Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но самостоятельные юридические категории, представляющие два аспекта одного и того же явления – позитивного права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как внутренняя и внешняя формы права. Система права как внутренняя организация содержания права, как его структура, соответствует характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма, а точнее – одна из внешних форм. Система права находит воплощение не только в нормативных правовых актах, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании. Но поскольку в нашей стране большинство действующих правовых норм находит свое закрепление именно в законодательстве, то можно утверждать, что право России не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право в юридическом (собственном) смысле. Система права и система законодательства создаются законодателем, но в результате разных его действий. Система права складывается исторически, на базе основополагающих политических решений законодателя, как бы очерчивающих главные линии направления развития нормативно-правового регулирования. Для ее возникновения не обязательны кодификация и даже консолидация правовых норм. Для создания отраслей законодательства всегда характерна его упорядоченность, выраженная в строгой систематизации. Анализ законодательства (прежде всего ст.c 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 2) комплексные отрасли законодательства – отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести информационное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие; 3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.). Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511[294], охватывается 48 таких отраслей. Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – форма существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. В то же время система законодательства – это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет правового регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права. Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативных правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом. Фактически отрасли права и отрасли законодательства никогда полностью не совпадают ни по количеству, ни по наименованиям, ни по конкретной структуре. Это и понятно, так как связь между ними не есть результат зеркального отражения, она носит весьма сложный опосредованный характер, в зависимости от особенностей «промежуточных» факторов проявляется по-разному. В ряде случаев в цепочке причинно-следственных связей такие отрасли даже «меняются местами», если становление новой отрасли права обусловливается преимущественно интенсивным развитием одного из существующих подразделений законодательства. В одних случаях можно констатировать факт, когда отрасль права есть, отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным актам, нуждающимся в кодификации. Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный Кодекс РФ и т.д.) Может иметь место и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма. Тем не менее, научно обоснованное построение системы нормативных правовых актов закономерно ведет к тому, что они не в любой плоскости и не во всех элементах бывают адекватными отраслевым и иным правовым комплексам содержания права. Итак, система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. Различия между системой права и системой законодательства проводятся по следующим основаниям: 1) по составу – первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт; 2) по объему – с одной стороны, законодательство не охватывает всего многообразия нормативности, о чем говорилось ранее; а с другой – система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.); в системе законодательства могут существовать и существуют недействующие предписания, свойством права же является его действенность; 3) система права объективна по происхождению и содержанию, но как продукт отражения социальной формы движения материи – субъективна. Система законодательства в онтологическом и гносеологическом плане также объективна, поскольку в своей основе она имеет реально существующую систему права, но субъективные моменты в системе законодательства более заметны, чем в системе права; 4) различны в определенной мере факторы, образующие эти системы; системообразующими факторами отраслевой системы права выступают предмет и метод правового регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственные жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права; 5) система права более целостна, это органическая, самоорганизующаяся система. Система законодательства – менее целостна, она носит лишь организованный характер; 6) внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Так, вертикальная структура система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает федеративное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское (региональное) законодательство. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д. 7) система права более устойчива, она развивается скачкообразно в отличие от постепенного развития системы законодательства и т. д.[295]. Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему. Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства - важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Дайте понятие системы права. 2. Какие структурные подразделения включает в себя система права? 3. Каковы различия между материальным и процессуальным правом? 4. Охарактеризуйте публичное и частное право. 5. Как соотносится внутригосударственное и международное право в рамках правовой системы России? 6. Каковы понятия отрасли права, института права и нормы права? 7.В чём заключаются отличительные особенности системы права и системы законодательства? 8. Покажите место и роль принципов права в системе права. Какова их классификация? 9. Определите предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей права. 10. Охарактеризуйте основные виды отраслей российского права. Дополнительная литература по теме:
Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России. Н. Новгород, 2002. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2. Васильев А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. № 1. Лившиц Р.З. Отрасль права - отрасль законодательства //Советское государство и право. 1984. № 2. Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 1992. Лукашук И.И. Нормы международного права. - М., 1997. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М. 1997. Лукьянова Е.Г. Теория юридического процесса. М., 2002. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998. Петров Д.Е. Отрасль права. Саратов, 2004. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России //государство и право. 1999. № 9. Скурко Е.В. Принципы права: монография. М., 2008. Скурко Е.В. Принципы права в современном нормативном правопонимании. М., 2008. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: Теоретические проблемы. М. 1976. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994. Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: основания построения //Правоведение. 1976. № 4. Якушев В.С. О понятии правового института // Правоведение. 1970. № 6.
Глава 11. нормы права В СВЕТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 11.1 Понятие и признаки правовых норм Правовая норма - это исходный элемент, своего рода «кирпичик», из которых построено все право. Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, а точнее - как система и ее элемент. При этом, разумеется, нельзя ставить знак равенства между свойствами права в целом и свойствами ее элемента - правовой нормы (так же как, например, свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствам элементов, из которых он состоит). Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются двумя началами: а) принадлежностью правовых норм к нормам социальным; б) юридической природой норм права. Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качества юридической нормы: 1. Она есть правило поведения людей в обществе, мера свободы волеизъявления и поведения человека, мера возможного и должного поведения человека. 2. Обладает качеством нормативности - является типовым масштабом (эталоном, образцом) поведения: а) круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т. п.); б) рассчитана на неограниченное число однотипных случаев; в) вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в гипотезе). Юридическая природа правовых норм определяет их следующие специфические признаки: 1. Норма права непосредственно исходит от государства или санкционируется им, поэтому представляет собой государственно-властное веление. 2. Охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения. 3. Норма права - общеобязательное правило поведения. Она обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами независимо от их общественного положения, субъективного отношения к юридическим предписаниям и т. п.. 4. Норма права обладает качеством формальной определенности: а) с точки зрения внутренней организации (внутренней формы) она должна быть точным, конкретным предписанием; б) в плане внешней формы она должна содержаться в официальных источниках (формах) права (в нормативно-правовых актах и др.). 5. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Здесь имеется два аспекта. Первый связан с самим механизмом действия правовых норм: правовые нормы могут регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой момент). Другой аспект волевого характера правовой нормы состоит в том, что она, как и право в целом, выражает государственную волю. В связи с этим приобретает особое значение легитимность органов государства, создающих нормы права. Вместе с тем, необходимо отметить, что правовая норма имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений. 6. Норма права представляет собой форму определения и закрепления прав и обязанностей, устанавливающих диапазон свободы действий субъектов права. Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Правам всегда корреспондируют соответствующие обязанности, причем последние могут относиться как к определенному субъекту (например, права и обязанности сторон договора), так и к неопределенному кругу лиц (например, обязанность всех третьих лиц не нарушать права собственника имущества). Не может быть и обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы. Таким образом, регулятивные нормы права (а их большинство), имеют предоставительно-обязывающий характер, то есть действуют через предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей. 7. Норма права обладает также качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. На основании изложенного представляется возможным сформулировать следующее понятие нормы права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное формально-определенное правило поведения, обеспеченное силой государственного принуждения.
Date: 2015-10-18; view: 840; Нарушение авторских прав |