Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое воспитание





 

Будучи воплощением достижений человечества в сфере права, правовая культура предполагает передачу правовых ценностей другим поколениям, общностям и индивидам. Отсюда то исключительное значение, которое принадлежит правовому воспитанию в деле формирования и развития правовой культуры. [360]

Правовое воспитание - процесс воздействия на сознание личности, социальных групп и общества в целом в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально правовой активности.

Правовое воспитание следует отграничивать от близких, но, тем не менее, нетождественных ему понятий, таких как «правовая социализация» и «правовое обучение». Правовая социализация в отличие от правового воспитания представляет во многом процесс стихийного восприятия самой личностью окружающей его правовой среды, самостоятельного освоения содержания правил поведения в правовой сфере жизни общества. Другие лица, участвующие в процессе правового общения, деятельность государственных и общественных органов оказывающих в той ли иной форме и степени воздействие на правовое сознание личности не ставят перед собой специальной воспитательной цели. Вот почему результатом социализации может быть не только развитие правовой культуры, но и ее антипод – нигилизм. Поэтому трудно согласиться с утверждением о том, что правовая социализация – наиболее предпочтительный вариант формирования и развития правовой культуры[361].

Более тесно связано правовое воспитание с правовым обучением. Это обусловлено уже тем, что воспитание в современных условиях немыслимо без обучения и наоборот. Вместе с тем воспитание, с точки зрения сферы воздействия влияет главным образом на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сферы сознания. В то время как сферой воздействия обучения, носящего информационно-познавательный характер, является главным образом когнитивно-рациональная сфера правового сознания.[362]

Отсюда необходимость вооружения членов общества знаниями о праве, его принципах, конкретных нормах, способах реализации своих прав и обязанностей в объеме, определяющем правовое положение личности. Практика работы юридических органов и учреждений показывает, что граждане обычно знакомы с правовыми принципами, хорошо усваивают общие требования права, вошедшие в культуру, в привычку повседневного поведения. Вместе с тем уровень знания гражданами конкретных правовых норм недостаточно высок. Значительная часть граждан обнаруживает слабое знание демократических основ функционирования государственных органов, важных институтов трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства.

В работе по повышению уровня правовой культуры членов общества существует немало проблем, связанных с ее организацией, методическим руководством. Следует отметить, что в Советском Союзе в период с 1970 по 1990 гг. проводилась довольно активная работа по правовому воспитанию граждан. В результате успешного осуществления целого ряда крупных мер по повышению правовой культуры граждан в стране удалось сформировать определенную систему правового воспитания, которую пытались развить до уровня правового всеобуча.

Вместе с тем работа по повышению уровня правового сознания граждан осуществлялась во многом в отрыве от жизни, других направлений воспитательной деятельности. В застойные годы мероприятия по пропаганде правовых знаний приобрели формальный, а подчас и демагогический характер, находясь часто в явном противоречии с реальной действительностью. Следует отметить также недостаточно высокую эффективность проводившихся мероприятий по повышению уровня правовой культуры населения, который продолжал оставаться низким.

И тем не менее определенный опыт правового воспитания, накопленный в те годы может быть использован и в современных условиях, когда уровень правовой культуры населения не может не вызывать озабоченности. Особенно если учесть, что Российская Федерация в Конституции РФ 1993 года объявлена правовым и демократическим государством, а высшими официальными лицами подчеркивается необходимость установления «диктатуры закона».

В этой связи были бы оправданными разработка и последовательное проведение в жизнь единой комплексной общегосударственной программы по повышению правовой культуры населения. Чрезвычайно важно, чтобы правовоспитательные мероприятия проводились с учетом возрастных, профессиональных и других социальных особенностей различных категорий населения. В современных условиях большое значение приобретают правовая подготовка должностных лиц и других государственных служащих, правовое просвещение учащейся молодежи, правильная постановка правовоспитательной работы в коллективах и т.д. Только успешное решение этих проблем позволит создать в стране систему правового воспитания, которая бы соответствовала принципам и требованиям, предъявляемым к правовому государству.


 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Что такое правосознание и какова его сущность?

2. Назовите структурные элементы правосознания.

3. Дайте классификацию уровней правосознания.

4. В чём разница между профессиональным и непрофессиональным правосознанием?

5. Каковы меры и пути формирования правовой культуры общества?

6.В чём роль правового воспитания в повышении правовой культуры общества?

7.Приведите примеры нигилистического и идеалистического отношения к праву на уровне научного, профессионального и обыденного уровня правосознания.

Дополнительная литература по теме:

 

Горбаток Н.А. Правосознание как фактор формирования правового государства //Проблемы формирования правового государства в Беларуси. Минск. 1994.

Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М, 1990.

Коновалова А.С. Роль «неофициального» права в российской правовой жизни. Концепция философии права: науч. издание / В.П. Малахов. М., 2007.

Лаптева Л.Е. Юридическое мировоззрение и законодательство в России. Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика Нерсесянца В.С. / Сост. В.Г. Графский. М., 2006.

Экимов А.И. Правовой нигилизм. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. М., 2004. С.520.

Матузов Н.М. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2.

Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как деструктивные явления российской действительности // Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред. проф. А.В. Малько и проф. Н.И. Матузова. М, 1999.

Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России. М., 1999.

Михайлова Е.Н. Уровни российского правового нигилизма. Россия как цивилизация. Сб. науч. тр. / Отв. ред. О.А. Донских. Новосибирск. 2008.

Перевалов В.Д. Правовой нигилизм // Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997.

Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. - Киев, 1989.

Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений. М. 1985.

Сафонов В. Г. Понятие правового нигилизма. // Государство и право, 2004 г. № 12.

Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юриста. М., 1988.

Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов (по итогам социологического исследования): научн.практ. пособие / Н.Я. Соколов. М., 2007.

Соколова Н.С. Кризис современного правосознания. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. М., 1999.

Синюков В.Н. Пути правового развития России в XXI веке. // Журнал российского права. М., №11. 2000.

Синюков В.Н., Синюкова Т.В. К вопросу о российской правовой доктрине в XXI веке. Вопросы теории государства и права. Новые идеи и подходы. Вып. 2. 2000.

Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика. М., 1990.

Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко –идеологическом ракурсе. // Государство и право, 1993 г. № 8.

Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. №10.

Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

 

 







Date: 2015-10-18; view: 607; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию