Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности
Мы рассмотрели разные характеристики научного знания и понимаем, почему оно должно быть логически строгим, направленность на исследование любого мира с помощью специальных методов познания, должно быть эмпирически проверяемым беспрестанно развивающимся, ни в коем случае не догматичным, застывшим, как какое-нибудь религиозное учение. В развитии научных знаний можно выделить этапы спокойного количественного накопления и затем быстрой смены самих основных принципов. Почти у каждой теории есть альтернативная. Конкуренция научно-исследовательских программ некоторое время обеспечивает прогрессивное развитие науки, но, незаметно, стадия меняется через стагнацию на регрессивную, поскольку дальнейшие трансформации данных гипотез становятся невозможны, гипотезы вырождаются. Данные истории науки говорят, что безупречных теорий не бывает, в любой есть аномалии (необъяснимые факты). После очередного прорыва к более верному пониманию и объяснению фактов всегда возникало представление, что дальнейшее развитие новой теории объяснит и факты, оставшиеся неясными, но со временем открываются все новые и новые факты, которые эта прекрасная теория не в силах объяснить. Особенно прорыв в новые миры: атома, затем ядра атома, к темным энергиям и материям, к вирусам и биоценозам. Теория прежняя, конечно, и объяснила многое, и помогла открыть новые факты, но не в силах их трактовать в рамках своих основных положений. На смену эволюционному развитию, кумулятивному росту укрепления теории приходит время недоверия и отказа от теории, скачкообразного перехода к новой теории. Головоломки и аномалии прежней теории находят ответы в рамках выполнения новой программы исследований. Поле нерешенных задач вспахивается новыми гипотезами, прежние задачи по-новому решаются тоже, но совершенных программ не бывает. Опять появляются упрямые факты, опять несерьезные облачка на горизонте превращаются в грозовые тучи, в науке возникает стагнация и симптомы ее вырождения, необходимость отказа от программы, замены подходов, методов и даже принципов. Наука опять меняет направление и темп развития, готовя в жизни общества революции техническую, социально-экономическую и духовно-нравственную. А последняя готовит новую научную, и так без конца, перманентно, как подметил Карл Поппер. Т.Кун предложил новый подход к развитию научного знания: «парадигмальную модель» антикумулятивизма – не эволюционного равномерного, а скачкообразного, лавинообразного накопления знаний в эпохи научных революций. Но это понимание вполне соответствует диалектике Гегеля-Энгельса, все основные законы диалектики вполне применимы и к научному прогрессу. Наукой движут противоречия фактов и теорий, дифференциации и интеграции знаний, научных принципов и практики их применения. Противоречия традиций и новаций, которые сначала укрепляют традицию, а затем незаметно ее разрушают и подготавливают создание новой. Между науками ломаются перегородки, отделяющие одну науку от другой (ведь в природе нет перегородок, они в науках создаются искусственно на время, которое заканчивается, когда открытия выходят за рамки «чистой» физики, химии и пр.). Между науками происходит взаимообмен методами и приемами исследования и возникают новые науки: физическая химия, биофизика, астрофизика, биогеохимия,.. Несколько теорий, связанных между собой едиными принципами, одним типом рациональности, составляют научно-исследовательскую программу. Смены типов рациональности – это самые коренные преобразования во всех науках друг за другом, смена самих фундаментальных принципов. Тип рациональности представляет собой единую картину мира и единую систему принципов и методов изучения объектов, единую парадигму (одни стандарты, образцы приемов изучения для данного сообщества ученых). Наиболее важными типами рациональности были: античный, классический, неклассический и постнеклассический. Античный тип рациональности оформился Аристотелем, он заключался в отказе от рецептурности и сакральности (жреческого назначения науки) и в использовании гипотез и их логических доказательств. От голой эмпирии Аристотель перевел науки к чистой теории, вооружил их математическими методами доказательств. Классический тип рациональности был создан философами и учеными в эпоху от Галилея по Ньютона. Он опирался на наблюдение и эксперимент, матанализ и принцип детерминизма, стремился к объективной истине на языке формул. Но он страдал редукционизмом (сведение сложного к совокупности изучаемых простых частей) и догматизму (предмет рассматривался вне развития). Неклассический тип рациональности возник в связи с открытиями Дарвина, Энштейна и Бора, заставившими рассматривать мир не статично, а в динамике и через принципы относительности и дополнительности, вероятности и системности, эксперимент заменить моделированием. Релятивизмом был заменен догматизм, Вселенная рассмотрена как нестационарная, истины все как относительные. Неклассическая наука отличается от классической представлением о неустранимости влияния субъекта познания на процесс познания. Постнеклассический тип рациональности только еще складывается, но уже отличается от предыдущего тем, что в междисциплинарных исследованиях проблемы решаются комплексно объединенными усилиями представителей нескольких наук при их активном диалоге, внимание привлечено к самоуправлению открытых систем и синергетическому их самопроизвольному появлению, а затем нелинейному развитию с флуктуациями в точках бифуркаций. Активно используется трехмерное компьютерное моделирование для создания метатеорий на универсальных языках. Утверждается синтез фундаментальных и прикладных задач исследования, единство гуманитарных и естественнонаучных программ исследования.
Date: 2015-10-18; view: 358; Нарушение авторских прав |