Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Энцефалопатия
Энцефалопатия возникает как следствие кровоизлияния в вещество мозга при контузии. Контузия – это ушиб мозга, всегда сопровождается кровоизлиянием в вещество мозга или под мозговые оболочки, что обусловливает очаговые и общемозговые симптомы поражения. Клинические проявления зависят от локализации и степени разрушения мозгового вещества. Возникают симптомы поражения вещества мозга в полушариях (в коре и в проводящих путях), в стволе мозга, отмечаются расстройства ликвородинамики (движение спинно‑мозговой жидкости) и мозгового кровообращения. Кровоизлияние в мозг у новорожденных может происходить при длительных родах или акушерском вмешательстве (выдавливание, наложение щипцов и др.). Ребенок рождается в синей или белой асфиксии, указывающей на значительное повреждение мозгового вещества. Апгар в этих случаях О‑5 баллов. Новорожденные нуждаются в реанимационной помощи. После оживления дети длительно наблюдаются невропатологом и психиатром. Если травма черепа ребенком получена в домашних условиях или во время игры на улице, то пострадавший должен быть направлен в больницу. Симптомы поражения характеризуются расстройством сознания (кома или сопор), нарушением сердечно‑сосудистой и дыхательной системы. Длительность бессознательного периода зависит от тяжести поражения головного мозга. Постепенно общемозговые симптомы исчезают и проявляются признаки очагового поражения головного мозга. Клинически это выражается различными астеническими и энцефалопатическими состояниями (парезы, параличи, речевые и вестибулярные расстройства и др.), повышением функции подкорки. Со стороны психической сферы отмечается амнезия прошедшего периода, нарушение внимания и памяти, эмоциональная неустойчивость (повышенная аффективность и лабильность), нарушение работоспособности. У детей и подростков наблюдаются вегетативные расстройства: красный дермографизм, повышенная потливость, при малейших волнениях – учащенный пульс, тахикардия. Патофизиологический механизм последствий контузии обусловлен изменениями в клетках коры головного мозга. На первых этапах в них развивается разлитое охранительное торможение, длительность и распространенность которого зависит от степени тяжести травмы. Спустя 4–6 недель, патофизиологические механизмы посттравматических нарушений характеризуются ослаблением активного торможения, слабостью и инертностью корковых процессов возбуждения, обуславливающие в дальнейшем клинические проявления посттравматического процесса. Симптомы посттравматического процесса остаются на многие годы, определяя дальнейшее состояние ребенка, подростка и взрослого. В легких случаях могут наблюдаться явления церебрастении, метеозависимости, периодически наступающие головные боли. В более сложных случаях, когда наряду с энцефалоастенией наблюдается и энцефалопатия, указывающая на более сложные нарушения нервной системы, у больных выявляются отклонения в психической деятельности: перепады настроения, склонность к внезапным аффектам, конфликтам, ссорам и дракам, отмечаются трудности осмысления, что сказывается на формировании учебных умений и навыков. В ряде случаев аффективное поведение приводит к агрессии и асоциальным поступкам. Большое значение имеют условия среды обитания, постоянное медицинское наблюдение и лечение, педагогическая помощь в дошкольных и школьных учреждениях. Учитывая, что дети с такими психическими расстройствами отличаются от здоровых сверстников трудностями поведения, непослушанием, склонностью к побегам из дома и школы, бродяжничеству, они нуждаются в особом внимании и подходе. Такое поведение затрудняет воспитание и обучение ребенка в дошкольном и школьном учреждении. Из психических расстройств в подростковом возрасте отмечается снижение настроения, недовольство окружающей средой. Ребята считают, что к ним предвзято относятся дома и в школе, ставят плохие оценки, оставляют на повторный год обучения, дома их не понимают и не верят им, что у них болит голова и им трудно учиться. У таких подростков теряется интерес к учению, они перестают посещать школу, уходят из дома. В данном случае большое значение имеет психолого‑педагогическая помощь, оказываемая родителям и подросткам: разъяснение родителям и подросткам значение лечения и обучения, регуляции режима дня (чередование отдыха и работы), выявление интересов и привлечение к работе в объединениях дополнительного образования, создание коллектива, в котором дети нуждаются и могут удержаться. Наиболее тяжелой формой поражения головного мозга является компрессия – сдавление, которое может возникать при открытой и закрытой травме черепа. Примером компрессионной травмы может служить акушерская помощь в виде наложения щипцов на голову ребенка при затяжных трудных родах. Щипцы накладываются на височные косточки, очень тонкие по своей структуре, поэтому сложная травматизация головного мозга происходит именно в височной области, но страдают и другие отделы мозга: глубинные структуры, подкорковые образования и ствол. Дети рождаются в состоянии синей или белой асфиксии, что соответствует сопорозному или коматозному состоянию, из которого новорожденных выводят в условиях реанимации. Длительность асфиксии также сказывается на состоянии клеток коры головного мозга, обуславливая сложное поражение вещества мозга, проявляющееся в очаговых и общемозговых расстройствах, неврологическими и психическими нарушениями. Неврологические симптомы проявляются в форме энцефалопатии: парезы и параличи, в частности, детский церебральный паралич, все речевые и вестибулярные расстройства, нарушение координации, мелкой моторики. Эти рези дуальные (остаточные) симптомы сохраняются на долгие годы и требуют к себе большого внимания невропатологов, педиатров, физиотерапевтов, ортопедов, психиатров, психологов и педагогов‑дефектологов. Из психических расстройств ведущими являются расстройства ощущения, восприятия, внимания, памяти, представления, мышления, эмоционально‑волевой сферы. При ослаблении регулирующей функции коры наблюдаются различные патологические состояния: в одних случаях – расторможенность, импульсивность и аффективность действий, конфликтность, некритичность к своему поведению, драчливость, агрессия и жестокость, влечение к асоциальным поступкам. Эти дети легко попадают под чужое влияние и выполняют различные асоциальные поступки. Степень интеллектуального снижения может быть различной: от легких степеней задержки психического развития до выраженных форм умственной отсталости. При травматической энцефалопатии могут наблюдаться и другие состояния: повышенная заторможенность, адинамия, истощаемость нервных процессов, малый контакт с окружающими. Воспитатели дошкольных учреждений, педагоги‑дефектологи должны знать особенности психических нарушений у детей с явлениями энцефалоастении и энцефалопатии разной степени выраженности, оказывать им посильную помощь в обучении, организации поведения, формировании эмоциональных и волевых сторон личности. Как показали работы Г.Е. Сухаревой, В.В. Ковалева и др., после перенесенной травмы у детей и подростков, наряду с энцефалоастенией и энцефалопатией, могут развиваться и другие психические расстройства: травматическая эпилепсия, расстройства поведения и слабоумие.
Date: 2015-10-18; view: 496; Нарушение авторских прав |