Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техника речи. Техника речи – важнейшая составляющая ораторского мастерства, без нее немыслимо никакое красноречие
Техника речи – важнейшая составляющая ораторского мастерства, без нее немыслимо никакое красноречие. Известно высказывание Демосфена, чье имя стало нарицательным, когда мы говорим о преодолении «речевых» трудностей: «Труд сложить речь ничтожен, если пренебречь выражением и чувством сказанного». Если речь невнятна, монотонна, интонации невыразительны, отсутствует голосовая гибкость, такого оратора невозможно слушать, он не может удерживать внимание аудитории, оказывать речевое действие. Понятие техника речи включает в себя постановку фонационного, или речевого, дыхания, постановку речевого голоса, работу над дикцией, интонацией, темпом речи. Работая над фонационным дыханием, столь важным и для хорошего звучания голоса, и для выработки четкой дикции, необходимо познакомиться с понятиями организованного выдоха, распределения выдоха, ритма фонационного дыхания. См. http://diktory.com/dyhanie.html При работе над голосом следует знать составляющие голосового аппарата – органы дыхания, органы голосообразования и артикуляционную систему. Необходимо научиться выбирать оптимальную громкость для разной аудитории, научиться выражать голосом напор, призыв, избегая при этом агрессивности. Работа над дикцией строится на упражнениях, тренирующих четкое произношение отдельных звуков речи во всевозможных сочетаниях, в словах, скороговорках, стихотворных текстах. Каждая скороговорка произносится трижды. Например: Король – орел. Поезд едет скрежеща: «Ж-Ч-Ш-Щ! Ж-Ч-Ш-Щ!» Шла Саша по шоссе и сосала сушки. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь. Эмоциональное воздействие речи во многом определяется богатством интонации, которую называют «движением души». Роль интонации неразрывно связана с культурой чувств, культурой межличностных отношений. По словам М. М. Бахтина, «именно в интонации соприкасается говорящий со слушающим». Знакомство с интонационными конструкциями, умение повышать и понижать голос, умение выделять смысловой центр тренируются на отдельных предложениях или отрывках из пьес.Следует знать, что нисходящая интонация голоса выражает обычно утвердительную информацию, восходящая – вопрос, сомнение, вызов. К интонации публичного выступления предъявляются два основных требования: - интонация не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления; - интонация должна быть естественной и соответствовать содержанию речи. Слушатели очень чутко реагируют на ложную интонацию. Оратор, искусственно интонирующий речь, не только не оказывает ожидаемого действия, но и вызывает раздражение. Важная составляющая техники речи – темп. В понятие темп речи входят: - быстрота речи в целом; - длительность звучания отдельных слов; - длительность пауз. Одним из главных недостатков начинающих ораторов является торопливость, вызванная неуверенностью в себе. Необходимо прислушиваться к речи хороших ораторов, учиться изменять скорость речи в зависимости от содержания, уметь держать паузу. Следует помнить, что наиболее важная информация должна произноситься в замедленном темпе. Развитие техники речи, ее совершенствование должно продолжаться постоянно. Скороговорки и учебные рифмованные тексты однообразны и быстро надоедают. Прекрасным тренировочным материалом служат стихи. По меткому выражению П.С. Таранова, «в стихах присутствует вся канонистика красноречия», следовательно, воспитываться на стихах – задача и обязанность оратора. Приобщение к миру поэзии, к чтению стихов способствует не только развитию чувства ритма, интонации, слова, но и облагораживает читателя, поднимая его до равенства поэту. Вспомним слова И.Бродского: «Народу следует говорить на языке литературы». Поэтический «практикум» необходим не только для работы над техникой речи, но и для совершенствования культурно-нравственной сферы обучающихся, их эмоционального и духовного развития. Date: 2015-10-18; view: 406; Нарушение авторских прав |