Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эти правила следует запомнить, сделать руководством к действиюПродолжение этой темы можно найти в последующих разделах пособия. Например, план и эпистема рассматриваются на практике в хрестоматии (Крисп Г.С. Инвектива против Цицерона; Андроников И.Л. Первый раз на эстраде и др.) Формула Цицерона (второе «золотое» правило) сочетается с вариантами обращений во времена А.С. Пушкина, которые имели четко обозначенную сферу применения: «Милостивый Государь» — к вышестоящему, «Милостивый Государь мой» — к равному, «Государь мой» — к нижестоящему. Современные бытовые обращения (товарищ, гражданин, господин, сударь, коллега и др.) не имеют общепринятой функциональности, вызывают споры и в обществе, и в официальных органах. Наконец, несоблюдение трех обсуждаемых правил риторики нередко приводит к тому, что на автора выступления (устного или письменного) персонаж, посчитавший себя оскорбленным, подает в суд и выигрывает судебный процесс со всеми юридическими и даже финансовыми последствиями. В хрестоматийной части пособия можно найти и другие примеры, иллюстрирующие теоретическую составляющую трех «золотых» правил риторики. Риторическое «древо» Люди Античного мира любили и умели мыслить образно. Древние риторы и ораторы нередко сравнивали ораторское выступление с деревом, в котором сами находили отдельные части: корни, ствол, ветви (большие и маленькие), листья, цветы (рис. 1.1). Все эти древесные части они соотносили с частями ораторского выступления, полагая, что каждая из частей взаимосвязана со всем другими частями лекции (выступления оратора, беседы двух мыслителей и пр.). Так, они связывали причину, заставившую оратора подняться на трибуну, с теми ораторскими украшениями, которые он посчитает нужным использовать во время своего выступления. Это его последнее творческое решение должно быть связано с учетом особенностей, которыми обладает аудитория, которая, как предполагает оратор, будет его слушать. Все эти проблемы в свою очередь самым тесным образом соотносятся с конкретной темой, которую оратор предполагает обсудить со своими слушателями. Наконец, все то, что сказано выше, не может не зависеть от места и времени проведения ораторского выступления. Очевидно, что зависимость от темы, от аудитории, от места и времени, наконец, от собственного самочувствия, настроения и от многих других компонентов, которые не всегда поддаются предварительному учету и анализу, должна привести и приводит на практике оратора к тому, что он будет вынужден перестраиваться по ходу своего выступления, менять план речи, использовать те ораторские приемы и теоретические положения, которые он захочет и сможет предъявить данной аудитории по конкретной теме, выступая в нужном месте и в заранее оговоренное время. Таким образом, с древних времен риторика рассматривала такие закономерности в качестве предварительной творческой и профессиональной подготовки оратора, что позволяло оратору избегать многих досадных ошибок в тот момент, когда он вынужден был говорить перед аудиторией, глядя в глаза своим слушателям. Заметим, что среди них могли быть как заинтересованные в его выступлении, так и равнодушные. Рис. I. Риторическое древо 1 — корень древа, скрытый от глаз аудитории. Под ним понимается причина, приведшая оратора на трибуну: а) стремление прославиться, стать известным, б) надежда получить плату, гонорар за выступление, в) предположение, что выступление будет для аудитории полезным, будет способствовать расширению ее кругозора, становлению профессиональных умений и навыков; 2 — ствол, который представляет собой тему выступления, основную проблему ораторской речи; 3 — основные несущие ветви, под которыми подразумеваются основные вопросы в плане лекции, в классической риторике чаще всего этих ветвей три; 4 — более мелкие веточки — подвопросы, на которые делится каждый основной вопрос темы; 5 — крона древа, представленная листьями, т.е. словами, в которые оратор «одевает» свое устное высказывание. Опытный оратор использует за время выступления несколько тысяч таких листьев-слов, 6 — цветы, т.е. те украшения, которые могут сделать речь изящной, выразительной. М.Т. Цицерон называл такое украшение «лекифом» («лекиф» — это античный флакон тонкой работы, в котором в те времена женщины хранили духи: розовое масло и пр.). В теории риторики принято деление «цветов» на тропы и фигуры. Троп (от греч. «тропос») — слово или фраза в переносном значении, образное выражение, сдвиг в семантике слова от прямого к переносному значению, например, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эпитет, оксиморон, аллегория и др. Фигура (от лат. «образ», «вид») — необычные по синтаксису обороты речи, применяемые для усиления выразительности выступления, воздействия на чувства слушателей, например, анафора, эпифора, эллипс(ис), антитеза, градация, инверсия, хиазм, гипербатон, анаколуф, симплока, парцелляция, асиндетон, полисиндетон, силлепсис, катахреза, энтимем(а) и др. Умелое украшение ораторской речи позволяет сделать выступление не только полезным, познавательным, но и насыщенным элементами эстетики, превратить доклад в удовольствие, испытанное слушателями даже в том случае, если тема речи была вполне серьезна, и оратор говорил о сложных теоретических проблемах науки, искусства, религии. Блестящее владение ораторскими «лекифами» можно найти в устных рассказах И.Л. Андроникова, по творчеству которого российское телевидение сделало более 25 передач (например, «Первый раз на эстраде», «Первый раз на телевидении» и др.). Полные характеристики вариантов тропов и фигур нужно смотреть в соответствующих словарях. С целью пополнения своего ораторского словаря, повышения ораторского мастерства полезно прослушивать риторические образцы, годные для подражания, выписывать из них примеры оригинальных ораторских приемов (слов, оборотов, тропов, фигур и пр.), стараться их запомнить и в дальнейшем использовать в собственных творческих ораторских выступлениях. Ораторский лекиф не ограничивается теми «цветами», которые заключены в тропах и в фигурах. Есть еще немало других возможностей для украшения любого ораторского выступления, например использование: · цитат, · пословиц и поговорок, русских и иностранных, · элементов юмора и остроумия, · различных обращений, · риторических вопросов, · вновь появившихся и устаревших слов, выражений, · стилизации под речь персонажа, · многих вариантов интонаций и модуляций голоса и пр. Деловые игры Деловые игры, которые можно условно разделить на: 1) подготовительные деловые игры и 2) реальные деловые игры — обязательны для серьезной школы риторики, готовящей творчески активных и знающих ораторов. Подготовительные деловые игры призваны сформулировать те умения и навыки, которые помогут будущему оратору не растеряться перед аудиторией. Реальные — в полной мере соотносятся с действительной ораторской ситуацией, наиболее приближенной к выступлению опытного оратора перед слушателями. К подготовительным деловым играм можно отнести следующие их виды: • прослушивание образцов — самая простая из всех деловых игр. Но ее можно значительно усложнить, если поставить перед слушателями дополнительные задания: выписать наиболее яркие слова и выражения, использованные автором, попытаться восстановить план, по которому подготовлено выступление, обнаружить достоинства и недостатки предлагаемого выступления и т.п.; • подготовка монофонов на любую (или на предлагаемую и заранее обусловленную букву/звук). (Подробнее см. в «Монофоны»); • создание рифмы. Работа не очень сложная, но для части слушателей, имеющих тягу к поэзии, представляется значительной и интересной. Нужно подбирать рифмы на данное слово. Победителем будет тот, кто наберет таких рифм больше, чем другие; • «стихомэтр» — это продолжение «рифмы». При такой работе можно подражать великим поэтам, поскольку при этом расширяется словарный запас оратора, вырабатывается индивидаульный «темпо-ритм», функционирует творческий аппарат избирательного сочетания слов, рифм и пр. Название деловой игры «стихомэтр» имеет несколько юмористический оттенок, потому что «мэтр» — это «мастер» по-французски, наставник, почтительное название человека, обладающего в данной области выдающимися знаниями (в науке, литературе, искусстве). Можно предложить слушателям самостоятельно написать стихотворение, может быть, как подражание известному поэту, Например, по современной зимней дороге катит рейсовый автобус, останавливается около одинокого столба... Может получиться примерно так.
|