Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логические приемы изложения материала
Приемы изложения
| Определение
| Индукция
| Рассуждение от частного к общему, от аргументов к выводу
| Дедукция
| Рассуждение от общего к частному, от тезиса к аргументам
| Метод аналогии
| Рассуждение, в котором проводится параллель с тем, что уже известно слушателям
| Концентрический метод
| Материал располагается вокруг главной проблемы, и в процессе выступления происходит возращение к тезису речи с целью углубления его содержания
| Ступенчатый метод
| Рассмотрев какую-либо проблему, оратор больше к ней не возвращается
| Исторический метод
| Материал излагается в хронологическом порядке
|
(Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Часть 1/ В.В. Кудряшова и др.; СПбГГИ. СПб, 2006, с.58).
Средства выразительности: тропы и фигуры (основные)
Мастерство публичного выступления состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Образность речи достигается за счет использования выразительных средств языка – тропов и фигур.
Тропы (лексические средства) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.
Языковое средство
| Определение
| Примеры
| Эпитет
| Образное определение
| А волны моря с печальным ревом о берег бились (Горький)
| Сравнение
| Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку, обязательно упоминание обоих сравниваемых предметов
| Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (Л)
Ах, злые языки страшнее пистолета (Грибоедов)
| Метафора
| Перенос значения с одного явления(или предмета) на другое на основе сходства между ними
| В саду горит костер рябины красной, но никого не в силах он согреть (Есенин)
| Метонимия
| Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений
| Я три тарелки съел (Крылов)
…Белинского и Гоголя с базара понесет (Некрасов)
Все поле охнуло (Пушкин)
| Синекдоха
| Перенос значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними сходства, назывании целого через его часть или наоборот.
| Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин)
| Гипербола
| Художественное
Преувеличение
| Я говорил вам тысячу раз.
В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
| Литота
(обратная гипербола)
| Художественное преуменьшение
| Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)
| Олицетворение
| Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы
| Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (Есенин)
| Аллегория
(иносказание)
| Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ
| Фемида безмолвствует
(о правосудии)
| Перифраз(а)
| Замена названия предмета (явления) описательным оборотом
| Унылая пора! Очей очарованье!(Пушкин)
(об осени)
| Фигуры (синтаксические средства) - обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску.
Языковое средство
| Определение
| Примеры
| Анафора
| Повторение слов, словосочетаний, морфем в начале предложений
| Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья (Лермонтов)
| Эпифора
| Повторение слов, словосочетаний в конце предложений
| Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
| Параллелизм
| одинаковое синтакси-ческое построение соседних предложений или отрезков речи
| Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде! Чтобы научиться писать, надо писать!
| Антитеза
| Противопоставление явлений и понятий
| Я царь – я раб, я червь – я Бог! (Державин)
| Градация
| Расположение слов, вы-ражений по возраста-ющей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости
| В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов)
Не сломлюсь, не дрогну, не устану (Бергольц)
| Оксюморон
| Сочетание противоположных по значению слов
| Ей радостно грустить такой нарядно обнаженной (Ахматова)
| Инверсия
| Нарушение прямого порядка слов
| По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (Пушкин)
| Риторический вопрос, восклицание, обращение
| Выражение утверждения в вопросительнй форме; привлечение внимания; усиление эоционального воздействия
| Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя? (Тютчев)
| Многосоюзие
| Намеренное использование повторяющихся союзов
| И Толстой, и Достоевский, и Чехов – вечные спутники умного человека.
| Парцелляция
| Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки
| Когда избавит нас творец
от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (Грибоедов)
|
|