, пороки развития.

Умственная отсталость, обусловленная вирусом инфекционного гепатита. В анамнезе детей, страдающих умственной отсталостью, имелись указания на то, что во время беременности мать перенесла инфекционный гепатит. Если мать болела гепатитом в первую половину беременности, то у новорожденных отмечались пороки развития внутренних органов. Заболевание вирусным гепатитом во второй половине беременности, вызывало поражение печени – цирроз печени (развивается соединительная ткань вместо специфических клеток). Вместе с тем, для возникновения умственной отсталости у ребенка имело значение наличие токсикоза беременности в связи с поражением печени матери и наличием желчных кислот в крови.

Умственная отсталость, вызванная вирусом цитомегалии. Среди вирусных заболеваний большое значение приобретает цитомегалия в связи с широким ее распространением. Инфекция поражает преимущественно недоношенных и новорожденных детей. Значительное количество мертворожденных и новорожденных, погибших в первые месяцы после рождения, у которых обнаружились цитомегалические изменения, доказывает вероятность внутриутробного заражения вирусом цитомегалии. В ряде случаев ребенок заражается вирусом, проходя через родовые пути больной матери.

Клиническая картина болезни у новорожденных характеризуется наличием желтухи, увеличением печени, селезенки, слюнных желез. Нередко отмечаются судорожные состояния. В паталогоанатомической картине болезни наиболее характерным является наличие гигантских клеток в отдельных органах, особенно страдала нервная система. В случаях жизнеспособности ребенка с раннего возраста отмечается задержка психофизического развития разной степени выраженности.

Умственная отсталость, обусловленная токсоплазмозом. Среди инфекционных паразитарных заболеваний, обуславливающих пороки развития ЦНС и умственную отсталость, одно из важных мест занимает токсоплазмоз.

Токсоплазма относится к разряду жгутиковых. Восприимчивыми к токсоплазме могут быть все дикие и домашние животные, особенно собаки, являющиеся резервуаром инвазии при токсоплазмозе.

Заражение людей происходит:

• через слизистые оболочки глаза, носа, рта;

• капельным путем;

• через пищу;

• через укусы членистоногих, которые могут быть переносчиками токсоплазмы.

Клинические проявления разнообразны. Дифференциация их проводится по разным критериям.

по локализации болезненного процесса различают следующие формы: висцеральную (поражаются внутренние органы), кожную, лимфатическую, глазную, церебральную;

по типу течения процесса: острое, подострое, хроническое;

по времени возникновения заболевания: врожденные, приобретенные;


по степени активности болезненного процесса: процессуальные, инактивные, резидуальные (остаточные).

Основной причиной возникновения пороков развития являются врожденный токсоплазмоз. Умственная отсталость – одно из проявлений врожденного токсоплазмоза. При врожденном токсоплазмозе заражение происходит от больной матери через плаценту в первую и вторую половину беременности.

При заражении зародыша в первую половину беременности возникают тяжелые пороки развития или гибель плода. При заражении плода во вторую половину беременности могут также произойти досрочные роды или рождение ребенка со всеми признаками перенесенного внутриутробного менингоэнцефалита и хориоретинита. При заражении в конце внутриутробного периода развития проявление болезни может сказаться в первые месяцы после рождения ребенка.

Заболевание протекает с высокой температурой, пневмонией, кишечными расстройствами и затяжной желтухой либо в форме хронически текущего менингоэнцефалита, расстройством сознания, судорогами, менингеальными симптомами, парезами и параличами, изменениями со стороны внутренних органов.

Одной из клинических форм поражения ЦНС при токсоплазмозе является прогрессирующая ГИДРОЦЕФАЛИЯ, окружность головы достигает 170 см. Мозговое вещество истончено, желудочки растянуты, кальцинаты располагаются в веществе мозга и по периметру мозговых оболочек. Кальцинаты – это токсоплазмы, покрытые соединительно‑тканной оболочкой, в которую оседают соли кальция. Величина кальцината по размеру близка к пшеничному зерну или булавочной головке. Вследствие поражения ЦНС у больных отмечаются парезы, параличи, слепота, судорожные состояния.

Клиническая картина умственной отсталости зависит от времени поражения вещества мозга. Частота отдельных проявлений: хориоретиниты – 99 %, кальцефикаты – 69 %, психические расстройства – 56 % гидроцефалия, микроцефалия, судороги – 50 %.

При патологоанатомическом исследовании обнаруживается:

– наличие псевдоцист, которые являются стадией существования токсоплазмоза. Гибель токсоплазмы в псевдоцистах сопровождается обызвествлением с образованием известковых тел разной формы;

– после перенесенного менингоэнцефалита в мозгу находят очаги некроза, кисты, очаги обызвествления;

– гидроцефалия с последующей атрофией полушарий мозга.

В настоящее время имеются методы выявления носителя токсоплазмы (для человека и домашних животных):

1) Серологическая реакция связывания комлимента – в сыворотке крови больного имеются антитела на токсоплазму. Для анализу берут кровь на исследование.

2) Внутрикожная аллергическая проба, выявляет повышенную чувствительность кожи на токсоплазмоз.

Воспитателям, педагогам и родителям необходимо знать, что нельзя брать в дом приблудившуюся собаку или кошку, не проверив ее на токсоплазмоз и другие инфекции. Нельзя играть с живущими на улице собаками, даже внешне здоровыми и веселыми, так как они могут быть переносчиками инфекционного начала.

Умственная отсталость, обусловленная листериозом. Заболевание сравнительно малоизученное, вызывается палочкой листерии, которая попадает в организм матери от больных домашних животных при плохой обработке пищевых продуктов. Палочки листерии обладают нейротропностью, по своему обмену веществ близки к внутренней структуре нервных клеток мозга человека. Особенно чувствительны к восприятию листерии женщины. Если инфицирование происходит во время беременности, то листерии проникают от матери к плоду через плаценту, поражают вещество мозга и мозговые оболочки.

Заболевание плода носит характер септицемии (распространение инфекции по всему организму) и характеризуется появлением многочисленных мелких участков некроза (омертвления) и гранул, поэтому его называют «детский септический грануломатоз». В тяжелых случаях может наступить смертельный исход.

Клинические проявления у матери:

– менингеальные и менингоэнцефалитические симптомы, сходные с таковыми явлениями при токсоплазмозе;

– высокая температура, головная боль, парезы, параличи, расстройства зрения. Септические формы протекают тяжело и приводят к смерти. Диагноз устанавливается по клинической картине и дополнительным серологическим реакциям.

Серологические исследования:

1) в спинно‑мозговой жидкости (ликвор) отмечается большое количество лейкоцитов, указывающих на воспалительный процесс;

2) возбудитель листериоза можно выделить из миндалин (при ангине);

3) положительная реакция связывания комплимента.

В патолого‑анатомической картине менингоэнцефалита, обусловленного л истерией, основным признаком являются специфические гранулемы, выявляющиеся в мозгу и внутренних органах.

Умственная отсталость, обусловленная врожденным сифилисом. В конце прошлого и в начале XX столетия много внимания уделялось изучению врожденного сифилиса, так как считали, что врожденный сифилис является одной из наиболее частых причин физической и психической отсталости.

Этиология. Сифилис вызывается бледной спирохетой, которая распространяется по всему организму матери и проникает в плод через плаценту. Большое значение имеют сроки заражения матери и наступившей беременности. Чем ближе время заражения к моменту беременности, тем тяжелее страдает плод. В медицинской литературе XIX–XX вв. можно было прочитать выписки из истории болезни, в которых указывалось, что у матерей больных сифилисом было большое количество беременностей, часть которых заканчивалась ранними и поздними выкидышами, недоношенными или мертворожденными детьми, родившимися в срок, но со всеми признаками врожденного сифилиса, и вскоре умиравшими от дополнительной инфекции, и только спустя много лет рождались жизнеспособные дети, но со всеми признаками врожденного сифилиса. Таким образом, дети, рожденные в более поздние сроки после заражения, оставались живыми, но сохраняли признаки врожденного сифилиса.

Патогенез умственной отсталости при врожденном сифилисе связан с пороками развития нервной системы или перенесенным внутриутробно менингоэнцефалитом.

Проявление врожденного сифилиса.

Ребенок рождается слабым с малым весом и ростом. Кожные покровы землисто‑серого цвета, подкожно‑жировая клетчатка отсутствует. Обращает на себя внимание увеличенный в размерах череп (гидроцефальный), уплощенное переносье. Околоплодная жидкость мутная, при ее анализе выявляются живые спирохеты. В первые дни по всему телу выступают пузырьки, наполненные мутной жидкостью, в которых также находятся живые спирохеты.

Ребенок с первых дней жизни беспокоен, все время стонет, плохо сосет грудь. В дальнейшем задерживается физическое и психическое развитие ребенка. Характерными признаками врожденного сифилиса являются: кератит (помутнение хрусталика), отит (воспаление среднего уха), специфическое строение носа (седловидный нос), саблевидные голени (разрастание надкостницы болыпеберцовой кости), заеды на губах, позднее появление зубов и неправильное их строение («гутчинсоновские» зубы с лунообразной выемкой на верхних резцах), так называемая «триада Гутчинсона», т. е. три основных признака врожденного сифилиса.

Слабоумие проявляет себя в первые месяцы жизни ребенка безучастностью, отсутствием реакции на окружающее или двигательным беспокойством.

Выявление врожденного сифилиса возможно по клинической картине болезни и серологической реакции Вассермана (PB).

В настоящее время больных лечат антибиотиками и другими специфическими препаратами. Сифилис не дает иммунитета, поэтому можно повторно заболеть. Вместе с тем всем нужно знать, что полного излечения не может быть, что сказывается в нескольких последующих поколениях нарушениями функций нервной и сердечно‑сосудистой системы (ранними инсультами, инфарктами, интеллектуальной недостаточностью).

Профилактикой заболевания сифилисом является соблюдение санитарно‑гигиенических условий, ограничение партнеров и использование противозачаточных средств.

Умственная отсталость, обусловленная интоксикацией. Интоксикация – отравление. Причиной интоксикации плода могут быть: соматические нарушения функции почек, несовместимость обменных структур организма матери, употребление алкоголя и наркотиков, лекарственных препаратов, влияние ионизирующих веществ и другие.

Токсикозы беременности и их влияние на плод. Наиболее часто встречаются соматические заболевания, вызывающие интоксикацию при беременности. На первых этапах несовместимость обменных процессов матери и плода вызывает рвоту, отсутствие аппетита или избирательность в еде, общее недомогание. Постепенно происходит уравновешивание обменных процессов, и состояние матери улучшается. В тяжелых и длительных случаях интоксикации возникает угроза гибели плода.

Возникновение токсикоза в конце беременности обусловлено недостаточной выводящей функцией почек. Продукты обмена накапливаются в крови матери и вызывают нарушение жизнедеятельности плода и матери. Эти явления указывают на возможное внутриутробное поражение плода. Если не будет оказана своевременная помощь, то могут погибнуть ребенок и мать. При сохранении жизни плода выявляются различные элементы несформированности физической и психической деятельности ребенка, разные степени отставания в интеллектуальном развитии.

Умственная отсталость, обусловленная алкогольной интоксикацией плода – алкогольный синдром плода (АСП). В настоящее время молодые люди злоупотребляют алкоголем, табакокурением, наркотиками. Длительное употребление алкоголя как мужчинами, так и женщинами сказывается на состоянии генеративных клеток. Даже если употребляет алкоголь только отец и страдают его половые клетки, у матери может родиться ребенок с отклонениями в развитии. Тем более, если употребляет алкоголь женщина. Употребление алкоголя и курение во время беременности повышает частоту внутриутробных и перинатальных смертей, недоношенность, асфиксию в родах и увеличение заболеваемости и смертности детей в ранние годы жизни. Алкоголь, являясь химическим веществом, проникает через клеточные мембраны, нарушает процесс клеточного деления и синтеза ДНК в половых и нервных клетках, наиболее чувствительных к воздействию химических препаратов, что сказывается на последующем развитии плода. Неправильное деление половых клеток вызывают хромосомные и генетические расстройства, обусловливающие формирование различных пороков развития. Употребление алкоголя в период беременности, т. е. в первые недели после зачатия, когда идет интенсивное клеточное деление и закладка органов и тканей, приводит к грубым порокам развития ЦНС и внутренних органов плода, что обусловливает увеличивающееся количество новорожденных с различными пороками развития нервной системы и с явлениями умственной отсталости разной степени выраженности. Тяжесть проявлений синдрома алкогольной энцефалопатии зависит от степени материнского алкоголизма и срока воздействия алкоголя на плод.

В 60‑е годы XIX столетия было большое количество публикаций по вопросам влияния алкоголя на потомство. Врачи специальных школ в южных районах Франции обратили внимание на совпадение дней рождения у многих учащихся. Дни рождения выпадали на май‑июнь месяц. Исследования выявили интересную картину. Отсчитав 9 месяцев, врачи получили данные, что детей зачинали в сентябре‑октябре месяце, когда шла закладка нового урожая вин. Для освобождения емкостей и в знак благодатного урожая, люди пили много вина. На осеннее время назначались свадьбы. Врачи обобщили полученные данные и пришли к выводу, что причиной умственной отсталости у детей было употребление большого количества алкоголя родителями. С этого времени проблема влияния алкоголя на потомство стала центральной проблемой медицины, педагогики, политики.

По данным отечественных (В.Д. Дульнев, Э.Н. Попова, 1983) и зарубежных (Джон и Смит, 1973) авторов у родителей‑алкоголиков рождаются дети с различными вариантами генетических, пренатальных, натальных и постнатальных расстройств, что получило название «алкогольный синдром плода» (АСП).

Авторы подчеркивают, что алкоголизм родителей влияет на потомство тремя путями:

1) путем воздействия на половые клетки;

2) посредством воздействия на развивающийся плод;

3) на развитие ребенка после рождения, если мать, кормя ребенка грудью, продолжает употреблять алкоголь.

Алкоголь поражает половые железы, вызывая изменение как в самих половых клетках, нарушая их подвижность и жизнеспособность, так и в структуре хромосом и генов. Авторы пишут, что степень выраженности аномалий развития при АСП находится в зависимости от стадии алкогольной интоксикации.

Для АСП характерно:

1) ненормальный рост и развитие: малый рост и вес новорожденного, микроцефалия, умственная отсталость, моторная дисфункция;

2) краниофациальные нарушения: гипоплазия (недоразвитие) средней части лица, тонкая красная полоска губ, короткие глазные щели, птоз, расщепление неба, косоглазие;

3) аномалия конечностей, суставов и позвоночника: ненормальные складки на ладонях, дефекты суставов, сросшиеся пальцы на руках и ногах, раздвоение отростков позвонков, искривление пальцев, деформация грудной клетки;

4) другие нарушения: пороки развития наружных половых органов, сердца, наружного уха и др.

Влияние хронического алкоголизма матери на плод имеет особенно большое значение, так как разрушает яйцеклетку, ее хромосомную структуру, а также воздействует на плод в процессе внутриутробного развития. Алкоголь проходит через плаценту в околоплодную жидкость, оказывает непосредственное токсическое действие на плод, особенно в первые три месяца беременности, когда идет закладка органов и тканей. У матерей, страдающих хроническим алкоголизмом, отмечаются: токсикоз беременности, прерывание беременности, выкидыши и преждевременные роды, гибель плода, тяжелые и патологические роды.

Влияние алкоголя на плод приводит к тому, что ребенок внутриутробно переносит менингоэнцефалит за счет алкогольной интоксикации, развивается гидроцефалия, физическая ослабленность и недостаточная зрелость плода. Возможны досрочные роды, травмы, явления асфиксии, рождение недоношенного ребенка, уродства и аномалии развития. После рождения ребенка выявляется задержка речевого, психического и физического развития, синдром заторможенности или возбуждения у детей.

М.В. Романова и Н.С. Романов (1988), на основании большого количества наблюдений за родителями алкоголиками, выявили у детей позднее развитие моторных функций, задержку речевого и психического развития, косоглазие, недержание мочи, судороги, микроцефалию и гидроцефалию, снохождения, неврологическую симптоматику в половине случаев, психические расстройства у всех детей. По данным А.И. Селецкого, у родителей‑алкоголиков рождаются дети с различными вариантами слабоумия (до 46 % случаев), эпилепсией (до 30 %) и другими соматическими дефектами. В последующие годы у детей отмечаются трудности поведения, выраженная агрессия по отношению к окружающим, раннее влечение к алкоголю. Дети платят обществу слишком тяжелую дань за алкоголизм родителей.

Умственная отсталость, обусловленная употреблением лекарственных средств. Так называемая лекарственная эмбриопатия связана с повреждением эмбриона лекарственными препаратами.

В 60‑е годы XX в. в странах Центральной Европы рождались дети с тяжелыми пороками развития, совместимыми и не совместимыми с жизнью. Большое количество женщин обратились за разъяснениями в высокостоящие организации. Выяснилось, что одна из фармацевтических фабрик Центральной Европы выпустила «успокаивающий» препарат, широко разрекламировав его. Женщины во время беременности употребляли это лекарство, как успокаивающее средство. Однако это лекарство оказало негативное воздействие на развивающийся плод. Дальнейшие наблюдения и исследования показали, что употребление лекарственных препаратов оказывает токсическое влияние на развивающийся плод и приводит к порокам развития или недоразвитию отдельных систем.

Многие лекарственные препараты: антибиотики (в частности пенициллин и стрептомицин и их производные), салицилаты, гормоны, хинин и др., употребляемые во время беременности, оказывают отрицательное влияние на зрение и слух плода, вызывая различную сенсорную недостаточности (слепоту, глухоту), множественные уродства, умственную отсталость и в тяжелых случаях – смерть плода.

Умственная отсталость в результате действия проникающей радиации. Эта проблема стала особенно актуальной в связи с использованием радиации на производстве, в технике, в медицине (рентгеновские аппараты, работа с радиоактивными элементами, компьютерами, аппараты СВЧ, широко используемые в быту).

Исследования показали, что эмбриональные ткани особенно чувствительны к действию проникающей радиации. Облучение беременных женщин может привести к гибели эмбриона, к возникновению уродств (эмбриопатия), рождение ослабленных детей. Особенно опасны радиоактивные излучения в первые месяцы беременности. Ионизирующее облучение обладает высоким тератогенным эффектом воздействия на растущий организм. Возникают грубые пороки развития нервной системы (микроцефалия, гидроцефалия, микрогирия, отсутствие мозолистого тела), что приводит к выраженному психомоторному недоразвитию.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Значение плаценты для внутриутробного развития зародыша и плода.

2. Причины нарушения целостности плаценты и ее последствия.

3. Влияние внутриутробной инфекции на развитие плода.

4. Опишите клинику рубеолярной олигофрении.

5. Как влияет вирусная инфекция на внутриутробное развитие плода?

6. Значение токсоплазмоза и листериоза на внутриутробное развитие плода.

7. Что вы знаете о сифилитической инфекции?

8. Как влияет сифилитическая инфекция на развитие плода?

9. Какие существуют методы исследования на токсоплазмоз, листериоз и сифилис?

10. Какие методы профилактики внутриутробных инфекций вы знаете?

11. Как влияет алкогольная интоксикация на развитие плода?

12. Подготовьте тему собеседования с родителями о вреде алкоголизма.

13. В каких случаях мы сталкиваемся с ионизирующим облучением?

14. Расскажите о наркомании, ее влиянии на плод.

15. Приведите примеры наркотического влияния на организм человека.

 

Умственная отсталость, обусловленная внутриутробными травмами

Внутриутробные травмы плода обусловлены падением матери, сжатием, ушибами живота и поясничной области. Непосредственно после травмы у матери могут возникнуть досрочные роды, осложненные асфиксией новорожденных. При обследовании такого ребенка выявляются различные неврологические синдромы, чаще всего детский церебральный паралич с возможными сенсорными нарушениями. В последующем нарастает интеллектуальная недостаточность различной степени выраженности.

С первых дней жизни ребенка, перенесшего внутриутробную травму, отмечается медленное развитие двигательных и психических функций. Дети плохо сосут грудь, слабо прибавляют в весе, нарастает синдром гидроцефалии. Двигательные и речевые функции не формируются. Подозрение на психическое недоразвитие может возникнуть во второй половине первого года жизни, когда становится заметной слабая реакция на окружающее (отсутствие «комплекса оживления» при общении со знакомыми взрослыми). Такой ребенок не отличает «своих» от «чужих», не дает дифференцированной реакции на мать, не интересуется игрушками, мимические движения в лицевой мускулатуре отсутствуют, взгляд мало выразительный, предметно‑манипулятивная деятельность и начальное понимание обращенной речи слабо развиты. Отставание в моторном развитии может быть разной степени – от легких степеней до глубокой задержки, отражающейся на всей деятельности ребенка.

Динамика возрастного развития зависит от тяжести неврологических и психических расстройств. С годами требования к ребенку возрастают, он их не выполняет. Создается впечатление нарастающего снижения интеллектуального развития, в связи с отсутствием значительного улучшения. Дети нуждаются в специальных занятиях по развитию моторики и речи, что окажет положительное влияние на всю психическую деятельность ребенка.

 

Умственная отсталость, обусловленная эндокринными нарушениями

Умственная отсталость, обусловленная нарушениями функций желез внутренней секреции матери, наблюдается при нарушении функции поджелудочной железы. У матери может развиться сахарный диабет или возникнуть предиабетическое состояние в случаях повышенного количества сахара в крови (гипергликемия) или уменьшенного количества сахара в крови матери (гипогликемия). Это может быть: диабетическая эмбриопатия – комплекс расстройств у детей, возникающих в результате заболевания матери диабетом.

Этиология и патогенез диабетической эмбриопатии связаны с целым комплексом вредных воздействий на эмбрион и плод в период внутриутробного развития: токсемия, многоводне, нефропатия, гипогликемия, коматозные состояния матери и т. д.

В клинической картине новорожденных отмечается:

– увеличенная масса тела, вес достигает до 6,5 кг и длина – 60 см;

– избыточное отложение жира в подкожно‑жировой клетчатке, лунообразное лицо, короткая шея, широкие плечи, отечность подкожно‑жировой клетчатки. Клиническая картина напоминает аналогичную при нарушении функции гипофиза – болезнь Иценко‑Кушинга;

– увеличение размеров внутренних органов;

– большая первоначальная потеря в весе;

– усиленный гемолиз (разрушение эритроцитов) и связанная с этим анемия;

– повышенное содержание гемоглобина.

Несмотря на увеличенную массу тела и большой рост при рождении, эти дети по своему поведению напоминают недоношенных детей.

Период новорожденности протекает тяжело, что обусловлено нарушением функции всех внутренних органов, сердечно‑сосудистой и дыхательной систем.

Со стороны внутренних органов и ЦНС выявляются:

– сдвиги углеводного обмена, проявляющиеся в виде резких колебаний концентрации сахара в крови;

– изменение водно‑солевого обмена;

– гормональные нарушения;

– появление судорог, расстройств дыхания и сердцебиения;

– изменение функции внутренних органов: почек, печени, селезенки;

– снижение адаптации ребенка к условиям внешней среды, обусловленные органическим поражением:

а) врожденные дефекты нервной системы;

б) последствия перенесенной родовой черепно‑мозговой травмы и асфиксии, которые осложняют течение родового процесса при крупных размерах плода;

– в первые дни после рождения отмечается:

а) снижение двигательной активности;

б) мышечная гипотония, снижение сухожильных рефлексов;

– в последующем наблюдается резкая смена состояния: возбуждение, мышечная гипертония, гиперрефлексия;

– элементы микроцефалии и гидроцефалии, гиперкинезы, задержка психического и физического развития;

– последствия: умственная отсталость различной степени выраженности, парезы и гиперкинезы.

Нарушаются функции гипофиза и щитовидной железы.

Эмбриопатия при гипогликемии (малое количество сахара в крови, связанное с нарушением функции поджелудочной железы).

Клиническая картина в этом случае характеризуется задержкой физического и умственного развития, атаксией, хо‑реатетозом (гиперкинезы), судорогами, в первые часы после рождения отмечается слабый сосательный рефлекс.

Диагноз устанавливается на основании рассказов матери о гипогликемических состояниях во время беременности.

Прогноз: различная степень органического поражения ЦНС и умственной отсталости.

Умственная отсталость, обусловленная нарушением функции гипофиза (болезнь Иценко‑Кушинга). При этой болезни дети рождаются с большим весом и ростом. Крупные размеры ребенка нередко затрудняют деторождение, что обусловливает возникновение родовой черепно‑мозговой травмы и асфиксии (применяются различные виды акушерской помощи).

Состояние ребенка характеризуется повышенной жировой упитанностью, лунообразным лицом, короткой шеей. Отмечается задержка физического и психического развития. Со стороны внутренних органов выявляется гипергликемия, остеопороз, гипертония, гипогенитализм. Дети воспитываются в дошкольных и школьных специальных учреждениях.

Умственная отсталость, обусловленная недостаточной функцией щитовидной железы. При этом нарушении функции щитовидной железы возможны два варианта:

• в одних случаях имеет место недостаточная функция щитовидной железы у матери во время беременности;

• в других – отсутствует щитовидной железы у новорожденного.

Рассмотрим клиническую картину каждого из вариантов.

Первый вариант, связанный с недостаточной функцией щитовидной железы у матери во время беременности.

Этот вариант интеллектуальной недостаточности был описан в XVIII в. доктором Морелем, который наблюдал таких детей в Скандинавских странах, связывал эти состояния с недостатком йода в воде и наличием родственных браков. Дети рождались с нарушением физического развития. Внешний вид больного: диспластическое сложение (короткое туловище, непропорционально короткие конечности, большая голова, круглое лицо), деформация скелета. На этом фоне формировалась задержка психического развития различной степени выраженности. Такое физическое и психическое недоразвитие обозначается как «кретинизм». Лечебные мероприятия в этих случаях оказываются не эффективными. Дети остаются диспластичными, приспосабливаемость к труду проходит с большим трудом.

Второй вариант, связанный с нарушением функции щитовидной железы непосредственно у ребенка, что выявляется с момента рождения. Если до рождения ребенок развивался за счет действия гормонов щитовидной железы матери, то после рождения начинает сказываться гормональная недостаточность: ребенок вялый, плохо реагирует на окружающую обстановку, отмечается отечность подкожно‑жировой клетчатки, замедление роста ребенка, костная система формируется медленно, кожные покровы теряют эластичность, психическое развитие значительно отстает от нормы. Такое заболевание обозначается термином «микседема». В этих случаях раннее выявление нарушения физического и психического развития и раннее лечение может оказать положительное действие. В нелеченных случаях нарастает тяжелое нарушение функции нервной системы, грубое интеллектуальное недоразвитие.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Причины возникновения умственной отсталости.

2. Значение внутриутробных инфекций, перенесенных плодом, для возникновения умственной отсталости.

3. Какие инфекции переносит плод внутриутробно?

4. Какими путями проникает инфекция от матери к плоду?

5. Расскажите о влиянии ионизирующего вещества на развивающийся плод.

6. Какие лекарственные препараты могут оказывать патологическое действие на развивающийся плод?

7. Чем обусловлен резус‑фактор и как он влияет на потомство?

8. Какие санитарно‑гигиенические условия должны соблюдаться в дошкольных учреждениях при инфекционных заболеваниях?

9. Какие инфекции передаются от домашних животных? Как уберечь себя и детей от заболевания?

10. Что такое эндокринопатия? Как влияют эндокринные нарушения матери на развивающийся плод?

 







Date: 2015-10-18; view: 3320; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.054 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию