Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины употребления алкоголя, табака и наркотиков





Своеобразный уровень понимания проблемы мы находим у С.Н. Шевердина (1985), который пишет о трезвости как о естественном состоянии личности, которое нарушается извне. Он выделяет 13 факторов, 13 «при» приводящих подростков к пьянству: «привлекательность алкоголя, питейные привычки, алкогольный прилавок, привлечение, привыкание, пристрастие к алкоголю, принуждение, приспособление, привычное пьянство» и другие (9). Фактически причинами вовлечения в пьянство автор называет элементы социально-психологического программирования на пьянство и доступность.

Академик Ф.Г. Углов (1986) выделяет три главные причины употребления АТН: «Если коротко ответить на вопрос, почему люди пьют, надо сказать: пьют потому, что это наркотик, который широко рекламируется и свободно продается. Основная причина в этом. Остальные – предпосылки, которых столько, сколько пьяниц на Земле» (10). Итак, причинами употребления алкоголя он называет – наркотические свойства алкоголя, рекламу и доступность.

Революционной стала теория русского ученого ХХ столетия Геннадия Андреевича Шичко (1922-1986), который дал научное обоснование внешним и внутренним причинам и заявил о теории психологической запрограммированности сознания на те или иные формы поведения, в данном случае, на употребление алкоголя и табака.

Изучая природу алкоголизма, Г.А. Шичко сделал открытие, что универсальная причина употребления алкоголя – это искажение сознания ложными представлениями, которые он назвал психологической питейно-проалкогольной запрограммированностью. Главными компонентами этой запрограммированности являются: настройка (установка) на употребление спиртного и питейно-проалкогольное убеждение (11).

Согласно теории психологического программирования, целью любых противоалкогольных мероприятий должны быть не фантастическое «умеренное» или «культурное» питие, а трезвость, причем предпочтительно сознательная (12).

Свою теорию психологической запрограммированности на те или иные формы поведения Г.А. Шичко построил не на голом месте. Психофизиологической основой его теории являются открытия отечественных ученых П.К. Анохина (теория о функциональных системах организма), В.М. Бехтерева (закон о нервно-психических процессах), И.П. Павлова (учение о второй сигнальной системе), И.М. Сеченова (учение о рефлексах головного мозга), А.А. Ухтомского (теория о доминантах мышления и поведения).

В современной зарубежной и отечественной психологии близкой по смыслу теорией о причинной обусловленности поведения является теория социального научения, в основе которой также используются открытия в области психофизиологии И.П. Павлова и других русских ученых. Научение осуществляется посредством формирования автоматизированных поведенческих реакций через подражание. Высшим этапом научения является когнитивное научение - научение путем рассуждений, которое осуществляется с опорой на вторую сигнальную систему (13; 14).

С учетом огромной роли социальной среды в приобщении к одурманивающим веществам, среди современных собриологов стал преобладать термин «социально -психологическая запрограммированность» вместо просто «психологическая».

Недопонимание социально-психологической природы проблемы употребления алкоголя, табака и наркотиков является серьезным тормозом в профилактике употребления АТН и преодолении зависимостей от них, которые большинство наркологов весьма неэффективно «лечат», не снимая психологической зависимости.

В начале третьего тысячелетия для российских собриологов теория психологической запрограммированности стала аксиомой в объяснении и решении алкогольно-табачно-наркотических проблем. В пользу истинности теории Г.А. Шичко свидетельствует практическое применение психолого-педагогической методики избавления от алкогольно-табачных зависимостей самого Г.А. Шичко и разных вариантов этой методики, разработанных его последователями (В.И. Гринченко, П.И. Губочкин, В.А. Дружинин, Н.К. Зиновьев, Ю.В. Морозов, Ю.А. Соколов, С.И. Троицкая, В.А. Толкачев, Н.В. Январский, и др.).

Доступность Г.А.Шичко также считал причиной распространения пьянства, но не ставил ее на первое место. В числе мероприятий, необходимых для безболезненного искоренения пьянства, мероприятия по ограничению доступности («восстановление закона о местном запрете торговли спиртными «напитками» и «свертывание торговли спиртным в соответствии со снижением потребности в нем" он ставит соответственно на третье и пятое места, а на первом месте у Г.А. Шичко мероприятия против питейного программирования, в частности через каналы СМИ (15). В письме, адресованном в Госплан СССР, он говорит о вине Госплана перед советским народом, которая состоит «в систематическом планировании в возрастающем масштабе импорта, выпуска и продажи алкогольных «напитков», т.е. считает доступность алкоголя важной причиной распространения пьянства, но при этом подчеркивает, что «основная причина широкого распространения в нашей стране алкоголепотребления … питейное программирование» (16). Однако, как показали исследования на рубеже тысячелетий, эта причина Г.А. Шичко явно недооценивалась.

На алчность производителей и распространителей АТН, а также на доступность АТН как причину их употребления указывают социологи Б.М. и М.Б. Левины (1991), юристы А.А. Габиани (1990) и К.С. Кузьминых (2003), доктор медицинских наук А.В. Немцов (1995, 2003, 2008), академик медицинских наук Ф.Г. Углов (1991, 1995) медик и юрист профессор А.К. Демин (1996, 2008), историк Д.А. Халтурина (2008) и другие.

В книге Б.М. и М.Б. Левиных «Наркомания и наркоманы» рассказывается о том, как в XV веке португальские моряки и торговцы занесли в Китай привычку курить опиум. Позже крупнейшим поставщиком опиума в Китай после завоевания Индии стала Великобритания. Курение опиума достигло в Китае печальных размеров. В XIX веке китайский император сделал решительную попытку ликвидировать торговлю опиумом в Китае, однако после двух опиумных войн с англичанами, ввоз опиума в Китай был вновь разрешен (17). Только на рубеже XX-XXI столетий, применяя жесточайшие меры против наркодельцов и наркоманов (публичный расстрел за наличие двух и более доз наркотика), Китай, наконец-то, решил проблему наркомании.

В книгах А.В. Немцова и исследовании Д.А. Халтуриной и др. показаны убедительные взаимосвязи между ростом доступности алкоголя и проблемами, которые они вызывают, что привело Россию на рубеже тысячелетий к демографической и гуманитарной катастрофе.

В числе других причин называют и глобальные. Группа авторов книги «Агрессия и наркомания: причины и следствия терроризма» (М.М. Моисеев, Е.Л. Сахарнова, С.Н. Ениколопов) вводят термин «наркотерроризм», как явление, сочетающее «в себе черты и закономерности как наркобизнеса, так и терроризма», причем, под терроризмом они понимают «насильственные акты, совершаемые против лиц или объектов, находящихся под защитой международного права» (18). Иными словами, авторы считают важнейшей причиной распространения наркомании чьи-то корыстные и захватнические интересы. Об этих же причинах распространения наркомании говорится в книге, выпущенной Душепопечительским Православным Центром св. прав. И. Кронштадского «Гибель муравейника». Авторы публикации, вслед за академиков Ф.Г. Угловым, нашли удачный образ – жучка-ломехузу, драгдилера, который выделяет наркотическое вещество, через которое наступает гибель муравейника. Единственный шанс на спасение муравейника – прибегнуть к принудительной чистке, удалив вручную ломехуз и безнадежно больных муравьев. Авторы публикации выделяют четыре стадии разрушения муравейника – от момента «заражения» до окончательной гибели и проводят параллель с наркотиками в человеческом обществе, которые являются «очень удобным средством истребления неугодных государств» (19). Им вторит доктор медицинских наук А.М. Карпов (2008), который считает, что против России ведется информационно-психологическая война, в том числе с помощью алкоголя, табака и наркотиков. Под лозунгами свободы и защиты прав человека, преступный бизнес лоббирует свои коммерческие интересы, лишая россиян и свободы, и права на здоровье, и саму жизнь (20). Историк В.Р. Мединский (2008) историческими причинами пьянства в России считает алчность правительств, желающих пополнять казну за счет здоровья народа, и враждебность соседей, которых тревожила растущая мощь России и которые стали сочинять мифы об «извечном русском пьянстве», чтобы облегчить реальное насаждение пьянства и добиться ослабления России (21).

Поучительны примеры из наркомании. Дело в том, что реализация героина и других нелегальных наркотиков приносит наркодельцам огромные доходы. Известно, что только на операциях с поступающим в Россию из Нидерландов, Польши, Германии наркотиком экстази прибыль достигает 12000 (двенадцать тысяч) процентов (22). Доход о продажи 1 кг героина составлял в начале третьего тысячелетия 100 000 долларов США. А стоимость 1 тонны сырья после переработки в кокаин дает 400% прибыли. Все это превратило наркотики в идеальный товар. Специалистам хорошо известны «четыре Пи» - составные элементы маркетинга, обеспечивающие максимальный объем продаж: Product+Price+Place+Promotion. Товар (product ) – героин, кокаин, гашиш, ЛСД, экстази и пр. Цена (Price) – ниже мировых и доступна потребителю. Место (Place) – по информации СМИ и правоохранительных органов: дискотеки, бары, клубы, кафе, учебные заведения, розничная продажа. Продвижение (promotion ) – реклама средствами искусства и СМИ. Отсюда понятно, что эпидемия наркомании в России, как заявила руководитель Научно-практического Центра Института Социально-экономических проблем народонаселения РАН Н. Маркова, есть «следствие воплощения научной стратегии маркетинга и рекламы наркотиков как товара» (23).

Как видно из вышеизложенного, авторы рассматривают проблему употребления АТН как разновидность экономической и политической эксплуатации. Но можно ли отнести эти причины к числу главных? Ведь нередко сами совратители страдают от этих пороков не меньше, чем их жертвы. Резон в том, чтобыв числе главных причин распространения АТН все-таки назвать политические и экономические интересы отдельных преступных групп, правительств, чужих и даже, увы, собственных государств, безусловно, есть. Однако мы более склонны к мысли, что экономические и политические интересы это скорее групповые мотивы (ведь в их основе лежит потребность извлечь выгоду за чужой счет), и они входят в состав таких причин как доступность и социально-психологическая запрограммированость.

Профессор Г.А. Жданов, известный своими принципиальными зажигательными лекциями о трезвости, называет три ведущих причины употребления алкоголя:

1) фантастическая доступность алкогольного наркотика;

2) пропаганда потребления алкоголя;

3) наркотическая зависимость от алкоголя (24).

Обратим внимание, что на эти причины, так или иначе, указывали Ф.Г. Углов, Г.А. Шичко и другие ученые. Если это истинные причины, то они должны неминуемо приводить к следствию – употреблению АТН, не важно «культурному», экспериментальному, эпизодическому или зависимому.

Рассмотрим каждую из причин, названных В.Г. Ждановым, подробнее.

1. Доступность. Ярким подтверждением тому, что доступность является важной причиной алкогольных бед, являются результаты ограничительных мер в производстве и употреблении алкоголя 1914-1925 гг. в России («право местного запрета»). Уже в первые годы трезвости заметно снизились преступность, заболеваемость, в том числе психическими болезнями, меньше стало больных с отравлениями суррогатами алкоголя, заметно повысилось материальное благосостояние народа. Как указывает А.В. Немцов, аналогичная картина наблюдалась в России и в результате ограничительных мер 1986 - 1997гг. (фактически они были сняты уже в 1988 году). Снижение заболеваемости и смертности населения позволило за указанный период сохранить жизни более 1 миллиона человек (25). Сегодня, когда уровень употребления абсолютного алкоголя в России как минимум в 2 раза превышает предел 8 литров, за которым, согласно данным ВОЗ, следует необратимая деградация общества, мы имеем и соответствующие последствия. К окончанию школы употребляют алкоголь почти 100% учащихся. Они-то скоро и пополнят армию алкоголиков.

По данным ИА «Финмаркет», суммарное количество употребляемого алкоголя в России продолжает расти - по сравнению с 2005 годом в 2008 году оно повысилось на 5% (26 а). Таковы итоги политики вытеснения крепкого алкоголя менее крепким, прежде всего, пивом.

По данным Национальной алкогольной ассоциации, в некоторых регионах доля алкогольной отравы доходит до 18% от общих розничных продаж всех товаров (26), т.е. граждане тратят только на алкоголь почти пятую часть своих доходов! По данным ИА «Финмаркет», суммарное количество употребляемого алкоголя в России продолжает расти - по сравнению с 2005 годом в 2008 году оно повысилось на 5% (27). Таковы итоги политики вытеснения крепкого алкоголя менее крепким, прежде всего, пивом.

Со статистикой роста потребления алкогольных изделий коррелирует статистика 10 ведущих факторов риска для россиян, среди которых алкоголь стоит на 1-ом месте у мужчин и на 5-ом - у женщин. Табак – фактор риска номер 2 для мужчин и номер 7 для женщин; наркотики – номер 8 для мужчин и номер 9 - для женщин (28). Так что доступность АТН – это еще и причина демографической катастрофы в России.

Доступность как причина приобщения к одурманивающему веществу подтверждается и данными о табаке. Табачная война в России, как и пивная, – не отечественная, а мировая, т.к. 95 процентов табачного рынка контролируют 4 транснациональные компании, представленные в основном американским, английским и японским капиталом. Особый накал эта война приобретает потому, что на Западе, по сути, этот бизнес сворачивается. Лишь в России, Украине, Китае и ряде азиатских стран он расширяется. Это – последний плацдарм табачников. Только в 2008 году Россия подписала Рамочную конвенцию по борьбе против табака, но до нее это сделали около 170 из 192 стран, являющиеся членами Всемирной организации здравоохранения.

На основании Рамочной конвенции в ноябре 2008 года в России был принят закон о табаке, который намного мягче и лояльнее, чем аналогичные законы в цивилизованных странах. В России запредельно высокий уровень курения среди мужчин – 70%, и этот ресурс в начале третьего тысячелетия почти исчерпан, главная надежда табачников – женщины, дети и молодежь. За 15 лет к 2008 году число курящих женщин в России выросло в 3 раза и достигло 25%, и, по прогнозам, их число может достичь 40 %. Катастрофичным является и число курящих школьников. Согласно социологическим исследованиям, в больших городах России на рубеже тысячелетий курили почти половина школьников, в малых – примерно, треть.

К сожалению, новый закон вряд ли что-то существенно изменит, т.к. он делает термин «легкие сигареты» легальным. Не «прошла» и идея устрашающих фотографий последствий курения на пачках сигарет, принятых во многих странах, что, как показывают исследования, могло бы остановить, прежде всего, начинающих курильщиков.

Это стало возможным, прежде всего, потому что, вопреки международному праву, согласно которому законотворческая деятельность должна быть защищена от влияния табачной промышленности, в России официальным разработчиком закона стала ассоциация «Табакпром», в которую вошли производители табачной продукции. Процедура создания и продвижения антитабачного закона проводилась при вмешательстве иностранных компаний. В результате табачникам удалось пролоббировать такой закон, который практически не повлияет на такие причины, как социально-психологическое программирование и доступность табака, прежде всего для детей и молодежи. Повышению доступности сигарет в России способствует и политика низких цен – здесь они стоят в разы дешевле, чем в Европе и США.

Как результат фантастической доступности сигарет, Россия в начале третьего тысячелетия по потреблению табака на душу населения вышла на первое место в мире, где число курящих составило 60,4%. Но даже в пятерке самых курящих стран мира, в которую входят и США, Россия выглядит не лучшим образом. В США число курящих составляет 20,7% - разрыв в числе курящих в 3 раза! (29, 30, 31).

Аналогичная ситуация и с наркотиками. До тех пор, пока рубль в России не был конвертируемым, и международной наркомафии было не выгодно завозить сюда наркотики, о наркомании большинство россиян знало только из рубрики «Их нравы». Но как только появилась возможность освоить новый рынок, началась наркоагрессия.

К нашествию наркотического капитала Россия оказалась не готова ни на законотворческом, ни на информационном уровнях. Проникновению в Россию наркотиков также способствуют высокий уровень коррупции и массовое распространение алкоголя и табака, которые являются благоприятной почвой для приобщения к более крепким одурманивающим веществам. Сегодня счет наркоманам в России идет на миллионы, и по данным Федеральной службы наркоконтроля, только афганский героин убивает в год вдвое больше россиян, чем погибли за 10 лет войны в Афганистане, и составляет 30 тысяч человек в год (32). На даже эту цифру многие эксперты (Д.А.Халтурина и др.) в России считают сильно заниженной.

Из приведенных данных видно, что доступность действительно является важной причиной употребления алкоголя, табака и наркотиков со всеми вытекающими из этого последствиями. Однако без социально-психологического программирования эта причина не будет реализована, что, в частности, подтверждается образом жизни бывших алкоголиков, курильщиков, наркоманов. И если бы не было производства и распространения одурманивающих веществ, т.е. доступности, то не было бы и программирования. Доступность и программирование - это две равные причины. Можно возразить, что даже при высокой доступности есть люди, которых не соблазнишь никакими дурманами, ни при каких обстоятельствах. Однако надеяться на то, что при широчайшей доступности одурманивающих веществ, алкогольно-табачно-наркотический капитал не найдет способов, как навязать их массам народа, по меньшей мере, наивно.

2. Пропаганда употребления алкоголя как причина употребления алкоголя, табака и наркотиков ассоциируется с теорией социально-психологической запрограммированности Г.А. Шичко, подробно рассмотренной выше. В.Г. Жданов под пропагандой подразумевает, прежде всего, пропаганду алкоголя (и табака) средствами искусства, потому что, во-первых, большинство работников СМИ и деятелей искусства сами – алкогольно-зависимые (или курящие) люди; во-вторых, алкогольная и табачная мафии способны на свои сверхприбыли купить все и вся (33). Пропаганда по В.Г. Жданову – то же социально-психологическое программирование.

Авторы книги «Скрытые искусители или снасти на потребителя» (иеромонах Анатолий Берестов, Н. Маркова, И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова и др., 2007) открыто указывают на роль 1) СМИ как средства и 2) молодежных субкультур как факторов наркотизации детей (34, 35, 36).

На эту же причину указывает и зарубежный исследователь, автор известного во всем мире «легкого способа» бросить курить (пить) Аллен Карр: «С самого раннего детства на наше подсознание ежедневно обрушивается поток информации о том, что сигареты расслабляют, придают уверенности и мужественности и что самая ценная вещь на планете – это сигарета» (37). Аналогично он высказывается и об алкоголе.

К вышеизложенному можно добавить, что на алкоголь и табак люди в нашем обществе запрограммированы сильнее, чем на нелегальные наркотики, потому что легальные наркотики - социально приемлемы, чрезвычайно доступны и больше распространены. Употребление нелегальных наркотиков – социально не одобряемая форма поведения, поэтому и проблем от них в современной России пока намного меньше, чем от алкоголя и табака. Мы говорим «пока», потому как есть другая опасность - легальные наркотики, алкоголь и табак, снимают первые запреты на одурманивание и являются тем пусковым механизмом, посредством которого легко осуществляется переход на нелегальные (D.B. Kandel). Многочисленные исследования в России и за рубежом показывают, что риск приобщения к нелегальным наркотикам для лиц, кто перед этим не закурил и не попробовал алкоголь, равен почти нулю! Поэтому все попытки решить проблему только на уровне нелегальных наркотиков, не трогая легальные - алкоголь и табак - обречены на неудачу, т.к. это – «вагоны одного наркотического состава» (А.Н. Маюров).

3. Наркотическая зависимость от алкоголя. Думается, что данная причина названа В.Г. Ждановым не совсем правильно. Наркотическая зависимость возникает, прежде всего, вследствие поступления одурманивающего вещества в организм человека, т.е. является следствием. Не будет приема вещества – не будет зависимости. Поэтому наркотическая зависимость – это следствие, и следует корректнее вести речь о наркотических свойствах алкоголя (и других одурманивающих веществ) как причине его употребления.

Если не считать наркотические свойства одурманивающих веществ отдельной причиной их употребления, то почему бы не открыть «зеленую улицу» для всех подростков, которые ради познания мира пожелают попробовать наркотики только один раз, чтобы потом они смогли «сделать правильный выбор»? И ведь такое иногда происходит в так называемых «профилактических» антинаркотических программах, что вызывает справедливый протест со стороны всех здравомыслящих людей. Остается признать: если бы не наркотические свойства этих веществ, то не было бы вокруг них такого ажиотажа.

Почему широкое распространение получили уже известные одурманивающие вещества и получают создаваемые вновь? Да потому, что они нарушают нормальную работу головного мозга и эндокринной системы, что ведет к изменению сознания и получению суррогатных положительных эмоций. Для одних такими эмоциями являются «уход из реальной жизни» от, казалось бы, «неразрешимых жизненных проблем», для других – социальная адаптация среди употребляющих одурманивающие вещества, для третьих – поведение без нравственных тормозов, для четвертых – усиление эмоционального состояния и т.д.

Первых людей, познавших на себе действие одурманивающих веществ, никто не программировал на их употребление. Люди узнали о свойствах одурманивающих веществ и их способности вызывать зависимость в процессе познания мира и в дальнейшем стали их употреблять именно благодаря их наркотическим свойствам.

Установлено, что одурманивающие вещества имеют «положительные» и отрицательные эффекты. Если бы люди не находили для себя в приеме этих веществ ничего субъективно положительного, то вряд ли проблемы наркотизма пустили бы такие глубокие и обширные корни в человеческом обществе. Именно субъективно «положительные» эффекты вызывают желание повторно их употребить, особенно если здесь была задействована социально-психологическая запрограммированность. Во многом из-за положительных, хотя, несомненно, суррогатных эффектов одурманивающих веществ некоторые потребители не желают избавляться от имеющихся зависимостей, даже после устранения социально-психологической запрограммированности, потому что они не способны получать положительные эмоции естественными способами. Это метко подметил украинский нарколог В.А. Рязанцев (1999), который главную причину употребления алкоголя видел в «нежелании как культурно пьющих, так и алкоголиков жить трезво» (38).

Если убрать из алкогольных изделий алкоголь, из табака никотин и другие наркотические вещества, из марихуаны алколоид тетрагидроканнабиол, из опиатов – морфин и кодеин и т.д., то вряд ли найдутся желающие их использовать как источники положительных эмоций. Любителей псевдо алкогольных изделий останется не больше, чем любителей кваса или минеральной воды. А курение табака и марихуаны для их приверженцев станет таким же абсурдным, каким ныне является курение даже самых лучших сортов сена или соломы.

По сути, одурманивающие вещества рекламируют сами себя. Однако, с одной стороны, когда люди дополнительно подвергаются социально-психологическому программированию на их употребление, зависимость формируется заметно быстрее. С другой стороны, только социально-психологическая запрограммированность без достижения суррогатного положительного эффекта не привела бы к формированию зависимости.

Многие исследователи отличают причины первичного употребления одурманивающих веществ от причин, приводящих к зависимости, и это правильно. Первичные установки на приобщение к алкоголю и табаку формируются уже в младенческом возрасте вследствие дурного примера окружающих. Позже к ним присоединяются «мифы о наркотиках», о тех необыкновенных ощущениях, которые они дают. Уже на уровне мифов алкоголь и табак окутаны ореолом чего-то необычного, и это что-то есть не что иное, как их наркотические свойства.

На стадии укрепления психической и формирования физической зависимости начинают действовать уже другие, физиологические механизмы, связанные с нарушением гомеостаза и вынуждающие человека употреблять одурманивающее вещество снова и снова, превращая его в раба «зелья».

Вышеизложенное свидетельствует о том, что наркотические свойства одурманивающих веществ также следует отнести к числу главных факторов их употребления.

Обобщая все точки зрения на причины употребления алкоголя, табака и других наркотиков, отметим, что социально-психологическая запрограммированность сознания на потребление одурманивающих веществ не может считаться абсолютной, т.е. объясняющей все случаи их употребления. Доступность играет не меньшую роль и действительно является одной из главных причин употребления одурманивающих веществ, но при условии социально-психологической запрограммированности на такое поведение. Поэтому необходимо действовать в обоих направлениях: убирать доступность и формировать неприятие всех дурманов, как это делается, например, в мусульманских странах в отношении алкоголя. Равноценную роль играют и наркотические свойства одурманивающих веществ. Именно наркотические свойства являются фактором их массового распространения.

Таким образом, причинами употребления одурманивающих веществ являются два – социально-психологическая запрограммированность и доступность одурманивающих веществ. При этом следует выделить два варианта действия этих причин: 1) фармакологические свойства одурманивающих веществ, порождающие субъективно положительные эффекты, плюс их доступность (так было в первобытных обществах, и сегодня потребительский список одурманивающих веществ тоже иногда пополняется просто методом проб и ошибок), либо 2) одновременно действуют обе причины.

Вышеназванные причины употребления алкоголя, табака и наркотиков, на наш взгляд, являются специфическими, коренными причинами, т.е. собственно причинами, во-первых, они приводят к следствию – употреблению одурманивающих веществ, во-вторых, при устранении этих причин исчезает проблема их употребления. Однако ограничиться рассмотрением только этих причин мы не можем.

Современная философия требует рассматривать причину во всей полноте. Состав полной причины: специфическая (собственно причина), кондициональная (факторы или условия), реализаторская или пусковая (39). Это значит, что для того, чтобы понять какое-либо явление, необходимо рассмотреть цепочку: собственно причину, затем факторы или условия, способствующие ее запуску, затем запуск причины.

 

Date: 2015-10-18; view: 749; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию