Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественное, групповое и индивидуальное правосознание
Для более полного понимания сущности и роли правосознания необходимо его рассмотрение и с точки зрения социальной структуры общества. При таком подходе конкретными носителями правового сознания выступают общество в целом, классы, нации, профессиональные и иные социальные группы, а также отдельные индивиды. Место правосознания в системе сознания общества, а также характер их соотношения определяется рядом факторов и главным образом историческим типом, обусловливаемым конкретной общественно-исторической формацией. При рабовладельческом, феодальном и буржуазном строе, как, впрочем, и при социализме, нет единого правосознания общества, как и политического, нравственного и других форм общественного сознания. Значительная роль принадлежит в обществе правовому сознанию классов. Особое значение классовому характеру правосознания придавался в марксистской литературе. В соответствии с марксистским подходом генезис правосознания уходит своими корнями к объективному фактору – возникновению в обществе классов, что является одной из непосредственных социальных предпосылок существования и права и правосознания как общественных явлений. Правосознание господствующего класса, обусловленное материальными условиями его существования, - одна из основных движущих сил развития правовой системы. Поэтому значение правовых явлений, возникающих в обществе, оценивается, прежде всего, с классовых позиций. В марксистской литературе подчеркивается, что когда в обществе имеются классы, классовая структура становится определяющей по отношению к другим структурам общества: профессиональной, этической, демографической, религиозной и т.д. И уже в этом нельзя не видеть определенной связи классовой структуры с другими структурами общества, а классового правосознания с правосознанием других социальных групп. Отсюда подчеркивается необходимость изучения соотношения общественного правосознания с классовым, а также с правосознанием других слоев и социальных групп. Развитием производительных сил и разделением труда детерминируется и наличие профессиональных групп людей, занимающихся тем или иным родом деятельности, включая юридическую. Исторически появление юридической профессии как самостоятельного рода занятий, связанного с регламентацией и обеспечением необходимого порядка в сфере права, было вызвано разделением труда в обществе. Однако указание на разделение труда как на материальную первооснову возникновения различных профессиональных групп не раскрывает еще всех непосредственных социальных причин возникновения профессионального правосознания. Ими явились также объективная потребность в правовом регулировании общественных отношений, возникновение государства и права, относительно развитое законодательство. Юристы как социальная группа достигают наивысшего развития в условиях господства капиталистического способа производства, превращаясь в особо престижный отряд интеллигенции. Определяя место правового сознания юристов в системе правосознания общества в целом, следует подчеркнуть, что оно выступает его профессиональной формой. Для профессионально-юридического сознания характерна большая глубина, уровень развития, четкость и яркость выражения.[347] Вопросы правового сознания различных социальных групп сравнительно широко освещаются в юридической литературе. Значительно меньше внимания уделяется проблемам национального правосознания. Между тем изучение особенностей национального правосознания, прежде всего, в социально-психологической сфере представляет, с учетом современных условий, значительный интерес. Как известно, в определение нации, наряду с экономическими, территориальными и языковыми, включается также признак психологического склада нации. Представляется, что особенности объективных условий жизни, интересов, а также ее психологического склада могут существенного сказаться и на особенностях ее правосознания. Однако было бы ошибочным чрезмерно их преувеличивать. Исключительное значение для формирования правосознания, правового воспитания имеет изучение индивидуального правосознания – одной из «элементарных частиц», диалектическая совокупность которых составляет систему правового сознания общества. За основу его изучения должно быть взято положение о неразрывном единстве социального и психологического, сознания и деятельности. Правосознание любого человека формируется, прежде всего, под влиянием сложившихся в обществе социальных условий, общественных отношений, культурной среды. Это обусловливает определенное единство в правосознании каждого члена общества. Однако условия жизни конкретного человека не сводятся только к общим для всех членов общества, а также социальной группы. Переход от этих общих условий к условиям жизни конкретного индивида выявляет массу своеобразия, что не может не сказаться на сознании и правосознании личности. Все это в совокупности приводит к неповторимости индивидуального правосознания каждого человека. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Как показывает практика, правосознание отдельных граждан может быть даже не только деформированным, но и ущербным с точки зрения их личного отношения к соблюдению требований законности.
Date: 2015-10-18; view: 629; Нарушение авторских прав |