Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гимн христианству
Эта притча об острове Торни рассказывает о том, как христианство формировало западную цивилизацию — наиболее динамичную из всех известных мировых культур. Подобно самим камням из фундамента Вестминстерского аббатства, в цокольном этаже которого располагаются кельи древнего монастыря, христианские принципы являются основанием Запада. Местоположение здания Парламента красноречиво говорит о роли Церкви в формировании западных политических институтов. Монашество также сыграло свою роль и в развитии капитализма. Монахи инвестировали деньги в приобретение новых технологий, наподобие водяных мельниц, хомутов, позволявших использовать для вспахивания земель лошадей вместо волов; и тяжелых колесных плугов, лемех которых создавал глубокие борозды, что было очень важно для климата северной Европы. Монахи также научились вести фермерское хозяйство с применением строгого бухгалтерского учета, напоминающего «рациональную фирму» современной экономики. Они назначали управляющих на основании их заслуг, а не социального положения (мы увидели это на примере отца Альдхельма), что давало им еще одно огромное конкурентное преимущество. Монашеский орден бенедиктинцев считал труд (и особенно — тяжелый, физический) одним из способов познания Бога. Это придавало труду достоинство, которого мир раньше никогда не знал, — достоинство, которое позже распространилось через Реформацию и протестантскую трудовую этику. Монастырь, изначально принимавший благотворительные пожертвования от местной знати, в последующих поколениях нередко превращался в банкира соответствующей дворянской семьи. Это помогало Церкви различать ссуды под разумный процент и ростовщичество. Капитализм распространился на независимые города северной Италии: Венецию, Геную, Флоренцию и Милан, — а оттуда — в голландские города Гент и Амстердам, и, наконец, произвел революцию в производстве шерсти в Англии. Этому процессу способствовали многие технические инновации, к примеру — ветряные мельницы, а также различные изобретения, которые мы сегодня воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, вроде точных часов и очков, которые тогда существенно продлили ремесленникам их трудовую деятельность. Города северной Италии внесли особенно значительный вклад в распространение международного банковского дела. Они изобрели финансовые инструменты, позволившие капиталу эффективно использовать благоприятные возможности, а также — начальные формы страхования, которые уменьшали риски. Капитализм возник на Западе также во многом благодаря признанию Церковью идеи, что гражданское общество должно быть на законном основании независимым от ее контроля. Теократии, вроде тех, что создает ислам, и унифицированные политико-этические теории, подобные конфуцианству в Китае, по самой своей природе всегда порождают административно-командные системы управления экономикой. Восточный фатализм наряду с исламской теократией, во главе которой стоит центральная фигура какого-либо духовного лидера, не позволили Востоку и исламскому Ближнему Востоку создать по-настоящему динамичные экономические системы. Кроме того, вера христиан в здравый смысл (в чем и заключается значение слова «Logos») привела к научной революции. По сути, наука, как таковая, могла никогда бы и не появиться, если бы не христианская убежденность в том, что весь мир можно исследовать во славу Божью. Так зародились индуктивные методы, сыгравшие ключевую роль в научном прогрессе. Наука не развилась ранее в тех цивилизациях, где должна была бы развиться: в Китае и арабском мире, которые обладали значительным богатством и технической компетенцией. В этих цивилизациях отсутствовала необходимая вера в то, что человеческий разум способен обнаружить Смысл во всем сущем. Выдающиеся личности научной революции — Мендель, Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон и Бойл, — все были убежденными христианами. Ньютон написал о вопросах богословия больше, чем о каких-либо других, а Бойл спонсировал христианские миссии и перевод Библии на редкие языки. Как отметил один социолог, алхимия развивалась в Китае, а химия — на Западе.179 Исторические свидетельства опровергают безответственные заявления Хитченса, Докинза и других антитеистов о том, что вера антинаучна и противоречит здравому смыслу. Истина заключается как раз в том, что научный метод познания обязан своим существованием именно христианству. Христианское влияние привело к основанию первых университетов; не просто ремесленных училищ, как это было в Китае, а сообществ исследователей, где можно было стремиться к знаниям, потому что для человеческих существ учение — это благо. Первые два университета появились в Париже и Болонье в середине XII века. Вскоре за ними последовали Оксфорд и Кембридж. С той поры университеты распространились по всей Европе. Христиане также развивали систему всеобщего образования, основой для которого было убеждение в равноправии людей, поскольку все они сотворены по Божьему образу. Хотя на протяжении веков христианства Запад взял за основу разум, наша цивилизация также опиралась на авторитетность христианского откровения. Ключевую роль сыграли общие нравственные стандарты, порожденные христианством в западной культуре. Прежде чем получить возможность управлять другими в составе избираемого правительства, люди должны научиться управлять собой и практиковать самоконтроль. Считая жизнь святыней, христиане стали поборниками достоинства каждого отдельно взятого человека. Мы считаем мужчин и женщин суверенными созданиями, которые должны обладать максимумом свободы. Вот почему Церковь всегда защищала право на частную собственность — еще один характерный признак Запада. Независимой природе каждого человека свойственно желание распоряжаться участком земли или каким-то полем деятельности. В то же время, христиане не превозносят индивидуальность в ущерб обществу. Наш Бог существует в единстве трех Его ипостасей. Христиане утверждают, что мы «сотворены друг для друга», и мы отстаиваем права семьи, бизнеса и добровольных союзов, поскольку они созидают общество, будучи свободны от контроля со стороны государства — принцип, важность которого подчеркнута в концепции «сферы независимости», выдвинутой Реформацией. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос», — пишет Павел (Галатам 5:1). Благодаря размышлениям над практическим смыслом Евангелия, христиане стали активными поборниками и защитниками человеческой свободы, что привело к институционализации этой свободы на Западе. Недавно американские журналисты встретились в Пекине с одним из самых видных китайских ученых, который потратил много лет на исследование Запада. Он вместе со своими коллегами искал причины успеха и превосходства Запада, изучая нашу историю, политику, экономику и культуру. Поначалу эти ученые решили, что успех Запада обусловлен более развитой военной силой. Позже они предположили, что причина — в политической или, возможно, экономической системе. Однако «в последние двадцать лет, — как сказал один из исследователей, — мы поняли, что сердце вашей культуры — это ваша религия: христианство. Вот почему Запад был таким могущественным. Благодаря христианскому нравственному основанию социальной и культурной жизни стало возможно появление капитализма, а затем — успешный переход к демократической политике. Мы в этом совершенно уверены».180 Date: 2015-10-18; view: 310; Нарушение авторских прав |