Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выпускная квалификационная работа 3 page





3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа обязательства не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.[35]

Изменение и расторжение договора, так же как и его заключение, подчиняются определенным правилам. Прежде всего, действия по изменению или расторжению договоров по своей юридической природе являются сделками. Следовательно, к ним применяются общие правила о совершении сделок, в частности правила о форме совершения сделок. Наряду с этим к изменению и расторжению договоров применяются и специальные правила, относящиеся к форме их совершения. В соответствии с п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

По своей юридической природе действия сторон по изменению или расторжению договора являются не только сделкой, но и договором, поскольку они представляют собой соглашение лиц, направленное либо на изменение, либо на прекращение гражданских прав и обязанностей. В силу этого они подчиняются общим правилам о порядке заключения договоров.

Иной порядок изменения или расторжения договора установлен для тех случаев, когда договор изменяется или расторгается не по соглашению сторон, а по требованию одной из них. Если это требование опирается на одно из оснований, изложенных выше, порядок изменения или расторжения договора следующий. Заинтересованная сторона обязана направить другой стороне предложение об изменении или расторжении договора. Другая сторона обязана в срок, указанный в предложении или установленный в законе или в договоре, а при его отсутствии – в 30-дневный срок направить стороне, сделавшей предложение об изменении или расторжении договора:

1) либо извещение о согласии с предложением;

2) либо извещение об отказе от предложения;

3) либо извещение о согласии изменить договор на иных условиях.

В первом случае договор считается соответственно измененным или расторгнутым в момент получения извещения о согласии стороной, сделавшей предложение об изменении или расторжении договора. Во втором случае, а также в случае неполучения ответа в установленный срок, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием об изменении или расторжении договора, который и разрешит возникший спор. В третьем случае сторона, сделавшая предложение об изменении договора, может согласиться с предложением контрагента. В такой ситуации договор считается измененным на условиях, предложенных контрагентом. Если сторона, сделавшая предложение об изменении договора, не согласится со встречным предложением контрагента, она вправе обратиться в суд с требованием об изменении договора.

В п. 2 ст. 452 ГК РФ особо подчеркивается, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок. Вместе с тем следует иметь в виду, что нельзя расторгнуть или изменить уже исполненный договор. Дело в том, что договор, так же как и основанное на нем обязательство, прекращается вследствие их надлежащего исполнения (ст. 408 ГК РФ). Поэтому нельзя расторгнуть или изменить то, чего к моменту изменения или расторжения уже не существует. Так, если стороны заключили договор купли-продажи квартиры в установленном законом порядке, а затем исполнили этот договор (продавец передал в собственность покупателя квартиру, а последний заплатил продавцу покупную цену), то в дальнейшем они не могут прийти к соглашению об изменении или расторжении этого договора, поскольку он прекратил свое существование в момент его надлежащего исполнения.

Пункт 1 ст. 893 ГК РФ предусматривает, что хранитель, самостоятельно принявший решение об изменении условий хранения (в том числе о способе и месте хранения), возлагает тем самым на себя риск наступления неблагоприятных последствий такого решения, в том числе и удорожания самого хранения. Это, однако, не относится к случаям, при которых изменения связаны с необходимостью устранить опасность утраты, недостачи или повреждения принятой на хранение вещи. Тогда хранитель, как указано в п. 1 ст. 893 ГК РФ, вправе изменить способ, место и иные условия хранения, не дожидаясь ответа поклажедателя.

Склад может менять условия хранения товара, если это необходимо для обеспечения его сохранности. Уведомление товаровладельца обязательно, если такое изменение было существенным. Однако, тем не менее, в процессе хранения может произойти порча товара. Пунктом 2 ст. 900 ГК РФ предусматривается возможность естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения товара вследствие его естественных свойств. Для некоторых видов товаров нормативно-техническими документами предусмотрены нормы естественной убыли. Наряду с этим стороны договора хранения могут предусмотреть в договоре и более высокие нормы убыли. В случае ухудшения состояния товара в пределах норм естественной убыли ответственность склада исключается.

Рассмотрим судебное дело. ГУП «Башспирт» обратилось в арбитражный суд с иском к ДУП «ДХП» о возвращении зерна в количестве 190,730 т., переданного на хранение по договору. Материалами дела было установлено, что между сторонами был заключен договор хранения, по которому ГУП «Башспирт» передало ответчику (профессиональному хранителю) на хранение и обработку зерно в количестве 7513,651 т. Впоследствии хранитель частично возвратил товар. Невозвращенный остаток составил 190,730 т. Договором предусматривалось, что хранитель обеспечивает количественно-качественную сохранность партий принятого зерна путем проведения лабораторных анализов, взвешивания, очистки, при необходимости активного вентилирования, холодной сушки и перемешивания. При этом он руководствуется специальными нормативными актами Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ. Судом было установлено, что во исполнение условий договора хранителем производились операции по сушке и очистке находившегося на хранении зерна, что подтверждается соответствующими актами. В результате этих операций влажность зерна снизилась, уменьшились сортные примеси и, таким образом, произошла естественная убыль товара, которая составила 190,730 т. В результате рассмотрения дела суд признал, что ответчик надлежаще исполнил договор, и в удовлетворении иска отказал.[36]

При досрочном расторжении договора вызвано обстоятельствами, за которые хранитель не отвечает, за ним признается право получить соответствующую часть вознаграждения. Однако, если это вызвано обнаружением опасных по своей природе свойств хранимой вещи, вознаграждение подлежит уплате в полной сумме.

При досрочном прекращении хранения, вызванном обстоятельствами, за которые отвечает хранитель, он лишается права на получение вознаграждения. Более того, сумму, которую он получил в счет причитавшегося вознаграждения, ему придется возвратить (п. 3 ст. 896 ГК РФ).

Таким образом, как правило, договор хранения должен быть заключен в письменной форме. Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю сохранной расписки, квитанции, иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера), удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом.

 

2.3. Ответственность сторон за нарушение условий

договора хранения

 

За нарушение своих обязанностей по договору и хранитель, и поклажедатель несут предусмотренную законом ответственность. Основания, условия и размер этой ответственности в основном определены законом, но стороны могут, во-первых, уточнять и изменять отдельные положения в договоре и, во-вторых, вводить дополнительную ответственность за нарушение некоторых обязанностей.

К примеру, хранитель несет ответственность за отказ от принятия вещи, товара на хранение, когда договор хранения имеет консенсуальный характер, в форме возмещения поклажедателю причиненных убытков.[37]

Когда в результате такого отказа поклажедателю причинены убытки, они подлежат возмещению в полном объеме, если только договором не установлен иной предел ответственности хранителя либо не достигнуто соглашение о взыскании только неустойки, но не убытков. Хранитель в оправдание своего отказа от принятия имущества на хранение может ссылаться на допущенную поклажедателем просрочку в сдаче его на хранение (п. 2 ст. 888 ГК РФ), на наличие у вещей опасных или вредных свойств, создающих угрозу для имущества других поклажедателей или самого хранителя (ст. 894, 903 ГК РФ), а также на другие обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении поклажедателем установленных требований или обычно применяемых правил (сдача на хранение сильно загрязненных вещей, имущества, которое уже невозможно сохранить, и т.д.).

Наиболее важной является ответственность хранителя за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых им на хранение. При этом ответственность лица, оказывающего услуги по хранению на возмездной основе, и в особенности профессионального хранителя, существенно отличается от ответственности безвозмездного хранителя и хранителя-непрофессионала. Различия между ними имеются как в условиях, так и в размере ответственности.

Лица, не относящиеся к числу профессиональных хранителей, отвечают за утрату, недостачу и повреждение имущества поклажедателя лишь при наличии своей вины, которая в соответствии с общим гражданско-правовым правилом предполагается. Напротив, профессиональные хранители отвечают за сохранность имущества независимо от вины[38].

Данное положение также совпадает с общим правилом ГК РФ о повышенной ответственности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Но имеется и два важных отличия. Во-первых, в роли профессионального хранителя может выступать не только коммерческая, но и некоммерческая организация, если осуществление хранения является одной из целей ее профессиональной деятельности (п. 2 ст. 886 ГК РФ). Во-вторых, помимо действия непреодолимой силы профессиональный хранитель освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение имущества еще и тогда, когда это произошло из-за свойств имущества, о которых хранитель, принимая его на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя (п. 1 ст. 901 ГК РФ).

Ответственность хранителя предусмотрена ст. 901 ГК РФ. Профессиональный хранитель, каковым и является склад, отвечает за утрату, недостачу или повреждение товара, если не докажет, что утрата, недостача и повреждение произошли вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств товара, о которых хранитель, принимая вещь на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя. Если же утрата, недостача или повреждение товара произошли после возникновения обязанности поклажедателя забрать свой товар обратно, хранитель отвечает лишь при наличии с его стороны умысла или грубой неосторожности. Убытки, причиненные товаровладельцу, возмещаются складом в полном объеме. На практике склад страхует каждую товарную партию, принятую на хранение, от рисков утраты, гибели или повреждения по крайней мере на случай наступления следующих событий: повреждение огнем, повреждение водой, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия. Оценочная стоимость товарной партии определяется совместно хранителем и страховой компанией и, как правило, указывается в складском свидетельстве. При наступлении страхового случая выгодоприобретателем является склад.

В связи с изложенным рассмотрим следующее дело. ОАО «Алтайэнергоспецкомплект» обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Гилевский элеватор» о взыскании убытков, составляющих стоимость угля марки ДР, переданного ответчику на хранение и впоследствии не возвращенного. Материалами дела было установлено, что в 2009-2010 годах в адрес ОАО «Гилевский элеватор» от истца поступал уголь, из которого часть осталась у ответчика на хранении, что подтверждается квитанцией. В 2011 году истец предъявил к хранителю требование о подтверждении сохранности угля и просил предоставить его в распоряжение истца. Однако товара у хранителя не оказалось. Оперуполномоченным ГУВД Алтайского края была проведена проверка ОАО «Гилевский элеватор», по результатам которой выяснилось, что ответчик израсходовал взятый на хранение уголь для отопления собственных помещений.

В свою защиту хранитель заявил, что согласно Правилам безопасности при обогащении и брикетировании углей (сланцев), утвержденным постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 мая 2010 года № 46, предельный срок хранения угля составляет шесть месяцев. Суд, однако, не принял этот довод во внимание. Согласно ст. 901 ГК РФ хранитель несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение вещей, переданных на хранение по правилам ст. 401 ГК РФ. Профессиональный хранитель освобождается от ответственности только в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 901 ГК РФ, которые к рассматриваемой ситуации не относятся. Поэтому склад должен возместить убытки, причиненные товаровладельцу ненадлежащим исполнением договора хранения[39]. Суд удовлетворил иск и взыскал с ответчика стоимость утраченного угля по ценам, действующим на момент рассмотрения спора, то есть почти в пять раз выше первоначально заявленной суммы.

Примеры из судебной практики доказывают то, что внимательнее относиться к формулировке условий договора о сроке его действия либо своевременно заботиться об оформлении дополнительного соглашения об условиях дальнейшего хранения имущества.

Что касается размера ответственности хранителя за несохранность имущества, то он является различным при возмездном и безвозмездном хранении. По возмездному договору хранения хранитель, по общему правилу, несет ответственность в полном объеме, т. е. должен возместить поклажедателю как реальный ущерб, так и упущенную им выгоду, если только законом или договором не установлено иное. Например, нередко при сдаче имущества на хранение производится его оценка, которая указывается либо в самом договоре, либо в выдаваемом поклажедателю документе (квитанции). В этом случае максимальный размер ответственности хранителя ограничивается суммой оценки вещи[40].

При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещи, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей – в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость (п. 2 ст. 902 ГК РФ).

Как при возмездном, так и при безвозмездном хранении поклажедатель вправе отказаться от имущества, качество которого изменилось настолько, что оно не может быть использовано по своему первоначальному назначению. Однако сделать это, а также потребовать от хранителя возмещения стоимости такого имущества и других убытков поклажедатель может лишь тогда, когда, во-первых, хранитель отвечает за причины происшедшего, и, во-вторых, иное не предусмотрено законом или договором.

Хранитель несет ответственность и за нарушение других своих обязательств, в частности за досрочное прекращение хранения, незаконное пользование вещью без согласия поклажедателя, передачу вещи третьему лицу, задержку с возвратом имущества и т.д. В ГК РФ особой ответственности за указанные нарушения не предусматривается, в связи с чем либо дело ограничивается взысканием с хранителя причиненных убытков, либо применяются те штрафные санкции, которые были предусмотрены в договоре хранения самими сторонами.

Хотя хранитель и не может настаивать на том, чтобы поклажедатель передал вещь на хранение по консенсуальному договору (п. 1 ст. 888 ГК РФ), поклажедатель, не сдавший вещь на хранение в предусмотренный договором срок, несет перед хранителем ответственность за убытки, причиненные в связи с несостоявшимся хранением, если иное не предусмотрено законом или договором. Для того чтобы быть освобожденным от этой ответственности, поклажедатель должен заявить об отказе от услуг хранителя в разумный срок.

Понятие «разумный срок» должно толковаться с учетом конкретных условий каждого договора хранения, которые позволяют установить, мог ли хранитель избежать потерь в своей сфере в случае принятия им надлежащих мер, сделаны ли им необходимые приготовления для хранения вещи и т. п.

Поклажедатель, далее, отвечает перед хранителем за своевременность уплаты вознаграждения за хранение и за возмещение расходов на хранение. Если в договоре не предусмотрены специальные штрафные санкции за нарушение данных обязательств, применяется общее правило, в соответствии с которым поклажедатель должен уплатить хранителю проценты, начисляемые на сумму задолженности, размер которых определяется на основании ст. 395 ГК РФ.

Наконец, поклажедатель обязан возместить хранителю убытки, причиненные свойствами сданной на хранение вещи, если хранитель, принимая вещь на хранение, не знал и не должен был знать об этих свойствах (ст. 903 ГК РФ).

При возложении на поклажедателя данного вида ответственности важное значение имеют два тесно взаимосвязанных, но относительно самостоятельных вопроса. Первый из них состоит в том, требуется ли для ее применения вина поклажедателя, который сам мог ничего не знать об опасных или вредных свойствах своего имущества. Представляется, что по смыслу закона ответственность должен нести лишь виновный поклажедатель, который не сообщил хранителю об опасных или вредных свойствах своего имущества, хотя он сам о них знал или обязан был знать. При установлении вины поклажедателя во внимание должны быть приняты его профессионализм, характер сданного на хранение имущества и другие обстоятельства, позволяющие прийти к выводу относительно его осведомленности о свойствах имущества.[41]

Второй вопрос касается уже хранителя и заключается в оценке того, в какой момент хранитель должен был узнать об опасных свойствах принимаемого на хранение имущества. Здесь критерием выступает прежде всего то, является ли хранитель профессионалом или нет. Естественно, что к профессиональному хранителю предъявляются более строгие требования, так как, постоянно занимаясь такого рода деятельностью, лицо обязано знать о том, что определенное имущество может обладать опасными свойствами и проявлять их при известных обстоятельствах. Применительно к хранению опасных по своей природе вещей, принятых на хранение с ведома хранителя, закон предоставляет хранителю достаточно широкие права по нейтрализации опасных свойств таких вещей и подчеркивает, что поклажедатель не несет ответственности перед хранителем и третьими лицами за убытки, причиненные в связи с хранением этих вещей (п. 2 ст. 894 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 909 ГК РФ товаровладелец имеет право осматривать товары или их образцы, если хранение осуществляется с обезличением, а также брать пробы и принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности товаров. Если товаровладелец не инициировал проверку, он может заявить о недостатках товара, которые не могли быть обнаружены при обычном способе принятия товара, в течение трех дней после его получения. В противном случае считается, что товар возвращен в соответствии с условиями договора. К каким серьезным последствиям может привести отказ от реализации этого права, показывает следующее дело. ЗАО «Алькор-Продукт» обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Тресвятское приемное» о взыскании убытков, возникших в результате исполнения договора хранения. Судом было установлено, что между сторонами был заключен договор, по которому ОАО «Тресвятское приемное» обязалось хранить принятое от ЗАО «Алькор-Продукт» зерно, соответствующее санитарным нормам, производить необходимые виды работ по его сушке, чистке, вентилированию с целью сохранения качества и выдать его по требованию истца. Зерно было принято на хранение. Во время хранения качественный показатель способности к прорастанию переданного зерна составлял не менее 95 процентов, что подтверждено протоколами испытаний, сертификатами соответствия, карточками анализа зерна, а также простыми складскими свидетельствами, выданными на каждую партию товара. По прошествии 2,5 месяцев часть зерна была выдана товаровладельцу, погружена в железнодорожные вагоны и отправлена в адрес ООО «Острогожский завод по производству солода», с которым у истца был заключен договор поставки ячменя с качественной способностью прорастания не менее 95 процентов. По прибытии вагонов на станцию назначения из них были отобраны пробы, в результате исследования которых в лаборатории Росгосхлебинспекции было установлено, что способность прорастания данного ячменя составляет всего 89-90 процентов, а это не соответствует требованиям ГОСТ 5060-86 «Ячмень пивоваренный. Технические условия». Результаты исследований стали основанием для отказа в приемке этого ячменя и расторжения договора поставки. Полагая, что ухудшение качества ячменя вызвано его неправильным хранением на складе ответчика, ЗАО «Алькор-Продукт» обратилось в арбитражный суд.

В результате рассмотрения дела суд пришел к выводу, что безусловных доказательств, подтверждающих факты нарушения складом условий хранения зерна, по влекших ухудшение его качества, истец не представил. Согласно ответам специалистов авторитетных агрохимических учреждений и органов, которым был направлен запрос, на ухудшение показателя способности прорастания зерна может влиять много факторов. Установить с достоверностью, какие именно вызвали изменения качества данного зерна, возможно лишь в результате его предметного анализа, который сторонами спора проведен не был. Суд также обратил внимание на то, что ст. 911 ГК РФ предоставляет сторонам договора возможность провести проверку возвращаемого со склада товара или, по крайней мере, заявить о недостатках принятого товара в течение трех дней со дня его получения. Истец не воспользовался таким правом. В этом случае считается, что возвращен товар надлежащего качества. Поэтому на основании изложенного в иске было отказано.[42]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), возвратить эту вещь в сохранности. В профессиональной сфере применения договор хранения изначально предполагает такие характеристики, как двусторонность и возмездность, а также вероятная консенсуальность. Подобная конструкция договора предполагает специальный субъектный состав: в качестве хранителя могут выступать коммерческое юридическое лицо либо некоммерческое юридическое лицо, осуществляющее хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности, т.е. профессиональные хранители. Договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях. Несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем. Изменение или расторжение договора возможно только по взаимному соглашению сторон. К числу основных обязанностей поклажедателя относится обязанность оплатить услуги хранителя, обязанность взять вещь обратно по истечении обусловленного срока хранения, при сдаче вещи на хранение предупредить хранителя об опасных свойствах вещи. Хранитель обязан принять вещь на хранение, не пользоваться вещью поклажедателя без его согласия, уведомлять его о необходимости изменить условия хранения, а также возвратить сданную на хранение вещь управомоченному лицу по первому требованию. За невыполнение условий договора, стороны несут предусмотренную законом ответственность.


3 ВИДЫ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1. Хранение на товарном складе, в камерах хранения, гардеробах организаций

 

По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности (п. 1 ст. 907 ГК РФ)[43]. Указанный договор является одной из разновидностей договора хранения, и на него распространяется большинство рассмотренных выше общих положений о хранении (Приложение 1). Специальное выделение данного договора в законе связано с особенностями его субъектного состава, содержания и оформления, которые, в свою очередь, обусловлены потребностями индустриализации хранения товарной массы, а также ускорения и упрощения товарного оборота.

Участниками договора складского хранения могут быть только предприниматели, зарегистрированные в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[44]. В роли хранителя здесь выступает товарный склад. В юридической литературе рассматриваются три варианта данного понятия.

Во-первых, склад как организация, то есть субъект права, осуществляющий в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающий связанные с хранением услуги (статья 907 ГК РФ). Во-вторых, склад как специальное место (в виде здания, сооружения или охраняемой территории), в котором осуществляется хранение тех или иных товаров поклажедателя. И, в-третьих, склад - рассматривается

как режим, применяемый, например, в таможенном законодательстве[45].

Склады, используемые в предпринимательской деятельности, бывают двух основных видов: склады общего пользования (общественные) и ведомственные склады (частные). Склады общего пользования – это независимые склады, коммерческие организации, занимающиеся исключительно деятельностью по складскому хранению, они работают с любыми товарами и клиентами. Ведомственные склады принадлежат какому-либо юридическому лицу или государственному ведомству и являются, как правило, их структурными подразделениями. В отличие от складов общего пользования ведомственные склады принимают товары не от любого, а от заранее определенного круга товаровладельцев.

Если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принимать товары на хранение от любого товаровладельца, товарный склад признается складом общего пользования. Договоры хранения, которые заключает такой склад, носят публичный характер, т. е. заключаются на равных условиях со всеми желающими и в обязательном для склада порядке (ст. 426 ГК РФ).

Наряду со складами общего пользования услуги по складскому хранению товаров могут оказывать ведомственные склады. Последние ориентированы на обслуживание предприятий и организаций, входящих в систему ведомства, но при наличии свободных мощностей могут принимать на хранение товары и от посторонних организаций.

С учетом того, что договор складского хранения применяется лишь в предпринимательской сфере, он всегда носит возмездный характер. Предполагается также, что договор является реальным и регулярным. Вместе с тем на практике именно рассматриваемый договор чаще, чем другие договоры хранения, становится консенсуальным и иррегулярным. При этом иррегулярный договор складского хранения может заключаться с включением в него условия о том, что товарный склад может распоряжаться сданными ему на хранение товарами (ст. 918 ГК РФ). Такой вид хранения, который иногда именуют видимым, подразумевает, что право собственности на товары перешло к хранителю, на котором соответственно лежит и риск их случайной гибели. Между товаровладельцем и складом возникает обязательственное правоотношение, в соответствии с которым склад обязан по требованию товаровладельца в любой момент выдать ему товары того же рода и качества. В этих целях склад всегда должен иметь такое количество (фонд) товаров, которое достаточно для удовлетворения требований товаровладельцев. Учитывая сущность возникающих при таком хранении правоотношений, закон распространяет на них правила главы 42 ГК РФ о займе. Исключение составляют нормы о времени и месте возврата товаров, которые определяются правилами о хранении.[46]

Стороны договора складского хранения обладают рядом особых прав и обязанностей, которые можно условно подразделить на две большие группы. Первую образуют те из них, которые касаются приема, условий хранения и выдачи товара. Как правило, при приеме товаров на хранение товарный склад обязан за свой счет произвести осмотр товаров и определить их количество (число единиц или товарных мест либо меру – вес, объем) и внешнее состояние. Полученные данные фиксируются складом в складских документах. Далее, склад наделяется правом самостоятельно изменять условия хранения товаров, если это требуется для обеспечения их сохранности. При существенном изменении условий хранения, предусмотренных договором, он должен уведомить товаровладельца о принятых мерах. При обнаружении во время хранения повреждений товара, выходящих за пределы согласованных в договоре складского хранения или обычных норм естественной порчи, товарный склад обязан немедленно составить об этом акт и в тот же день известить товаровладельца (п. 2 ст. 910 ГК РФ). В свою очередь, товаровладелец обладает правом известного контроля за хранением товара. В этих целях ему предоставляется возможность во время хранения осматривать товары или их образцы, а если хранение осуществляется с обезличением – то брать пробы, а также принимать необходимые меры для обеспечения сохранности товаров (п. 2 ст. 909 ГК РФ).

Date: 2015-10-18; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию