Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок и методы формирования прибыли





 

Прибыль от реализации товаров/работ/услуг определяется по формуле:

ПР = ВД – НДС – ИО, (1)

где ПР – прибыль от реализации, руб.;

ВД – валовой доход от реализации, руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

ИО – издержки обращения, руб.

Налог на добавленную стоимость по своей сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель.

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:

ПФХД = ПР ± СДР, (2)

где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной
деятельности, руб.;

ПР – прибыль от реализации, руб.;

СДР – сальдо прочих доходов и
расходов, руб.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

- доходы от обычных видов деятельности;

- операционные доходы;

- внереализационные доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступления относятся также чрезвычайные доходы.

В состав прочих доходов включаются: доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам и пр.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организаций подразделяют на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- операционные расходы;

- внереализационные расходы.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся также чрезвычайные расходы.

В состав прочих расходов включаются: затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сделкам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания, и др.

Одним из самых значительных видов прочих расходов предприятий являются расходы по оплате некоторых налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов (налог на рекламу, налог на имущество предприятий.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:

ЧП = Пн – НП, (3)

где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;

Пн –прибыль до налогообложения, руб.;

НП – налог на прибыль, руб.;

Налог на прибыль представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ.

Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия - это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг определяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг.

Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.

Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рисунке 2.

 
 

 

 

 


Рис. 2. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли,- это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Основными взаимовлияющими факторами воздействия на прибыль являются:

- объем продажи товаров;

- розничные цены на реализованные товары;

- издержки обращения;

- оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала);

- фондовооруженность работников;

- налогоемкость предприятий;

- численность работников.

Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применять метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты.

Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов, то есть ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности.

Снижение издержек обращения в промышленности и торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты.

Величина прибыли зависит от объемов спроса на товары/работы/услуги и их предложением. Трудности, возникающие при реализации товаров/работ/услуг в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.

 

 

1.3. Методы планирования прибыли и её распределение

 

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала.

Расчеты производятся по следующим формулам:

Минимальный оборот = Постоянные расходы / (1 - % постоянных расходов / 100) = Постоянные расходы / (1 – переменные расходы / плановый расход капитала)

Большое значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала.

Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соответствий следующих величин:

- Оборотные средства + Капитальные вложения = Вложенный капитал

- Коэффициент оборачиваемости капитала = Оборотные средства / Вложенный капитал

- Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость

- Коэффициент рентабельности = Прибыль / Оборот капитала

- Рентабельность капитала = Оборотный капитал / Вложенный капитал и прибыль / Оборотный капитал

Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия.

Прямой метод расчета прибыли. Основным показателем здесь является прибыль от реализации продукции. Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогами на прибыль и добавленную стоимость (НДС). Это повышает точность и объективность расчетов как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.

Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.

Прогнозируемый объем прибыли рассчитывается по формуле:

Пб = Пбо * Ки, (4)

где Пб – балансовая прибыль;

Пбо – балансовая отчетная прибыль;

Ки – коэффициент инфляции.

Если планируемый уровень инфляции на сырье и готовую продукцию предприятия не совпадает с реальным, что имеет место в условиях государственного регулирования уровня цен, то при расчете прибыли от реализации рекомендуют применять дифференцированные поправочные коэффициенты инфляции. Расчет выполняется по формуле:

Пб = (Врi – Офi – Наi – НДСi) / ((1 + m)12 – Сi(1 + n)12), (5)

где Врi –выручка от реализации i- го вида продукции в отпускных ценах предприятия;

Офi – отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену i- й продукции;

Наi – акцизный налог;

НДСi – налог на добавленную стоимость;

Сi – полная себестоимость i- й реализуемой продукции;

n – количество видов продукции;

(1 + m)12 – коэффициент роста цен на продукцию предприятия;

(1 + n)12 – коэффициента роста цен на сырье, используемое предприятием.

Эффективным средством прогнозирования прибыли, особенно в зарубежной практике управления, являются графики рентабельности, учитывающие сложные взаимосвязи между издержками, объемом реализации, прибылью и ценой.

Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (Cost – Volume – Profit; CVP – анализ) – это один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами.

Поскольку такой анализ помогает проследить взаимосвязь между такими важными характеристиками, как затраты, объем и прибыль, он является ключевым факторов в процессе принятия многих управленческих решений.

Главная задача при использовании данного метода заключается в том, чтобы определить точку, для которой денежные доходы равны денежным расходам. Для этого необходимо знать постоянные издержки, переменные издержки, объем продаж, отношение переменных издержек к объему выпуска, объем выпуска и общий объем сбыта. Если эти величины известны, то можно построить график и определить прибыли или убытки. Точка безубыточности может быть определена и аналитическим путем, из возможных для расчета формул имеет следующий вид:

BEP = FC / (1 – VC / S), (6)

где BEP – аббревиатура «break – even point» - точка безубыточности;

FC – постоянные издержки;

VC – переменные издержки;

S – объем выпуска.

Соответственно, CVP – анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения заданной величины прибыли.

Если выпускаются различные виды продукции, то делается допущение о том, что структура производства остается неизменной. Исходя также из того, что уровень производительности не меняется, что имеется синхронизация производства со сбытом и что она сохраняется для различных объемов выпуска и на различные периоды времени.

Эффективность управления считается постоянной, а условия конкурентной борьбы принимается неизменным. Очень редко подобные допущения соответствуют действительности.

Линия издержек на графике не обязательно должна быть прямой. Аналогично тому, если может быть построена кривая спроса, определяющая объемы продаж, она может быть нанесена на трафик вместо прямой линии. Но, обычно, получение таких данных связано с большими расходами и не практикуется, если это только не ведет к значительному повышению точности расчетов.

Когда фирма выпускает продукцию, выполняет работы или оказывает услуги в себестоимости которой преобладают издержки на материалы, и цены на материалы колеблются в широком диапазоне, структура производства постоянно изменяется, норма прибыли для различных видов продукции различна, расходы на рекламу тесно связаны с объемом продаж, технология производства быстро изменяется, графики рентабельности могут принести пользу только в том случае, если имеются результаты анализа изменения этих факторов в будущем.

Есть еще один важный аспект в планировании прибыли на предприятии, который нельзя не учитывать. Это леверидж – процесс оптимизации структуры активов и пассивов предприятия с целью увеличения прибыли. Производственно – финансовый леверидж состоит из двух компонентов – производственного и финансового рычагов. Рассмотрим действие операционного или производственного рычага.

В финансовом менеджменте применяются два основных подхода к максимизации массы и темпов наращивания прибыли:

- сопоставление предельной выручки с предельными затратами наиболее эффективно при решении задачи максимизации массы прибыли;

- сопоставление выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постоянными затратами применяется не только для расчета максимизации массы прибыли, но и для определения наивысших темпов ее прироста.

При расширении или спаде производства разные виды издержек ведут себя по разному.

В отличие от переменных, большую часть постоянных затрат при сужении деятельности предприятия и снижении выручки от реализации не так – то просто уменьшить. Ведь и в периоды спада производства предприятие вынуждено начислять в прежних размерах амортизацию, выплачивать проценты по ранее полученным кредитам, платить заработную плату (так как масштабное увольнение избыточного количества постоянных работников – дело весьма болезненное).

Список переменных и постоянных затрат для каждого предприятия свой, но критерий классификации универсален: зависимость либо независимость от величины объема производства.

Соотношение между частями издержек зависит от технической и технологической стратегии предприятия и его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные фонды обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных расходов. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными издержками выражается показателем производственного левериджа (операционного рычага).

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Производственный леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска.

Исчисляется уровень производственного левериджа отношением темпов прироста валовой прибыли (∆ П, %) (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении (∆ VPП, %):

Кпл = ∆ П % / ∆ VPП % (7)

Данный коэффициент показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли.

Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации – изменяется и сила воздействия операционного рычага.

Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа. С ростом последнего увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных затрат.

Вместе с тем, эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг и наоборот.

Предлагается следующая формула по определению силы воздействия операционного рычага:

Сила воздействия операционного рычага = (∆ Валовая маржа / прибыль) / (∆ К / К),

где К – физический объем реализации, или, другими словами, сила воздействия операционного рычага есть процентное изменение валовой маржи при данном процентном изменении физического объема продаж.

Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший и больший процент снижения прибыли.

При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать. И так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

Все эти знания необходимы для

- планирования платежей по налогу на прибыль, в частности, авансовых;

- выработки деталей коммерческой политики предприятия.

При пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные расходы, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Вместе с тем, если руководство уверено в долгосрочной перспективе повышения спроса на товары (услуги) фирмы, то можно себе позволить отказаться от режима жесткой экономии на постоянных расходах, ибо предприятия с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.

Итак, при снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить весьма трудно. По существу, это означает, что высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет весьма сложно и в организационном, и особенно в финансовом смысле. Чем больше стоимость материальных основных средств, тем больше предприятия «увязает» в нынешней своей рыночной нише (не зря, например, гибкими считаются издательства, не имеющие собственных типографий и заказывающие изготовление тиражей книг на договорных условиях).

Кроме того, повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, и снижение деловой активности предприятия выливается в умноженные потери прибыли. Утешением может служить лишь то, что если выручка наращивается все-таки достаточными темпами, то при сильном операционном рычаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но имеет возможность выплачивать солидные дивиденды и обеспечивать финансирование развития.

Все это указывает на то, что сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом.Схемы распределения чистой прибыли: предприятия: ЧП = РФ + ФН + ФП, (8) где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд, ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления;товарищества: ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР, (9) где ПР - прибыль, распределенная между учредителями.Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.Фонд накопления и фонд потребления - это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях: - списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров); - распределения его между юридическими лицами – учредителями; - погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах: - суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ); - доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;- суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи нуждающимся, театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «ЭНЕРГОСТРОЙ»

Date: 2015-10-18; view: 823; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию