Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Котте Максиму





Спросишь, откуда пришло письмо, что теперь ты читаешь?

Издалека, где с морской синью мешается Истр.

Если страна названа, то припомниться должен писавший:

Публий Назон, поэт, сгубленный даром своим.

5. Как бы хотел он тебе не с берега гетов косматых,

Котта, привет передать, но повстречаться с тобой.

Юноша, отчее в ком возрождается вновь красноречье,

Я прочитал твою речь, людный пленившую суд.

Мой торопливый язык читал ее более часа,

10 Но и такая она слишком была коротка.

Я ее вздумал продлить, читая снова и снова, —

С каждым разом она нравилась мне все сильней.

Прелести не отнимает у ней повторное чтенье —

Значит, пленяет она силою, не новизной.

15 Счастливы те, кто ее от тебя на форуме слышал:

Им насладиться пришлось уст красноречьем таких.

Ибо, хотя хороша на вкус вода и в сосуде,

Много приятнее пить из самого родника.

Яблоки нам приятней срывать с ветвей наклоненных,

20 Чем из чаши резной брать за обильным столом.

Не провинись я, не будь моя муза причиной изгнанья,

То, что прочитано мной, слышал бы я от тебя,

Может быть, вновь в суде ста мужей заседая привычно,

Речи твоей бы внимал, прежнюю должность заняв,

25 Чувствовал, как наслажденьем мое наполняется сердце,

И, увлеченный, с тобой был бы согласен во всем.

Но, коль судьба отняла у меня и вас, и отчизну

И захотела, чтоб я с дикими гетами жил,

Чаще, прошу я тебя, плоды твоего прилежанья —

30 Чтобы казалось, что мы свиделись, — мне присылай.

Так же, как делаю я,— если ты не сочтешь недостойным

Мой пример, ибо сам лучший мне мог бы подать.

Я ведь, хотя и давно для вас, мой Максим, потерян,

Свой напрягаю талант, чтобы не сгинуть совсем.

35 Тем же и мне ответь, чтобы чаще плоды твоих бдений

Впредь и сосланный друг брал благодарной рукой.

Юноша милый, кому больше всех посвящал я усилья,

Не ради них ли, скажи, ты вспоминаешь меня?

Кажется ль мне, что, друзьям читая новую песню

40 Или, как делать привык, их заставляя читать,

Чувствуешь ты иногда, забыв душой об утрате,

Вдруг, что чего-то тебе близкого недостает?

И как, бывало, при мне ты привык говорить о Назоне,

Все ль у тебя на устах имя его и теперь?

45 Пусть мне смерть принесет стрела из гетского лука

(Видишь, за лживую здесь клятву расплата близка!),

Если и в ссылке тебя не вижу я постоянно,

Благо свободен идти дух мой, куда захочу.

Так, не зримый никем и духом Рима достигнув,

50 То я внимаю тебе, то я с тобою говорю.

Как мне бывает тогда хорошо, передать я не в силах;

Самыми светлыми мне кажутся эти часы.

Веришь ли, мнится тогда, что я очутился на небе,

Что получил я удел в сонме блаженных богов.

55 Но возвращаюсь сюда, небеса и богов покидаю...

Как недалеко течет Стикс от Понтийской земли!

Если ж из этой земли мне вернуться препятствуют судьбы,

Тщетной надежды меня, Максим, скорее лиши!

Печатается по: Овидий. Скорбные элегии.

Письма с Понта. — М., 1979. — С. 133 и след.

Платон

Особенностью творчества Платона является то, что все его произведения написаны в форме диалогов. Иногда двое людей мирно беседуют у пересохшей реки, иногда — несколько чело­век, и каждый из собеседников высказывает свою точку зрения на обсуждаемый предмет. А сам предмет обсуждения непремен­но относится к бессмертию души («Федон») или к идее жизни («Пир»), частично к теории красноречия на основе учения о душе («Федр», пятый раздел) и т.д.

Последний диалог заканчивается молитвой Сократа, которая звучит так:

Сократ: разве не следует помолиться перед уходом?

Федр: конечно, надо.

С.: Милый Пан и другие здешние боги, дайте мне стать внутренне прекрасным! А то, что у меня есть извне, путь будет дружественным тому, что у меня есть внутри, рогатым пусть я считаю мудрого, а груд золота пусть у меня будет столько, сколько не унести, не увезти никому, кроме человека рассуди­тельного. Просить ли еще о чем-нибудь, Федр? По мне, такой молитвы достаточно.

Ф.: Присоедини и от меня ту же молитву. Ведь у друзей все общее.

С.: Пойдем.

В «Федре» Сократ говорит о том, как нужно писать речи ис­кусно:

Прежде всего нужно познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь, суметь определить все соответственно этой истине, а дав определение, знать, как дальше подразделить это на виды, вплоть до того, что поддается делению. Природу души надо рассматривать точно так же, оты­скивая вид речи, соответствующий каждому природному складу, и таким обра­зом строить и упорядочить свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе — с простыми. Без этого невозможно искуссно, насколько это позволяет природа, овладеть всем родом речей — ни теми, что предназначены учить, ни теми — что убеждать, как пока­зало все наше предшествующее рассуждение (Платон. Собр. соч. — М.: Мысль, 1993. Т. 4. - С. 189).

В хрестоматии представлен (в сокращении) «Софист», в ко­тором собеседники доказывают, что существует не только исти­на, но и ложь, во-первых, и что если оратор отвергает истину, то только во имя торжества лжи, во-вторых. В «Софисте» дается несколько определений самого понятия «софист». Но поскольку в человеческой жизни истина и ложь нередко перемешаны, то истина часто отвергается, а ложь не реже утверждается.

В «Софисте» есть следующие примечания, которые могут помочь в пони­мании платоновского текста:.

Сократ — товарищ Теэтета, фигурирует в «Софисте» в качестве безмолв­ного персонажа. В других диалогах он иногда вступает в разговор вместо уто­мившегося Теэтета.

Чужеземец из Элеи последовательно сравнивает софиста с рыболо­вом, с охотником, с торговцем добродетелью, как спорщика ради денег, отделя­ет общее творческое искусство от наиболее частного его вида — софистики.

По мнению Платона, есть благородная софистика, которая есть искусство обличения. Внешне она похожа на обычную софистику, но на самом деле пред­ставляет собой истинную мудрость.

Пословицы из обихода борцов в палестре не раз встречаются у Платона, для которого спор тоже имеет характер состязания и борьбы.

Протагор считался автором сочинения «О борьбе».

Платон относил софистов к людям, которые обладают ложными знаниями, основанными на подражании, а в подражании не может быть истины, в нем только призрак истины. В другом месте он рассуждает о двух видах подража­ния: творящем образы и создающем призрачные подобия.

Платон сравнивает софистику с многоголовой гидрой, которую победил Геракл.

Ксенофан Колофонский (VI—V вв.) — основатель школы элеатов. По од­ному из свидетельств «Ксенофан сомневался относительно всего и принимал только одно положение — что все едино и оно есть бог, конечный, разумный, неизменяемый».

Платон в «Федре» говорит о правой и левой сторонах человеческого тела или о правом и левом «делании безумия». В данном случае он делит все творче­ские искусства в ширину на присущие человеку и присущие богу. Дальнейшие деления происходят, по Платону, в длину (мы бы сказали в глубину) — искус­ство бога слева, искусство человека — справа.

Date: 2015-10-18; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию