Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы научного познания. Изучив структуру научного познания, рассмотрим подробнее, какие же методы используются в науке
Изучив структуру научного познания, рассмотрим подробнее, какие же методы используются в науке. Метод (греч.) в широком смысле – путь, способ познания. Метод организует и регулирует процесс познания, проблема метода была поставлена в философии с Нового времени (Ф. Бэкон – «Новый органон» и Р. Декарт- сравнивали метод со светильником, освещавшим путнику дорогу, в темноте, тем самым обозначив роль метода в научном познании. Таким образом, методы есть система правил, приемов, способов познания, которое ориентируют субъекты в решении познавательной задачи. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет двигаться к цели кратчайшим путем. Классифицировать многообразные методы можно по разным основаниям: По сфере применения различают: - философские методы - диалектика, метафизика, феноменология и др. - общенаучные методы - используются в науке XX века, т.е. методы эмпирического методы теоретического общелогические методы (исп-ся на том и другом уровне)
- частнонаучные методы: используются в той или иной отрасли науки: методы физики, химии и т.д.
Рассмотрим кратко общенаучные методы:
1. Методы эмпирического исследования: - наблюдение - сравнение - измерение - эксперимент Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта в его естественных условиях (в основном через органы чувств). С помощью этого метода процессы и явления изучаются в том виде, в каком они существуют сами по себе, без каких-либо изменений, без вмешательства в них. На основе данных наблюдения делаются обобщения и выводы. Это старейший, но не устаревший метод. Его значение в наше время высоко, так как оно распространяется на микро – и мега – мир. Основные черты наблюдения: - преднамеренность, четкая задача - планомерность - целенаправленность - активность, т.е. активный поиск и выбор нужного - систематичность Сравнение - установление сходства и различия предметов, выявление общего и особенного в них. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, без сравнения невозможно познание ни простейших, ни даже самых сложных явлений. Принцип сравнения даже заложен в основу действия вычислительной техники. Основные требования: - сравниваться должны такие явления, между которыми есть общее; - сравнение должно осуществляться по наиболее общим, важным принципам. Измерение – это определение количественной стороны изучаемого явления, его числового значения. При этом необходимо наличие трех элементов: - единицы измерения - измерительных приборов - метода измерения. Это мощное и универсальное познавательное средство, составляющее фундамент точных наук. Благодаря ему естествознание достигло огромного успеха. Начало ему положили Л.-да-Винчи, Галилей, Ньютон. Ценность метода: он дает точные сведения, которые служат источником научных теорий (измерение атомных весов – основа системы Менделеева). Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, воздействие на него путем создания искусственных условий (специально созданных и контролируемых). В этом смысле противоположен методу наблюдения. Основатель – Галилей. Основные черты: - устраняются побочные факторы, явление изучается в «чистом виде «. Это дает возможность обнаружить самые необходимые неожиданные его свойства; - он может многократно повторяться. Метод играет огромную роль в современной науке, об этом говорит возникновение научных отраслей, основанных на нем: экспериментальная биология, физика и др. 2. Методы теоретического исследования. - метод формализации - метод аксиом (аксиоматический) - гипотетико – дедуктивный метод идеализации Формализация – отображение содержания изучаемых объектов в знаково- символической форме при помощи искусственных языков. При этом высказывания о свойствах и отношениях предметов заменяются отношением знаков (формул). Таким образом исследования с помощью формализации выражаются в выводе одних формул из других по правилам логики и математики. Метод обладает огромной познавательной эффективностью, т.к. обеспечивает полноту исследования, обобщенность подхода к проблемам, краткость и четкость фиксации знаний. Аксиоматизация – способ построения научной теории, при котором некоторые ее исходные положения принимаются без доказательств (в виде аксиом), а все остальное знание выводится из них логическим путем. Он возник в глубокой древности, его использовали Платон, Аристотель, Эвамид. Но сфера его применения ограничена (в точных науках). Гипотетико - дедуктивный - построение системы дедуктивно связанных между собой гипотез из которых выводятся заключения об изучаемых явлениях. Применяется в науке с 17 века, при этом для объяснения причин некоторые явления вначале высказываются несколько гипотез, а затем из них путем дедукции выводятся соответствующие следствия. Если полученные результаты соответствуют всем фактам, то система гипотез признается достоверным знанием. Но заключение об этом Носит лишь вероятный характер. Идеализация - это мысленное конструирование идеальных объектов, не существующих в действительности, но необходимых для познания. («Абсолютно черное тело» в физике «идеальный газ») 2 условия: - надо лишить объекты некоторых несущественных свойств - наделить нереальными свойствами Роль идеализации огромна, она позволяет упростить сложные объекты, применить к ним математические вычисления. Но метод проверен только для решения определенных проблем. Общелогические методы. - анализ и синтез (парные) - индукция и дедукция - абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному - системный подход - моделирование - аналогия Эти методы используются не только в научном, но и в других формах познания. Анализ и синтез: Анализ – это мысленное или реальное расчленение, разделение объекта на основные части, а синтез – их объединение в единое целое. Они лежат в фундаменте человеческого мышления, являются наиболее элементарными и наиболее универсальными. Индукция и дедукция: Индукция - процесс познания от единичных, отдельных фактов к общим положениям. Дедукция – от общего к частному, единичное познается на основе общего. Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, неглавных для исследователя свойств, связей и выделение интересующих исследователя свойств. Происходит как бы «очищение» предметов от побочных свойств, отбрасывание случайного в нем = > предмет в «чистом» виде. Восхождение от абстрактного к конкретному – это движение от отдельных абстракций к их единству, к конкретно-всеобщему; здесь присутствует синтез и дедукция. Моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая является аналогом оригинала. Модель – это образ или образец объекта исследования, имеет с ним сходство. Это древнейший метод, его использовал еще Гиппократ (в медицине). Включает три процедуры: - создание модели или ее выбор - исследование модели - перенос знаний с модели на оригинал (объект). Необходимость метода возникает, когда исследование самого объекта или невозможно, или затруднено, или слишком дорого. Но он применим при условии, что между моделью и оригиналом есть подобие – либо фундамент, либо физ. параметров. Виды моделирования: знаковые, математические (компьютерные), др. Аналогия – (сходство, соответствие) – установление сходства некоторых сторон, свойств, отношений между нетождествленными объектами. Делается умозаключение по аналогии, но получаемое знание носит не достоверный, а вероятностный характер. Системный подход – рассмотрение изучаемого объекта как системы. Т.Е. целого, состоящего из частей, взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга. При этом: выявляется место каждого элемента в системе; механизм взаимодействия, элементов между собой; характер иерархии (подчиненности и соподчиненности) элементов в системе; функций каждого элемента и т д.
|