Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава первая. Общая характеристика толпы. Психологический закон ее духовного единства





Что составляет толпу с психологической точки зрения? Многочисленноескопление индивидов недостаточно для образования толпы. Специальныйхарактер одухотворенной толпы. Фиксирование идей и чувств у индивидов,составляющих такую толпу, и исчезновение их собственной личности. В толпевсегда преобладает бессознательное. Прекращение деятельности мозговыхполушарий и преобладание спинного мозга. Понижение умственныхспособностей и полное изменение чувств. Измененные чувства могут бытьлучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместетолпу. Толпа так же легко становится героичной, как и преступной. Под словом "толпа" подразумевается в обыкновенном смысле собраниеиндивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковыбы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но с психологической точкизрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известныхусловиях и притом только при этих условиях собрание людей имеетсовершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельныхиндивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает,причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемоетолпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа,имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты.Собрание в таких случаях становится тем, что я назвал бы, за неимениемлучшего выражения, организованной толпой или толпой одухотворенной,составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единстватолпы. Без всякого сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многихиндивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованнойтолпы; для этого нужно влияние некоторых возбудителей, природу которых мы ипостараемся определить. Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей визвестном направлении главные черты, характеризующие толпу, вступившую напуть организации, не требуют непременного и одновременного присутствиянескольких индивидов в одном и том же месте. Тысячи индивидов, отделенныхдруг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияниенекоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события иприобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы. Стоиткакой-нибудь случайности свести этих индивидов вместе, чтобы все их действияи поступки немедленно приобрели характер действий и поступков толпы. Визвестные моменты даже шести человек достаточно, чтобы образоватьодухотворенную толпу, между тем как в другое время сотня человек, случайнособравшихся вместе, при отсутствии необходимых условий, не образует подобнойтолпы. С другой стороны, целый народ под действием известных влияний иногдастановится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смыслеэтого слова. Одухотворенная толпа после своего образования приобретает общиечерты временные, но совершенно определенные. К этим общим чертамприсоединяются частные, меняющиеся сообразно элементам, образующим толпу имогущим в свою очередь изменить ее духовный состав. Одухотворенная толпаможет быть подвергнута известной классификации. Мы увидим далее, чторазнокалиберная толпа, т.е. такая, которая состоит из разнородных элементов,имеет много общих черт с однородной толпой, т.е. такой, которая состоит изболее или менее родственных элементов (секты, касты и классы). Рядом с этимиобщими чертами, однако, резко выступают особенности, которые даютвозможность различать оба рода толпы. Прежде чем говорить о различных категориях толпы, мы должны изучить ееобщие черты и будем поступать, как натуралист, начинающий с описания общихпризнаков, существующих у всех индивидов одной семьи, и затем ужепереходящий к частностям, позволяющим различать виды и роды этой семьи. Не легко изобразить с точностью душу толпы, так как ее организацияменяется не только сообразно расе и составу собраний, но и соответственноприроде и силе возбудителей, которым подчиняются эти собрания. Впрочем, натакие же затруднения мы наталкиваемся и приступая к психологическомуизучению отдельного индивида. Только в романах характер отдельных личностейне меняется в течение всей их жизни; в действительности же однообразие средысоздает лишь кажущееся однообразие характеров. В другом месте я указал уже,что в каждой духовной организации заключаются такие задатки характера,которые тотчас же заявляют о своем существовании, как только в окружающейсреде произойдет внезапная перемена. Так, например, среди наиболее суровыхчленов Конвента можно было встретить совершенно безобидных буржуа, которыепри обыкновенных условиях, конечно, были бы простыми мирными гражданами,занимая должности нотариусов или судей. Когда гроза миновала, они вернулиськ своему нормальному состоянию мирных буржуа, и Наполеон именно среди нихнашел себе самых покорных слуг. Не имея возможности изучить здесь все степени организации толпы, мыограничимся преимущественно толпой, уже совершенно организованной. Такимобразом, из нашего изложения будет видно лишь то, чем может быть толпа, ноне то, чем она всегда бывает. Только в этой позднейшей фазе организациитолпы среди неизменных и преобладающих основных черт расы выделяются новыеспециальные черты и происходит ориентирование чувств и мыслей собрания водном и том же направлении, и только тогда обнаруживает свою силувышеназванный психологический закон духовного единства толпы, Некоторые психологические черты характера толпы общи у нее сизолированными индивидами; другие же, наоборот, присущи только ей одной ивстречаются только в собраниях. Мы прежде всего рассмотрим именно этиспециальные черты, для того чтобы лучше выяснить их важное значение. Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе,следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был ихобраз жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпудостаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души,заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чемдумал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуюттакие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь уиндивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собойвременный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одномгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки,входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединенияновое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которымиобладает каждая клетка в отдельности. Вопреки мнению, встречающемуся, к нашему удивлению, у такогопроницательного философа, как Герберт Спенсер, в агрегате, образующем толпу,нет ни суммы, ни среднего входящих в состав ее элементов, но существуеткомбинация этих элементов и образование новых свойств, подобно тому, как этопроисходит в химии при сочетании некоторых элементов, оснований и кислот,например, образующих новое тело, обладающее совершенно иными свойствами, чемте, которыми обладают элементы, послужившие для его образования. Не трудно заметить, насколько изолированный индивид отличается отиндивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Длятого, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнитьодно из положений современной психологии, а именно то, что явлениябессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но ив отправлениях ума. Сознательная жизнь ума составляет лишь очень малую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Самый тонкий аналитик, самыйпроницательный наблюдатель в состоянии подметить лишь очень небольшое числобессознательных двигателей, которым он повинуется. Наши сознательныепоступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенностивлияниями наследственности. В этом субстрате заключается бесчисленныенаследственные остатки, составляющие собственно душу расы. Кроме открытопризнаваемых нами причин, руководящих нашими действиями, существуют ещетайные причины, в которых мы не признаемся, но за этими тайными причинамиесть еще более тайные, потому что они неизвестны нам самим. Большинствонаших ежедневных действий вызывается скрытыми двигателями, ускользающими отнашего наблюдения. Элементы бессознательного, образующие душу расы, именно и являютсяпричиной сходства индивидов этой расы, отличающихся друг от друга главнымобразом элементами сознательного, тем, что составляет плод воспитания илиже результат исключительной наследственности. Самые несходные между собой посвоему.уму люди могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами ичувствами; и во всем, что касается чувства, религии, политики, морали,привязанностей и антипатий и т.п., люди самые знаменитые только очень редковозвышаются над уровнем самых обыкновенных индивидов. Между великимматематиком и его сапожником может существовать целая пропасть с точкизрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера между ними частоне замечается никакой разницы или же очень небольшая. Эти общие качества характера, управляемые бессознательным исуществующие в почти одинаковой степени у большинства нормальных индивидоврасы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальныеспособности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают;разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам,почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенногоума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитыхлюдей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений,принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются некакие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех.В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. "Весь мир",как это часто принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, анаоборот, Вольте? умнее, нежели "весь мир", если под этим словом надопонимать толпу. Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядныхкачеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бысреднюю величину, а никак не образование новых черт. Каким же образомвозникают эти новые черты? Вот этим то вопросом мы и займемся теперь. Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притомне встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав,обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, чтоиндивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознаниенепреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться такиминстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе жеон менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и ненесет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегдаотдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина заразительность или зараза также способствуетобразованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Заразапредставляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; еенадо причислить к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчасперейдем. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом втакой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личныеинтересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречитчеловеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда онсоставляет частицу толпы. Третья причина, и притом самая главная, обусловливающая появление уиндивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться уних в изолированном положении, это восприимчивость к внушению; зараза, окоторой мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости.Чтобы понять это явление, следует припомнить некоторые новейшие открытияфизиологии. Мы знаем теперь, что различными способами можно привестииндивида в такое состояние, когда у него исчезает сознательная личность, ион подчиняется всем внушениям лица, заставившего его прийти в это состояние,совершая по его приказанию поступки, часто совершенно противоречащие еголичному характеру и привычкам. Наблюдения же указывают, что индивид, пробывнесколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящихот этой толпы, или каких-либо других причин неизвестно, приходит скоро втакое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированногосубъекта. Такой субъект вследствие парализованности своей сознательноймозговой жизни становится рабом бессознательной деятельности своего спинногомозга, которой гипнотизер управляет по своему произволу. Сознательнаяличность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же как воля ирассудок, и все чувства и мысли направляются волей гипнотизера. Таково же приблизительно положение индивида, составляющего частицуодухотворенной толпы. Он уже не сознает своих поступков, и у него, как узагипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят докрайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будетсовершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же этанеудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияниевнушения, одинакового для всех, увеличивается путем взаимности. Люди,обладающие достаточно сильной индивидуальностью, чтобы противиться внушению,в толпе слишком малочисленны, и потому не в состоянии бороться с течением.Самое большее, что они могут сделать, это отвлечь толпу посредствомкакого-нибудь нового внушения. Так, например, удачное слово, какой-нибудьобраз, вызванный кстати в воображении толпы, отвлекали ее иной раз от самыхкровожадных поступков. Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личностибессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемоевнушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает бытьсамим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человекспускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Визолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонностьк произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму,свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливаетсятем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам ипредставлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакоговлияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и егопривычкам. Индивид в толпе это песчинка среди массы других песчинок,вздымаемых и уносимых ветром. Благодаря именно этому свойству толпы, намприходится иной раз наблюдать, что присяжные выносят приговор, которыйкаждый из них в отдельности никогда бы не произнес; мы видим, чтопарламентские собрания соглашаются на такие мероприятия и законы, которыеосудил бы каждый из членов этого собрания в отдельности. Члены Конвента,взятые отдельно, были просвещенными буржуа, имевшими мирные привычки. Но,соединившись в толпу, они уже без всякого колебания принимали самые свирепыепредложения и отсылали на гильотину людей, совершенно невинных; в довершениеони отказались от своей неприкосновенности, вопреки своим собственныминтересам, и сами себя наказывали. Но не одними только поступками индивид в толпе отличается от самого жесебя в изолированном положении. Прежде чем он потеряет всякую независимость,в его идеях и чувствах должно произойти изменение, и притом настолькоглубокое, что оно может превратить скупого в расточительного, скептика вверующего, честного человека в преступника, труса в героя. Отречениеот всех своих привилегий, вотированное аристократией под влиянием энтузиазмав знаменитую ночь 4 августа 1789 года, никогда не было бы принято ни однимиз ее членов в отдельности. Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что толпа в интеллектуальномотношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрениячувств и поступков, вызываемых этими чувствами, она может быть лучше илихуже его, смотря по обстоятельствам. Все зависит от того, какому внушениюповинуется толпа. Именно это обстоятельство упускали совершенно из виду всеписатели, изучавшие толпу лишь с точки зрения ее преступности. Толпа частобывает преступна это правда, но часто также она бывает героична. Толпапойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпеможно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлебаи оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господен из рукневерных, или же, как в 93-м году, защищать родную землю. Это героизм,несколько бессознательный, конечно, но именно при егото помощи и делаетсяистория. Если бы на счет народам ставились только одни великие дела,хладнокровно обдуманные, то в мировых списках их значилось бы весьманемного.









Date: 2015-10-18; view: 309; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию