Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Марк Туллий ЦицеронСтр 1 из 86Следующая ⇒ Введение Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором. В основе слов ОРАТОР, ОРАТОРСКИЙ, ОРАТОРИЯ, ОРАРЬ, ОРАНТА и некоторых других лежит ОРИС. ОРИС (лат.) — рот. ОРАТОР (от лат. ораре — говорить) — 1) лицо, произносящее речь, 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова. ОРАТОРСКИЙ — 1) относящийся к оратору, 2) соответствующий требованиям красноречия, красноречивый. ОРАТОРИЯ (от итал. opamopuc) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. ОРАРЬ (или ОРАРИЙ) — часть облачения диакона, перевязь, расшитая крестами и надеваемая на левое плечо. ОРАНТА (лат. оранс — молящийся) — изображение молящейся фигуры. В средние века сложился канон изображения Богоматери, получивший наименование иконографического типа, согласно которому некоторые иконы стали называться «Богоматерь-Оранта» в отличие от других, тоже весьма известных, например, «Одигитрия» (по-греч. — путеводительница). ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА — живая речь, получившая художественную обработку. Издревле различались несколько форм красноречия: речи торжественные, судебные, политические, проповеди, поучения, бытовые (например, за столом, на похоронах и пр.) и т.п. С развитием радио и телевидения появились новые формы бесед, диспутов, интервью. Под термином риторика, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование теоретических основ ораторского искусства, курс обучения красноречию. Тщательная и длительная подготовка к публичному выступлению приводила к абсолютной популярности ритора в народе. Поэтому, например, в Древней Греции юноши, которым исполнялось 18 лет, поступали в школы, в которых изучали риторику, философию, военное дело и другое науки, важные для того времени. Такие школы назывались «эфебиями», ученики — «эфебами», и только после окончания школы, рассчитанной на два года занятий, они становились полноправными гражданами Греции. Особенно распространены были такие школы в Афинах и в Спарте. Итак, как древнейшая наука и искусство риторика существует с дохристианских времен. Среди знаменитых ораторов и риторов известны имена многих древних авторов. Для античности существовал свой речевой идеал, выразителями которого были Гомер, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др. Иным был риторический идеал раннего христианства, зафиксированный, например, в Библии, в Нагорной Проповеди, где выделены в качестве образца для подражания кротость, миролюбие, сдержанность, стремление возлюбить своего ближнего. Русский речевой идеал связан с именами многих выдающихся деятелей государства и культуры, среди которых наибольшую роль сыграли М.В. Ломоносов, написавший свое «Руководство», А.В. Суворов со своей «Наукой побеждать», В.Г. Белинский, а также учебники риторики А.Ф. Мерзлякова и Н.Ф. Кошанского. Нет нужды продолжать этот список, но нельзя не вспомнить вклад в становление русской речи А.С. Пушкина, его предшественников и последователей. Отдельной строкой скажем о судебных ораторах России — А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако и других. У специалистов по риторике есть термин: «умение держать тему», т.е. не сбиваться с главного вопроса на второстепенные или вообще не относящиеся к теме, не потеряться в примерах, забыв о названии темы. Это также умение не подменить серьезность проблемы мелкими и некорректными нападками на конкретную личность, умение быть логичным, кратким, сдержанным, уважительным и доброжелательным по отношению к оппонентам, к разным точкам зрения и к аудитории в целом. Очевидно, что для достижения таких целей нужно серьезно заниматься риторикой, тренироваться в произнесении речей, пусть сначала маленьких и на бытовые темы, затем — более сложных и длительных по регламенту. Нужно понять, что выход за рамки темы происходит, как правило, по двум причинам: • неумение говорящего вести серьезную и профессионально организованную беседу на заданную тему. В риторике такое явление называется «паралогизм», под которым понимается появление как бы второй, ложной, линии рассуждения, все более отдаляющейся от главной логической канвы беседы. Преодолеть «паралогизм» можно лишь длительной и кропотливой работой по повышению риторического мастерства самого оратора, становлению его в Оратора: • нежелание говорящего вести серьезно и профессионально организованную беседу на заданную тему. В риторике это явление называется «софистика» или «софизм». Под ним подразумевается стремление оратора увести слушателя к умышленно ложным умозаключениям, основанным на естественном, природном различии в понимании сложных вопросов беседы, на двусмысленности понятий, на выхватывании отдельных сторон рассматриваемого явления (вопроса, тезиса, темы и пр.). В русском переводе популярной детской книги Киплинга «Маугли» среди ее животных-героев действует и стая обезьян — «бандерлогов». Не напоминает ли нам манера некоторых ораторов повадки «бандерлогов», оперирующих в критических ситуациях спора не монологами, не диалогами, а криком, бессмыс ленным и максимально громким, когда спорящие не слушают друг друга, стараются выяснить не то, что их объединяет, а то, что их разъединяет? Для человека монолог — Основа рассуждения, А добрый, честный диалог Раскроет все сомненья... Я вижу «бандерлогов» там, Где люди суетятся, Кричат все хором, злобный гам Толкает их подраться. У «бандерлогов» есть мечта — Болтать, искать изъяны, Считать, что глуп и тот и та... — Так спорят обезьяны. Единственная возможность для оратора избежать «эффекта бандерлогов» заключается в повышении собственного ораторского мастерства. А ораторское мастерство опирается на общий уровень культуры говорящего, на его знания теории и практики ораторского искусства, на постепенное формирование ораторской эрудиции. Это понятие может рассматриваться как в самом широком смысле, так и в узком, от понятия «эрудированный оратор» до понятия «эрудированный человек». Первое понятие шире второго, поскольку оратор не только владеет нужной для данной аудитории информацией, но и может донести эту информацию до слушателей. Не случайно в устном рассказе И.Л. Андроникова «Первый раз на эстраде» есть яркая фраза, которой автор характеризует одного из своих персонажей — лектора Ленинградской филармонии: «Он дурно знает свой предмет и еще хуже говорит о нем». Итак, чем характеризуется речь опытного оратора, какими особенностями она отличается от речи общей массы говорящих, которые никогда не занимались риторикой как учебным предметом? Попытаемся прояснить два указанных И.Л. Андрониковым аспекта: • что означает знать свой предмет «недурно», • как научиться говорить о нем лучше. В этих специальных и специфических знаниях, умениях и навыках сокрыто таинство риторики — одновременно и науки и искусства. Часть I Теория Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово.
|