Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инвектива против Гая Саллюстия Криспа1. (1) Это действительно большое наслаждение, Гай Саллюстий, жить вполне сообразно со своими высказываниями и не говорить ничего столь непристойного, что ему не соответствовал бы твой образ жизни, — так, чтобы каждое твое слово было созвучно твоим нравам. Ведь тот, кто живет так, как ты, не может говорить иначе, чем ты, а жизнь того, чья речь столь нечиста, не бывает более нравственной. К кому мне прежде всего обратиться, отцы-сенаторы, с чего начать? Ведь на меня как на оратора возлагается тем более тяжкое бремя, чем более известен каждый из нас, так как, если я, отвечая этому хулителю, расскажу о своей жизни и действиях, то зависть опорочит мою славу; если же я покажу во всей наготе его поступки, нравы, всю его жизнь, то я впаду в тот же порок бесстыдства, в каком упрекаю его. Если это, быть может, задевает вас, то более справедливо, чтобы вы негодовали не на меня, а на него, начавшего эту распрю. (2) Сам я приложу старания к тому, и чтобы мой ответ в мою защиту менее всего наскучил вам, и чтобы не показалось, что я его оболгал. Знаю, отцы-сенаторы, что я, отвечая ему, не могу особенно надеяться на ваше внимание, так как вы знаете, что не услышите ни одного нового для вас обвинения против Саллюстия, но снова узнаете обо всех старых, которыми прожужжали уши и мне, и теперь вам, и ему самому. Но тем сильнее должны вы ненавидеть человека, который, даже начиная совершать проступки, не занимался пустяками, но встал на этот путь так, чтобы не уступать никому и самому не превзойти себя на протяжении всей остающейся ему жизни. (3) Поэтому он и стремится лишь к тому, чтобы, как свинья, кататься в грязи, с кем ему придется. Но он глубоко заблуждается. Ведь грязь жизни не смывают бесстыдством языка, но существует, так сказать, осуждение, какое каждый из нас, слушаясь собственной совести, вынашивает против того, кто бросает честным людям ложные обвинения. И если окажется, что вы забыли, как он жил, то вы, отцы-сенаторы, должны будете оценить его жизнь на основании не его слов, а его нравов. Я же постараюсь описать их вам возможно короче. И этот обмен репликами между нами не будет бесполезен для вас, отцы-сенаторы! Ведь в большинстве случаев государство извлекает пользу из вражды между частными людьми, когда ни один гражданин не может скрыть, что он за человек. 2. (4) Так вот, прежде всего, раз Гай Саллюстий, следуя общепринятому правилу, спрашивает о предках каждого из нас, то я и прошу его ответить мне: разве те, кого он нам поставил в пример, — Сципионы и Метеллы, пользовались добрым именем или славой до того, как их деяния и безупречнейше прожитая жизнь возвеличили их в наших глазах? Если это положило начало их доброму имени и высокому положению, то почему не судить таким же образом и обо мне, чьи деяния были славны, а жизнь прожита самым бескорыстным образом? Право, можно подумать, что ты, Саллюстий, произошел от тех людей? Будь это так, многие чувствовали бы теперь отвращение к твоей подлости. (5) Я же доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне; ты же своей жизнью, проведенной позорно, предков своих окутал густым мраком1, так что они, даже если и были выдающимися гражданами, несомненно оказались забыты. Поэтому не попрекай меня тем, что у меня нет знаменитых предков; ведь для меня лучше быть славным собственными деяниями, чем зависеть от доброго имени предков и жить так, чтобы я сам был для своих потомков началом знатности и примером доблести. И мне не к лицу, отцы-сенаторы, чтобы меня сравнивали с теми, кто уже ушел от нас и недосягаем для ненависти и неприязни; пусть меня сравнивают с теми, кто вместе со мной занимался одними и теми же делами государства. (6) Но допустим, что я, стремясь к почестям, был чересчур честолюбив (речь идет не о том, чтобы добиваться расположения народа — здесь я признаю себя первым, — но о том пагубном противозаконном домогательстве, в котором Саллюстий шел впереди других), или при исполнении должностей, наказывая преступников, так суров, или, защищая государство, так бдителен. Защиту эту ты и называешь проскрипцией, конечно, потому, что ни один из подобных тебе не жил в безопасности в Городе; но насколько лучше было бы для государства, если бы ты, плоть от плоти преступных граждан, был к ним причислен! (7) Или я тогда неправильно написал: «Меч, перед тогой склонись!» — я, который, в тогу облаченный, уничтожил взявшихся за оружие, а миром — войну? Или я солгал, написав: «О, счастливый Рим, моим консулатом творимый!» — я, который пресек столь страшную междоусобную войну и потушил пожар в стенах Города?2 3. И тебе, ничтожнейший человек, самому не стыдно ставить мне в вину то, что ты в своей «(Истории» считаешь для меня славным?3 Что постыднее — лгать в своих писаниях или в речах перед этим собранием? Что касается твоей клеветы на мою раннюю молодость, то я, по моему мнению, столь же далек от бесстыдства, сколь ты — от стыдливости. (8) Но зачем продолжать мне свои жалобы на тебя? Какую ложь считаешь позорной ты, который осмелился — словно это порок — красноречием моим попрекнуть меня, в чьей судебной защите ты, преступник, всегда нуждался? Или, по твоему мнению, кто-нибудь может стать вьщающимся гражданином, не овладев этим искусством и этой наукой? Или, по-твоему, существуют какие-то иные первоосновы, иная колыбель для доблести, питающие умы людей в их жажде славы? Но совсем не приходится удивляться, отцы-сенаторы, если человек, который — сама праздность и развращенность — удивляется этим занятиям, как чему-то новому и беспримерному. (9) Что же касается твоего беспримерного бешенства, с каким ты столь нагло напал на моих жену и дочь, которые как женщины обходились без мужчин легче, чем ты как мужчина — без мужчин, то ты поступил как достаточно ученый и искушенный человек. Ведь ты надеялся на то, что я не воздам тебе тем же и не стану, в свою очередь, оскорблять твоих родных: ты один даешь мне для этого достаточно пищи, и у тебя в доме нет ничего такого, что было бы гнуснее тебя самого. Но ты глубоко заблуждаешься, решив, что навлечешь на меня ненависть из-за моего имущества, которого у меня много меньше, чем я достоин иметь. О, если бы у меня не было даже такого, какое есть! И было бы лучше, если бы мои друзья оставались в живых, вместо того чтобы я разбогател благодаря их завещаниям!4 (10) Это я — беглец, Гай Саллюстий? Перед яростью плебейского трибуна отступил я: я предпочел принять удар судьбы на себя, но не быть для всего римского народа причиной гражданских раздоров. Но после того как год вакханалий5 в государстве закончился и все то, что он привел в волнение, успокоилось благодаря миру и тишине, то, когда наше сословие меня призывало и само государство собственноручно возвращало меня из изгнания, я вернулся. Этот день, если сравнить его со всей моей остальной жизнью, во всяком случае, для меня наиболее важен, когда вы все и римский народ, собравшийся толпами, приветствовали меня при моем прибытии. Столь высоко оценили они меня, беглеца, наемного защитника в суде! 4. (11) И не удивительно, клянусь Геркулесом, если я всегда считал справедливым всеобщее дружеское отношение ко мне. Ибо не прислуживал я одному человеку частным образом и не поступал к нему [в кабалу6], но насколько каждый радел о благополучии государства, настолько он был мне либо другом, либо противником. Сам я ничего так не хотел, как торжества мира7. Многие поддержали наглые выступления частных людей, я же боялся одних только законов; многие хотели, чтобы их оружие внушало страх, я же всегда хотел обладать властью только для вашей защиты; многие, положившись на свою власть, полученную ими от вас, злоупотребили против вас своими силами. Поэтому и не удивительно, если я поддерживал дружеские отношения только с теми, кто неизменно был другом государству. (12) И я не раскаиваюсь ни в том, что я по просьбе Ватиния, привлеченного к суду, обещал ему свою защиту, ни в том, что обуздал заносчивость Сестия, ни в том, что осудил долготерпение Бибула, ни в том, что благожелательно отнесся к доблестным действиям Цезаря. Ведь это были похвалы выдающемуся гражданину, и притом высказанные один раз. Если ты ставишь их мне в вину, то твою опрометчивость осудят, но меня в проступках не обвинят. Я сказал бы больше, если бы мне понадобилось выступить с разъяснениями перед другими людьми, а не перед вами, отцы-сенаторы, которые были советчиками во всех моих действиях. Но нужны ли слова, когда свидетельствуют сами действия? 5. (13) Теперь — чтобы вернуться к тебе, Саллюстий! — не стану я говорить о твоем отце, который, если даже и никогда в жизни не совершал проступков, все-таки, породив такого сына, как ты, не смог бы нанести государству большего ущерба. И если сам ты совершил в детстве какой-то проступок, то я не стану рассуждать о нем — дабы не показалось, что я обвиняю твоего отца, который в те времена обладал высшей властью над тобой8, — но рассмотрю, как ты провел свою раннюю молодость; из описания ее легко будет понять, как своевольное дитя с возрастом превратилось в бесстыдного и наглого юношу. После того как бездонную глотку не могли уже насытить доходы от торговли бесстыднейшим телом и ты уже был не в таких летах, чтобы терпеть все, чего захотелось бы другому», ты стал предаваться безудержным страстям, чтобы то, чего ты был лишен сам, испробовать на других. (14) Таким образом, отцы-сенаторы, нелегко подсчитать, больше ли он приобрел или потерял, используя части тела, которых, по чести говоря, и не назовешь. Свой отчий дом он еще при жизни отца, к своему великому позору, назначил к продаже. Может ли кто-нибудь усомниться в том, что он довел до смерти того, чьим имуществом он уже ведал как наследник еще до его смерти? И ему не стыдно спрашивать меня, кто живет в доме Публия Красса, когда сам он не может ответить, кто живет в его отчем доме! «Но он — клянусь Геркулесом! — впал в ошибку по неопытности, свойственной молодости; впоследствии он исправился». Это не так. Он вступил в нечестивое сообщество Нигидия10. Дважды оказавшись на скамье подсудимых, он был в безнадежном положении, но выпутался из него; однако при этом каждый признал, что судьи преступили клятву, а не то, что он был невиновен. (15) Достигнув первой почетной должности — квестуры, он отнесся с презрением к этому вот месту и к нашему сословию, доступ в которое открылся также и для него, тяжко опозорившегося человека. И вот, боясь что его проступки останутся для вас тайной, он, хотя его и поносили все отцы семейств, признался вам в совершенном им прелюбодействе11 и не покраснел, глядя вам в глаза. 6. Живи, как тебе угодно, Саллюстий; делай, что захочешь; достаточно и того что ты один сознаешь свои преступления. Не попрекай нас нашей вялостью и непомерной сонливостью; мы тщательно оберегаем целомудрие своих жен, но не настолько бдительны, чтобы уберечься от тебя: твоя наглость сильнее наших стараний. (16) Могло ли бы какое-нибудь позорное деяние или высказывание, отцы-сенаторы, остановить этого вот человека, не постыдившегося сознаться перед вами в своем прелюбодействе? И если бы я не захотел отвечать тебе насчет себя и, на основании закона, публично прочитал замечание цензоров Аппия Клавдия и Луция Писона12, неподкупнейших мужей, то разве я не навеки заклеймил бы тебя позором, смыть который не смогла бы вся остающаяся тебе жизнь? Впрочем, после памятного нам составления списка сенаторов13 мы не видели тебя ни разу, разве только тогда, когда ты устремился в тот лагерь, куда уже стекались все подонки государства14. (17) Но того же Саллюстия, который в мирное время не был даже сенатором, после того как государство было сокрушено оружием, победитель, вернувший изгнанников, возвратил в сенат, предоставив ему квестуру15. Должность эту он исполнял, продавая все, что только находило покупателя; он считал справедливым и правильным все, что ему хотелось совершить, и мучил людей так, как должен был бы делать человек, получивший эту должность как добычу. (18) По окончании квестуры он, дав большие деньги людям, которые вели такой же образ жизни, уже стал одним из членов этой шайки. Ведь Саллюстий был на той стороне, где, словно в пучине, собрались все порочные люди. Сколько бы ни было бесстыдных людей, развратников, паррицид, святотатцев, несостоятельных должников в Городе, муниципиях, колониях, во всей Италии, они там оседали, словно в морских заливах. Это были и те, кто утратил свое имя, и известнейшие люди, ни к чему не годные в лагере, славящиеся разве только разнузданностью своих пороков и жаждой переворота. 7. (19) «Но ведь он, став претором, проявил умеренность и воздержность». — Не разорил ли он, управляя Нижней Африкой, спою провинцию так, что испытания, каким наши союзники подверглись во времена мира, превзошли все то, что они претерпели и чего ожидали во время войны? Откуда выкачал он столько, сколько смог либо перевести путем кредитных операций, либо втиснуть в трюмы кораблей? Столько, повторяю, он выкачал, сколько захотел. Чтобы не отвечать перед судом, он сговаривается с Цезарем за 1 200 000 сестерциев16. Если какое-нибудь из этих обвинений ложно, опровергни его перед этими вот людьми: на какие средства ты, который еще недавно не смог выкупить даже дом отца, вдруг, разбогатев словно во сне, приобрел сады, стоившие огромных денег, усадьбу Гая Цезаря в Тибуре и другие владения? (20) И ты не поколебался спросить, почему я купил дом Публия Красса, когда сам ты — давнишний собственник усадьбы, недавно принадлежавшей Цезарю! Повторяю, не проев, а сожрав отцовское имущество, какими же путями недавно достиг ты такого изобилия и такого богатства? И право, кто назначил бы своим наследником тебя, которого никто не считает даже своим достаточно уважаемым другом, разве только это человек, подобный и равный тебе? 8. Но ты, клянусь Геркулесом, скажешь, что выдающиеся деяния твоих предков тебя возвышают. Независимо от того, им ли ты подобен или они — тебе, к вашей общей преступности и испорченности прибавить нечего (21). Но, если не ошибаясь, твои почетные должности делают тебя заносчивым. Ты, Гай Саллюстий, думаешь, что дважды быть сенатором и сделаться дважды претором то же самое, что дважды быть консулом и дважды справить триумф?18 Быть чистым от всяких пороков должен тот, кто собирается обвинить другого. Только тот говорит дурно, кто не может выслушать правду. Ты же, прихлебатель за всеми столами, в ранней молодости наложник во всех спальнях и там же впоследствии прелюбодей, — пятно позора для любого сословия и напоминание о гражданской войне. (22) И право, что может быть тяжелее для нас, чем видеть тебя невредимым в этом собрании? Перестань же наглейшим образом преследовать честных людей, перестань быть во власти недуга бесстыдства19, перестань по себе судить о каждом из нас. При нравах своих ты приобрести друга не можешь; ты, видимо, хочешь иметь недруга. Я заканчиваю, отцы-сенаторы! Я часто видел, что те, кто открыто сказал о низких поступках других людей, слушателей своих оскорбляли сильнее, чем их оскорбляли те, кто их совершил. Мне же следует принимать во внимание не то, что Саллюстий, по всей справедливости должен выслушать, но то, что я по чести могу высказать. Печатается по: Крисп Гай Саллюстий. Сочинения. - М.: Наука, 1981. - С. 142. Оцерковляя себя, человек стремится и к оцерковлению всего, что попадает в сферу его жизни, то есть к оцерковлению твари в той мере, в какой это возможно в земных условиях быта. Такой образ жизни, реально осуществлявшийся лучшей частью русского общества на протяжении веков, и являлся общепризнанным для всех, даже для тех, кто ему не следовал и потому должен был оценивать свое состояние как ГРЕХ. Протоиерей Лев Лебедев Православие В жизни России православие до 1917 г. занимало чрезвычайное место потому уже, что как учебный предмет преподавалось в общеобразовательной школе. Многие ученые-богословы были одновременно действующими священнослужителями. Создавалось большое количество духовной научной, учебной, молитвенной и иной, как бы мы теперь сказали, популярной православной литературы. Отцы церкви систематически выступали с проповедями на библейские темы в широкой народной аудитории, с университетских кафедр и в малых сельских храмах. Существовало единение Православных церквей мира, среди которых Русская, Греческая, вернее Эллинская, Грузинская, Болгарская, Сербская и другие (Румынская, Чехословацкая, Польская — не путать с Польской католической, Американская, Кипрская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская) Православные церкви. Но главной среди них считалась и считается Константинопольская (Вселенский Патриархат). Православная идея звучала в правительственных органах, со страниц газет, ее демонстрировала вся организация жизни царствующего дома, о чем еще и сегодня наглядно говорят кадры сохранившихся кинохроник и многочисленные фотографии. Умерших хоронили возле храмов, а наиболее заслуженных — в стенах самих храмов. Так, в стенах Храма Святого Равноапостольного Князя Владимира в Севастополе похоронены вице-адмирал В. А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин, адмирал П.С. Нахимов. Но что же такое «православие»? Как определить это понятие, без которого любая риторическая разработка этой темы не будет продуктивной? «Словарь атеиста» дает средних размеров статью (М.: Политиздат, 1973. С. 192—193), в которой, в частности, сказано: Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Триединый бог единосущ, недоступен для человеческого разума... Православные священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношения нательных крестиков, исполнения таинств, которых... семь: крещение, причащение, миропомазание, покаяние, брак, священие, елеосвящение. «Полный православный богословский энциклопедический словарь» посвящает понятию православия более обширную разработку (М.: Возрождение, Т.2. С. 1872—1878), подчеркивая различия между православием и католицизмом, например: «В отношении к государству православие не желает властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство; оно стремится сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в самостоятельность государства в сфере его власти...» Современный ученый-богослов протоиерей Лев Лебедев формулирует это понятие так: ... православие — это не только сумма догматических и иных вероучительных представлений (хотя они и имеют первостепенную важность). Православие — это определенный образ жизни во Христе, ярче всего выражающийся в идеалах Святой Руси, как она исторически сложилась. Такими идеалами для всего русского общества в целом еще в середине XVII в. являются: 1) стремление к сближению с Богом... на «узком пути» (Мф. 7,13—14) подвига по правилам православной аскезы, с тем, чтобы 2) находить в этом единственное подлинное благо уже здесь, на земле. (Лебедев Л. Москва Патриаршая. -М.: Вече, 1995. - С. 57). Атеистов и верующих разделяют многие разногласия в оценке религии. Библии и пр. Главным разногласием является то, что верующие верят в то, что Бог есть, а атеисты — в то, что бога нет. В силу этой убежденности верующие пишут слово «Бог» с прописной буквы, а атеисты — со строчной. Наши задания не приглашают и не могут приглашать никого из читателей присоединиться к той или иной группе верующих — атеистов, с одной стороны, — православных, мусульман, буддистов, католиков и т.д. — с другой. Но выполнять риторические задания по этой тематике тем не менее можно. Зададим вопрос так, как он сформулирован одним из слушателей: чем объяснить, что человек может испытывать угрызения совести, любить и т.д., если не признать какого-то от Бога данного духовного начала — души? Отвечая на вопрос, вначале нужно выяснить, что же такое душа. В энциклопедиях и словарях советского периода такого слова нет. Стало быть, власть относилась к этому понятию негативно. Действительно, в «Словаре атеиста» читаем: Душа — по религиозным и идеалистическим представлениям — особая нематериальная сущность, активное движущее начало в человеке... Реакционная идея о бессмертии души и загробной жизни оказывала и оказывает отрицательное влияние на умы людей. Она вселяет веру в потустороннее существование и тем самым парализует творческую и социальную активность личности... Особенно большой вклад в научную разработку проблемы психической деятельности человека и тем самым в опровержение бессмертной идеи души внесли И.М.Сеченов и И.П.Павлов... (М.: Политиздат, 1973. С. 85). До 1917 г. определение понятия «душа» звучало иначе. Например, в «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» сказано так: «Человек, согласно учению Св. Писания, состоит из тела и души (Быт. 2,7; Мф. 10, 28). Душа оживляет тело, одухотворяет его, без нее — тело прах, а потому душа в Богословии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собою ту особую силу, которая обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге... Особые свойства души состоят в единстве, духовности и бессмертии ее, в способности разума, свободы и дара слова» (М., 1992, репр. изд. Т.1. С. 805, 806). А между тем русский народ создал за века своего существования немало пословиц и поговорок, фразеологических оборотов со словом «душа». Так, «Фразеологический словарь литературного русского языка (под ред. А.И. Федорова. — М., 1995) в составе семи тысяч словарных статей выделил более пятидесяти на различные сочетания с этим понятием: «Божья душа», «бумажная душа», «в чем душа (держится)», «добрая душа», «душа вон», «душа в пятках», «душа горит», «душа лежит/не лежит», «душа наизнанку», «душа на месте/не на месте», «душа на небе», «душа ноет», «душа радуется», «душа рвется», «душа тянет», «живая душа», «открытая душа», «простая душа», «святая душа», «широкая душа», «по душам», «для души», «ни души», «со всей душой», «за милую душу» и т.д. Но есть в этом списке и такие обороты, как «варначья душа», «Иродова душа», «заячья душа», даже «душа моя» с пометкой, что, мол, это устаревшее для наших дней обращение. Слово и понятие «душа» были распространенными, и весьма. У А.С. Пушкина: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен —... (1825) Где гражданин с душою благородной, Возвышенной и пламенно свободной? (1817) А в письмах к жене у поэта есть такие строки: Ах, женка душа! (22 сентября 1832 г. Из Москвы в Петербург). Прощай, душа моя. (3 октября 1832 г. Из Москвы в Петербург). Прощай, душа. (8 октября 1833 г. Из Болдина в Петербург). Душка моя... (19 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву). Целую тебя, душа моя... (21 сентября 1835 г. Из Михайловского в Петербург). Душа моя, вчера получил я от тебя два письма... (29 сентября 1855 г. Из Михайловского в Петербург.) Да есть ли поэт-писатель, пишущий по-русски, да чтобы он не использовал «душу» в своем творчестве! Вот, например, Б. Пастернак: Мне по душе строптивый норов Артиста в силе: он отвык От фраз и прячется от взоров. (Художник) Вернемся, однако, к теме нашего раздела. Таковы исходные и противоположные точки зрения. Отталкиваясь от них и на их фоне нужно высказать собственные соображения, которые в сумме могли бы стать риторическим упражнением для желающих, что в наши дни можно безбоязненно высказаться как за первую позицию — души нет, так и за вторую — душа есть. Поддерживая первую из них, сборник «Ответы верующим» (М.: Полит. литература, 1962. С.122 и след.) высказывается следующим образом: Жизнь человека, как и жизнь других живых существ, — это сложный процесс обмена веществ. Любой организм потребляет воздух, воду, солнечный свет, тепло, питательные вещества и выделяет то, что в нем отработано и не нужно. В этом процессе участвуют сердце, легкие, пищеварительный аппарат, сложная нервная система и все другие органы и ткани. Достаточно выйти из строя одной из этих систем... и наступает смерть. Значит, смерть — это не отделение души от тела, как утверждает религия, а прекращение определенных функций организма. ... Таким образом, неопровержимые научные данные говорят о том, что, как бы ни ухитрялись защитники религии отыскать различные аргументы для доказательства каких-то сверхъестественных, якобы данных самим богом начал в человеке, все их попытки бесполезны. Цитата достаточна длинна, но это малая часть анализируемой статьи. Естественно, что при таком подходе никакая мысль о «жизни вечной» не может и возникать. Поэтому в «Словаре атеиста» такого понятия нет вовсе. Но в «Полном православном... словаре» такая статья есть. Там сказано: ... Так как общение с Богом через Христа мы имеем и в этой, земной, жизни, то название «жизнь вечная» относится не только к загробной, но и к настоящей, временной жизни (Иоан. 6,40; 20,31). Вечная жизнь обретается раньше воскресения из мертвых с нашим совершенствованием и приближением к Богу. Таким образом, жизнь земная и жизнь загробная в представлении о жизни вечной как бы соединяются между собой неразрывно.... жизнь истинно христианская есть жизнь вечная и начинается с самого крещения (с. 887). Очевидно, что позиция авторов Словаря атеиста для большинства читателей и понятнее, и ближе, и обычнее, чем соображения из Полного православного... Ну, что ж, перед читателем выбор, выбор свободного человека, каким и должен быть Оратор. Какие резоны, развивающие одну точку зрения и отрицающие другую, можно подготовить, особенно после того как будут прочитаны все материалы раздела «Православие»? Собирая материал для этого раздела хрестоматии, мы стремились к тому, чтобы в рамках отведенной площади создать представление о православии в нашей стране и о некоторых его наиболее активных и известных авторах прошлого и настоящего. Подбор авторов для раздела создает, на наш взгляд, некоторое представление о сути православия, о его месте в жизни страны в целом, об ораторах-богословах и об особенности этой ветви русского красноречия. Тексты для раздела подобраны с такой целью, чтобы дать читателю некоторое представление о религии, принятой на Руси тысячу лет тому назад.Тем более, что сейчас в народе потеряна основа православия. Например, на улицах часто можно видеть и мужчин и женщин, у которых православные кресты болтаются поверх одежды, нередко в соединении с самыми немыслимыми цепями, в сочетании с брелоками, монетами и пр. А между тем православный крест на Руси никогда не был украшением мирской одежды, его же крестильный вариант назывался «нательным», а посему, естественно, носился на теле. Пусть этот раздел послужит делу восстановления правил писаных и неписаных, теоретических предпосылок и практического проявления православного учения среди наших читателей, наконец, ораторскому подходу к религиозной теме изнутри, т.е. в произведениях самих православных авторов. Среди них есть такие, кто известен в наши дни, — Сергей Булгаков, Александр Мень, протопоп Аввакум... Другие предстанут пред современным читателем после длительного забвения — М.В. Толстой, В.Д. Сиповский, К. Валишевский... Особое место занимает ныне действующий митрополит Кирилл, с которым желающие могут встретиться в телевизионных передачах цикла «Слово пастыря». Надеемся, что это наше «предуведомление» (слово из тех, что широко употреблялись в «пушкинские времена») поможет при подготовке любого ораторского выступления на тему в рамках данного раздела хрестоматии. Раздел сопровождается учебными риторическими подготовительными и реальными заданиями и контрольными вопросами. Аввакум Боярыня Морозова известна на Руси, пожалуй, в не меньшей степени, чем сам Аввакум, благодаря знаменитой картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, урожденная Соковникова (1632—1675) — яркая и трагичная фигура русской истории XVII в. В 17 лет она стала боярыней — женой Глеба Ивановича Морозова и приближенной молодой царицы Марии Ильиничны. Через 13 лет, после смерти мужа и дяди, она становится наследницей огромного состояния вместе с единственным сыном Иванушкой. Но ее приверженность до «старой веры», отказ от просьб самого царя «отступиться от старообрядчества» привели к тому, что в ночь на 16 ноября 1671 г. она была арестована вместе со своей сестрой княгиней Е.П. Урусовой, разлучена с сыном (он умер весной 1672 г.), закована в кандалы, лишена всего состояния... Боярыня Морозова умерла от голода в земляной тюрьме Боровского острога в ночь с 1 на 2 ноября 1675 г. Протопоп Аввакум и боярыня состояли в переписке. В их письмах отражены проблемы старообрядчества, личных отношений между протопопом и боярыней, высказываются мысли относительно общих знакомых и родственников, критикуются «худые людишки», «притрапезные плуты», живущие около боярыни. Письма нередко лаконичны, иногда гневны, иногда спокойны по тону. Некоторые места в письмах требуют пояснений: Ивашко — старший сын Аввакума (Иван Аввакумович). Как тебе дали двор и крестьян прибавили... — речь о вотчинах, подаренных и отобранных царем. ... помили брата своего и нашего друга... — речь о ее двоюродном брате боярине Ф.М. Ртищеве, человеке очень влиятельном. ...Дмитрия попа с попадьею... — его жена (попадья) была одной из «любимых духовных дочерей» Аввакума. ...Настасье Марковне, з чады и снохою и со внучкою — состав семьи Аввакума. ...и с чадом своим. — Сын боярыни Морозовой Иван Глебович (годы жизни, очевидно, 1650—1672). ...смутил один человек, его имя сами ведаете — Речь идет о Федоре юродивом. ... на меня и на матерь, на старицу Александру, и на Аксинью с братом. — Старица Александра Григорьевна жила в доме Морозовой, Аксинья — Ксения Ивановна, дворовая «женка» Морозовой. ... Трефильева ученица — Трефилий, инок Московского Симонова монастыря, был казнен в Москве в конце 1660 г. за активную деятельность в старообрядчестве. ... ты меня посещала... — Не только Аввакум, но и Анастасия Марковна бывала в доме Морозовой для «духовных бесед». ... чтобы Бог подал сыну моему супруженицу на спасение... — Речь о женитьбе сына Морозовой Ивана Глебовича, которого «понудили» в выборе невесты из «никонианского мира». ... яко и Епифания Евдоксия — Из истории византийской церкви, когда империатрице Евдоксии (ум. в 404 г.) в ее борьбе против Иоанна Златоуста удалось привлечь на свою сторону Епифания Критского ... выколи глазища... что и Мастридия... — Имеется в виду поступок византийской подвижницы Мастридии, выколовшей себе глаза, чтобы не поддаться любовному соблазну. В целом переписка боярыни Морозовой свидетельствует о том, что дом ее накануне Собора 1666—1667 гг., в период раннего становления старообрядчества, был одним из книжных центров, где создавались многие тексты в защиту «старой доктрины». Письма из переписки Аввакума и боярыни были найдены только в 1911 г. при разборе полуистлевших бумаг из личной канцелярии царя Алексея Михайловича.
|