Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ. Забота о других существах порождает естественное желание дать им счастье и не вредить им
Забота о других существах порождает естественное желание дать им счастье и не вредить им. Вы не хотите принести им страдание. Вспомните историю о бодхисаттве - капитане, который пожертвовал собой, убив одного человека, замышлявшего убить пятьсот купцов. Ради спасения этого человека от накопления отрицательной кармы бод-хисаттва - капитан готов был переродиться в аду, куда его должно было привести его деяние. Но вместо того, чтобы увеличить неблагую карму, влекущую перерождение в низших мирах, это убийственное деяние сократило время его пребывания в сансаре на 100 000 калъп. Порождая бод~ хичитту и заботясь об этом живом существе, заменяя собой другое живое существо, бодхисаттва-капитан накопил невероятную заслугу и приблизился к Пробуждению.
Еще есть история об Асанге. В течение двенадцати лет он пытался в своих медитациях узреть Будду Майтрею, но это ему не удавалось. Однажды, возвращаясь в свою пещеру, он увидел собаку, раны которой были полны червей. Он ощутил такое неодолимое сострадание, что срезал сперва кусок плоти со своей ноги и положил его на земле так, чтобы перенести на него червей с тела собаки. А затем, чтобы не раздавить маленьких червей пальцами, прикрыв глаза, он наклонился, чтобы подобрать их кончиком языка, но ощутил, что не дотрагивается до собаки. Асанга открыл глаза и увидел вместо собаки Будду Майтрею. Жертвование собой ради другого, ради того, кого он воспринял как раненую собаку, стало могущественным средством очищения; и лишь после этого смог Асанга узреть Будду Майтрею.
Есть много других подобных историй. Принесение себя в жертву ради того, чтобы уберечь даже одно-единственное существо от страдания и привести его к счастью, — могущественное средство очищения. Оно не только очищает дурную карму, собранную за много веков, но и накапливает много заслуг, приближая нас к Пробуждению. Возможность быстро достичь Пробуждения, жертвуя собой ради хотя бы одного-единственного существа это еще один повод, чтобы заботиться о других.
Забота о себе является препятствием для воспитания ума, для порождения свершений пути. Если вы заботитесь о себе, Пробуждения нет, но пробуждение есть, если вы заботитесь хотя бы об одном другом существе. Забота даже об одном живом существе делает возможным достижение Пробуждения.
Вот в чем различие. С мыслями, обращенными только на себя, нет никакой надежды на Пробуждение; но забота хотя бы об одном другом существе, очищающая омрачения и накапливающая обширные заслуги, ведет вас к Пробуждению. Вывод из этих историй такой: даже одно живое существо гораздо драгоценнее, нежели мы сами. Не говоря уже о том, насколько драгоценны все существа, можно осознать, что даже и одно-единственное живое существо невероятно драгоценно. Невозможно описать всю ценность этого существа, всех благ, которые можно благодаря ему получить.
То, что именуется "Я", должно быть оставлено навсегда; то, что называется "другие" - пусть это даже одно-единственное живое существо, —должно быть предметом вечной заботы. Вот почему жизнь ради других — посвящение своей жизни даже одному-единственному живому существу -приносит величайшую радость и самую интересную жизнь. Настоящее счастье в жизни начинается тогда, когда начинаешь заботиться о других. Жить ради других, заботясь о них с любящей добротой и состраданием, — вот врата к счастью, врата к Пробуждению.
X Нет иного выбора, кроме как практиковать Дхарму
Если вы не любите неприятности, — выбора нет: надо практиковать Дхарму
Его Святейшество Далай-лама часто говорит, что лучший способ провести свою жизнь-это прожить ее в уединенном месте, отрекшись от этой жизни и восьми мирских дхарм, однонаправ-ленно сосредоточивая ум на постепенном пути к Пробуждению. Продвижение по пути Пробуждения — это лучшее, но не всякий способен на это.
Для тех, кто не может жить такой жизнью, но образован в Дхарме, наилучшей альтернативой является преподавание Дхармы другим. И хотя такие люди не могут практиковать полное отречение, они практикуют, сколько могут, и помогают другим. Третий вариант— для тех, кто недостаточно образован в Дхарме, чтобы учить других,-практиковать сколько возможно и служить обществу.
Выбора нет. Если вы не хотите страдать, то надо практиковать Дхарму. Таков вывод. Дхарма является единственным средством остановить возникновение проблем и дать душе покой. Нет ничего другого. Если вы не хотите страдать, практики Дхармы не избегнуть. Практика Дхармы означает отбрасывание находящихся в вашем сознании причин проблем и созидание причин счастья, которые тоже находятся в сознании.
Все проблемы этой и будущих жизней происходят от недобродетельной кармы и эгоцентрических мыслей и от их корня - цепляния за "Я", неведения, которое хватается за "Я" как за "истинно существующее". Чтобы прекратить возникновение теперешних трудностей и закладывание проблем будущих жизней, надо очистить уже созданную дурную карму и пресечь создание новой. Такова практика Дхармы. Так разрешаются жизненные проблемы.
Допустим, у кого-то тяжелая болезнь, неизлечимая обычными средствами. Это означает, что омрачения очень велики, и часто человек может выздороветь, только занимаясь интенсивной и длительной практикой Дхармы. Если, благодаря своей карме, он встретит ламу, могущего дать правильный совет по практике Дхармы и наставления по медитации, тогда он может выздороветь. Есть множество больных, которым не помогли лекарства, но которые исцелились, практикуя Дхарму. Люди излечивались от рака, занимаясь медитацией.
Один мой дядя, например, болел много лет. Он даже отправился в Тибет и посетил многих врачей, но ничто не помогало. В конце концов он встретил одного мастера медитации, жившего в Чароке, возле пещеры Лаудо, где я иногда бываю. Этот человек сказал дяде, что, поскольку болезнь вызвана его кармическими загрязнениями, ему необходимо провести большое очищение. Затем дядя получил наставления по предварительным практикам простирания, прибежища и т. д. — от этого ламы, а также от другого старого ламы, который все еще живет в Чароке.
Выполняя предварительные практики, дядя постепенно вылечился от своей болезни. Он совершил 700 000 простираний. Одновремененно он еще и заботился о моей слепой бабушке. Он приносил ей пищу, выводил ее в туалет, приводил обратно и все такое... Он заботился о ней много лет.
Таких примеров множество. Когда внешние средства не могут избавить нас от нынешних проблем, мы должны принять прибежище в Дхарме. Мы должны практиковать Дхарму не только для того, чтобы предотвратить проблемы в будущих жизнях, но и чтобы прекратить нынешние страдания. Вывод таков: мы должны практиковать Дхарму.
Неважно, буддист вы или нет, нет иного способа разрешить жизненные проблемы и предотвратить возникновение новых. Сколько бы у вас ни было проблем, вы должны практиковать Дхарму. Пусть даже у вас нет времени, чтобы совершать длительные затворничества и много учиться, раз уж вы не хотите проблем и несчастий, делайте для практики Дхармы, что можете. Даже множество затруднений: болезни или проблемы взаимоотношений не оправдывают отказ практиковать Дхарму. Делайте, что можете, практикуйте Дхарму!
Пусть даже сейчас ваша карма не благоприятствует аскетической практике по примеру мастеров медитации, отрекшихся от этой жизни, но важно породить желание это сделать. Не надо думать: "Я не могу так жить, так что толку от выслушивания подобных наставлений?" Пользы много. Даже если невозможно практиковать сейчас, зарождение желания выполнить практику в будущем явится зерном возможности практиковать чистую Дхарму, жить аскетической жизнью, отринув восемь мирских дхарм. Таким образом можно преуспеть в осуществлении пути к Пробуждению.
Очень важно читать Ламрим. Можно много изучать Мадхьямакаватару, Абхисамаяланкару и Другие философские тексты, но, пока вы не уделите внимание Ламриму, вы не узнаете смысл дхармы в миру. Пока вы не знакомы с такими текстами, как Отворяя врата Дхармы, дающими наставления по очень простой начальной практике, вы будете заблуждаться, полагая, что лишь малое число поступков является мирской деятельностью. Знакомство с этими наставлениями очень полезно для практики.
В каждом дне у нас есть много возможностей практиковать отречение, накапливать заслугу и достигать Пробуждения. Каждый день можно накапливать очень большую заслугу, выполняя созерцание божеств. Сюда вовлечено очень многое: начальное побуждение, подношения, самопорождение из пустоты в облике божества. Мы накапливаем очень большую заслугу, выполняя всего одну сад хану.
Медитация на пустоте в течение всего лишь одной секунды уничтожает тяжкую плохую карму десяти недобродетелей. Сказано, что простое желание медитировать на пустоте очищает эту дурную карму и накапливает большую заслугу. Простое желание слушать учение Праджняпарамиты очищает многие калъпы тяжелой кармы, накопленной за прошлые жизни. Также, как сказано во Введении в практику бодхисаттвы, медитация на бодчихитте дает бесконечные блага в смысле очищения; это одно из самых могущественных средств очищения. Также и в смысле накопления большой заслуги бодхичитта является наиболее искусным методом.
Я думаю, что изложенные в Отворяя врата Дхармы практики очень важны. Они являются главным жизненным прибежищем и исключительно эффективны для ума. Они помогают преодолеть проблемы любого рода. Читать, обдумывать, и, особенно, практиковать Отворяя врата Дхар мы — вот решение проблем.
Для мирян текст обрисовывает психологию, необходимую для разрешения проблем, особенно в те моменты, когда вы чувствуете, что ваша жизнь превратилась в ад, когда вы настолько несчастны, что хотите покончить с собой. Даже будучи мирянами, вы не можете всю свою жизнь посвятить следованию желаниям. Это уж слишком. Вы станете несчастны, если всецело отдадитесь желаниям и мирским заботам. Это сделает жизнь крайне тягостной и для вас, и для других. Еще до того, как родиться в аду, вы устроите себе ад в мире людей. И будете не только несчастны сами, но и приведете в ад много других существ, создавая для них множество проблем.
Нет, разумеется, никаких сомнений в отношении того, что практика Дхармы является настоящим жизненным прибежищем. Воспитание мысли помогает принести мир не только в свою душу, но и в умы многих других людей. Когда вы спокойны и гармоничны, вы не мешаете жизни и практике других. Воспитание психики также очень важно Для того, кто желает практиковать Ламрим, поскольку без него не может быть развития на пути Пробуждения. Воспитание ума, отсекающее мирские заботы, способствует духовному развитию на пути Ламрима. Я думаю, это особенно важно для любого, кто совершает затворничество - короткое или долгое. Тренировка мысли — великолепная поддержка для затворничества. Помогая удерживать ум в покое и устраняя препятствия, она позволяет успешно провести затворничество.
Что же касается монахов и монахинь, то для них воспитание ума является фундаментальной практикой. Без этого нельзя вести монашескую жизнь; затруднительным оказывается продолжение практики нравственности. Более того, данная практика является одной из важнейших опор духовного развития, осуществления пути Ламрима. Для монахов и монахинь это учение является основой практики, и его следует выслушивать и читать снова и снова, и помнить! Это настоящее прибежище, настоящая защита.
Вывод в том, что необходимо практиковать Дхарму, чтобы не позволить омрачениям полностью вами овладеть. Сколько бы у вас ни было трудностей и проблем, все равно нужно практиковать Дхарму. Вы должны практиковать, должны пытаться. Контролируя желание один, два, три, четыре раза в день, вы не создаете соответствующую дурную карму и не допускаете развития омрачающих мыслей. Необходимо практиковать Дхарму хотя бы для того, чтобы в вашей жизни хоть на мгновение настал мир. Вначале медитируйте о непостоянстве и смерти, затем тренируйте дух в системе Ламрима. Попытайтесь накапливать как можно больше заслуг и очищать неблагую карму.
Date: 2015-10-18; view: 300; Нарушение авторских прав |