Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Действительность и мышление, логика и язык. Проблемы языков будущего. Мышление есть творческое идеальное отображение действительности
Мышление есть творческое идеальное отображение действительности. А действительность разумного человека нередко бывает результатом его планирующего деятельность мышления. Но в действительности чаще всего получается не совсем так, как хотели, ибо все не учтешь, бытие наше протекает под воздействием такого количества факторов, которые не охватит и мышление гения. Но чем лучше, глубже и многостороннее отражает мышление как реальную, так и потенциальную действительность, чем больше размышляем о прошлом с точки зрения будущего, чем точнее общественное сознание отражает общественное и природное бытие, а мы в индивидуальном мышлении овладеваем своевременно этими знаниями, тем больше на основе опережающего отражения мышление способно предсказывать завтрашнюю действительность и менять сегодняшнюю. Мышление – важнейший инструмент сознания, оно проникает через анализ множества явлений в сущность событий, строит идеальный вариант и следит за отклонениями от него, чтобы вносить возможные коррективы в действительность. К общему с животными наглядно-действенному и ситуативному мышлению у человека добавлено хорошим воспитанием и образованием абстрактно-логическое, субъективно-творческое, предметно-опосредованное мышление. Это специфически человеческое мышление меняет память и представления, позволяет творчески перегруппировывать образы, использовать символы и членораздельную речь, речевое общение как качественно новый вид коммуникации. Продуктивное воображение фиксирует значения вещей и знаков в их новом соотношении. Поток событий действительности и поток мыслей человека переплетаются и влияют друг на друга. Мышление не только отражает, но и преобразует действительность по принципам обратных связей и опережающего циклические процессы отражения. Отражение в мышлении всегда происходит с неизбежными искажениями действительности, но это и беда, и находка для человека. Редко кому можно полностью доверять, что он точно рассказал, что было на самом деле, но только фантазеры и мечтатели меняют действительность на все лучше удовлетворяющую растущие потребности человека. В вечно текущей действительности мышление фиксирует в понятиях отдельные моменты, перескакивая к другим, которые тоже останавливает на дольше, чем это было в действительности, но в этом не только слабость мышления, но и сила, если мышление схватывает не второстепенное, а главное. К общему с животными наглядно-действенному и ситуативному мышлению у человека добавлено хорошим воспитанием и образованием абстрактно-логическое, субъективно-творческое, предметно-опосредованное мышление. Это специфически человеческое мышление меняет память и представления, позволяет творчески перегруппировывать образы, использовать символы и членораздельную речь, речевое общение как качественно новый вид коммуникации. Продуктивное воображение фиксирует значения вещей и знаков в их соотношении. Язык человека – универсальное средство коммуникации, общения и формирования отношений, если язык, членораздельная речь логичны, если в устной или письменной речи присутствует логика связи самих предметов, событий. Если же речь, язык человека, как организм, слишком зашлакован, болен, то трудно за выплесками слишком эмоциональных высказываний, засоренных еще и сленгом, понять сам предмет обсуждения. С утробы до 5 лет у ребенка складывается словарный запас, который может, как у «людоедки Эллочки», состоять из 33 слов, а может, как у Шекспира и Пушкина, из 150 тысяч. Гадамер назвал язык «местом встречи человека с миром». С помощью слов языка человек познает классы явлений мира, свойства вещей, действия других людей. Язык учит мыслить, важнейший носитель культуры. Язык – инструмент не только мышления, но и выражения чувств и эмоций, но от чувств и эмоций не требуется логическая последовательность изложения материала. Логика языка оттачивалась прежде всего для точного отображения логики самого мира в логике мышления. Язык обслуживает прежде всего человеческую деятельность, материально-социально- и духовнопреобразующую. Деятельность всегда упорядочена, в ней присутствует логика, последовательность операций. Логика мысли материализуется в структуре языка. Язык – система знаков, заменяющих предметы мира, инструмент мышления, представляющего собой систему значения знаков. Язык – ценнейший капитал, память человечества. Язык в форме членораздельной осмысленной речи так же древен, как и мышление. Строй мыслей отражает порядок вещей в мире. Благодаря языку человек получил ускоритель передачи информации небиологическими путями, не генетически, не инстинктивно, не через натаскивание, а через объяснение языком. Так человек с детства входит в современное ему общество и становится участником производственной деятельности человечества. Недоработки родителей и учителей видны в речи тех людей, которые говорят не к месту не только «короче», но и: «значит, итак, таким образом, следовательно, всегда так, все должны, никогда не будет, никто не вправе» и т.п. Логично излагающий мысль язык не коряв, точен, конкретно указывает, где кто когда и что кому должен, при каких условиях произойдет то, о чем речь, есть ли действительное следование событий и можно ли итожить, значит ли это событие что-то не только для говорящего и что именно и т.д. В будущем возникнет единый язык не только научного, но и бытового общения, но при этом не должны забыться и ни один из национальных языков, поскольку в них аккумулирован бесценный опыт выживания предков и накопленное ими духовное богатство без которого мы перестанем быть людьми, превратившись в биороботов без творческих способностей, утратим смелость мысли и полет фантазии, отстанем от требований времени в понимании и преобразовании мира. Уже существуют быстро совершенствующиеся машины синхронного перевода, позволяющие понимать в театре спектакль на незнакомом языке и общаться без переводчиков там, где третий лишний. Жаль, что в настоящее время не русский, а английский да китайский языки претендуют на статус основного языка обмена научно-технической информации, но «еще не вечер». Язык является орудием как познания, так и творчества. Эти два вида деятельности связаны между собой диалектически. Для творчества и познания необходимы внимание и воля, память и терпение, трудолюбие и энергичность, сильное собственное желание и настоящие мастера этого дела в учителя, неиспорченный характер и подходящая обстановка в государстве, поменьше вредных привычек и побольше свободного времени, сочетание рассудительности и безрассудства и т.д. В процессе познания одной памятью не обойдешься, необходима игра творческого воображения, поэтому то этот тяжкий труд познания и ложится на детские плечи легче, чем дается взрослым, уже лишенным воображения и разучившимся играть. Способность к творчеству есть у большинства детей, но при длительном занятии нетворческими делами она угасает. И выплескивается нередко этот детский дар на Руси в дикостях запойной гульбы с горя, что пропала настоящая жизнь. Творчество изучает эвристика, рассматривая типы творчества, роль интуиции, различия в способностях между талантом и гением и т.д. Творчество легче дается тем, кто научился всю жизнь что-то учить, не утратил детской любознательности, умения живо всем интересоваться и всему удивляться, как чуду. Творчество обычно и начинается с умения увидеть необычность всем примелькавшегося. Познание научное и вненаучное, рациональное и иррациональное включает в себя элементы творчества, поскольку мы познаем для нас, а ученые и для мира новое. Нет ни одной формы познания как копирования объекта, в познании всегда есть место творчеству. А познание, наряду с умением сосредоточиться, инсайтом и уподоблением важное звено творчества. Знания позволяют сформултровать вопросы, осознать проблему, сосредоточить усилия в нужном месте и в подходящее для открытия время, возможность проверить гипотезу, донашивать до конца замысел, оформить открытие в логически стройное и понятное объяснение. Многообразие путей познания требует и многообразия видов применения творческих способностей. В силу неспециализированности от природы человек использует природные возможности для своей деятельности как универсальный работник, что требует постоянного творчества. Человек – творец не только детей, но и вещей и идей, чувств и отношений, которые в природе не подглядишь для подражания. Во время творческого взлета человек легко преодолевает свою лень, робость, неверие в возможность воплощения замысла, поскольку испытывает счастье подлинно человеческого занятия. Но если нет знаний, то может «изобрести велосипед» или «открыть Америку». Творчество там, где никто до тебя так этого не делал. Надо быть в познании на передовой науки или искусства, чтобы действительно сотворить нечто. А творчество продвигает человечество в познании, открывает новые его страницы для всех. Благодаря творчеству остров известного в океане неведомого растет, а кто на берегу этого океана имеет шанс своим творчеством умножить познанное.
Date: 2015-10-18; view: 432; Нарушение авторских прав |