Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытовой подряд (ст. 730-739)





 

Нормы параграфа, посвященного бытовому подряду, регулируют отношения со строго определенным составом участников. Подразумевается, что в роли подрядчика выступает лицо, которое осуществляет соответствующую предпринимательскую деятельность, а заказчика - тот, кто заключает договор для удовлетворения бытовых и иных личных потребностей (см. п. 1 ст. 730). Если состав участников договора не удовлетворяет указанным требованиям, применению подлежат, в зависимости от предмета договора, общие положения о подряде (в определенных случаях - о строительном подряде) или статьи главы о возмездном оказании услуг. Тогда нормы комментируемого параграфа могут быть использованы только в порядке аналогии закона.

Кодекс отнес договор бытового подряда к числу публичных договоров (п. 2 ст. 730), а это означает распространение на него режима, установленного ст. 426. Имеется в виду право потребителя требовать заключения с подрядчиком договора (иначе потребитель вправе обратиться со своим требованием об обязании подрядчика заключить с ним договор), притом на тех же условиях, включая условие о цене, что и для всех других потребителей. Условия договора, противоречащие этим требованиям, а равно требованиям, предусмотренным в пп. 2 и 4 ст. 426 Кодекса, ничтожны.

Договор бытового подряда регулируется, помимо норм ГК, также законами о защите прав потребителей и иными изданными в соответствии с ним правовыми актами. Все они, включая указанные законы, обладают субсидиарным действием и, следовательно, применяются лишь в случаях, когда в статьях ГК не установлено иное.

Под законами, о которых идет речь, подразумевается прежде всего Закон от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" с последующими изменениями. Из указанного раздела на рассматриваемые отношения распространяют свое действие прежде всего статьи раздела I "Общие положения", а также раздела III "Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг". Среди различного рода актов наиболее широкое применение имеют изданные 8 июня 1993 года Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации<22>, которые регулируют отношения между потребителями и "исполнителями" в сфере бытовых услуг. Данные Правила определяют порядок организации бытового обслуживания потребителей в соответствующей сфере, включая прием и оформление заказов на оказание услуг и их исполнение, способы оплаты оказанных услуг (выполненных работ) и др.

Смысл введения комментируемого параграфа в ГК в конечном счете состоит в создании заказчику гарантий, дополнительных по отношению к тем общим, которые предусмотрены для всех видов подряда. С целью защиты интересов заказчика основные нормы, включенные в упомянутый параграф, в отличие от большинства других норм о подряде носят императивный, а не диспозитивный характер. Предоставляя заказчику определенные права, ГК в одном из случаев (п. 2 ст. 731) устанавливает, что ничтожны условия договора, которые лишают заказчика возможности в любое время до сдачи ему работ отказаться от исполнения договора бытового подряда в предусмотренном этой статьей порядке. Имеется в виду, что заказчик в такой ситуации обязан уплатить подрядчику часть установленной цены, пропорциональную доле работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, а также возместить подрядчику не входящие в эту часть цены расходы, произведенные им до указанного момента. Однако условия договора, отступающие от императивных норм соответствующего параграфа, и в ряде других случаев ничтожны (см. п. 5 ст. 426 ГК).

К числу специально выделенных гарантий заказчика относится, в частности, недопустимость навязывания подрядчиком включения в договор бытового подряда не предусмотренной им работы или услуги. За заказчиком закреплено право отказаться от оплаты работы или услуги, не указанных договором (п. 1 ст. 731).

Следует признать, что подобная гарантия действует в момент не только оплаты работ, но и ранее: когда заключается договор. Это означает, что, если подрядчик отказывается заключить договор без включения в него работ, ненужных, по мнению заказчика, последний, очевидно, может воспользоваться предоставленным ему Кодексом правом требовать возложения на подрядчика обязанности заключить договор без введения дополнительных работ.

Интересы заказчика могут быть существенно задеты тем, что подрядчик не выполнил свои обязанности по предоставлению необходимой информации (ст. 732). ГК устанавливает обязательный минимум информации (сведения о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, цене и форме оплаты). Одновременно на подрядчика возлагается обязанность сообщать заказчику по его просьбе и другую информацию, которая относится не только к самому результату работ, но и к договору. Такая информация включает сведения о том, кто будет выполнять работу. При этом, однако, следует иметь в виду что договор подряда, в том числе и бытового, не предполагает личного исполнения и поэтому подрядчик не лишен права заменить исполнителя, если иное не указано в договоре.


Риск, связанный с непредоставлением информации, ее неполнотой и недостоверностью, лежит на подрядчике. Аналогичным образом должен решаться вопрос о нарушении подрядчиком обязанности сообщать заказчику при сдаче работы о тех требованиях, которые он должен соблюдать, и возможных для него последствиях их несоблюдения. Вместе с тем п. 2 ст. 732 содержит дополнительно и специальную норму, предоставляющую заказчику право не оплачивать выполненную работу и сверх того взыскать причиненные убытки, если вследствие неполноты или недостоверности полученной информации был заключен договор на выполнение не тех работ, которые подразумевал заказчик. Естественно, что это последнее обстоятельство заказчик должен доказать.

Особо выделена обязанность подрядчика предоставлять определенную информацию при сдаче результата работ. В эту информацию входят требования, которые нужно соблюдать в целях эффективного и безопасного использования результата работ, а также возможные для заказчика и других лиц последствия несоблюдения указанных требований. Кодекс не предусматривает специальных последствий нарушения данной обязанности. Следовательно, необходимо исходить из общего правила о возмещении причиненных из-за нарушения указанной обязанности убытков.

Еще одной гарантией заказчика, по крайней мере в условиях сохраняющейся инфляции, может служить правило, по которому изменение после заключения договора цены предоставленных подрядчиком материалов не влечет ее перерасчета.

В интересах заказчика в ГК включена норма, в силу которой договорное условие о цене не может быть выше устанавливаемой или регулируемой государственными органами. Даже если заказчик согласится на введение в договор условия о повышенной цене, оно будет считаться ничтожным (разумеется, от заказчика зависит, воспользоваться ли принадлежащим ему правом пренебречь недействительностью соответствующего договорного условия).

В исключение из общего правила об оплате работ после их полного завершения оплата может быть осуществлена при заключении договора или путем выдачи аванса только с согласия заказчика (ст. 735).

Для бытового подряда предусмотрен более широкий, чем для остальных видов подряда, набор последствий обнаружения недостатков в выполненной работе (ст. 737). Подразумевается право заказчика выбрать, среди прочего, безвозмездное повторное исполнение работ, которое должно рассматриваться как требование о реальном исполнении договора.

Заказчик может также потребовать возмещения понесенных расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. В последнем случае следует руководствоваться критериями ст. 397 ГК. Указанная статья ("Исполнение обязательства за счет должника") допускает возможность для кредитора в разумный срок поручить другому лицу выполнение для него определенной работы или оказание услуг за разумную цену. Эта же статья устанавливает, что, если кредитор сам исполнил обязательство взамен должника, он вправе требовать от должника возмещения необходимых расходов и других убытков. Потребитель может потребовать расторжения договора и полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки не будут устранены, а также в случаях, когда им обнаружены недостатки выполненной работы, которые являются существенными и неустранимыми. При этом постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года признает под существенными недостатками в выполненной работе, применительно к рассматриваемому случаю, такие недостатки, которые делают невозможным использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь<23>.


Особо выделена ситуация, при которой недостатки результата работ по своему характеру таковы, что могут представлять опасность для жизни и здоровья заказчика и других лиц. Тогда срок для предъявления требований о ненадлежащем качестве составляет 10 лет с момента принятия результата работ (если в установленном законом порядке не предусмотрен более длительный срок службы).

Предметом требования в этих случаях является безвозмездное устранение недостатков, а при его невыполнении подрядчиком - возврат части уплаченной за работу цены или возмещение заказчику расходов, понесенных для устранения недостатков им самим или привлеченными им лицами. Все такого рода требования могут предъявляться и до, и после окончания гарантийного срока, но в пределах указанных 10 лет.

О содержании "Общих положений" Закона "О защите прав потребителей" см. комментарий к2 главы 30 Кодекса. В разделе III "Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг" часть помещенных норм развивает и дополняет статьи Кодекса.

Так, в частности, подробно урегулированы вопросы о сроке, который должен быть указан в договоре на выполнение работ (услуг), если он не предусмотрен в правилах выполнения отдельных работ. В последнем случае за сторонами сохраняется право установить только срок меньшей продолжительности. Важно подчеркнуть, что для этого необходимо согласие подрядчика. К последствиям нарушения условия о сроке относятся (по выбору заказчика): назначение подрядчику нового срока в сочетании с требованием о снижении цены, передача исполнения третьим лицам, уменьшение цены за выполнение работы, расторжение договора. При любом из этих вариантов у заказчика сохраняется право требовать возмещения убытков. Кроме того, включена и санкция в виде уплаты неустойки, которая тем самым становится законной со всеми вытекающими последствиями.


Размер неустойки составляет: за каждый день (либо если договором условие о сроке выражено в часах - за каждый час) - три процента цены выполнения работ, а если в договоре такой цены нет - три процента общей цены заказа. Как это имеет место и в отношении других случаев законной неустойки, ее размер сторонами в договоре может быть только увеличен по отношению к указанному в Законе о защите прав потребителей. Если же в договоре этот размер окажется ниже оговоренного в Законе, неустойка все равно будет действовать в размере, предусмотренном в Законе. В Законе все же содержится и определенное ограничение: общий ее размер не может превышать стоимости работ.

Для бытового подряда в Законе установлен более короткий по сравнению со ст. 724 Кодекса общий срок предъявления требований о качестве - шесть месяцев (в отношении зданий и сооружений срок составляет два года). Закон воспроизводит установленные в Гражданском кодексе сроки обнаружения недостатков. Одновременно в нем указаны сроки для устранения недостатков выполненной работы (услуги): 20 дней при отсутствии более короткого срока в договоре.

На заказчика возлагается обязанность составлять по требованию потребителя смету. Одна из специальных норм Закона вводит порядок определения цены утраченного материала: за основу принимается цена, которая существовала в месте, где исполнителем должно было быть удовлетворено требование, - в день его добровольного исполнения, а если требование не было удовлетворено - в день вынесения решения суда.

ГК регулирует вопросы, связанные с предоставлением материалов той и другой стороной в договоре. В случаях, когда материалы предоставляет подрядчик, действуют правила, по которым расчет оплаты материалов производится в момент заключения договора полностью или частично с последующей выплатой оставшейся суммы при сдаче работ. Допускается предоставление подрядчиком кредита с условием оплаты материалов в рассрочку. Во всяком случае следует иметь в виду, что выбор любого из этих вариантов осуществляется по соглашению сторон и каким-либо преимуществом заказчик не обладает.

Для выполнения работы из материалов заказчика важно то, что относящиеся к ним сведения, включая стоимость, фиксируются в квитанции или ином документе, но могут быть оспорены в суде.

Статья 738 ГК дает подрядчику право в случае неявки заказчика за получением результата работ или иного уклонения его от приемки заказа письменно предупредить заказчика о том, что его вещь будет реализована, и по истечении двух месяцев со дня такого извещения продать вещь. Исполнитель обязан продать вещь за разумную цену и за вычетом причитающихся ему платежей внести остаток в депозит суда или нотариуса, куда заказчик вправе обратиться за получением указанной суммы. Ссылка на "разумную цену" означает, что заказчик не лишен права, доказав, что вещь была в действительности реализована ниже "разумной цены", взыскать с подрядчика разницу.

Правовое регулирование бытового подряда во многом совпадает с регулированием в розничной купле-продаже. Это определяется в конечном счете тем, что одна из сторон договора - гражданин. В этой связи, в частности, потребитель обладает возможностью воспользоваться правами, предоставленными покупателю ст. 503-505 Гражданского кодекса, которые являются центральными в параграфе "Розничная купля-продажа" (см. комментарий к 2 главы 30). Эти статьи посвящены соответственно правам покупателя при продаже товаров ненадлежащего качества, возмещению разницы в цене при замене товара, уменьшению покупной цены и возврату товаров ненадлежащего качества, а также ответственности продавца и исполнению обязательства в натуре.

 







Date: 2015-10-18; view: 378; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию