Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития в период студенческой юности (18-22)





Мы уже говорили о том, что граница между подростковым возрастом и юностью условна. В одних схемах периодизации возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, в других – относят к юности. Однако период обучения в вузе – это, безусловно, юность.

Юность связывают с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях. Юность – это возраст первого участия в выборах органов государственной власти.

Какие качества личности необходимы, чтобы справиться с такой ответственностью?

В юности остро осознается реальность Я. Переживание ценности, неповторимости своего Я как частицы мирового многообразия вызывает в человеке желание жить. Или не жить, если Я неустойчиво, неопределённо. Стремление к двум противоположностям – к жизни и к смерти, по З. Фрейду, наиболее остро проявляется в юности.

Развившиеся тело и душа, сформировавшееся Я ищет подтверждения своей реальности в дружбе, в установлении особых отношений между людьми. Друг для человека – это настоящая реальность, с ним легко, с ним ощущается полнота собственной жизни. К другу предъявляются высокие требования, это почти второе Я. Любое несоответствие такому идеальному представлению тяжело переживается в юности.

Сущность дружеских отношений попытался выразить Э. Берн. Друг не критикует друга, хотя может дать совет. Друг – это не наставник, не учитель и тем более не судья. Дружба, как и другие межличностные отношения, подвержена кризисам – сомнениям в «настоящей» дружбе. В настоящей дружбе никогда не возникает желания изменить другого человека, каждый имеет своё жизненное пространство, право быть собой. Друг умеет прощать, прощать до конца. Дружба не может существовать без нравственных отношений. Отношения дружбы – это отношения открытости [2:570-582].

В современных условиях стремление к дружбе часто реализуется в возрастных субкультурах, которые отличаются относительной замкнутостью и непрозрачностью для других людей. В некоторых субкультурах молодёжь объединяется, чтобы прыгать по стенам и крышам, проявлять смекалку в боях на мечах, хорошо ориентироваться в лесу, проявить свои аристократические достоинства, фантазию. Для многих молодых людей субкультуры могут предложить больше, чем семья, тем более, семья неблагополучная.

Субкультура – это своя система ценностей, это – помощь в выживании в сложных условиях, это – альтернативная система координат, выполняющая роль компенсации: молодые люди, слабые и неуспешные в большом мире, в субкультуре могут стать героями. Субкультуры с научной точки зрения – форма социализации молодёжи.

Цель человека, попадающего в субкультуру, приобрести качества, отличные от толпы. Есть субкультуры, помогающие стать мужественными и сильными. Но есть субкультуры и другой направленности, уводящие человека в виртуальность, разрушающие своих адептов, либо нацеленые на разрушение всего мира, всего общества. Такие субкультуры культивируют нормальное восприятие пороков.

Многие субкультуры с отрицательной направленностью выросли не на нашей почве и были искусственно внедрены в наше общество. И молодёжь проглатывает их, как и остальной ширпотреб, – от «шмоток» до разрушительной музыки. Поэтому так важно помнить именно свои корни [3:16-18].

Юность – это и пора любви. К сожалению, великая тайна любви в современных условиях для молодых людей утрачена, искажена пропагандой разврата и ранних половых связей. Всё это приводит к деформации здоровой сексуальности, превращению любви в предмет массового потребления, к дегуманизации отношений мужчины и женщины, нестабильности интимных отношений.

Юность – пора получения профессионального образования. И если это – учеба всерьёз, то всё правильно. Плохо, если стремление попасть в вуз вызвано желанием «откосить от армии» или просто провести время. Тогда обучение превращается в «чёрную дыру», в которой пропадают лучшие годы юности.

Таким образом, особенности развития в юношеском возрасте являются основанием для того, чтобы не ослаблять положительное влияние взрослых на этот процесс, не бросать молодёжь на волю стихии, сохранить преемственность поколений. Комсомол разрушен, а взамен ничего не предложили. Отдушиной для самой активной части российской молодёжи в последние годы стали тематические молодёжные съезды, слёты – например, ежегодные семинары на Селигере. Однако большая часть молодёжи остаётся не организованной. В редком вузе в наши дни есть проректор по воспитательной работе, кураторы групп.

Выгодно отличается от других вузов в этом плане Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, который входит в сотню лучших вузов России. Здесь студентов не только учат, но и воспитывают. Молодёжь университета имеет возможность самоутверждаться на фестивалях «Студенческая весна», конкурсах, спортивных соревнованиях, в целом ряде дополнительных профессий, которые можно получить на факультете дополнительных педагогических профессий (ФДПП). В их числе и профессиональная подготовка собриологов-волонтёров.

2. Цель и задачи профессиональной подготовки собриологов-волонтёров в вузе

Социальным заказом сегодня является трезвый образ жизни общества, прежде всего, детей и молодёжи. Именно алкоголь, табак и наркотики являются рукотворными, а значит вполне устранимыми причинами, которые привели Россию на рубеже тысячелетий к тяжёлому нравственному и демографическому кризису. Исправление этой ситуации – задача не только государства, но всех и каждого. Огромную роль играет социальная активность людей, позиция гражданина и патриота.

Собриологическая добровольческая деятельность – это добровольный труд, направленный на отрезвление общества. Сегодня именно трезвенники-добровольцы не позволяют замолчать проблему и тем самым побуждают Президента и Правительство подписывать антиалкогольные постановления и указы, но постановления и указы необходимо продвигать дальше – до принятия соответствующих законов в Государственной Думе. А для этого надо будоражить общественность, пробуждать лучшие умы и лучшие силы общества на борьбу со злом.

Из возрастных особенностей юношеского возраста следует, что привлечение молодёжи к общественной трезвенной деятельности более чем оправдано. И ограничиваться такая деятельность должна не только кругом сверстников, но и активным участием в общественной жизни страны.

Мы уже говорили о том, что международное трезвенническое движение выработало эффективную формулу борьбы за общество без наркотиков: СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ плюс ЗАПРЕТ. Собриологический подход предполагает и наличие третьей стратегии – воспитание безопасной/жизнеспособной личности.

Поэтому система профилактики с точки зрения собриологического подхода должна проводиться по трём направлениям:

  • Пропаганда трезвости, формирование моды на трезвый здоровый образ жизни, формирование трезвенных убеждений населения (добровольцы могут внести существенный вклад в пропаганду трезвости), поддержка и внедрение новых здоровых, трезвых, жизнеутверждающих традиций.
  • Деятельность по ограничению доступности всех видов одурманивающих веществ (по времени, месту, возрасту, цене), прежде всего, законотворческая, правоориентированная, пропагандистско-агитационная, информационная, (добровольцы могут заниматься здесь любой деятельностью, даже законотворческой).
  • Борьба за социальную справедливость, забота о духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения и общества в целом: введение нравственной цензуры во всех СМИ; оказание психологической помощи учащимся и населению в целом; предложение здоровых альтернатив – развитие досуговой базы, туристско-рекреационных ресурсов. Добровольцы могут внести существенный вклад в процесс вовлечения людей в позитивную альтернативную деятельность (клубы по интересам, физкультура и спорт, экологическое движение и т. п.).

Следует отметить, что лоббисты интересов алкогольно-табачного капитала всегда стремятся свести проблему профилактики к проблеме снижения спроса («Всё что угодно, только не трогайте доступность одурманивающих веществ и наше право беспрепятственно их пропагандировать!»). Это – намеренное желание ввести в заблуждение и отвлечь от борьбы против доступности и пропаганды. В эту ловушку попадаться нельзя.

По всем трём основным направлениям профилактической собриологической деятельности добровольцы могут внести посильный вклад, который зависит от возраста, социального положения, национальности, культурной принадлежности, активности, личностных качеств.

Волонтёров можно готовить специально – в учебных заведениях. ЦЕЛЬЮ такой подготовки является воспитание гражданина и патриота, готового бескорыстно трудиться для отрезвления общества.

Цель – это понятие стратегическое; задачи – тактика, шаги к достижению цели.

Что представляется самым главным в деятельности добровольцев? Наверное, это убеждённость в правоте дела, которому служишь, а значит – личные трезвенные убеждения, поэтому важнейшим направлением в подготовке волонтёров-собиологов является формирование трезвенных знаний, установок и убеждений. Но волонтёра также необходимо научить, КАК действовать, чтобы эта деятельность была эффективной, приносила максимальную пользу. Поэтому главными ЗАДАЧАМИ при подготовке собриологов-волонтёров являются:

1) сформировать трезвенную позицию по отношению к употреблению алкоголя, табака и наркотиков у самих волонтёров;

2) сформировать профессиональную готовность к ведению пропаганды трезвого здорового образа жизни, прежде всего, в среде сверстников, а также на других доступных в зависимости от личностных возможностей уровнях – семьи, учебного или трудового коллектива, на уровне общества.

3. Принципы и содержание профессиональной подготовки собриологов-волонтёров

В пятой главе были рассмотрены собриологические принципы построения образовательных профилактических программ. Эти же принципы при возрастающей роли принципа социальной активности применимы и при профессиональной подготовке собриологов-волонтёров. Однако содержание профессиональной подготовки собриологов-волонтёров сильно отличается от содержания школьного трезвенного воспитания.

В педагогике под содержанием образования понимают, прежде всего, систему знаний, умений и навыков. Что же должен знать и уметь собриолог-волонтёр?

Во-первых, совершенно ясно, что собриолог-волонтёр должен владеть достаточными научными собриологическими знаниями, видеть проблему употребления АТН в целом и понимать основные её нюансы, иными словами, собриологу-волонтёру необходимо знать теорию трезвости. Кроме того, собриолог-волонтёр должен и уметь пользоваться своими знаниями, применять их на практике, помогать сверстникам и другим людям делать трезвый выбор, опираясь, прежде всего, на традиционные национальные ценности. Это значит, что собриолог-волонтёр должен получить и методическую подготовку, владеть методикой трезвенной работы.

Собриологу-волонтёру необходимо знать:

  • ценностные аспекты собриологической деятельности (место ценности трезвости в ряду других традиционных национальных ценностей);
  • актуальность проблемы употребления АТН на современном этапе;
  • краткую историю наркотизма и борьбы за трезвость;
  • причины употребления АТН;
  • сущность проблемы химических зависимостей;
  • основные социальные и медицинские последствия употребления АТН, включая особенности последствий в зависимости от пола и возраста;
  • основные цели, задачи, принципы, содержание и методы собриологической добровольческой деятельности;
  • источники трезвенной информации, включая трезвенные сайты и печатные трезвенные издания в России и за рубежом;
  • иметь понятие об основных немедицинских методиках избавления от зависимостей.

Собриолог-волонтёр должен уметь:

  • самостоятельно добывать, анализировать, систематизировать и архивировать трезвенную информацию из разных источников;
  • проводить элементарную диагностику антинаркотической воспитанности;
  • разоблачать мифы и иллюзии относительно употребления АТН;
  • составлять и проводить трезвенную викторину мировоззренческого характера: литературную, историческую, биологическую и т. п.;
  • организовать прослушивание аудиолекции или показ видеофильма с последующим обсуждением;
  • организовать и провести трезвенную акцию;
  • написать письмо в вышестоящие инстанции.

Таким образом, цели, задачи, принципы и содержание собриологической добровольческой подготовки не ограничиваются деятельностью в кругу сверстников. Собриолог-доброволец – это, прежде всего, гражданин и патриот России. Он чувствует себя ответственным за всё, что происходит в стране.

Date: 2015-10-18; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию