Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строительный подряд (ст. 740-757)





 

Центральное место в составе выделенных в главе 37 видов договоров, несомненно, занимает строительный подряд, регулируемый3 комментируемой главы Кодекса.

До последнего времени для обозначения соответствующего законодательного массива использовался исключительно термин "капитальное строительство". Достаточно указать, что именно так именовался один из разделов Свода законов СССР, глава 31 ГК РСФСР 1964 года, ст. 95 Основ гражданского законодательства 1991 года, многочисленные акты, посвященные строительству.

Под "капитальным строительством" подразумевали прежде всего строительство, подчинявшееся во всех своих компонентах особо жесткому режиму регулирования со стороны государства. В подтверждение можно сослаться на п. 2 Правил о договорах подряда на капитальное строительство 1969 года<24>. Устанавливая пределы своего применения, Правила указывали на то, что они распространяют действие на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих объектов, включенных в план капитального строительства и в титульные списки, осуществляемые за счет централизованных капитальных вложений, а также за счет нецентрализованных источников финансирования. Таким образом, заведомо предполагалось, что существует строительство, лишенное признаков "капитального" и тем самым находящееся за пределами соответствующей системы актов.

Приведенное представление о капитальном строительстве не оказывало негативного влияния на законодательную практику, поскольку удельный вес строительства, не относящегося к "капитальному", был крайне незначителен.

В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Участниками гражданского оборота являются в основном частные предприниматели - заказчики и подрядчики, в том числе и иностранные; соответственно сузилась сфера применения строительства за счет государственного финансирования и в целом строительства, производимого согласно государственному плану. О том, насколько предмет и методы регулирования данной области законодательства изменились, можно судить по тому, что в разделе Свода законов СССР "Законодательство о капитальном строительстве" фактически не действует ни один из содержавшихся в нем специальных актов.

С учетом отмеченных обстоятельств есть основания признать необходимой унификацию правового режима для всего того, что охватывается понятием "строительство". Правовую основу этого унифицированного режима составляют общие положения о подряде, а также специальные нормы параграфа, посвященного строительному подряду, в главе 37 ГК.

При установлении пределов действия параграфа "Строительный подряд" определяющее значение должны иметь общие для всего строительства признаки. Имеется в виду, что в отличие от промышленности и сельского хозяйства в строительстве конечный продукт неподвижен (создаваемые и подготовленные к вводу в действие объекты производственного и непроизводственного характера всегда связаны с землей), индивидуален (даже объекты, построенные по одному и тому же проекту, отличаются один от другого) и рассчитан на продолжительную эксплуатацию.

Строительство обычно ведется на открытом воздухе, на действующих предприятиях, с постоянной сменой рабочего места; продолжается в течение длительного периода и требует на промежуточных стадиях определенного "задела"; производится в соответствии с утвержденной (согласованной) технической документацией, при этом предполагается активное и многостороннее участие заказчика на стадиях, предшествующих сдаче готового объекта.

Указанному пониманию строительства корреспондирует комментируемый параграф главы о подряде. В нем, в частности, весьма широко установлены границы соответствующего договора. Уже в самом определении договора (п. 1 ст. 740 ГК) его предметом названа постройка по заданию заказчика определенного объекта либо выполнение иных строительных работ. В незамкнутом перечне работ, отнесенных к строительству, указаны строительство или реконструкция предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также выполнение монтажных, пуско-наладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ (п. 2 ст. 740). Особо выделено распространение правил о договоре строительного подряда на работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина-заказчика, к отношениям сторон соответственно применяются положения параграфа, посвященного правам заказчика по договору бытового подряда. Эта закрепленная в п. 3 ст. 740 норма отнюдь не исключает субсидиарного применения к указанным отношениям не противоречащих им норм о строительном подряде в силу аналогии закона.


В период существования "законодательства о капитальном строительстве" регламентация данного договора осуществлялась обширнейшим числом актов, принятых на разном уровне. И в результате сами договоры о капитальном строительстве были в еще большей степени, чем договоры о поставке, стандартизированы, чему способствовало и то, что возможности согласования отдельных условий договора до предела ограничивались императивным характером норм. Есть основания полагать, что в будущем число актов, которые регулируют эти отношения, окажется предельно суженным. В конечном счете речь должна идти о нормах ГК и относительно небольшом числе изданных в соответствии с ним нормативных актов. Следует ожидать, что основу строительного законодательства составят главным образом акты публичного права (административного, финансового, государственного), состоящие исключительно из императивных норм. Правомочия соответствующих органов должны иметь четкие границы, с тем чтобы были, помимо прочего, надежно защищены те, кто обращается к компетентным органам за получением разрешений (согласий).

Гражданско-правовые нормы должны, опираясь на Кодекс, развивать в случаях необходимости заложенные в нем принципы. Целесообразно сохранение акта типа правил о договорах подряда на капитальное строительство, большинство в которых будут составлять диспозитивные нормы.

Нормы гражданского права будут, очевидно, резко сокращены, с тем чтобы горизонтальные отношения, то есть отношения между различными участниками строительного процесса (заказчиком, подрядчиком, проектантом и т. п.), строились в основном на примерных договорах.

Постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 года утвержден и введен в действие с 1 января 1995 года СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения"<25>. Указанный акт определяет систему нормативных документов в строительстве как совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями. Эта система должна применяться на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

Объектами указанной системы служат организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции, объекты градостроительной деятельности и строительная продукция (здания и сооружения, их комплексы), промышленная продукция, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии, а также экономические нормы, с помощью которых определяется эффективность инвестиций, стоимость строительства, материальных и трудовых затрат.

СНиП 10-01-94 устанавливает определенную иерархию соответствующих технико-экономических документов. Так, на федеральном уровне издаются СНиПы РФ, государственные стандарты в области строительства РФ, свод правил по проектированию и строительству, а также соответствующие руководящие документы указанной системы. На уровне субъектов Федерации должны действовать территориальные строительные нормы. Кроме того, в систему входят производственно-отраслевые нормативные документы (имеются в виду стандарты предприятий, объединений, строительного комплекса), а также стандарты общественных объединений.


Самостоятельность и сложность строительного подряда, а равно необходимость диверсификации договоров предполагают развитие их примерных условий, основанных на правовой базе, которая определена ст. 427 ГК. В пользу такого вывода можно сослаться на практику многих стран, в которых весьма распространены такого рода примерные формы, отражающие специфику разных видов строительства, а также строительства в различных отраслях. И все это на основе неширокой законодательной базы. Косвенным подтверждением потребности в таких моделях договоров (их отдельных условий) может служить ситуация, сложившаяся в нашей стране. Хотя постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 года N 812 предусмотрено, что на территории РФ Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1986 года впредь не действуют, на практике они широко применяются. Речь идет о включении отдельных пунктов Правил в заключаемые договоры, разумеется, без ссылки на источник. Принципиальную особенность сложившейся ситуации составляет то, что соответствующие пункты уже не действующих Правил воспроизводятся в договоре по соглашению сторон. До принятия новых актов такая практика заслуживает одобрения, разумеется, если это сделано с учетом ГК, других законов и иных правовых актов.

Закон от 26 июня 1991 года "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" различает два вида такой деятельности. Первый рассчитан на то, что пользователем инвестиционного объекта выступает сам инвестор. Тогда он от собственного имени заключает договор с подрядчиком. При втором виде пользователем объекта является другое лицо, которому объект передает инвестор. В последнем случае заказчиком в подрядном договоре становится будущий пользователь, в то же время между инвестором и пользователем заключается специальный договор - об инвестировании.

В регулировании новым ГК договора строительного подряда нашла отражение и международная практика использования рассматриваемых договоров. В частности, это проявилось в более широком представлении о "строительстве под ключ". Имеется в виду включение в данный договор среди прочего ранее не укладывавшейся в его рамки обязанности обеспечить эксплуатацию заказчиком объекта в течение согласованного срока после его принятия (п. 2 ст. 740). Такая обязанность может, к примеру, охватывать набор и обучение персонала, налаживание связей с поставщиками, поиск рынков сбыта и др.


При составлении проекта договора подряда на строительство, особенно если речь идет о крупном строительстве, а также при разработке проектов типовых условий подрядчиком можно использовать и международную практику. Существуют Международные условия договора о строительстве, которые были разработаны Международной федерацией инженеров-консультантов (в редакции 1977 года)<26>, а также Правовое руководство по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов, подготовленное рабочей группой Комиссии ООН по праву международной торговли. Оба эти документа рассчитаны на применение при строительстве с иностранным участием. Однако многие их положения могут оказаться полезными и для внутренних отношений по подряду, разумеется, когда соответствующие нормы не противоречат внутреннему законодательству Российской Федерации. Следует иметь в виду, что оба акта во всех случаях носят только рекомендательный характер.

Одним из главных признаков подряда, определяющих основы взаимоотношений сторон данного договора, является распределение между ними риска. Решение вопроса в указанного вида договорах совпадает с тем, которое содержится в общих положениях об этом договоре (ст. 705 ГК).

В п. 1 ст. 741 ГК предусмотрено, что риск случайной гибели или случайного повреждения предмета договора (объекта строительства) до его приемки заказчиком несет подрядчик. В риск подрядчика входят помимо прочего и последствия действий третьих лиц. Однако следует отметить, что в отличие от ст. 705, посвященная распределению риска применительно к строительному подряду ст. 741 содержит императивные нормы. Следовательно, если стороны отступят от нее в договоре, все равно будут действовать положения этой статьи.

Статья 741 Кодекса не регулирует вопрос о риске случайной гибели или случайного повреждения материалов и оборудования, переданных для переработки или обработки вещи (например, для реконструкции здания). Это означает, что данная проблема урегулирована п. 1 ст. 705 (в частности, соответствующий риск несет сторона, предоставившая материалы).

Применительно к строительному подряду действует и п. 2 ст. 705, определяющий последствия просрочки в передаче или приемке предмета договора.

Специальная норма, не имеющая аналога в общих положениях, закреплена в п. 2 ст. 741 Кодекса. Она указывает на последствия гибели или повреждения объекта вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала (деталей, конструкций) или оборудования либо исполнения ошибочных указаний заказчика.

В подобных случаях заказчик приобретает право на оплату всей предусмотренной сметой стоимости работ, но только при условии, если соблюдены требования, установленные в п. 1 ст. 716 ГК. Таким образом, подрядчик, во-первых, должен доказать, что ненадлежащее качество материалов или выполнение ошибочных указаний заказчика послужило причиной гибели объекта и, во-вторых, он, подрядчик, исполнил свою обязанность предупредить заказчика о непригодности или недоброкачественности материалов, предоставленных заказчиком, либо возможных неблагоприятных для подрядчика последствиях выполнения указаний заказчика о способе исполнения работ, а также исполнил другие требования, о которых говорится в пп. 1 и 2 ст. 716 ГК. Подразумевается, что подрядчик после соответствующего предупреждения приостановил работы и приступил к ним только с момента получения подтверждения заказчика, а при отсутствии такого подтверждения только после истечения разумного срока для ответа. Вместе с тем соблюдения этих требований не всегда достаточно. Подрядчик наделен правом (п. 3 ст. 716) в случае, если заказчик, несмотря на предупреждение, не заменит непригодные материалы, оборудование, техническую документацию, не изменит указаний о способе выполнения работ или не примет других необходимых мер, расторгнуть договор и взыскать убытки. Если, однако, впоследствии окажется, что ненадлежащее качество работ имело своей причиной именно те обстоятельства, на которые указывал подрядчик в своем извещении, последний лишается возможности ссылаться на то, что действовал по указанию заказчика. При определенных обстоятельствах закрепленное в п. 3 ст. 716 право на отказ от исполнения должно рассматриваться как обязанность подрядчика.

В новых условиях существования строительного подряда приобретает значение вопрос о страховании различного рода рисков, лежащих на соответствующей стороне. Страхование, о котором идет речь в ст. 742, осуществляется в интересах обеих сторон - той, на которую падает риск, поскольку при наличии страхового случая она не несет потерь сверх общей суммы выплаченной ею страховой премии, и ее контрагента, который приобретает реальную гарантию получения страховой суммы при наступлении обстоятельств, представляющих собой страховой случай. Такого рода гарантия выражается в предположительно высокой платежеспособности страховых компаний, обеспечиваемой различными нормами страхового законодательства.

Страхование может охватывать в силу п. 1 ст. 742 ГК прежде всего риск случайной гибели или случайного повреждения всего используемого в строительстве имущества, включая различного рода материалы и оборудование, а также сам объект строительства. Применительно к материалам для строительства крупных объектов может быть использовано страхование по генеральному полису (ст. 941). Другим видом, упомянутым в том же п. 1 ст. 742, является страхование ответственности за причинение при осуществлении строительства вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Оно осуществляется прежде всего в пользу потенциальных потерпевших. Однако может представить особый интерес и для подрядчика как лица, которое призвано нести ответственность в подобных случаях причинения вреда. В частности, суммы выплачиваемых подрядчиком премий, связанных с такого рода страхованием, могут быть по условиям договора включены при определенных обстоятельствах (например, если ответственность перед третьими лицами наступила без вины подрядчика) в общую стоимость строительства.

В подрядном договоре, в котором предусмотрена необходимость страхования, целесообразно указать его виды, страховые риски, страховую сумму, сроки страхования. В этой связи п. 1 ст. 742 требует от стороны представления контрагенту доказательств заключения договора страхования на условиях, установленных договором (в частности, о размере страховой суммы и застрахованных рисках). Данные о страховщике, о которых идет речь в той же норме, предполагают подтверждение надежности избранного стороной страховщика.

Пункт 2 ст. 742 ГК, который указывает, что страхование не освобождает соответствующую сторону от обязанности принимать необходимые меры для предотвращения наступления страхового случая, имеет значение потому, что дает возможность стороне, в пользу которой осуществлено страхование, взыскать с контрагента сумму убытков, не покрытую страховым возмещением (имеется в виду главным образом договорное страхование). При страховании ответственности за причинение вреда другим лицам следует руководствоваться ст. 931 (см. комментарий к главе 48).

ГК содержит ряд норм, регулирующих вопросы, относящиеся к техническому проекту и иной технической документации, а также денежному выражению технического проекта - смете. Представление технической документации является предметом как административного, так и гражданско-правового регулирования. Поскольку строительство затрагивает государственные и общественные интересы, связанные с финансированием, охраной окружающей среды и др., государство устанавливает случаи и порядок утверждения проектов и смет и их предварительной экспертизы (см. комментарий к 4 главы 37).

Вместе с тем проблемы, связанные с технической документацией и сметой, являются предметом договорного регулирования. Кодекс оставляет открытым и, следовательно, передает на усмотрение самих сторон вопрос о том, какая из них должна обеспечить утверждение проектов и смет, а также получать необходимое разрешение компетентных органов.

Из двух статей, посвященных технической документации и смете, одна (ст. 743) в основном закрепляет обязанности и права подрядчика, а другая (ст. 744) - обязанность и права заказчика.

В первой из этих статей содержатся общие требования о необходимости представления проектной документации и сметы. Состав и содержание технической документации должны определяться в договоре вместе с указанием, какая из сторон и в какой срок должна их представить. Редакция данной нормы позволяет сделать вывод, что перечисленные обязанности составляют существенные условия договора, а значит, при их отсутствии договор не признается заключенным.

В отношении требований к самой технической документации ГК ограничивается указанием на то, что она должна определять требования, предъявляемые к строительству и связанным с ним работам, включая непременно объем и содержание работ.

Подрядчик обязан, если иное не предусмотрено договором, выполнить всю указанную в технической документации и смете работу. При этом не имеет значения, кто именно - заказчик или подрядчик - их предоставил.

Подрядчик вправе, а при определенных обстоятельствах и обязан требовать изменения проектной документации и сметы. В случаях, указанных ГК, аналогичным правом обладает и заказчик.

На подрядчика возлагается обязанность при обнаружении в ходе строительства необходимости выполнить дополнительные, то есть не учтенные в технической документации, работы ставить об этом в известность заказчика, отмечая одновременно, каким изменениям должна подвергнуться проектная документация и смета.

Заказчику предоставляется срок в 10 дней для дачи ответа, после чего он обязан, если иное не предусмотрено договором, приостановить работы. Если подтверждается, что такие работы были действительно необходимы (а это в случае спора предполагается), подрядчик вправе требовать возмещения вызванных приостановлением работ убытков.

Если подрядчик не пошлет соответствующее уведомление заказчику либо, направив его, не станет дожидаться установленного срока для ответа или, несмотря на полученный от заказчика отказ, все же выполнит дополнительные работы, заказчик вправе отказаться от их оплаты, а равно от возмещения требуемых подрядчиком убытков. Единственное исключение связано с тем, что подрядчик может доказать необходимость действовать в интересах заказчика немедленно. Возможные гибель или повреждение объекта, о которых идет речь в п. 4 ст. 743, - только частный случай. Аналогичная обязанность лежит на заказчике и при любых других ситуациях, когда подрядчик действовал в его интересах (например, если тем самым заказчику удалось избежать больших расходов).

Заказчику предоставляется право своим односторонним решением изменить проектную документацию, но только при условии, если дополнительные работы не превышают 10 процентов общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных договором работ. Хотя на этот счет и нет прямых указаний в ст. 744 ГК, следует признать, что дополнительные работы должны в данном случае оплачиваться заказчиком.

Если изменение проектной документации превышает 10 процентов, необходимо соглашение сторон. В нем наряду с прочим может быть решен и вопрос об оплате дополнительных работ. Если в договоре нет никаких указаний по этому поводу, следует считать, что дополнительные работы будут выполняться за дополнительную плату. Имеется в виду, что соответствующим образом будет изменена смета.

Подрядчик может, в свою очередь, также в одностороннем порядке ставить вопрос о пересмотре сметы, но только при условии, если предполагается ее повышение в размере не менее 10 процентов указанной в ней общей стоимости строительства. Такой пересмотр должен осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 450, к которой отсылает п. 3 ст. 744 ГК. Норма, составляющая адресат отсылки, дает основания сделать вывод, что такое право возникает, если контрагент (в данном случае заказчик) существенно нарушил договор. При этом надо выполнять требования, установленные в указанной статье: подрядчику необходимо доказать не только факт нарушения договора заказчиком, но и то, что произошло нарушение, повлекшее для подрядчика ущерб, при котором он в значительной мере лишается того, на что мог рассчитывать при заключении договора. Отсылка к ст. 450 означает одновременно, что подрядчик вправе требовать изменения договора при наличии обстоятельств, указанных в ст. 451 ГК.

Существует и еще один случай, когда подрядчик имеет право на дополнительную оплату: если речь идет о разумных расходах, понесенных им в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации (п. 4 ст. 744). Следует иметь в виду также норму, закрепленную в п. 3 ст. 10 ГК: если закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли они разумно, разумность действий участника гражданских правоотношений предполагается. Следовательно, не подрядчик обязан доказывать разумность своих действий, а заказчик, отказывающийся выплатить соответствующую сумму, должен доказать, что подрядчик действовал "неразумно".

Вопросы распределения между сторонами обязанностей по обеспечению строительства материалами и оборудованием решаются в ст. 745 в принципе так же, как и в общей норме - ст. 704 ГК. Предполагается, что данная обязанность лежит на подрядчике, если обязанность обеспечить строительство материалами и оборудованием полностью или частично не возложена договором на заказчика. Более полно урегулирован вопрос об ответственности стороны, предоставившей материалы и оборудование: она отвечает за обнаружившуюся невозможность их использования без ухудшения качества выполненных работ. От этой ответственности сторона освобождается, если сможет доказать, что негативные последствия, о которых идет речь, возникли из-за обстоятельств, за которые отвечает другая сторона (например, если оказывается, что материалы, переданные заказчиком, нельзя использовать только по причине отсутствия у подрядчика необходимого оборудования).

Пункт 3 ст. 745 Кодекса наделяет подрядчика правом отказаться от договора в случае, если предоставленные заказчиком материалы и оборудование невозможно использовать, а заказчик отказывается их заменить. Однако это право, как уже отмечалось при освещении общих положений, является при определенных условиях и обязанностью подрядчика со всеми вытекающими последствиями (если подрядчик принял на себя риск продолжения работ при описанных обстоятельствах).

Статья 746 ГК предполагает оплату работ в порядке, установленном законом или договором, а при отсутствии в них такого указания - в порядке, который предусмотрен для расчетов общими положениями о подряде (ст. 711). Обычно в договоре указывается стоимость работ в виде паушальной, то есть определенной в целом, суммы. При этом оплата работ может осуществляться единовременно и в полном объеме после приемки объекта. Возможна, исходя из п. 2 ст. 711, и выплата аванса. Нет никаких препятствий к тому, чтобы вместо аванса шла речь о задатке.

Договором могут быть предусмотрены различные способы обеспечения интересов сторон: подрядчика - к получению стоимости работ, а заказчика - к тому, чтобы подрядчик выполнил все работы, перечисленные в договоре, и особенно те, которые эквивалентны выплаченному авансу.

При заключении договора строительного подряда, учитывая возможность банкротства контрагента, каждая из сторон особенно заинтересована в таких способах обеспечения исполнения его обязательств, которые исключали бы необходимость конкурировать с другими кредиторами контрагента.

Практика подтверждает эффективность для стороны, чьи интересы нуждаются в защите, трех способов обеспечения. Имеются в виду кроме задатка поручительство, безотзывный аккредитив и особенно банковская гарантия (в частности, банковская гарантия на случай, если подрядчик не отработает аванс). К этому следует добавить применяемое в строго определенных случаях удержание (ст. 712).

Существует и еще один специфический для подряда способ обеспечения, о котором упоминалось применительно к общим положениям. Это удержание заказчиком части предназначенной для полного расчета суммы на время до истечения гарантийного срока. Соответствующие средства могут быть использованы при уклонении подрядчика от исправления недостатков для оплаты услуг третьих лиц, с которыми заключается договор на устранение недостатков вместо подрядчика.

ГК особо выделяет случаи, при которых на заказчика возлагаются дополнительные обязанности, вытекающие из особенностей отношений сторон. При строительстве зданий и сооружений возникает необходимость своевременного предоставления заказчиком земельного участка. Диспозитивная на этот счет норма (п. 1 ст. 747) возлагает на заказчика такую обязанность. Площадь и состояние участка обычно уточняются в договоре. Если такое указание в нем отсутствует, следует руководствоваться общим, содержащимся в соответствующей статье требованием: площадь и состояние участка должны обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение, а также завершение в срок. Та же ст. 747 ГК предусматривает в значительной части то, что обычно именовалось в правилах выполнения подрядных работ "услугами заказчика". Речь идет о передаче заказчиком в случаях и в порядке, предусмотренных договором, в пользование подрядчику необходимых ему для работ зданий и сооружений, обеспечении транспортировки грузов в его адрес, временной подводке сетей энергоснабжения, водо- и паропровода, а также об оказании других услуг. В частности, содержавшихся ранее в Правилах о договорах подряда на капитальное строительство услуг, которые относятся к социально-бытовой области. Рекомендуется до принятия новых нормативных актов при составлении договора использовать развернутый перечень услуг, включенный в пп. 5 и 6 Правил о договорах подряда на капитальное строительство 1986 года, с учетом, разумеется, современных взаимоотношений сторон. О значении, которое имеет указанная обязанность заказчика, можно судить по тому, что она отражена уже в самом определении договора ("заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ").

Одно из ключевых прав заказчика состоит в осуществлении контроля и надзора за ходом и качеством работ, соблюдением сроков их выполнения (графиков), качеством предоставляемых подрядчиком материалов, а также правильностью их использования (при этом, однако, не должно происходить вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика).

Заказчик, обнаруживший отступления от договора, способные ухудшить качество результата работ, или иные недостатки (например, угрожающие своевременности завершения работ), обязан немедленно заявить об этом подрядчику (под страхом утраты возможности в дальнейшем ссылаться на них). Особо выделена также корреспондирующая праву заказчика на осуществление контроля и надзора обязанность подрядчика выполнить полученные от заказчика указания, которые не противоречат условиям договора и не составляют вмешательства в его административно-хозяйственную деятельность. Наконец, следует помнить, что контроль и надзор - это только право заказчика, а не его обязанность. В связи с этим подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не может ссылаться на то, что это произошло по причине отсутствия контроля и надзора со стороны заказчика (кроме случаев, когда иное предусмотрено в законе).

В новых экономических условиях должна найти свое место практика вовлечения в организацию строительства "инженера" (инженерной фирмы), о которых впервые сказано в ст. 749 ГК. В определенной мере можно считать предшественником такой фигуры образование, именовавшееся "дирекцией строящегося предприятия", а теперь - "заказчиком-застройщиком". Однако между ними и "инженером" имеется существенное различие. Отношения с "инженером" (строительной инженерной фирмой) имеют своим основанием договор поручения. Следовательно, "инженер" действует от имени заказчика и соответственно последствия его действий ложатся на заказчика, в то время как дирекция строящегося предприятия выступала, а заказчик-застройщик выступает от собственного имени и предполагается последующая передача ими объекта лицу, которое будет его уже от собственного имени эксплуатировать<27>.

Полномочия "инженера" выражаются в доверенности или, что более соответствует природе отношений с его участием, закреплены в самом договоре подряда. В том и в другом случае эти полномочия могут быть определенным образом ограничены. Заказчик сам выбирает "инженера" (инженерную фирму), и его выбор становится обязательным для подрядчика. Разумеется, это не исключает того, что стороны могут предварительно согласовать между собой фигуру "инженера". Ответственность за все юридические действия "инженера" (инженерной фирмы) несет заказчик, если такие действия совершены в пределах полномочий "инженера" (инженерной фирмы). За свои фактические действия по общему правилу несет ответственность он сам (сама фирма). Возможен вариант, при котором функции "инженера" выполняет работник организации или гражданина-заказчика. Тогда они несут ответственность за совершенные им противоправные действия по нормам о деликтной ответственности. Имеется в виду ст. 1068, которая возлагает на юридическое лицо или гражданина ответственность за вред, причиненный их работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Подрядчик и заказчик связаны единой целью - выполнить работы и сдать результат в соответствии с договором строительного подряда. Поэтому применительно к данной разновидности подряда установлено правило о сотрудничестве сторон в ходе исполнения своих обязательств. В частности, предусмотрено, что обе стороны должны принимать все зависящие от них разумные меры по устранению возникших препятствий к выполнению работ. Та из сторон, которая не выполнила указанной обязанности, должна возмещать возникающие в подобных случаях убытки и иные расходы, не подпадающие под признаки убытков. Последние подлежат возмещению только при условии, если это указано в договоре.

Традиционная норма, посвященная сотрудничеству сторон (ст. 750), устанавливает более узкие, чем ранее, его границы, что в большей степени отвечает современным экономическим отношениям участников оборота. Вместе с тем сторонам предоставляется возможность расширить сотрудничество за пределами, обозначенными ст. 750, а также предусмотреть отличное от содержащегося в этой статье решение вопроса о возмещении расходов, связанных с осуществлением сотрудничества. Данная норма является факультативной, а следовательно, у сторон есть возможность либо воспроизвести ее в договоре (понесенные для осуществления сотрудничества расходы сторона вправе истребовать от контрагента), либо включить любое иное решение в договор, либо ничего не указывать на этот счет в договоре, и тогда каждая из них будет сама нести материальные последствия осуществленного ею сотрудничества.

На подрядчика возлагается обязанность в ходе строительства соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. На него возлагается ответственность за нарушение отмеченной обязанности.

Ответственность за нарушение требований об охране окружающей среды применительно к области гражданского права может принимать для подрядчика главным образом форму обязательства возместить внедоговорный вред непосредственно потерпевшему. По общему правилу ответственность заказчика перед подрядчиком, возникающая из нарушения указанных требований, носит регрессный характер, то есть наступает после того, как соответствующие выплаты государству или непосредственно потерпевшему произвел заказчик. Эта ответственность в отношении безопасности строительных работ связана, в частности, со ст. 1095 ГК, которая относится к области деликтных обязательств. Упомянутая статья устанавливает, что за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица, отвечает перед потерпевшим тот, кто выполнял работы (подрядчик), а не тот, в чьих интересах он действовал (заказчик). К тому же важно подчеркнуть, что ответственность, о которой идет речь, носит повышенный характер: она наступает независимо от вины подрядчика.

В ГК (ст. 752) предусмотрены основания и последствия консервации строительства. Основанием служит любая причина, которая не зависит от сторон (различного рода стихийные бедствия, невыделение инвестиций и др.). Во всех таких случаях, независимо от воли подрядчика, работы приостанавливаются, а объект строительства консервируется. Норма, посвященная последствиям консервации, носит императивный характер. Она возлагает на заказчика обязанность оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, которые вызваны необходимостью прекращения работ и консервации строительства, с одновременным зачетом выгод, полученных вследствие прекращения работ. Например, если в связи с изменением экономической конъюнктуры подрядчик смог заключить договоры с другими заказчиками на более выгодных условиях. Консервация, как правило, оформляется специальным соглашением сторон. При этом целесообразно среди прочего записать в нем обязанность подрядчика после отмены консервации возобновить договор на прежних или иных условиях. Такая возможность имеется у сторон, поскольку ГК, в отличие от Правил о договорах подряда на капитальное строительство 1986 года, не содержит нормы, которая связывает консервацию непременно с полным прекращением договорных отношений сторон (п. 22 Правил).

Подробно урегулированы в ГК вопросы, относящиеся к сдаче и приемке работ. Прежде всего, установлена обязанность заказчика по получении извещения о готовности к сдаче результата работ приступить к его принятию. В п. 1 ст. 753 специально оговорено, что сдачу по частям (по этапам) работ подрядчик обязан производить, если только на это дал согласие заказчик. При применении ст. 753 может возникнуть вопрос о сдаче работ до срока. В данном случае, как вытекает из ст. 315, заказчик должен принять работы лишь при условии, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или его существом. В остальных случаях приемка досрочно сдаваемых работ зависит от согласованной воли сторон.

В приемке могут, а если это указано в законе или иных правовых актах, должны участвовать кроме заказчика представители государственных органов и органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что заказчики обязаны показывать в статье "Незавершенное производство" затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учитываемые на счетах бухгалтерского учета раздела "Затраты производства" Плана счетов бухгалтерского учета. К этому надо добавить, что строительные и другие организации, которые осуществляют в текущем году расчеты с заказчиками в соответствии с заключенными договорами за законченные этапы работ, имеющие самостоятельное значение, используя для такого учета счет 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам", отражают по указанной статье стоимость полностью оплаченных заказчиком этапов. Важно подчеркнуть, что заказчик зачисляет на свой баланс стоимость работ только по окончании всех этапов<28>.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения (п. 38)<29>. Отмеченные положения не препятствуют тому, что в виде исключения при строительном подряде собственником результата строительства и до сдачи объекта будет заказчик, поскольку ему принадлежит земля, на которой расположен объект.

Из договора, а при отсутствии в нем такого условия из характера работ может вытекать необходимость предварительных испытаний, предшествующих приемке. Если результаты испытаний окажутся отрицательными, приемка работ не производится и наступают установленные ГК последствия нарушения условия о качестве.

Кодекс предоставляет заказчику право отказаться от приемки работ только в случае, когда обнаруженные недостатки исключают возможность использовать результаты работ для указанной в договоре цели и ни одна из сторон эти недостатки устранить не в состоянии.

ГК меняет определенным образом отношение к односторонним актам приемки выполненных работ. Он признает их юридическую силу во всех случаях, когда мотивы отказа стороны от подписания акта, по мнению суда, являются необоснованными. Суд во всяком случае не может считать отказ необоснованным, если отказавшаяся от подписания сторона ссылается на допущенные контрагентом нарушения договора.

ГК (ст. 754) усилил требования к качеству строительных работ, выполняемых подрядчиком. Общая ссылка на необходимость надлежащего исполнения им договора заменена конкретными указаниями относительно того, что признается нарушением договора по качеству и какое последствие это влечет за собой для подрядчика. Он несет ответственность за допущенные отступления от требований, которые содержатся в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах (СНиПах). К этому добавляется особая ответственность за недостижение указанной в технической документации производственной мощности предприятия, а также других предусмотренных в технической документации требований. Таким же образом конкретизированы случаи ответственности за нарушение условий о качестве в договорах, направленных на обновление, перестройку, реставрацию или иную реконструкцию здания или сооружения: подрядчик отвечает за снижение и потерю их прочности, устойчивости, а также надежности.

Кодекс установил, что подрядчик освобождается от ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации (п. 2 ст. 754). Из приведенной нормы вытекает, что, во-первых, подрядчик, не получивший согласия заказчика на такого рода отступления от технической документации, должен доказать, что они не повлияли на качество объекта и, во-вторых, что отступления, не относящиеся к категории мелких, влекут за собой ответственность подрядчика, даже если они и не повлияли на качество объекта строительства.

Из статьи 756 следует, что на отношения по строительному подряду распространяются правила о сроках обнаружения ненадлежащего качества результата строительных работ, включенные в общие положения о подряде (имеется в виду ст. 724 - см. о ней выше). Исключение составляет следующее: при строительном подряде предельный срок обнаружения недостатков равен не двум, а пяти годам.

Некоторые особенности существуют и в отношении гарантии качества результата работ. Прежде всего этого относится к ее предмету. При строительном подряде (п. 1 ст. 755) гарантируется достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Другая особенность состоит в допустимости удлинения гарантийных сроков, предусмотренных законом. Конкретизированы также ситуации, при которых подрядчик может освобождаться от ответственности за обнаруженные в пределах гарантийного срока недостатки. Он должен для этого доказать, что недостатки произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной эксплуатации объекта или неверных инструкций по его эксплуатации, которые разработаны самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, либо ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. При этом редакция п. 2 ст. 755 ГК дает основания полагать, что указанный перечень является исчерпывающим. Следует также иметь в виду, что на время, в течение которого заказчик не мог эксплуатировать объект, гарантийный срок приостанавливается. Принятый в некоторых странах порядок, при котором с момента ремонта гарантийный срок течет заново, в нашем законодательстве о строительстве не предусмотрен. Наконец, надо отметить обязанность заказчика в разумный срок сообщить об обнаруженных недостатках.

Одну из новелл составляет предоставление заказчику права требовать от подрядчика устранения недостатков, возникших не по вине заказчика. При этом предполагается, что устранение недостатков происходит за счет заказчика. Таким образом, налицо случай, когда соответствующая сторона может требовать от подрядчика заключения договора в обязательном порядке, установленном ст. 445 ГК. Вместе с тем Кодекс вводит ограниченный круг случаев, при которых подрядчик может быть освобожден от необходимости заключить договор на устранение недостатков: если устранение не связано непосредственно с предметом договора или не может быть осуществлено подрядчиком по не зависящим от него причинам.

Министерство строительства РФ Приказом от 6 декабря 1994 года утвердило Положение о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации<30>. Им предусмотрена обязательность проведения расследований аварий на всех отнесенных к 1-му и 2-му классам по степени ответственности зданиях и сооружениях, кроме специальных, указанных в самом Положении. Для проведения аналогичных расследований применительно к зданиям и сооружениям 3-го класса необходимо решение территориальных органов исполнительной власти, министерств и ведомств РФ. Положение определяет понятие "аварии", порядок передачи соответствующих донесений, а также расследования причин аварии (подразумевается формирование компетентных комиссий и порядок их деятельности). Составленные комиссиями акты, предварительные и окончательные, должны позволить, среди прочего, оценить размеры аварии и ее причины.

 

4. Подряд на выполнение проектных и
изыскательских работ (ст.758-762)

 

Данный параграф воспроизводит ряд норм, ранее помещенных в одноименную статью Основ 1991 года Вместе с тем в нем содержится и ряд новелл.

В определении договора индивидуализация его как разновидности подряда проявляется в характере самих работ и в их результате. Имеется в виду, что работы, как видно из названия параграфа, являются проектными и изыскательскими, а их результат выражается в определенных документах, в частности в разработанной технической документации. При этом работы выполняются по заданию заказчика, который обязуется принять и оплатить результат работы.

Результат работы - проектная документация - представляет собой юридический акт, который подлежит утверждению компетентными органами. К тому же проектная документация составляет часть договора со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Подрядчик должен получить по общему правилу задание (задание на проектирование и(или) проведение изыскательских работ) в виде исходных данных, которые служат необходимой и достаточной основой для выполнения соответствующих работ. Возможен вариант, при котором задание по поручению заказчика готовит сам подрядчик (исполнитель). Указанное различие, как вытекает из п. 1 ст. 759 ГК, имеет значение только для установления времени, с которого проект становится обязательным для подрядчика. Подготовленное подрядчиком задание приобретает обязательную силу с момента утверждения его заказчиком. Из смысла п. 1 ст. 759 можно сделать вывод, что подготовленные заказчиком или по его заданию третьим лицом исходные данные становятся обязательными с момента получения их подрядчиком.

Исходные данные, отмечено в п. 2 ст. 759 Кодекса, обязательны для подрядчика. Он вправе отступать от них только с согласия заказчика. Вместе с тем исходные данные, переданные или одобренные заказчиком, порождают для него определенную связанность, которая состоит в том, что они устанавливают пределы его права. Соответственно исполнение обязательства подрядчиком может быть признано ненадлежащим только при условии, если результат работ расходится с заданием и иными исходными данными.

Отмеченное обстоятельство нашло отражение в п. 1 ст. 760 ГК, посвященном обязанностям подрядчика. Включенный в него перечень обязанностей начинается с необходимости выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными.

СНиП 10-01-94 предусматривает, что система нормативных документов в строительстве включает организационно-методические нормативные документы, общие технические нормативные документы, нормативные документы по градостроительству, зданиям и сооружениям, нормативные документы на инженерное оборудование зданий и сооружений и внешней сети, нормативные документы на строительные конструкции и изделия, на строительные материалы и изделия на мобильные здания и сооружения, оснастку, инвентарь и инструмент, а также нормативные документы по экономике. Последние, в частности, охватывают правила и методы определения стоимости проектно-изыскательских работ и строительства в составе предпроектной документации, сметную нормативную базу для определения потребности в капитальных вложениях, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию и осуществления расчетов между участниками, правила разработки и применения нормативных показателей расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов для строительства, определения трудоемкости элементов строительной продукции и потребности средств на заработную плату.

СНиП 10-01-94 особо выделил принятие Свода правил по проектированию и строительству, который представляет собой нормативные документы, содержащие рекомендованные технические решения или процедуры инженерных изысканий для строительства, проектирования, строительных монтажных работ, а также эксплуатации строительной продукции и определяет способы достижения ее соответствия обязательным требованиям строительных норм, правил и стандартов.

Другая обязанность подрядчика состоит в согласовании уже готовой технической документации с заказчиком. Подразумевается также, что в ряде случаев техническая документация должна согласовываться с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Совершить необходимые действия по согласованию документации должен подрядчик, однако предусмотрена необходимость участия в согласовании также и заказчика (ст. 762 ГК).

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 20 июня 1993 года N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства" <31> Государственный комитет по вопросам архитектуры и строительства своим постановлением от 29 октября 1993 года утвердил Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации<32>. В нем определяется более конкретно, какие именно органы осуществляют экспертизу различных видов градостроительной документации и проектов строительства, а также указывается, какие из них подлежат утверждению в соответствии с постановлением от 20 июня 1993 года. Предусмотрено, что проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных), утверждаются самими заказчиками (инвесторами), а финансируемые из бюджетных средств - соответственно органами Российской Федерации и субъектов Федерации.

Установлен особый порядок проведения экологической экспертизы.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" <33> включил в число объектов обязательной государственной экспертизы на федеральном уровне среди прочего технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций, иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, в случаях, когда их осуществление может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах двух и более субъектов Российской Федерации.

Этот же порядок распространяется на материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, когда объем иностранных инвестиций в них превышает 500 тысяч долларов. В то же время технико-экономическое обоснование и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением объектов, находящихся в ведении РФ, материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов, подлежат обязательной экологической экспертизе на уровне субъектов Российской Федерации.

Специальные правила установлены применительно к проекту, представляющему собой архитектурную часть документации для строительства, и градостроительной документации, относящейся к архитектурному объекту. Такой проект выполняется в соответствии с архитектурно-планировочным заданием и непременно архитектором (лицом, имеющим соответствующую лицензию). В случаях, когда речь идет о проектах, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации, необходимо вначале пройти государственную вневедомственную экспертизу. А если архитектурный объект строится за счет средств граждан и юридических лиц, необходимость экспертизы определяется самими инвесторами.

Требования к проектам объектов такого рода включают соблюдение норм градостроительного законодательства, государственных стандартов в области проектирования и строительства, СНиПов, градостроительных норм и нормативов, правил застройки города или иного поселения, заданий на проектирование и архитектурно-планировочного задания<34>.

Порядок проведения экспертиз проектов конкретизируется различными ведомственными актами. В частности, можно указать на постановление Министерства строительства РФ от 16 февраля 1995 года, установившее Порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства объектов с привлечением иностранного капитала в Российской Федерации. Им определен в основном круг органов, осуществляющих в зависимости от сложности объектов и их стоимости соответствующую экспертизу<35>.

Существуют и другие акты, принятые на уровне федеральных органов, а также органов субъектов Федерации<36>.

Обязанности заказчика, в отличие от подрядчика, регулируются диспозитивной нормой. В нее помимо уже указанной обязанности, связанной с согласованием результата работ, входят: уплата установленной цены (сторонам предоставляется право определить, будет ли оплата производиться сразу же и целиком либо частично, за каждый в отдельности этап работ), оказание содействия подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объемах, определенных в договоре, возмещение подрядчику дополнительных расходов, которые вызваны изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ. Это означает, что подрядчик приобретает право требовать компенсации дополнительных расходов, когда изменения произошли по вине заказчика. Следовательно, риск последствий различных событий, а также не зависящих от подрядчика действий самого заказчика и третьих лиц принимает на себя заказчик.

Заслуживает особого внимания урегулирование вопроса о правах сторон на техническую документацию, составляющую предмет договора. Кодекс исходит из того, что обе стороны обладают правом использовать предмет договора для себя. Вместе с тем передача результатов третьим лицам требует согласия контрагента. Точно так же без согласия контрагента стороны не могут передавать содержащиеся в документах данные третьим лицам.

Особо выделена предоставленная подрядчиком заказчику гарантия правовой чистоты выполняемой им проектной документации. Она выражается в отсутствии у третьих лиц возможности воспрепятствовать или ограничивать выполнение работы на основе подготовленной подрядчиком технической документации. С указанной гарантией связана еще одна обязанность заказчика: привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ. Значение этой обязанности состоит в том, что если заказчик ее не выполнит, то когда соответствующий иск удовлетворят и он затем обратиться в порядке регресса к подрядчику, последний может быть освобожден от ответственности перед заказчиком. Для этого ему нужно доказать, что, приняв участие в деле, он предотвратил бы удовлетворение иска. Подрядчик, который был привлечен к участию в деле по иску к заказчику, но уклонился от этого, лишен права впоследствии ссылаться на то, что заказчик неправильно вел дело.

Статья 761 (п. 1) возлагает на подрядчика ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ. Заказчик вправе ссылаться на недостатки, обнаруженные в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта на основе технической документации и данных изыскательских работ. Предельный срок для заявления таких требований не установлен.

Пункт 2 ст. 761 ГК возлагает на подрядчика обязанность по требованию заказчика безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки. Последняя норма носит диспозитивный характер: она предусматривает возможность установления иных, кроме указанных в п. 1 ст. 761, последствий.

Относительно узкий круг специальных норм о данном договоре открывает широкие возможности для использования правил, содержащихся в1, посвященном общим положением о подряде. Так, из числа включенных в "Общие положения" норм к договорам о выполнении проектных и изыскательских работ применяются нормы, посвященные презумпции выполнения работ иждивением подрядчика (ст. 704), распределению риска случайной гибели материалов и результата работ (ст. 705), правовому положению генерального подрядчика и субподрядчика (ст. 706), участию в исполнении работы нескольких лиц (ст. 707), срокам выполнения работ (ст. 708), цене работ (ст. 709), праву подрядчика на удержание (ст. 712), отказу заказчика от исполнения договора (ст. 717), содействию со стороны заказчика (ст. 718), неисполнению заказчиком встречных обязанностей (ст. 719), приемке заказчиком работы, выполненной подрядчиком (ст. 720), гарантии качества работы (ст. 722), ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы (ст. 723), срокам обнаружения ненадлежащего качества работы (ст. 724), срокам давности по искам о ненадлежащем качестве работы (ст. 725), обязанности подрядчика передать информацию заказчику с учетом особенностей соответствующей разновидности договора (ст. 727), последствиям прекращения договора подряда до приемки результата работы (ст. 729).

Если в конкретном договоре на выполнение проектных и изыскательских работ предусмотрена, - хотя это и нехарактерно для данного вида договоров, - передача материалов заказчиком подрядчику, следует руководствоваться ст. 704 (об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество предоставленных материалов), ст. 705 (о риске случайной гибели или случайного повреждения материалов), ст. 714 (об ответственности подрядчика за несохранность предоставленного заказчиком материала) и ст. 728 (о возвращении подрядчиком имущества, переданного заказчиком).

Перечисленные статьи применяются и без ссылки на них в договоре на выполнение проектных и изыскательских работ. При этом стороны могут отступить от норм, включенных в статьи1 "Общие положения о подряде", только при условии, если соответствующие нормы носят диспозитивный характер.

Вместе с тем при заключении договора рекомендуется обсудить возможность использования некоторых норм из параграфа, посвященного строительному подряду, например об участии в эксплуатации результата работ (п. 2 ст. 740). Подразумевается участие подрядчика в надзоре за реализацией проекта, в устранении недостатков за счет заказчика (ст. 757) и др. Однако следует иметь в виду, что данные нормы могут использоваться при условии, если они превратятся в пункты договора. А для этого в него необходимо либо включить отсылку к данным статьям, либо воспроизвести в нем их текст. Если это не будет сделано, остается только один вариант - тот, о котором шла речь выше.

 







Date: 2015-10-18; view: 404; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию