Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшие органы законодательной власти





Высшая законодательная власть в ФРГ принадлежит двух­палатному парламенту: нижняя палата — бундестаг и верх­няя палата — бундесрат имеют разный статус в отношении как порядка их формирования, так и объема полномочий. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих па­лат и Федеральному правительству. Ведущую роль в зако­нодательном процессе играет бундестаг. Правительство вно­сит законопроекты в бундесрат, который должен передать свое мнение в бундестаг не позже, чем через шесть недель. В особо срочных случаях правительство может по истечении трех недель передать законопроект непосредственно в бун­дестаг.

Бундестаг избирается на 4 года путем всеобщих прямых выборов при тайном голосовании. В выборах участвуют граж­дане, достигшие 18-ти лет. Половина депутатов избирается в одномандатных округах, охватывающих территорию всей стра­ны, по мажоритарной системе (избранным считается тот, кто получил большинство голосов граждан, участвовавших в го­лосовании). Другая половина депутатов избирается по земель­ным партийным спискам в многомандатных округах. Каждый избиратель отдает, таким образом, два голоса: за индивиду­ального кандидата и за партийный список. Половина мест в бундестаге распределяется между партиями пропорциональ­но числу полученных голосов. Поскольку пропорциональная избирательная система в чистом виде гарантирует представи­тельство даже для мелких партий, это зачастую создает слож­ные проблемы при формировании правительства. В Германии, чтобы избежать практики Веймарской республики, отличав­шейся своей политической неустойчивостью, введен пятипро­центный барьер. Места в бундестаге получают только те партии, которые либо набрали не менее 5 процентов голо­сов, отданных за партийные списки, либо победили не ме­нее, чем в трех одномандатных избирательных округах. В ре­зультате в ФРГ почти исчезли с политической арены мелкие партии. Для образования в бундестаге партийной (или межпартийной) фракции требуется наличие не менее 5 процен­тов депутатов.

Президент бундестага по старой немецкой конституцион­ной традиции избирается из членов самой сильной парламент­ской фракции. Вместе с четырьмя заместителями он образует президиум бундестага. На заседаниях бундестага председатель­ствует один из членов президиума.

Основной закон ФРГ отвергает императивный мандат, при котором партия навязывает своим членам определенное ре­шение по вопросу о голосовании. Согласно Конституции, де­путаты, голосуя, «сообразуются лишь с собственной совестью». Не допускает Основной закон и прямого фракционного при­нуждения. Конечно, депутат, как правило, учитывает мнение своей партии (и, соответственно, фракции). Но даже если он будет исключен из партии или фракции за нарушение партий­ной дисциплины, депутатский мандат за ним сохраняется.

Депутаты бундестага пользуются свободой слова и выска­зываний в парламенте. За высказывания и свое голосование они не подлежат преследованию (исключением является кле­вета), причем это правило действует и тогда, когда они пере­стают быть депутатами, т.е. пожизненно. Закон запрещает без разрешения бундестага начинать уголовное расследование про­тив депутата или арестовывать его. Разрешения не требуется, если депутат взят под стражу в момент совершения правона­рушения или в течение следующего дня. Депутат может быть наказан и за нарушение правопорядка. На практике бундес­таг обычно дает согласие на уголовное расследование, если речь не идет об оскорблениях политического характера. Де­путаты имеют право отказаться от дачи свидетельских пока­заний относительно лиц, сообщивших им какие-либо факты. Все письменные документы, которые они имеют при себе, не подлежат конфискации. Финансовая независимость депутатов обеспечивается жалованием. Проработавшие в составе бунде­стага не менее восьми лет получают право на пенсию по до­стижении пенсионного возраста.

Бундестаг пользуется правом самостоятельно определять свою организационную структуру и способ работы (принимает регламент работы, имеющий характер устава, на 4 года, проверяет правильность выборов в бундестаг). Состоит бун­дестаг, как правило, из 650—670 депутатов, заседает открыто. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством в две трети голосов при подаче заявки не ме­нее, чем от одной десятой части парламента. Для принятия бундестагом решения необходимо присутствие большинства его членов. Как правило, решения принимаются простым большинством, но в случае выборов Федерального канцлера и изменения конституции предусмотрена необходимость либо получения голосов большинства депутатов бундестага, либо даже двух третей голосов.


Для осуществления парламентской деятельности в бунде­стаге создаются многочисленные комитеты, играющие важ­ную роль в процессе подготовки законов и обсуждения зако­нопроектов. Основной закон предписывает в обязательном порядке создание трех комитетов при бундестаге: по петици­ям, по иностранным делам и по делам обороны. Но бундестаг имеет право образовывать и другие комитеты, если считает это необходимым. Так, например, сейчас функционируют 22 комитета. Фракции направляют в комитеты своих пред­ставителей пропорционально набранному их партиями про­центу голосов избирателей.

Бундестаг играет основополагающую роль в области зако­нодательства: он принимает законы и имеет право вносить законопроекты. Кроме того, он избирает Федерального канц­лера, принимает участие в выборах Федерального президента и федеральных судей, участвует в формировании правитель­ства, осуществляет текущий контроль за деятельностью пра­вительства, имеет право на внесение конструктивного вотума недоверия Федеральному канцлеру с целью вынудить его са­мого и его правительство уйти в отставку.

Свои контрольные функции бундестаг осуществляет путем утверждения закона о бюджете, представленном правитель­ством, а также посредством вызова на свои заседания мини­стров. С целью проверки соблюдения и выполнения бюдже­та бундестаг заслушивает отчет министра финансов. Отчет проверяется Федеральной счетной палатой, члены которой пользуются правом судейской независимости.

Бундестаг принимает законы в тех сферах, на которые рас­пространяются (полностью или частично) полномочия Феде­рации. Законы, ведущие к увеличению бюджетных расходов и предусматривающие новые расходы (или допускающие их в будущем), принимаются только с согласия Федерального правительства. Прежде чем быть принятым окончательно, за­кон проходит три чтения и рассматривается в соответствую­щем комитете. Законы, затрагивающие интересы земель, дол­жны быть одобрены бундесратом.

Самороспуск бундестага не допускается. Досрочный рос­пуск может быть осуществлен в связи с внесением Федераль­ным канцлером вопроса о доверии правительству. Если пред­ложение Федерального канцлера не получает абсолютного большинства голосов, то Федеральный президент имеет пра­во по заявлению канцлера распустить бундестаг. Это право утрачивает силу, если бундестаг в крайне сжатые сроки из­бирает другого Федерального канцлера (конструктивный во­тум недоверия).

Бундесрат — верхняя палата германского парламента, пред­ставляющая интересы 16 земель ФРГ. Он не имеет срока из­брания, являясь постоянно действующим федеральным орга­ном. Формируется он из членов правительств федеральных земель, причем министры-президенты (премьер-министры) земель обязательно должны быть членами бундесрата. Каж­дая земля имеет в бундесрате от трех до шести мест, а следо­вательно, и голосов, в зависимости от численности ее насе­ления. Земли с числом жителей менее 2 млн. человек имеют три голоса, более 2 млн. — 4 голоса, более 6 млн. — 5 голо­сов, более 7 млн. — 6 голосов. Всего бундесрат насчитывает 68 членов. Его состав меняется лишь тогда, когда в одной из федеральных земель происходит смена правительства или от­дельных министров. Члены бундесрата имеют императивный мандат: они связаны директивными указаниями своих земель­ных правительств; представители одной земли должны голо­совать одинаково. Поэтому для голосования достаточно присутствия одного члена земельного правительства или уполно­моченного от земли; он располагает всеми голосами, которые имеет соответствующая земля. Решения принимаются абсо­лютным большинством членов бундесрата (35 человек). Чле­ны бундесрата, в отличие от членов бундестага, не имеют пра­ва неприкосновенности.


Президент бундесрата избирается только из министров-пре­зидентов земель сроком на один год в следующей последо­вательности: вначале от самой крупной земли, затем по ни­сходящей до самой маленькой. Полномочия Федерального президента в случае невозможности исполнения им своих функ­ций или досрочного освобождения от должности осуществ­ляются президентом бундесрата. Как и бундестаг, бундесрат образует различные комитеты.

Бундесрат как законодательный орган Федерации обла­дает правом законодательной инициативы, правом высказы­вать свое отношение к законопроектам федерального пра­вительства, одобрять или не одобрять законы, принятие которых требует его согласия (в первую очередь, это зако­ны, затрагивающие интересы земель, а также законы о вне­сении изменений в Основной закон), правом участия в фор­мировании политики Федерации по европейским вопросам, участия в избрании Федерального конституционного суда. Одобрения бундесрата требуют также нормативные и адми­нистративные акты, издаваемые Федеральным правитель­ством, если они прямо или косвенно затрагивают интересы земель. Бундесрат должен одобрить (или отклонить) объяв­ление оборонительной войны.

Для усиления эффективности взаимодействия обеих па­лат парламента в 1968 г. в Основной закон была введена ста­тья об образовании совместного комитета, состоящего на две трети из депутатов бундестага и на одну треть — из членов бундесрата. Депутаты назначаются бундестагом на основе представительства фракций, а бундесратом — на основе представительства земель (по одному представителю от каж­дой земли).







Date: 2015-10-18; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию