Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Современные идеи равенства и психологические основы историиСтр 1 из 13Следующая ⇒
Густав Ле Бон. Психология народов и масс (изд."Макет",СПБ,1995г) КНИГА 1 ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВВведение. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ Возникновение и развитие идеи равенства. Произведенные еюпоследствия. Во что обошлось уже ее приложение. Нынешнее ее влияние намассы. Задачи, намеченные в настоящем труде. Исследование главныхфакторов общей эволюции народов. Возникает ли эта эволюция из учреждений? Не заключают ли в себе элементы каждой цивилизации учреждения,искусства, верования и пр. известных психологических основ, свойственныхкаждому народу в отдельности? Значение случая в истории и неизменныезаконы. Трудность изменить наследственные идеи в данном субъекте. Идеи, правящие учреждениями народов, претерпевают очень длиннуюэволюцию. Образуясь очень медленно, они вместе с тем очень медленноисчезают. Став для просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще оченьдолгое время остаются неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказыватьсвое действие на темные народные массы. Если трудно внушить новую идею, тоне менее трудно уничтожить старую. Человечество постоянно с отчаяниемцепляется за мертвые идеи и мертвых богов. Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайненевежественные относительно первобытной истории человека, разнообразия егодушевного строя и законов наследственности бросили в мир идею равенствалюдей и рас. Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась в ихдуше и не замедлила принести свои плоды. Она потрясла основы старых обществ,произвела одну из страшнейших революций и бросила западный мир в целый рядсильных конвульсий, которым невозможно предвидеть конца. Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы,были слишком очевидны, чтобы приходилось серьезно их оспаривать; но людилегко успокаивались на том, что эти неравенства только следствия различияв воспитании, что все люди рождаются одинаково умными и добрыми и что однитолько учреждения могли их развратить. Средство против этого было оченьпростое: перестроить учреждения и дать всем людям одинаковое воспитание.Таким-то образом учреждения и просвещение стали великими панацеямисовременных демократий, средством для исправления неравенств, оскорбительныхдля великих принципов, являющихся единственными божествами современности. Впрочем, новейшие успехи науки выяснили все бесплодие эгалитарныхтеорий и доказали, что умственная бездна, созданная прошлым между людьми ирасами, может быть заполнена только очень медленными наследственныминакоплениями. Современная психология вместе с суровыми уроками опытапоказала, что воспитание и учреждения, приспособленные к известным лицам и кизвестным народам, могут быть очень вредны для других. Но не во властифилософов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся вих ложности. Как вышедшая из берегов река, которую не в состоянии удержатьникакая плотина, идея продолжает свой опустошительный, величественный истрашный поток. И смотрите, какова непобедимая сила идеи! Нет ни одного психолога, ниодного сколько-нибудь просвещенного государственного человека, и вособенности ни одного путешественника, который бы не знал, на скольколожно химерическое понятие о равенстве людей, перевернувшее мир, вызвавшее вЕвропе гигантскую революцию и бросившее Америку в кровавую войну заотделение Южных Штатов от Северо-Американского Союза; никто не имеетнравственного права игнорировать то, насколько наши учреждения и воспитаниегибельны для низших народов; и за всем тем не найдется ни одного человека по крайней мере во Франции который бы, достигнув власти, мог противитьсяобщественному мнению и не требовать этого воспитания и этих учреждений длятуземцев наших колоний. Применение системы, выведенной из наших идейравенства, разоряет метрополию и постепенно приводит все наши колонии всостояние плачевного упадка; но принципы, от которых система берет начало,еще не поколебленны. Будучи, впрочем, далекой от упадка, идея равенства продолжает ещерасти. Во имя этого равенства социализм, долженствующий, по-видимому, вскором времени поработить большинство народов Запада, домогается обеспечитьих счастье. Его именем современная женщина требует себе одинаковых прав иодинакового воспитания с мужчиной. О политических и социальных переворотах, произведенных этими принципамиравенства, и о тех гораздо более важных, какие им суждено еще породить,массы нисколько не заботятся, а политическая жизнь государственных людейслишком коротка для того, чтобы они об этом более беспокоились. Впрочем,верховный властелин современности общественное мнение, и было бысовершенно невозможно не следовать за ним. Для оценки социальной важности какой-нибудь идеи нет более верногомерила, чем та власть, какой она пользуется над умами. Заключающаяся в нейдоля истины или лжи может представлять интерес только с точки зренияфилософской. Когда истинная или ложная идея перешла у масс в чувство, тодолжны постепенно проявляться все вытекающие из нее последствия. Итак, посредством просвещения и учреждений нужно приступить косуществлению современной мечты о равенстве. С их помощью мы стараемся,исправляя несправедливые законы природы, отлить в одну форму мозги негров изМартиники, Гваделупы и Сенегала, мозги арабов из Алжира и наконец мозгиазиатов. Конечно, это совершенно неосуществимая химера, но разве непостоянная погоня за химерами составляла до сих пор главное занятиечеловечества? Современный человек не может уклониться от закона, которомуподчинялись его предки. Я в другом месте показал плачевные результаты, произведенныеевропейским воспитанием и учреждениями на низшие народы. Точно также яизложил результаты современного образования женщин и не намереваюсь здесьвозвращаться к старому. Вопросы, которые нам предстоит изучить в настоящемтруде, будут более общего характера. Оставляя в стороне подробности, иликасаясь их лишь постольку, поскольку они окажутся необходимыми длядоказательства изложенных принципов, я исследую образование и душевный стройисторических рас, т.е. искусственных рас, образованных в историческиевремена случайностями завоеваний, иммиграций и политических изменений, ипостараюсь доказать, что из этого душевного строя вытекает их история. Яустановлю степень прочности и изменчивости характеров рас и попытаюсь такжеузнать, идут ли индивидуумы и народы к равенству или, напротив, стремятсякак можно больше отличаться друг от друга. Доказав, что элементы, из которыхобразуется цивилизация (искусство, учреждения, верования), составляютнепосредственные продукты расовой души, и поэтому не могут переходить отодного народа к другому, я определю те непреодолимые силы, от действиякоторых цивилизации начинают меркнуть и потом угасают. Вот вопросы, которыемне уже приходилось не раз обсуждать в моих трудах о цивилизациях Востока.На этот маленький том следует смотреть только как на краткий их синтез. Наиболее яркое впечатление, вынесенное мною из продолжительныхпутешествий по различным странам, это то, что каждый народ обладаетдушевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, иот него-то и происходят его чувства, его мысли, его учреждения, еговерования и его искусства. Токвиль и другие знаменитые мыслители думалинайти в учреждениях нардов причину их развития. Я же убежден в противном, инадеюсь доказать, беря примеры как раз из тех стран, которые изучал Токвиль,что учреждения имеют на развитие цивилизаций крайне слабое влияние. Они чащевсего являются следствиями, но очень редко бывают причинами. Без сомнения, история народов определяется очень различными факторами.Она полна особенными событиями, случайностями, которые были, но могли и небыть. Однако рядом с этими случайностями, с этими побочными обстоятельствамисуществуют великие неизменные законы, управляющие общим ходом каждойцивилизации. Эти неизменные, самые общие и самые основные законы вытекают издушевного строя рас. Жизнь народа, его учреждения, его верования и искусствасуть только видимые продукты его невидимой души. Для того, чтобыкакой-нибудь народ преобразовал свои учреждения, свои верования и своеискусство, он должен сначала переделать свою душу; для того, чтобы он могпередать другому свою цивилизацию, нужно, чтобы он в состоянии был передатьему также свою душу. Без сомнения, не то нам говорит история; но мы легкодокажем, что, записывая противоположные утверждения, она вводит себя в обманпустыми видимостями. Мне пришлось однажды изложить пред большим конгрессом некоторые изразвиваемых в настоящем труде идей. Собрание состояло из всякого родавыдающихся людей: из министров, губернаторов колоний, адмиралов,профессоров, ученых, принадлежавших к цвету различных наций. Я рассчитывалвстретить в подобном собрании некоторое единомыслие относительно основныхвопросов. Но его вовсе не было. Высказанные мнения оказались совершенно независящими от степени культурности тех, кто их высказывал. Передавали этимнения главным образом то, что составляло наследственные чувства различныхрас, к которым принадлежали члены названного конгресса. Никогда мне не былотак ясно, что люди каждой расы обладают, несмотря на различие их социальногоположения, неразрушимым запасом идей, традиций, чувств, способов мышления,составляющих бессознательное наследство от их предков, против котороговсякие аргументы совершенно бессильны. В действительности мысль людей преобразуется не влиянием разума. Идеиначинают оказывать свое действие только тогда, когда они после оченьмедленной переработки преобразовались в чувства и проникли, следовательно, втемную область бессознательного, где вырабатываются наши мысли. Для внушенияидей книги имеют не большую силу, чем слово. Точно также не с цельюубеждать, но чаще всего с целью развлечься, тратят философы свое время написание. Лишь только человек выходит из обычного круга идей среды, в которойему приходится жить, он должен заранее отказаться от всякого влияния идовольствоваться узким кругом читателей, самостоятельно пришедших к идеям,аналогичным с теми, которые он защищает. Одни только убежденные апостолыобладают властью заставить себя слушать, плыть против течения, изменятьидеал целого поколения, но это чаще всего благодаря узости их мысли иизвестной дозе фанатизма, в чем им нельзя завидовать. Впрочем, не писаниемкниг они доставляют торжество какому-нибудь верованию. Они долго спят вземле, прежде чем вздумается литераторам, занятым фабрикацией легенд о них,заставить их говорить.Date: 2015-10-18; view: 390; Нарушение авторских прав |