Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы научного познания. Изучив структуру научного познания, рассмотрим подробнее, какие же методы используются в науке





 

Изучив структуру научного познания, рассмотрим подробнее, какие же методы используются в науке.

Метод (греч.) в широком смысле – путь, способ познания.

Метод организует и регулирует процесс познания, проблема метода была поставлена в философии с Нового времени (Ф. Бэкон – «Новый органон» и Р. Декарт- сравнивали метод со светильником, освещавшим путнику дорогу, в темноте, тем самым обозначив роль метода в научном познании.

Таким образом, методы есть система правил, приемов, способов познания, которое ориентируют субъекты в решении познавательной задачи. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет двигаться к цели кратчайшим путем. Классифицировать многообразные методы можно по разным основаниям:

По сфере применения различают:

- философские методы - диалектика, метафизика, феноменология и др.

- общенаучные методы - используются в науке XX века, т.е.

методы эмпирического

методы теоретического

общелогические методы

(исп-ся на том и другом уровне)

 

- частнонаучные методы: используются в той или иной отрасли науки: методы физики, химии и т.д.

 

Рассмотрим кратко общенаучные методы:

 

1. Методы эмпирического исследования:

- наблюдение

- сравнение

- измерение

- эксперимент

Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта в его естественных условиях (в основном через органы чувств).

С помощью этого метода процессы и явления изучаются в том виде, в каком они существуют сами по себе, без каких-либо изменений, без вмешательства в них.

На основе данных наблюдения делаются обобщения и выводы. Это старейший, но не устаревший метод. Его значение в наше время высоко, так как оно распространяется на микро – и мега – мир.

Основные черты наблюдения:

- преднамеренность, четкая задача

- планомерность

- целенаправленность

- активность, т.е. активный поиск и выбор нужного

- систематичность

Сравнение - установление сходства и различия предметов, выявление общего и особенного в них. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, без сравнения невозможно познание ни простейших, ни даже самых сложных явлений.

Принцип сравнения даже заложен в основу действия вычислительной техники.

Основные требования:

- сравниваться должны такие явления, между которыми есть общее;

- сравнение должно осуществляться по наиболее общим, важным принципам.

Измерение – это определение количественной стороны изучаемого явления, его числового значения.

При этом необходимо наличие трех элементов:

- единицы измерения

- измерительных приборов

- метода измерения.

Это мощное и универсальное познавательное средство, составляющее фундамент точных наук. Благодаря ему естествознание достигло огромного успеха. Начало ему положили Л.-да-Винчи, Галилей, Ньютон.

Ценность метода: он дает точные сведения, которые служат источником научных теорий (измерение атомных весов – основа системы Менделеева).

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, воздействие на него путем создания искусственных условий (специально созданных и контролируемых).

В этом смысле противоположен методу наблюдения.

Основатель – Галилей.

Основные черты:

- устраняются побочные факторы, явление изучается в «чистом виде «. Это дает возможность обнаружить самые необходимые неожиданные его свойства;

- он может многократно повторяться.

Метод играет огромную роль в современной науке, об этом говорит возникновение научных отраслей, основанных на нем: экспериментальная биология, физика и др.

2. Методы теоретического исследования.

- метод формализации

- метод аксиом (аксиоматический)

- гипотетико – дедуктивный метод идеализации

Формализация – отображение содержания изучаемых объектов в знаково- символической форме при помощи искусственных языков.

При этом высказывания о свойствах и отношениях предметов заменяются отношением знаков (формул).

Таким образом исследования с помощью формализации выражаются в выводе одних формул из других по правилам логики и математики. Метод обладает огромной познавательной эффективностью, т.к. обеспечивает полноту исследования, обобщенность подхода к проблемам, краткость и четкость фиксации знаний.

Аксиоматизация – способ построения научной теории, при котором некоторые ее исходные положения принимаются без доказательств (в виде аксиом), а все остальное знание выводится из них логическим путем.

Он возник в глубокой древности, его использовали Платон, Аристотель, Эвамид.

Но сфера его применения ограничена (в точных науках).

Гипотетико - дедуктивный - построение системы дедуктивно связанных между собой гипотез из которых выводятся заключения об изучаемых явлениях.

Применяется в науке с 17 века, при этом для объяснения причин некоторые явления вначале высказываются несколько гипотез, а затем из них путем дедукции выводятся соответствующие следствия. Если полученные результаты соответствуют всем фактам, то система гипотез признается достоверным знанием. Но заключение об этом

Носит лишь вероятный характер.

Идеализация - это мысленное конструирование идеальных объектов, не существующих в действительности, но необходимых для познания.

(«Абсолютно черное тело» в физике «идеальный газ») 2 условия:

- надо лишить объекты некоторых несущественных свойств

- наделить нереальными свойствами

Роль идеализации огромна, она позволяет упростить сложные объекты, применить к ним математические вычисления. Но метод проверен только для решения определенных проблем.

Общелогические методы.

- анализ и синтез (парные)

- индукция и дедукция

- абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному

- системный подход

- моделирование

- аналогия

Эти методы используются не только в научном, но и в других формах познания.

Анализ и синтез: Анализ – это мысленное или реальное расчленение, разделение объекта на основные части, а синтез – их объединение в единое целое. Они лежат в фундаменте человеческого мышления, являются наиболее элементарными и наиболее универсальными.

Индукция и дедукция:

Индукция - процесс познания от единичных, отдельных фактов к общим положениям.

Дедукция – от общего к частному, единичное познается на основе общего.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, неглавных для исследователя свойств, связей и выделение интересующих исследователя свойств.

Происходит как бы «очищение» предметов от побочных свойств, отбрасывание случайного в нем = > предмет в «чистом» виде.

Восхождение от абстрактного к конкретному – это движение от отдельных абстракций к их единству, к конкретно-всеобщему; здесь присутствует синтез и дедукция.

Моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая является аналогом оригинала.

Модель – это образ или образец объекта исследования, имеет с ним сходство. Это древнейший метод, его использовал еще Гиппократ (в медицине).

Включает три процедуры:

- создание модели или ее выбор

- исследование модели

- перенос знаний с модели на оригинал (объект).

Необходимость метода возникает, когда исследование самого объекта или невозможно, или затруднено, или слишком дорого.

Но он применим при условии, что между моделью и оригиналом есть подобие – либо фундамент, либо физ. параметров.

Виды моделирования: знаковые, математические (компьютерные), др.

Аналогия – (сходство, соответствие) – установление сходства некоторых сторон, свойств, отношений между нетождествленными объектами. Делается умозаключение по аналогии, но получаемое знание носит не достоверный, а вероятностный характер.

Системный подход – рассмотрение изучаемого объекта как системы. Т.Е. целого, состоящего из частей, взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга.

При этом: выявляется место каждого элемента в системе; механизм взаимодействия, элементов между собой; характер иерархии (подчиненности и соподчиненности) элементов в системе; функций каждого элемента и т д.

 

Date: 2015-10-18; view: 416; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию