Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка публичного выступления
При подготовке публичного выступления рекомендуется использовать античный риторический канон, прослеживающий путь от мысли к звучащему слову и указывающий на последовательность действий оратора.
Изобретение ( в латинской терминологии – inventio ) – важнейший этап в подготовке выступления – обдумывание содержания выступления и сбор материала. Перед оратором стоят три вопроса: Что сказать? Кому? Зачем? Необходимо определить тему выступления, найти ее удачную формулировку, определить цели высказывания и собственное отношение к высказываемому. На этапе изобретения происходит сбор материала как теоретического, так и иллюстративного (статистические данные, схемы, цитаты и т.п.), анализ и систематизация материала, выбор стратегии речевого поведения в зависимости от целей высказывания и ситуации речевого общения. Расположение ( в латинской терминологии – dispositio ), или искусство композиции, – следующий этап в подготовке выступления. Композиция – это логика развития темы. Речь, лишенная такой логики, воспринимается с трудом. Основная задача оратора – установление четкого членения сообщения и обеспечение связности между его частями. Традиционно в речи выделяются три части: вступление, основная часть и заключение. При разработке композиции необходимо соблюдение основных риторических принципов: последовательности, единства, усиления, экономии. Принцип последовательности(или связности) подразумевает такое развитие мысли в тексте, когда одна мысль порождает другую. Принцип органического единстваобязывает подчинять все мысли главной. Принцип усиленияпредписывает располагать информацию с возрастающим эффектом воздействия, т.е. убедительность аргументов усиливается к концу выступления. Принцип экономии требует добиваться цели речи самым рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств как со стороны оратора, так и со стороны слушателей. Необходимо помнить, что при восприятии ораторской речи лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения, поэтому работе над вступлением и заключением следует уделять особое внимание. Вступление призвано выполнять несколько задач: - привлечь внимание слушателей (так называемые «крючки», «магниты»); - вызвать расположение к оратору, снять психологические «барьеры»; - мотивировать необходимость слушания; - ввести в тему выступления. Риторика предлагает некоторые традиционно хорошие зачины: яркое, образное сравнение, цитату, афоризм, риторический вопрос, интересные статистические данные и др. Успех вступления во многом определяет успех всего выступления. Заключение также может выполнять ряд задач: - суммировать сказанное, сделать вывод; - усилить интерес к предмету речи; - закрепить впечатление от речи; - наметить тему следующего выступления; - поставить перед аудиторией задачи для дальнейшего обсуждения. В заключении так же, как и во вступлении, уместно использование ярких высказываний. Словесное выражение (в латинской терминологии – elokutio) предполагает правильный отбор и организацию языковых средств, соответствующих ситуации. Выступающий должен стремиться к правильности, точности, ясности, краткости, богатству и разнообразию лексики и грамматических конструкций, к стилистической однородности речи. Кроме того, риторика имеет богатейший запас языковых средств, способствующих достижению большей выразительности речи. Это тропы и фигуры, так называемые «цветы красноречия», использовавшиеся еще античными ораторами и классифицированные ими (сравнение, метафора, гипербола, повтор, риторический вопрос и др.). Применение тропов и фигур делает речь не только выразительной, но и способствует лучшему пониманию и запоминанию. К средствам выразительности относятся также фразеологизмы и крылатые выражения. Тем не менее следует отметить, что излишняя цветистость речи, чрезмерное ее украшательство воспринимаются сейчас как признак лживости. Ложная красивость настораживает слушателей, вызывает ироничное отношение к оратору, поэтому при подготовке речи оратору не должно изменять «чувство соразмерности и сообразности» (Пушкин). Красота речи в понимании современников – это прежде всего смысловая насыщенность и глубина. А.К. Михальская так определяет образцовую речь на рубеже ХХ и ХХ1 веков: «Это целесообразность, смысл и добро, в триединстве выраженные в слове и в совокупности составляющие риторический идеал современности». В наше время преобладания «демагогичности и агрессивности» как никогда возрастает значимость нравственного потенциала речи. Уместно вспомнить слова Квинтилиана: «Хочешь стать хорошим оратором – стань хорошим человеком». Этап словесного выражения заканчивается написанием полного текста выступления, тщательно отредактированного, ведь «перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия» (Цицерон). Запоминание (в латинской терминологии - memoria) – четвертая ступень риторического канона. Выбор формы произнесения речи (с опорой на текст или без записей) зависит от множества причин: сложности темы, состава аудитории, свойств памяти выступающего и др. Рекомендуется на основе полного текста выступления составить краткий тезисный план с четким выделением частей речи, с полной записью вступления и заключения, с записью цитат, статистических данных. Произнесение (в латинской терминологии aktio) – самый важный и для многих самый трудный этап в ораторской деятельности. Эффективность речи во многом зависит от личности говорящего, уровня его компетентности, речевой культуры. Как известно, мы слушаем не речь, а человека, который говорит. Для создания положительного образа говорящего, по мнению Михальской А.К., необходимы следующие свойства личности: - обаяние (умение быть самим собой); - артистизм (прекрасная техника речи, интонационное богатство, естественная манера держаться, умение организовать активное общение с игровой установкой); - дружелюбие (действие закона «эмоционального зеркала»); - искренность, или «ораторская честность» (увлеченность); - заинтересованность (умение найти «изюминку»); - объективность (умение учитывать противоположное мнение, уважать слушателя); - уверенность (умение контролировать свои эмоции; высокая компетентность). Для совершенствования ораторского мастерства необходимо также знание особых контактоустанавливающих приемов, способов снятия напряжения, усталости слушателей. К ним относятся диалогизация речи, создание метатекста, использование юмора, парадоксальных примеров и др. Следует помнить об отличии письменной речи от устной и не увлекаться длинными предложениями, нагромождением причастных и деепричастных оборотов. Завершающий этап ораторской деятельности – анализ выступления. Его целью становится осмысление уже произнесенной речи с выделением как удачных, так и неудачных моментов. По реакции слушателей, по заданным (или нет) вопросам определяется необходимость коррекции содержания, композиции, словесного выражения. Критический анализ – залог успешности будущих выступлений. Можно предложить ряд вопросов для анализа выступления в аудитории, в основе которых лежит все тот же риторический канон: 1. Тема выступления, удачность ее формулировки. 2. Цель выступления, степень ее достижения. 3. Актуальность темы. 4. Информационная насыщенность выступления, наличие иллюстративного материала (примеров, схем, статистических данных и т.п.). 5. Логичность, убедительность аргументации. 6. Четкость композиции, наличие вступления и заключения, их действенность. 7. Способ произнесения речи (чтение, произнесение заученной речи, «соразмышление»). 8. Качества речи (соответствие нормам литературного языка, выразительность, интонационное богатство). 9. Манера держаться (уместность жестов, направленность взгляда). 10. Контакт с аудиторией. 11. Пожелания оратору.
Немаловажную роль играет создание позитивного, доброжелательного настроя аудитории, анализирующей выступление. Необходимо научиться высказывать критические замечания в корректной форме, щадящей самолюбие оратора, побуждающей к дальнейшему творчеству и самосовершенствованию.
Date: 2015-10-18; view: 580; Нарушение авторских прав |