Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спор как одна из основных форм коммуникации





 

 

Речевая культура современного специалиста немыслима без умения аргументированно изложить и отстоять свою точку зрения, убедить в своей правоте, опровергнуть доводы противника, то есть без умения вести активный диалог. В педагогической деятельности также велика роль диалогических форм общения и обучения, развивающих творческий потенциал учащихся. От умения преподавателя задать проблемный вопрос, создать ситуацию, когда каждый ученик участвует в решении поставленной задачи, стремится высказать свое мнение и обосновать его, а также выслушать противоположное мнение и, возможно, принять его, зависит успешность педагогического процесса. Все эти умения и навыки сконцентрированы в такой форме активного диалога, как спор.

Искусство ведения спора – эристика (от гр. eris – спор) – еще в Древней Греции считалось вершиной красноречия. Действительно, спор, являясь сложным коммуникативным процессом, требует от участников особой концентрации не только интеллекта, но и всех духовных сил человека. Мысль, память, воображение спорящих должны работать особенно эффективно и четко.

К сожалению, в нашем современном обществе культура спора во многом утрачена. В широко распространенных в последнее время ток-шоу мы наблюдаем низкий уровень логического мышления, отсутствие веской аргументации, неумение точно и правильно выразить свою мысль, сформулировать вопрос, неспособность вслушаться в высказывание противоположной стороны. Кроме того, отличительной чертой современного речевого общения является «агрессивность и демагогичность», что наиболее ярко проявляется именно в споре. Поэтому одной из важнейших задач становится возрождение демократического, аргументированного и корректного спора.

В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее определение понятию спор:

«Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. Разг. Разногласия, ссора, препирательство. Перен. Противоречие, несогласие».

В современной научной, методической, справочной литературе слово спор обозначает процесс обмена противоположными мнениями. Так, в книге А.А. Ивина спор – это «столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны». И там же: «спор – это ситуация, когда аргументированно опровергается противоположное мнение». Сравним с другим определением: «спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны».

Публичный спор как способ выяснения истины теоретически был обоснован еще в античности. По классификации Аристотеля (IV в. до н. э.) выделялись три разновидности спора:

1) диалектика – искусство спорить в целях выяснения истины;

2) эристика – искусство любой ценой оставаться правым в споре;

3) софистика – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Современные исследователи теории и практики спора предлагают различные классификации, в основу которых могут быть положены:

а) мотивы и цели (спор из-за истины, для победы, ради спора, для убеждения кого-либо);

б) количество участников (монолог – внутренний спор, диалог, полилог);

в) форма проведения (устный и письменный).

Интересна классификация, предложенная А.А. Ивиным: «По своей цели споры подразделяются на преследующие истину и преследующие победу над противоположной стороной. По своим средствам споры подразделяются на использующие только корректные приемы и использующие разные некорректные приемы». Объединяя эти две классификации, автор получает 4 разновидности спора:

- дискуссию – спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы;

- полемику – спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы;

- эклектику – спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого некорректные приемы;

- софистику – спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.

В современной литературе можно встретить следующие разновидности публичного спора: дискуссию, полемику, диспут, дебаты, прения.

Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) – спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати; публичный спор с целью выяснения истины, нахождения правильного решения спорного вопроса. Как правило, участниками дискуссии являются авторитетные лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам.

Полемика (от гр. polemikos – воинственный, враждебный) – спор в процессе обсуждения чего-либо; борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Конфронтация, противоборство.

Диспут (от лат. disputar – рассуждать) – публичный спор на научную и общественно важную тему (о новой книге, просмотренном фильме или спектакле и т.п.). Происходит обычно «однократно».

Дебаты (от фр. debat – спор, прения) – прения, обмен мнениями по какому-либо вопросу, споры.

Прения (русское слово XVII века, ср. «препираться») – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по какому-либо вопросу. Термины дебаты и прения обычно употребляются для обозначения споров при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях.

Из всех перечисленных видов спора наибольший интерес вызывает дискуссия, справедливо охарактеризованная исследователем теории и практики спора С.И. Поварниным как «высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная».

Действительно, во время дискуссии требуется особая концентрация и интеллекта, и памяти, и внимания, в ходе дискуссии проявляются гибкость ума, находчивость, речевая культура, эмоциональная, нравственная. Подготовка и проведение дискуссии – прекрасное средство повышения мыслительной, психологической и, конечно, речевой культуры.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно предложенной темы. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется заранее, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно. Участник, выдвигающий и отстаивающий некоторый тезис, называется пропонентом. Участники, оспаривающие этот тезис, называются оппонентами. Кроме того, важную роль в дискуссии играет ведущий, который может быть как пропонентом, так и оппонентом или оставаться нейтральным лицом. Помня, что целью любой дискуссии является поиск и утверждение истины или оптимального решения, и пропонент, и оппоненты должны стремиться к достижению максимально возможного согласия участников по обсуждаемой проблеме.

Говоря о дискуссии, необходимо дать определение таким составляющим понятиям, как стратегия и тактика проведения дискуссии.

Стратегия – это общий план ведения спора, наиболее общие принципы аргументации, приведения одних высказываний для обоснования или подкрепления других.

Тактика – поиск и отбор аргументов или доводов, наиболее убедительных с точки зрения обсуждаемой темы и данной аудитории, а также реакции на контраргументы другой стороны в процессе спора. На разных этапах спора используются и различные тактические приемы. Их характер зависит от многих факторов: содержания спора, состава его участников, интеллектуальных и психологических особенностей спорящих сторон и т. д. К наиболее важным моментам тактики спора относят следующие:

- корректное поведение участников;

- внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям противоположной стороны;

- открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой;

- так называемое «условное принятие доводов противника», когда вместо прямого опровержения аргументов противника мы превращаем его в нашего союзника и вместе с ним «посредством дедукции выводим из его посылок сомнительные следствия, тем самым подводя к нужному окончательному решению».

В структуре дискуссии выделяют следующие этапы:

1. Определяется тема дискуссии.

2. Идет подготовка к дискуссии, знакомство с материалами (работа в библиотеке, подбор статистических данных, высказываний известных ученых и т.п.).

3. Пропонент выдвигает тезис и обосновывает его правомочность, опираясь на заранее подготовленные аргументы.

4. Оппонент либо пытается опровергнуть выдвинутый тезис, либо, наоборот, усиливает его справедливость своими доводами.

5. Пропонент, реагируя на выступление оппонента, может показать несостоятельность его доводов или поддержать его мнение.

6. Другие участники дискуссии подключаются к спору.

 

Успех дискуссии во многом зависит от личности ведущего, от его коммуникативной компетентности, определяемой мыслительной, психологической и речевой культурой. Главная задача ведущего – создать атмосферу психологического комфорта. Ведущий должен быть «добрым духом, помогающим соткать волшебную ткань общения». В то же время он должен строго следить за регламентом, предоставлять слово участникам по очереди, лишать слова участников, не желающих соблюдать правила и этику спора.

Последовательность действий ведущего схематично может быть представлена так: подготовка – вступление – побуждение – ведение – поддержание порядка – подведение итогов – благодарность.

Наиболее частые ошибки в действиях ведущего:

- стремление самому высказаться по каждому вопросу;

- предоставление слова одним и тем же участникам, когда дискуссия может превратиться в диалог «экспертов» или (что еще хуже) в монолог;

- отступление от темы дискуссии;

- неумение снять напряжение, погасить конфликт; провоцирование агрессивности.

Анализ стратегии и тактики дискуссий, проводимых в СМИ, – следующий этап в процессе совершенствования полемического мастерства.

В ходе подготовки дискуссии необходимо рассмотреть также ряд теоретических вопросов, таких как логические аспекты спора, виды вопросов, корректные и некорректные приемы ведения спора, уловки в споре.

Следует помнить, что «корректный, а значит, успешный, эффективный спор – это не только спор «по правилам» логики и тактики, но и зеркало, отражающее уровень общей культуры человека, степень его воспитанности, умение контролировать себя ради общего дела – нахождения истины» (А.К.Михальская).

 

Date: 2015-10-18; view: 1888; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию