Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности проявления психопатии у подростков и взрослых
Во взрослой психиатрии термин «психопатия» используется в случаях неправильного поведения субъекта. Существуют различные классификации психопатии. Так, в одних работах авторы подчеркивают наследственную (конституциональную) основу состояний и выделяют шизоидов, циклоидов, эпилептоидов, истероидов и остальных, у которых патология личности носит преимущественно социальный характер (С.С. Ляпидевский). В других работах (В.В. Ковалев, 1971) приводится следующая классификация психопатии: • конституциональные и органические формы, включающие: возбудимый, эпилептоидный, неустойчивый, истерический, астенический, психастенический (тревожно‑мнительный), шизоидный (аутистический) и гипертимный типы; • экзогенные (симптоматические и экзогенно‑органические) психозы, к которым относятся психические расстройства, формирующиеся после инфекции, интоксикации и травмы нервной системы. Современная классификация психопатии (МКБ‑10), предлагает следующие критерии диагностики (по материалам Д.Н. Исаева): • заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования (аффективность, возбудимость, контроль побуждений; процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям); • хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни; • аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций; • вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости; • Расстройство поведения приводит к значительному личностному изменению, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени; • обычно, но не всегда, расстройство поведения сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности. Приведенные симптомы подчеркивают сложность структуры психопатии, разнообразие проявлений, которые складываются в определенные формы психопатии: как, например, паранойяльное расстройство личности, шизоидные, диссоци‑альные, эмоционально‑неустойчивые, истероидные, психа‑стеничные, тревожные и зависимые, и с половыми извращениями личности. Паранойяльное расстройство личности характеризуется чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказам, больные постоянно недовольны окружающей обстановкой, подозрительны, воинственно настроены, мало контактны, склонны к образованию сверхценных (эмоционально заряженных) идей, которые определяют все их поведение. Это становится возможным из‑за уверенности в собственной значимости, односторонности восприятия окружающей действительности, т. е. только того, что касается данной личности. К этой группе относятся кверулянты и фанатики. Кверулянты характеризуются упорной борьбой за свои права. При этом поведение личности становится фанатичным, спорщиком и бескомпромиссным или даже бесцеремонным. Они озлобленно борются против неправоты за справедливость. Фанатики проповедуют идеи, в которых убеждены бескомпромиссно, пренебрегая правовыми и моральными аспектами, борются за их реализацию. Шизоидное расстройство личности отличается дисгармонией развития, отсутствием единства, противоречивостью эмоций, стремлений и поступков. Для них характерны: • неспособность испытывать удовольствие; • эмоциональная холодность; • отчуждение или уплощение аффективности; • слабая ответная реакция на похвалу или критику; • неизменное предпочтение уединенной деятельности; • быстрая утомляемость от шума, большого количества людей в окружении. Недостаток сопереживания другим усугубляет имеющиеся трудности общения. Интеллектуально дети и подростки сохранны, хорошо учатся, получают образование, ставят перед собой определенные задачи, но для их реализации не всегда хватает сил. Диссоциальноерасстройство личности обращает на себя внимание несоответствие поведения социальным нормам: • бессердечное равнодушие к чувствам других; • грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями; • неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении; • крайне низкая толерантность (устойчивость) к неудачам; • низкий порог разряда агрессии, включая насилие; • неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания; • выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом. Уже в детстве отмечается уклонение от учебы, от всякого труда, стремление к развлечениям и удовольствиям, побеги, участие в асоциальных компаниях и групповых правонарушениях (кражи), где такие подростки оказываются на подчиненных ролях. Эмоционально‑неустойчивое расстройство личности характеризуется: • легкой сменой настроения неожиданно и без учета возможных последствий; • конфликтностью; • вспышками неконтролируемой ярости и жестокости; • неумением планировать что‑либо заранее и предвидеть будущие события; • неспособностью устойчиво работать. Взаимоотношения с другими людьми неустойчивые: нет близкой привязанности и переживаний при разлуке. Выделяют два типа этих нарушений: импульсивный тип с преобладающими симптомами эмоциональной неустойчивости и пограничный тип со склонностью к попаданию в напряженные отношения, что может привести к эмоциональным кризам и сопровождаться суицидальным поведением. И стероидное расстройство личности. Демонстративная или жаждущая признания психопатия характеризуется: 1) самодраматизацией, театральностью; 2) преувеличенным выражением эмоций; 3) внушаемостью, подверженностью влияния окружающей среды; 4) постоянным стремлением к возбужденности; 5) признанию со стороны окружающих; 6) стремление быть в центре внимания; 7) чрезмерной озабоченностью физической привлекательности. Им свойственна дисгармоничность развития отдельных сторон личности, которая наблюдается при психофизическом инфантилизме. Как подчеркивает Д.Н. Исаев, эти люди отличаются легковесным, неестественным поведением, неослабевающей жаждой признания. За истерическим фасадом скрывается низкая самооценка, пустота чувств, прячущаяся за активностью, и глубокая неуверенность в своей половой идентичности. Одни истерические личности (псевдологи) своими невероятными рассказами о грандиозных событиях или трагических несчастьях, неразделенной любви, жестоком насилии и коварном обольщении пытаются обманным путем привлечь к себе сочувствие, помощь и поддержку. Другие (псевдофантасты) своими грезоподобными фантазиями обманывают себя и прячутся за этими вымыслами от будничной, трудовой и полной ответственности реальности. Психастеническое расстройство личности. Эта форма психопатии была описана французским психиатром Жане в конце XIX в. Он показал, что эти люди склонны к «умственной жвачке», к постоянному обдумыванию того, что они делают или что совершается вокруг них. Яркость непосредственного восприятия предметов и явлений у них снижена, окружающий мир кажется отчужденным, лишенным яркости и телесности. П. Жане называл эту особенность характера «отсутствием чувства реальности». У этих людей наблюдается постоянное беспокойство, тревога за свое будущее, за будущее своих детей и близких родственников. Для таких людей свойственны: • неуверенность в своих поступках; • постоянные волнения, сомнения и переживания; • чрезмерная добросовестность и педантичность при выполнении определенных заданий. На этом фоне часто формируется синдром навязчивых состояний, который проявляется в форме навязчивых мыслей, движений, ритуалов, придуманных примет. Эта форма психопатии начинает формироваться в детском возрасте при незначительных психических травмах или соматических заболеваниях, а также под влиянием окружающей среды. С возрастом при увеличении ответственности, которую берет на себя ребенок, выраженность расстройств личности усиливается. И.П. Павлов обращал внимание на то, что навязчивые состояния преимущественно возникают у лиц, относящихся к слабому мыслительному типу. Этим объясняется тот факт, что основными характерологическими чертами психастении является «умственная жвачка», склонность к самопроверке, мнительность. Для возникновения навязчивых состояний имеет значение лабильность тормозного процесса в коре головного мозга. Тревожное расстройство личности характеризуется: повышенным чувством напряженности, наличием мрачных предчувствий, большой впечатлительностью и чувством собственной неполноценности. Они находят у себя много недостатков, в связи с чем боятся подвергнуться критике и осуждению. В привычном для себя обществе эти люди общительны, но в присутствии чужих людей становятся замкнутыми, мало контактными. Когда тревожные личности подвергаются несправедливым обвинениям или на их репутацию падает тень, то они способны проявить отчаянное поведение вплоть до самоубийства. Зависимое расстройство личности характеризуется склонностью перекладывать ответственность за себя на других и целиком подчиняться их интересам. Это беспомощные, некомпетентные люди, не обладающие жизнестойкостью, не способные отвечать за свои поступки. В случаях изменения жизни они сами не могут удовлетворить свои потребности и стараются иметь опекуна. За все перенесенные несчастья ответственность они возлагают на других. Половые извращения личности. Самостоятельной формой психопатии являются различные половые извращения (переверзии), клиническая картина которых имеет свои особенности. К ним относятся случаи гомосексуализма, мазохизма, садизма, некрофилии, маньяки и другие личностные изменения.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Определение термина «психопатия». 2. Этиология психопатии. 3. Современная классификация психопатических расстройств. 4. Проявления психопатии у подростков и взрослых. 5. Формы психопатии по работам Г.Е. Сухаревой. 6. Задачи воспитателя в группах детей с девиантным поведением. 7. Возрастной аспект установления диагноза психопатии. 8. Значение трудовой деятельности для детей с психопатическими наклонностями. 9. Педагогическая направленность в работе с трудными детьми. 10. Причины, вызывающие необходимость выделять психопатию, как одну из форм психических расстройств.
Date: 2015-10-18; view: 551; Нарушение авторских прав |