Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подрядные работы для государственных нужд (ст. 763-768)





 

Комментируемый параграф предполагает развернутое регулирование указанных отношений в ГК, в иных законах и других правовых актах, изданных в развитие соответствующих норм Кодекса. В настоящее время действуют в основном акты, принятые на уровне Правительства РФ либо министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Статья 768 предусмотрела принятие закона о подрядах для государственных нужд.

Потребность в особом регулировании данных отношений возникает в экономике, построенной на началах свободной реализации товаров, работ и услуг. Смысл принятия подобных норм состоит в том, что для конкретной весьма узкой области отношений, связанных с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается специальный режим.

Поскольку речь идет о рынке, на котором заключение договоров является результатом свободной воли сторон, государство стремится обеспечить определенные льготы и гарантии для подрядчиков, равно как и для поставщиков в аналогичных договорах по обеспечению государственных поставок, имея в виду создать у тех и других интерес к заключению такого рода договоров.

Правовой формой, используемой в рассматриваемой области, служит государственный контракт на выполнение подрядных работ (далее государственный контракт). Он имеет тот же предмет, что и строительный подряд либо подряд на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 740, п. 2 ст. 763). Вместе с тем государственный контракт обладает рядом принципиальных отличий от того и другого договора. Имеются в виду прежде всего строго определенные цели государственного контракта, источники финансирования, состав сторон, а также порядок заключения и изменения государственного контракта.

В соответствии с п. 1 ст. 763 ГК строительные, проектные и изыскательские работы, составляющие предмет государственного контракта, предназначены для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Федерации.

Конкретная цель заказов на выполнение работ - реализация федеральных и межгосударственных целевых программ, развитие и создание производственного потенциала в соответствии с направлениями структурной политики Правительства Российской Федерации, развитие общегосударственной сети транспорта, энергетики, связи и экологического мониторинга, строительство отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экономической сферы общегосударственного значения, поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны<37>. Указанными целями определяются в конечном счете источники финансирования, в качестве которых выступают средства соответствующего бюджета и внебюджетные средства.

Организационные предпосылки заключения государственного контракта закреплены, в частности, в Порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также в Порядке закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд<38>.

Необходимым основанием государственного контракта служит целевая программа, которая формируется государственным заказчиком в соответствии с заключенным соглашением и решением Правительства РФ. Указанная программа после проведения ее экспертизы и при наличии положительной оценки Министерства экономики РФ утверждается Правительством РФ.

Порядок финансирования строек определяется Временным положением о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации<39>. Этим актом предусмотрено, что включение в перечень начинаемых строек и объектов для государственных нужд с распределением объемов капитальных вложений по годам на весь период строительства становится государственной гарантией непрерывности финансирования таких строек и объектов до завершения строительства в установленные сроки. В постановлении Совета Министров РФ от 26 июня 1995 года отмечено, однако, что такая гарантия действует в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.

В качестве одного из контрагентов выступает, как установлено в ст. 764 ГК, государственный заказчик, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами. Согласно действующему порядку государственного заказчика определяет в каждом случае Правительство РФ и ему выделяются необходимые федеральные средства, включая валютные. Государственный заказчик признается ответственным перед Правительством РФ за выполнение программы.

Государственные контракты заключаются на конкурсной основе. Исключение из этого правила предусмотрено для тех, для кого заключение договоров является обязательным. Имеются в виду организации, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке, а также казенные предприятия. И те и другие вправе отказаться от заключения государственного контракта только при условии, если его размещение влечет убытки для производства. Заказы на вновь начинаемое строительство для федеральных нужд передаются на основе подрядных торгов.

Организация, о которой идет речь в ст. 764 Кодекса (в этой роли может выступать не только предприятие, но и учреждение), назначается государственным заказчиком, который в своих действиях руководствуется решением Правительства РФ. Таким образом, в указанном случае государственный заказчик ограничивается административными функциями по отношению к заказчику и в договорных связях с подрядчиком не участвует.

Другим контрагентом является любое юридическое лицо или гражданин (и в том и в другом случае имеются в виду предприниматели).

Особо оговорено, что государственный заказчик должен определять фиксированную долю для организаций, пользующихся специальной государственной поддержкой (предприятия малого бизнеса, пенитенциарные учреждения и др.).

Порядок организации торгов устанавливается Госкомимуществом России и Минстроем России<40>. Кроме того, нормы, посвященные организации торгов, содержатся в Основных положениях порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (далее - Основные положения), утвержденных Правительством РФ 14 августа 1993 года<41>, а также в Порядке подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. В случае расхождения между этими актами преимуществом пользуется последний как изданный на том же уровне, что и первый, но позднее.

Наконец, следует иметь в виду, что исходное значение для организации торгов имеют нормы Гражданского кодекса. Они включены в ст. 447 ("Заключение договора на торгах"), 448 ("Организация и порядок проведения торгов") и ст. 449 ("Последствия нарушения правил проведения торгов").

В данном случае предметом торгов является право на заключение договора, а не сам договор. Такой договор (государственный контракт) должен быть заключен с победителем торгов в оговоренный срок после получения подрядчиком документов, подтверждающих его победу.

Требования к содержанию государственного контракта устанавливаются Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. Государственный контракт должен содержать условия о предмете, цене, сроке исполнения, правах и обязанностях стороны, а также их ответственности. В него необходимо включать и инженерно-технические условия, к числу которых относятся наименование работ, количественные и качественные характеристики, научно-технические и технологические требования, требования о соблюдении государственных стандартов.

К указанному Порядку приложена примерная форма государственного контракта на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. Несмотря на название примерного контракта, речь в нем идет исключительно о проведении определенных работ и лишь в этой связи о поставках.

Для государственных контрактов на выполнение подрядных работ и государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд предусмотрены во многом совпадающие режимы. Не случайно те и другие нередко регулируются одними и теми же актами. Это обстоятельство нашло отражение и в Кодексе. Имеется в виду содержащаяся в нем (ст. 765) отсылка по вопросу об основаниях и порядке заключения государственного контракта к ст. 527 и 528, регулирующим аналогичные вопросы применительно к государственному контракту на поставку товаров для федеральных государственных нужд. Однако поскольку для государственного контракта на выполнение подрядных работ установлена обязательная конкурсная система распределения заказов<42>, речь может идти только о нормах статей, которые относятся к конкурсу.

Так, в силу п. 4 ст. 527 ГК заключение договора с победителем конкурса является для государственного заказчика (несомненно, что и для заказчика) обязательным. Пунктом 4 ст. 528 для заключения государственного контракта с победителем конкурса введен 20-дневный срок со дня проведения конкурса. Кроме того, согласно п. 5 если сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от этого, контрагент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении ее заключить государственный контракт.

Пункт 1 ст. 766 устанавливает круг обязательных условий государственного контракта, а п. 2 предусматривает, что при организации конкурса (имеются в виду торги) условия государственного контракта должны определяться в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на него предложением подрядчика - победителя конкурса. Сопоставляя эти статьи, можно сделать вывод, что обязательные условия государственного контракта, включенные в п. 1 ст. 766 (объем и стоимость подлежащих выполнению работ, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон), должны найти отражение в условиях конкурса.

Важнейшей гарантией для подрядчика служит норма, закрепленная в ст. 767 Кодекса. Подразумевается правило, в силу которого во всех случаях, когда государственными органами в установленном порядке уменьшаются средства соответствующего бюджета, сторонам предоставляется возможность согласовать новые сроки. За подрядчиком признается право требовать возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. В той же статье содержится и другая гарантия: во всех иных случаях, кроме уменьшения бюджетных средств, государственный контракт может быть изменен только по соглашению сторон.

Специальный режим определен Законом от 27 декабря 1995 года "О государственном оборонном заказе"<43>. В частности, установлена обязательная структура договорных связей, предполагающая заключение государственного контракта между государственным заказчиком и головным исполнителем, а также контракта между головным исполнителем и исполнителем. При этом допускается осуществление расчетов между головным заказчиком и исполнителем. Предусмотрено, что в случае прекращения работ по выполнению головного заказа головной исполнитель и исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать производственные мощности без согласия Правительства РФ, которое, в свою очередь, обязуется возместить исполнителям причиненные убытки. Предусмотрены значительные экономические льготы, стимулирующие выполнение государственного заказа, а также различные виды ответственности за нарушение государственного контракта (контракта).

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"<44>, который распространяется на городское и сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, предусмотренную Законом, включает ст. 33, посвященную "муниципальному заказу". Она предоставляет органам местного самоуправления право выступать заказчиком на выполнение определенных работ. К их числу относятся работы по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, которые необходимы для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, а также любые другие работы с использованием предусмотренных для этого собственных материалов и финансовых средств. По отношению к заключенным в этой связи договорам с подрядчиком специальные нормы, содержащиеся в5 комментируемой главы ("Подрядные работы для государственных нужд"), непосредственно не действуют. В силу ст. 763 ГК положения упомянутого параграфа распространяются только на Российскую Федерацию и субъектов Федерации. По этой причине статьи указанного параграфа и изданное в их развитие законодательство могут непосредственно применяться только при условии, если на этот счет будет прямое указание в законе о подрядах для государственных нужд. В настоящее время для этого необходимо включение соответствующих отсылочных норм в заключенный муниципальным образованием договор либо воспроизведение в нем отдельных норм5 главы 37 и основанного на них специального законодательства. В противном случае на эти договоры будут распространяться только нормы1 комментируемой главы ("Общие положения о подряде"), а также4 ("Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ").

 

Глава 38. Выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ (ст. 769-778)

 

В главе 38 ГК выделены два вида договоров, составляющих в совокупности единый договорный тип. Это, во-первых, договоры на выполнение научно-исследовательских работ и, во-вторых, договоры на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.

В Кодексах 1922 и 1964 годов ни тот, ни другой договор особо не упоминались. В Основах 1991 года в главе о подряде впервые появилась статья, посвященная договорам о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ<45>.

Различие между указанными договорами состоит в их предмете, то есть в характере действий (работ), которые должен осуществить исполнитель. Пункт 1 ст. 769 ГК предусматривает, что для первого договора предметом служат обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а для второго - разработка образца нового изделия, конструкторской документации на него или новой технологии. Оба договора устанавливают аналогичную обязанность заказчика: в том и в другом случае она состоит в принятии работ и их оплате. При этом и тот и другой договор могут заключаться по поводу как всего цикла работ (имеются в виду исследования, разработка и изготовление образцов), так и отдельных этапов либо элементов (п. 2 ст. 769).

Потребность в создании особого, отличного от подряда режима для данных договоров вызвана в основном двумя обстоятельствами.

Одно из них предполагает, что предмет договора составляет в указанных случаях не результат работ, а работы как таковые. С этим связан основной элемент правового режима данных договоров - отличное от подряда распределение риска. Имеется в виду, что, если иное не установлено законом или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ несет заказчик (п. 3 ст. 769 ГК). Таким образом, действует принцип, прямо противоположный закрепленному в п. 1 ст. 705 для подряда (риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком возлагается на подрядчика).

Другое обстоятельство заключается в творческом характере работ, составляющих предмет договора. Из этого вытекает необходимость для сторон принимать на себя обязанности и осуществлять их исполнение с учетом действия законов и иных правовых актов об интеллектуальной собственности (исключительных правах)<46>.

Различие между двумя видами договоров, регулируемых главой 38 ГК, определяется неодинаковой степенью творчества, присущей работам, которые образуют предмет одного и другого договора. Это различие потребовало в ряде случаев специального регулирования. Так, в частности, договоры на выполнение научно-исследовательских работ должны, если нет иного указания в самом договоре, исполняться стороной лично (п. 1 ст. 770). По этой причине для привлечения третьего лица к исполнению необходимо получить согласие заказчика. Такого согласия для договоров на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ не нужно, если только иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 770).

Еще большее значение отмеченное различие имеет для выявления последствий невозможности достижения результата работ. Так, в силу ст. 775 если это последствие наступило из-за обстоятельств, не зависящих от исполнителя, то по договору на выполнение научно-исследовательских работ заказчик обязан оплатить стоимость работ, которые были проведены до обнаружения подобной невозможности (но не свыше соответствующей части работ, указанной в договоре). При аналогичной ситуации применительно к договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ на заказчике лежит обязанность оплатить исполнителю лишь понесенные им затраты (ст.776). Таким образом, степень риска заказчика во втором договоре существенно меньше по сравнению с первым.

Остальные нормы данной главы являются общими для всего договорного типа.

Если исполнители в том и другом договоре привлекли к исполнению третье лицо (в договоре на выполнение научно-исследовательских работ - с согласия заказчика), то оно занимает позицию субподрядчика, а исполнитель, заключивший договор с заказчиком, - позицию генерального подрядчика. Содержащаяся в ст. 770 ГК отсылка к ст. 706 означает, что в указанном случае, во-первых, исполнитель отвечает перед таким третьим лицом за действия заказчика, а перед заказчиком за действия третьего лица; во-вторых, третье лицо не вправе предъявлять какие-либо требования непосредственно заказчику, а заказчик - третьему лицу, кроме ситуаций, когда законом будет предусмотрена непосредственная ответственность третьего лица перед заказчиком и(или) заказчика перед третьим лицом; в-третьих, заказчик вправе привлечь к участию в выполнении работ помимо исполнителя другое лицо, заключив с ним "прямой договор", но только с согласия исполнителя.

Кодекс (ст. 772) допускает возможность устанавливать в договоре пределы и условия использования результатов работ, не делая различий между способными и неспособными к правовой охране результатами. Если же стороны не включат в договор никаких указаний на этот счет, вступит в силу презумпция, содержащаяся в п. 2 ст. 772 ГК. Ее смысл состоит в том, что и исполнитель, и заказчик в равной мере вправе использовать результат работ для себя (для собственных нужд).

При применении статей данной главы, относящихся к использованию результата работ, необходимо иметь в виду также нормы ст. 138 и 139 ГК. Первая закрепляет исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и соответственно допускает предоставление третьему лицу права пользоваться такими результатами лишь с согласия правообладателя. Вторая, посвященная не только служебной, но и коммерческой тайне, указывает на возможность защиты соответствующей информации способом, установленным Кодексом и другими законами (наиболее распространенный из этих способов состоит в обязанности возместить причиненные убытки).

Особенность договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ нашла отражение и в том, как решается вопрос об ответственности сторон за нарушение договорных обязательств. Так, п. 1 ст. 777 возлагает на исполнителя ответственность перед заказчиком за нарушение договора при условии, если он не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя. В упомянутой норме содержится отсылка к п. 1 ст. 401 ГК. Смысл такой отсылки состоит в том, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Ссылка на один лишь п. 1 ст. 401 дает вместе с тем основание сделать вывод о желании законодателя не распространять на данные отношения действие п. 3 ст. 401 ГК. Следовательно, применительно к рассматриваемым договорам исключается повышенная ответственность даже в случаях, когда такие договоры связаны с предпринимательской деятельностью (смысл повышенной ответственности состоит в том, что она наступает во всех ситуациях, если должник не докажет, что надлежащее исполнение стало невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств - непреодолимой силы).

Пункт 2 ст. 777 ГК предусматривает ограничение и по объему ответственности. Речь идет о том, что, как правило, возмещению подлежат убытки лишь в виде реального ущерба, в то время как упущенная выгода возмещается, только если это установлено договором. Правда, в том же пункте есть указание относительно порядка применения условия договора, содержащего обязанность возмещения убытков, причиненных заказчику, в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки. Это указание направлено против возможного сужения ответственности. Оно подчеркивает, что пределом ответственности в таком случае будет служить общая стоимость всех работ по договору, а не только той их части, в которой обнаружены недостатки.

Едиными для обоих видов договоров являются также нормы, которые устанавливают обязанности исполнителя (ст. 773). Большая часть из них непосредственно относится к обеспечению надлежащего качества выполненных работ. Так, на исполнителя возлагается обязанность своими силами и за свой счет устранить допущенные по его вине недостатки в выполненных работах, которые могут повлечь отступление от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре.

Исполнитель, который уклонился от обязанности устранить возникшие по его вине недостатки, несет ответственность в объеме, предусмотренном п. 2 ст. 777 Кодекса.

Норма ст. 773 не исключает того, что по соглашению сторон исполнитель примет на себя обязанность своими силами устранить и все другие недостатки. Однако тогда соглашение, о котором идет речь, должно определить, за чей счет будут произведены конкретные работы.

Ряд обязанностей исполнителя связан с обеспечением соблюдения прав на результаты интеллектуального творчества, принадлежащих другим лицам. В частности, исполнитель должен согласовывать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, а также приобретение прав на их использование. Соответствующая норма позволяет сделать вывод, что, если в ходе выполнения работ будут нарушены права третьего лица, охраняемые законом, отрицательные последствия заявленных таким лицом требований должны падать на виновную сторону в договоре (заказчика или исполнителя).

Каждая из сторон в указанных договорах обязана обеспечить конфиденциальность сведений, которые касаются предмета договора, хода его исполнения и результатов (ст. 771). Объем данных сведений должен быть определен в содержащемся в договоре перечне. Выразив согласие на включение таких сведений в упомянутый перечень, сторона тем самым принимает на себя обязанность осуществлять их публикацию лишь с согласия контрагента. Поскольку ст. 771 ГК не устанавливает специальных последствий нарушения данного обязательства, а п. 2 ст. 777 ограничивает размер ответственности лишь применительно к обнаружению недостатков в результатах работ, следует признать, что содержащееся в ст. 777 ограничение объема ответственности не распространяется на случаи противоправных действий, указанные в ст. 771 ГК.

В соответствии со ст. 773 исполнитель обязан гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц. Следовательно, если заказчику придется нести ответственность за нарушение таких прав, он сможет в порядке регресса взыскать выплаченную сумму с исполнителя (кроме ситуаций, когда виновным в нарушении будет признан сам заказчик). Обязанности заказчика в рассматриваемом договоре совпадают с теми, которые возлагаются на одноименную сторону в подрядном договоре, - принять результат работ и оплатить его, однако эти общие обязанности дополняются двумя специальными: передавать исполнителю необходимую информацию, а если это предусмотрено договором, то и техническое задание. Возможно возложение на заказчика исполнения и такой обязанности: согласовать с контрагентом программу (технико-экономические параметры) или тематику работ (ст. 774).

В заключение отметим, что, хотя рассматриваемый договор и является самостоятельным, в правовом регулировании договора отразилось его происхождение. По этой причине глава 38 ГК включает довольно много отсылок к отдельным нормам главы 37 о подряде: к ст. 706, 708, 709, 738, 763-768. Этот перечень не является исчерпывающим. В частности, Порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд (п. 20), утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года, среди направлений, по которым строится Федеральная инвестиционная программа, служащая основой для заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд, называет помимо прочего "развитие фундаментальных и прикладных научных исследований". Следовательно, если возникнет вопрос о заключении в указанных случаях государственного контракта, появляется необходимость в субсидиарном применении статей5 главы 37 ГК.

 

 

Глава 39. Возмездное оказание услуг (ст. 779-783)

 

Договор возмездного оказания услуг, как и подряд, имеет своим предметом совершение действий по заданию заказчика. Однако существенное различие между этими договорами состоит в том, что в подряде конечной целью служит получение определенного результата и именно он подлежит принятию и оплате. В договоре возмездного оказания услуг отсутствует материальный результат действия, а значит, оплачивается услуга как таковая: соответственно стадии сдачи и приемки, как правило, не выделяются. В этой связи в обязанности исполнителя входит совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, а заказчика - их оплата.

Наиболее рельефно своеобразие названных договоров выражается в распределении риска. В то время как конституирующим признаком подряда выступает возложение риска случайного неисполнения на подрядчика, при возмездном оказании услуг в вопросе, связанном с последствиями неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, действуют общие правила, закрепленные в ст. 401 ГК, посвященной основаниям ответственности за нарушение обязательства. Имеется в виду, что тот, кто не исполнил обязательство или исполнил его ненадлежащим образом, отвечает в виде общего правила лишь при наличии вины. В самой ст. 401 раскрывается понятие вины. Сделано это путем указания на признаки коррелята вины-невиновности: сторона в обязательстве признается невиновной, когда при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, она приняла все меры для надлежащего его исполнения. Именно принцип вины, включающий и презумпцию виновности лица, нарушившего обязательство (тот, кто нарушил обязательство, признается виновным, если не докажет, что он не виноват), действует применительно к договору услуг. Однако данный принцип знает и исключение, которое также в полной мере распространяется на договор возмездного оказания услуг (п. 3 ст. 401). Это исключение действует тогда, когда услуги оказывает юридическое лицо или гражданин, являющиеся предпринимателем, и при этом оказание такого рода услуг входит в сферу предпринимательской деятельности исполнителя. Предприниматель, о котором идет речь, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства даже и тогда, когда вины его в этом нет. Он может быть освобожден от ответственности только при условии, если докажет, что нарушение последовало из-за действия непреодолимой силы. Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Примерами могут служить явления стихийного характера (землетрясение, неожиданное по времени и по интенсивности наводнение, военные действия, забастовка и т. п.).

Кодекс счел необходимым особо оговорить обстоятельства, которые к непреодолимой силе не относятся, а значит, они не освобождают лицо от ответственности. Таких случаев три: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров (например, запасных частей, которые необходимы были исполнителю, заключившему договор на ремонт автомобиля) и отсутствие у должника необходимых денежных средств для приобретения нужных материалов или оборудования.

При использовании правила о повышенной ответственности (ответственности не только "за вину", но и "без вины") надо иметь в виду два момента. Во-первых, для применения правила о повышенной ответственности необходимо, чтобы исполнителем являлся предприниматель. В то же время в отношении заказчика не имеет значения, выступает ли в этой роли учреждение либо гражданин, удовлетворяющий личные бытовые потребности. Во-вторых, общее правило об ответственности за свою вину и исключение из него в виде повышенной ответственности (вплоть до действия непреодолимой силы) закреплены диспозитивной нормой. Как таковая она допускает возможность установления в законе или договоре более сильной ответственности (например, по отношению к предпринимателю ответственность и при непреодолимой силе) либо более мягкой (например, то, что исполнитель-предприниматель будет нести ответственность только при наличии вины).

В договоре может быть предусмотрено возложение риска ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора на заказчика даже тогда, когда установлено, что нарушение договора произошло по вине исполнителя. Однако сам ГК определил, что нельзя освободить сторону от нарушения обязательства при наличии в ее действиях умысла (знала, что ее действия могут повлечь нарушение обязательства, и этого хотела). Если такое условие (о принятии на себя последствий умышленного нарушения обязательства контрагентом) и будет включено в договор, это условие следует признать недействительным.

В соответствии со ст. 401 Кодекса ст. 781 распределяет между сторонами последствия невозможности исполнения с учетом вины той или иной из них. Первый вариант (п. 2 ст. 781) подразумевает случай, когда невозможность исполнения возникла по вине заказчика. Тогда на него возлагаются все последствия такой невозможности. Они состоят в обязанности заказчика оплатить услуги в полном объеме. При этом такая обязанность представляет собой не самый долг, а ответственность за нарушение обязательства. По этой причине возможны ситуации, при которых вступает в действие ст. 404 ГК. Речь идет о смешанной вине, то есть вине обеих сторон. В подобных случаях суд может присудить указанную в договоре стоимость работ подрядчику лишь частично.

Пункт 3 ст. 781 посвящен последствиям невозможности исполнения, которая возникает "по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает". Тем самым сфера действия соответствующей нормы расширена: она связывает определенные последствия не только с виновными, но и с любыми иными действиями, за которые сторона несет ответственность. Например, для исполнителя-предпринимателя подойдут ситуации, когда он в создавшейся невозможности невиновен, но все же в силу ст. 401 ГК должен нести ответственность.

Смысл решения вопроса в п. 3 ст. 781 ГК состоит в том, что при отсутствии оснований для наступления ответственности той или другой стороны отрицательные последствия возникшей невозможности исполнения распределяются определенным образом между контрагентами. Это выражается в наделении исполнителя правом требовать лишь возмещения фактически понесенных расходов.

И п. 2, и п. 3 ст. 781 представляют собой диспозитивные нормы. Это означает, в частности, что у сторон есть право закрепить в договоре любое иное решение вопроса о последствиях невозможности исполнения.

Статья 781 Кодекса оставляет открытым вопрос о последствиях третьего случая невозможности исполнения: когда она возникла по вине самого исполнителя. Тогда, если иное не предусмотрено в законе или договоре, он утрачивает полностью право на выплату вознаграждения. А если ранее был выплачен аванс, то он, как правило, должен быть возвращен.

Аналогичных норм о невозможности исполнения обязательств в договоре подряда нет. Более того, приведенные решения не совпадают с нормами подряда, посвященными распределению различных рисков между сторонами.

Существует и ряд других отличных от регулирующих подряд норм. Одна из них связана с личным исполнением обязательства подрядчиком (исполнителем): в договоре подряда презюмируется возможность привлечения подрядчиком к исполнению третьего лица. А потому обязательность личного исполнения наступает только при условии, если это записано в договоре: напротив, в силу ст. 780 ГК предполагается (если иное не установлено договором), обязательное исполнение договора лично исполнителем.

Для понимания сущности другой особенности, относящейся к одностороннему отказу от исполнения, следует иметь в виду, что применительно к договору услуг законодатель проявляет большую заботу об интересах заказчика. В частности, п. 1 ст. 782 подобно ст. 717 ("Отказ заказчика от исполнения договора подряда") предоставляет заказчику право отказаться от договора, однако если по договору подряда ему придется в этой ситуации уплатить подрядчику часть установленной цены пропорционально доле работы, выполненной до получения подрядчиком соответствующего извещения, то по договору возмездного оказания услуг заказчику в указанном случае будет достаточно оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы. Другая особенность состоит в предоставлении не только заказчику, но и исполнителю права на отказ от договора. Правда, тогда речь идет о полном возмещении убытков (п. 2 ст. 782). При этом надо обратить внимание на их характер: в отличие от компенсационных убытков, призванных возместить причиненный нарушением договора ущерб, при данных обстоятельствах подразумеваются убытки, аналогичные тем, которые имеют своим основанием незаключение договора.

Смысл выделения договоров возмездного оказания услуг состоит, в частности, в ограничении пределов действия норм о подряде. До принятия Гражданского кодекса это можно было сделать только одним путем: создать самостоятельные типы договоров, конкурирующие с подрядом. Так, появились договоры, перечисленные в п. 2 ст. 779 ГК: выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, расчетов, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом. Для каждого из этих договоров создан свой режим, отличный и от подряда и от возмездного оказания услуг.

Вместе с тем открывается возможность использовать в конкретном случае отличающиеся от подряда договоры, которые специально не выделены в Кодексе. Примерный перечень соответствующих услуг указан в п. 2 ст. 779 ГК. Это услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и др. В ряде случаев для отдельных видов договоров на возмездное оказание услуг создаются акты обычно на уровне Правительства Российской Федерации.

Примером могут служить Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 года<47>, Правила предоставления услуг местными телефонными сетями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 мая 1994 <48> года, Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 <49>, Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 <50> года, Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств <51>, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 года, и др. Акты о некоторых видах услуг приняты на более высоком уровне. Так, в Законе РФ от 5 июля 1995 года "О почтовой связи" содержатся нормы, предусматривающие порядок организации договорных услуг почтовой связи, а также права пользователей услуг почтовой связи <52>. С Законом непосредственно связано постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 года "О перечнях услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)" <53>.

В Правилах, посвященных отдельным видам услуг, обычно указаны порядок заключения соответствующих договоров, права потребителя услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение договора. Правила, в том числе и перечисленные выше, в качестве потребителей называют либо граждан, либо граждан и юридических лиц, либо только юридических лиц.

Рядом особенностей обладает правовое регулирование договоров с участием потребителей-граждан. Прежде всего это выражается в том, что такие договоры относятся к категории публичных, следовательно, на них в полном объеме распространяется режим, установленный ст. 426 ("Публичный договор") (см. комментарий к параграфам "Розничная купля-продажа" - глава 30 и "Бытовой подряд" - глава 37).

В рассматриваемой области действуют и правила, посвященные отдельным видам работ. Так, Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями определяют порядок и условия предоставления указанных услуг (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями, которые являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями. В Правилах подчеркивается необходимость наличия у соответствующих организаций сертификата и лицензии на избранный вид деятельности, а для государственных и муниципальных медицинских учреждений, оказывающих платные медицинские услуги населению, нужно специальное разрешение соответствующего органа управления здравоохранения. В Правилах подробно регулируются обязанности соответствующих учреждений, а также потребителей (для последних имеется в виду помимо оплаты услуг также выполнение различных требований, включая сообщение необходимых сведений). Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе также предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда. При этом медицинское учреждение освобождается от указанной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, если это произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным предусмотренным в законе основаниям.

Вместе с тем следует иметь в виду, что ко всем видам услуг, носящих бытовой характер, применяется Закон РФ "О защите прав потребителей", действующий в редакции от 9 января 1996 года<54>.

Указанный Закон не различает режима выполнения работ и оказания услуг. Соответственно в каждой из его норм, относящихся к работам, в скобках указаны услуги. Вместе с тем на основе и в развитие указанного Закона изданы специальные Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации<55>. Данные Правила призваны регулировать исключительно отношения между предпринимателями, с одной стороны, и потребителями-гражданами - с другой по выполнению работ и оказанию услуг. Правовой формой этих отношений служат заказы на услуги (работы), приобретающие юридическую силу с момента их принятия предпринимателем, оказывающим услуги.

Правила детализируют порядок приема и оформления заказов на услуги (работы), оказания услуг (выполнения работ), порядок и форму оплаты оказанных услуг (выполненных работ). В частности, заслуживают внимания положения, относящиеся к обязательному объему информации, предоставляемой предпринимателем, выдаче документов, которые служат формой договора (квитанция, талон, кассовый чек и т. п.), набору обязательных условий договора, ответственности потребителя за переданный им материал, исчислению срока и последствиям его нарушения, правам потребителя при обнаружении недостатков в исполненном заказе. Здесь же содержится перечень услуг, по которым расчеты производятся полностью при заключении договора (покупка, доставка или пересылка подарков, доставка грузов, посреднические услуги и др.), услуг, которые предполагают оплату при заказе в объеме 50 процентов, и др.

Нормы перечисленных Правил являются обязательными для предпринимателей, кроме норм, носящих диспозитивный характер и, как в них прямо указано, допускающих в договоре иное.

Отношения по возмездному оказанию услуг, исключая те, которые, как отмечалось выше, составляют самостоятельные типы договоров, регулируются наряду с нормами самой главы 39 также статьями, включенными в параграфы "Общие положения о подряде" и "Бытовой подряд" главы "Подряд". Указанные статьи о подряде применяются субсидиарно, то есть лишь при отсутствии прямого урегулирования в главе 37 и изданных в ее развитие специальных нормах.

Статья 783 ГК допускает применение норм о подряде только при условии, если это не противоречит особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, то есть если соответствующая норма не связана исключительно с результатом работ. К этому следует добавить, что статьи параграфа, посвященного бытовому подряду, могут применяться только тогда, когда заказчик обращается за услугами, предназначенными удовлетворить его бытовые или другие личные потребности.

 

Глава 40. Перевозка (ст. 784-800)

 

Правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь 14 статей (для сравнения: глава 30 о купле-продаже насчитывает более ста статей).

Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно, всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам (см. гл. 32 ГК 1964 года, гл. 13 Основ 1991 года).

Сохранение такого методологического подхода в новом ГК оправданно еще и по той причине, что в соответствии с Кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784). В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 года<56> (КТМ СССР); Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года N 12<57> (УАТ РСФСР); Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 года (УВВТ СССР); Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 года N 270<58> (УЖД СССР); Воздушный кодекс СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983<59> года (ВК СССР).

Все названные транспортные уставы и кодексы сохраняют свое действие на территории Российской Федерации с учетом правил, предусмотренных ст. 4 Вводного закона, впредь до принятия и введения в действие новых транспортных уставов и кодексов - федеральных законов. Естественно, названные транспортные уставы и кодексы применяются в части, не противоречащей нормам, содержащимся в главе 40 ГК.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Кодекс расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. Об этом свидетельствует правило о том, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784).

Основной договор, опосредующий перевозки грузов, - это договор перевозки грузов, сконструированный, как и прежде, по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785). Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте - в накладной; на морском транспорте - накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте - товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного перевозочного документа одновременно служит подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Из всех договоров перевозки выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица. Кодекс установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ст. 426 Кодекса.

В обязанности перевозчика по договору перевозки груза входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств.

Следует обратить внимание на то, что отказ от поданных перевозчиком транспортных средств, непригодных для перевозки груза, является согласно Кодексу правом, а не обязанностью грузоотправителя. Данное обстоятельство делает необходимым пересмотр многолетней арбитражно-судебной практики, сформировавшейся на основе инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 года N И1-9 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге"<60>. Следуя данным инструктивным указаниям (п. 35), при решении вопроса об ответственности за несохранность перевозимых грузов необходимо различать две ситуации, когда факты утраты, недостачи, порчи или повреждения груза имели место по причине технической неисправности подвижного состава (1) или вследствие его непригодности в коммерческом отношении для перевозки данного груза (2). При этом под пригодностью подвижного состава в коммерческом отношении предлагалось понимать такое техническое и физическое состояние подвижного состава, от которого зависит обеспечение сохранности груза.

В тех случаях, когда поданный под погрузку вагон или контейнер по своему техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечивал сохранность груза при перевозке, грузоотправитель был обязан отказаться от погрузки в такой подвижной состав. При несоблюдении грузоотправителем этих условий ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, происшедшие по причине неисправности подвижного состава или непригодности его в коммерческом отношении для перевозки данного груза, возлагалась на грузоотправителя. И только в случаях, когда факты утраты, недостачи, порчи или повреждения груза происходили исключительно по причине неисправности подвижного состава, имеющей скрытый характер или возникшей в процессе перевозки груза, ответственность возлагалась на железную дорогу.

Как видим, данное разъяснение Госарбитража СССР и сложившаяся в соответствии с ним арбитражная практика основывались лишь на том, что грузоотправитель обязан отказаться от поданных под погрузку транспортных средств в состоянии, непригодном для перевозки соответствующего груза. Необходимость пересмотра такой практики представляется очевидной.

Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной ГК, является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не определены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Нарушение указанных сроков влечет за собой ответственность за сверхнормативный простой поданных под погрузку транспортных средств (ст. 156 УЖД, ст. 141 УАТ и др.).

Правда, обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в оговоренные сроки доставки груза.

Сроки доставки, в течение которых перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж должны быть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК). За нарушение установленных сроков доставки груза (багажа) транспортными уставами и кодексами введена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа поставлен в зависимость от величины просрочки и определяется в процентах (долях) от суммы провозной платы (ст. 153, 165 УЖД, ст. 188 УВВТ, ст. 64 ВК). На автомобильном транспорте сроки доставки груза (багажа) и ответственность перевозчика за их нарушение установлены лишь в отношении междугородных перевозок (ст. 137-138 УАТ).

Наряду с договором перевозки груза, когда предметом договора является доставка конкретного груза в пункт назначения и выдача его получателю, Кодекс определяет и в определенной степени регулирует договоры организации перевозок и договоры между транспортными организациями.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798). Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся навигационные договоры на морском и речном транспорте; специальные договоры - на воздушном транспорте; годовые договоры - на автомобильном транспорте.

В соответствии с ГК (ст. 799) между организациями различных видов транспорта могут заключаться также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.

Так, до настоящего времени отношения по централизованному завозу (вывозу) грузов, складывающиеся между автомобильным транспортом и организациями других видов транспорта, регулируются: Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР, утвержденными Министерством путей сообщения СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 27 октября 1976 года; Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в аэропорты в РСФСР, утвержденными Министерством гражданской авиации СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23 июля 1973 года; Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в морские порты в РСФСР, утвержденными Министерством морского флота СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 12 марта 1973 года; Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в порты (на пристани) внутреннего водного транспорта РСФСР, утвержденными Министерством речного флота РСФСР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 14 февраля 1975 года<61>. В качестве приложений к названным Правилам имеются соответствующие типовые договоры, детально регламентирующие взаимоотношения сторон.

Согласно указанным правилам централизованного завоза (вывоза) грузов и типовым договорам на станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты возложены обязанности принимать от автотранспортных предприятий и сдавать им грузы, осуществлять погрузку автомобилей, закрепление, укрытие и увязку грузов, а также разгрузку автомобилей, снятие креплений и покрытий и др.

В соответствии с ГК (ст. 799) регулирование договоров между организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозки грузов может осуществляться транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Поэтому в данной области правовое регулирование должно быть поднято как минимум на уровень постановления Правительства Российской Федерации, что позволило бы избежать ведомственного нормотворчества.

Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира (ст. 786 ГК). По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир, в свою очередь, обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз. Уже из самого определения договора перевозки пассажира следует, что этот договор, в отличие от договора перевозки конкретного груза, является консенсуальным, то есть после приобретения билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно Кодексом пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Главная же особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качестве стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин. Для этих и им подобных правоотношений законодатель во Вводном законе (ст. 9) предусмотрел, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, он пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами потребителя по Закону РФ "О защите прав потребителей" и изданным в соответствии с ним иным правовым актам.

Поэтому права, предоставленные Кодексом пассажиру по договору перевозки, далеко не исчерпывают объема прав гражданина, заключившего с транспортной организацией договор перевозки пассажира.

Основной обязанностью как грузоотправителя по договору перевозки груза, так и пассажира по договору перевозки пассажира или багажа является внесение провозной платы за перевозки. В качестве основного правила Кодексом предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не оговорено законом или иными правовыми актами (ст. 790).

Однако при перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Данное положение корреспондирует норме, содержащейся в ст. 424 ГК, допускающей в случаях, предусмотренных законом, применение цен (тарифов), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Не следует забывать также, что договор перевозки транспортом общего пользования относится к категории публичных договоров, основные условия которого, в том числе цена, должны быть одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ст. 426). Соблюдение этого требования можно обеспечить лишь путем введения единых тарифов провозной платы. Если же в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате в отношении отдельных категорий пассажиров или грузоотправителей, транспортной организации, осуществляющей перевозки соответствующих пассажиров или грузов, должны быть компенсированы все ее расходы, связанные с осуществлением перевозок на льготных условиях (п. 5 ст. 790).

Но независимо от того, относится ли перевозчик к организациям транспорта общего пользования, выполняемые им по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами, подлежат оплате в размере, определяемом исключительно по соглашению сторон.

Для перевозчика способом обеспечения исполнения грузоотправителем, грузовладельцем или владельцем багажа обязанности по внесению провозной платы и других причитающихся перевозчику платежей будет служить предоставленное ему право удерживать переданные ему грузы и багаж до выполнения указанными лицами своей обязанности. Данное право может быть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст.790).

Как известно, удержание кредитором имущества должника до исполнения им своего обязательства является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329), который включает в себя возможность для кредитора удовлетворить свои требования за счет удерживаемого имущества должника путем обращения на него взыскания в порядке, предусмотренном для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360).

В ГК впервые включена самостоятельная статья об ответственности за нарушение обязательств по перевозке (ст. 793), содержащая положения, распространяющиеся на перевозки всеми видами транспорта. Ранее подобные нормы содержались лишь в транспортных уставах и кодексах применительно к перевозке соответствующими видами транспорта (см., например, ст. 126 УАТ, ст. 143 УЖД и др.).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет для стороны, допустившей нарушение, применение ответственности, предусмотренной ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Считаются недействительными любые соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении ответственности, установленной законом. Исключение составляют лишь случаи, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Ранее такое общее правило действовало только в отношении ответственности по обязательствам, вытекающим из договора перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 100 Основ 1991 года).

Конечно же, в ГК не могли быть включены нормы об ответственности за все виды нарушений договорных обязательств по перевозке. Это является предметом регулирования для транспортных уставов и кодексов. Вместе с тем, следуя традиции кодифицированных гражданско-правовых актов, Кодекс содержит статьи об ответственности за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем (ст. 794), а также за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796).

Перевозчик за неподачу транспортных средств в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, оговоренную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В ныне действующих транспортных уставах и кодексах нормы об ответственности за названные нарушения сконцентрированы в статьях об ответственности транспортной организации и грузоотправителя за невыполнение плана перевозок. Данная ответственность установлена в виде штрафа, носящего характер законной исключительной неустойки. Что касается убытков, то они могут быть взысканы лишь в случаях и в пределах, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (см., например, ст. 144, 155, 159 УЖД, ст. 198, 204 УВВТ, ст. 127, 145, 150 УАТ, ст. 139 КТМ, ст. 86 ВК).

Особенностью имущественной ответственности за невыполнение плана перевозок является то, что она наступает независимо от вины или иных факторов, свидетельствующих о случайном характере допущенных нарушений. Вместе с тем транспортные уставы и кодексы предусматривают основания освобождения от ответственности за невыполнение плана перевозок как в отношении грузоотправителя, так и перевозчика. Причем в качестве таких оснований называются обстоятельства, которые могли иметь место по вине соответственно грузоотправителя или транспортной организации, освобождаемых тем не менее от ответственности за невыполнение плана перевозок (ст. 145, 146 УЖД, ст. 183, 184, 187 УВВТ, ст. 93 ВК, ст. 131 УАТ).

В отличие от ранее действовавшего общегражданского законодательства Кодекс (п. 2 ст. 794) предусмотрел перечень оснований освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств либо неиспользование поданных транспортных средств, что распространяется на отношения грузоотправителей с транспортными организациями всех видов транспорта. К числу таких оснований относятся: непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, осуществленные в соответствии с порядком, установленным транспортными уставами и кодексами; иные обстоятельства, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Принципиальные изменения внесены ГК в правовое регулирование ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796).

Ранее подход к формулированию общих принципов ответственности перевозчика за несохранность принятого к перевозке груза или багажа включал в себя две позиции. Во-первых, действовала норма, согласно которой перевозчик отвечает за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение или порча груза имели место не по его вине. Во-вторых, транспортным уставам и кодексам была предоставлена возможность установить случаи, когда доказательство вины перевозчика в утрате, недостаче или повреждении (порче) груза возлагается на получателя или отправителя (ст. 382 ГК 1964 года).

Транспортные уставы и кодексы широко воспользовались возможностью, предоставленной им общегражданским законодательством, предусмотрев целый ряд оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза. Применительно ко всем транспортным уставам и кодексам можно выделить следующие случаи, когда перевозчик, не обеспечивший сохранность перевозимого груза, тем не менее слагал с себя ответственность:

- доставка груза в пункт назначения в исправных перевозочных средствах (вагонах, судах, грузовых помещениях, автомобилях, контейнерах) за исправными пломбами грузоотправителя, в исправной таре без следов вскрытия в пути и на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой либо при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза (см. п. "а" ст. 149 УЖД, п. "б" ст. 192 УВВТ, ч. 1 ст. 162 КТМ, п. "а" ст. 133 УАТ);

- перевозка груза в сопровождении проводника (экспедитора) грузоотправителя или грузополучателя (п. "в" ст. 149 УЖД, п. "а" ст. 192 УВВТ, п. "в" ст. 133 УАТ, ч. 2 ст. 162 КТМ);

- отгрузка груза с риском его утраты либо повр

Date: 2015-10-18; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию