Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эти правила следует запомнить, сделать руководством к дей­ствию





Продолжение этой темы можно найти в последующих разде­лах пособия. Например, план и эпистема рассматриваются на практике в хрестоматии (Крисп Г.С. Инвектива против Цицеро­на; Андроников И.Л. Первый раз на эстраде и др.) Формула Ци­церона (второе «золотое» правило) сочетается с вариантами об­ращений во времена А.С. Пушкина, которые имели четко обо­значенную сферу применения:

«Милостивый Государь» — к вышестоящему,

«Милостивый Государь мой» — к равному,

«Государь мой» — к нижестоящему.

Современные бытовые обращения (товарищ, гражданин, господин, сударь, коллега и др.) не имеют общепринятой функ­циональности, вызывают споры и в обществе, и в официальных органах.

Наконец, несоблюдение трех обсуждаемых правил риторики нередко приводит к тому, что на автора выступления (устного или письменного) персонаж, посчитавший себя оскорбленным, подает в суд и выигрывает судебный процесс со всеми юридиче­скими и даже финансовыми последствиями.

В хрестоматийной части пособия можно найти и другие примеры, иллюстрирующие теоретическую составляющую трех «золотых» правил риторики.

Риторическое «древо»

Люди Античного мира любили и умели мыслить образно. Древние риторы и ораторы нередко сравнивали ораторское вы­ступление с деревом, в котором сами находили отдельные части: корни, ствол, ветви (большие и маленькие), листья, цветы (рис. 1.1). Все эти древесные части они соотносили с частями оратор­ского выступления, полагая, что каждая из частей взаимосвязана со всем другими частями лекции (выступления оратора, беседы двух мыслителей и пр.). Так, они связывали причину, заставив­шую оратора подняться на трибуну, с теми ораторскими укра­шениями, которые он посчитает нужным использовать во время своего выступления. Это его последнее творческое решение должно быть связано с учетом особенностей, которыми обладает аудитория, которая, как предполагает оратор, будет его слушать. Все эти проблемы в свою очередь самым тесным образом соот­носятся с конкретной темой, которую оратор предполагает обсу­дить со своими слушателями.

Наконец, все то, что сказано выше, не может не зависеть от места и времени проведения ораторского выступления. Очевид­но, что зависимость от темы, от аудитории, от места и времени, наконец, от собственного самочувствия, настроения и от многих других компонентов, которые не всегда поддаются предвари­тельному учету и анализу, должна привести и приводит на прак­тике оратора к тому, что он будет вынужден перестраиваться по ходу своего выступления, менять план речи, использовать те ораторские приемы и теоретические положения, которые он за­хочет и сможет предъявить данной аудитории по конкретной теме, выступая в нужном месте и в заранее оговоренное время.

Таким образом, с древних времен риторика рассматривала такие закономерности в качестве предварительной творческой и профессиональной подготовки оратора, что позволяло оратору избегать многих досадных ошибок в тот момент, когда он выну­жден был говорить перед аудиторией, глядя в глаза своим слу­шателям. Заметим, что среди них могли быть как заинтересо­ванные в его выступлении, так и равнодушные.

Рис. I. Риторическое древо

1 — корень древа, скрытый от глаз аудитории. Под ним понимается причи­на, приведшая оратора на трибуну:

а) стремление прославиться, стать известным,

б) надежда получить плату, гонорар за выступление,

в) предположение, что выступление будет для аудитории полезным, будет способствовать расширению ее кругозора, становлению профессиональ­ных умений и навыков;

2 — ствол, который представляет собой тему выступления, основную про­блему ораторской речи;

3 — основные несущие ветви, под которыми подразумеваются основные во­просы в плане лекции, в классической риторике чаще всего этих ветвей три;

4 — более мелкие веточки — подвопросы, на которые делится каждый ос­новной вопрос темы;

5 — крона древа, представленная листьями, т.е. словами, в которые оратор «одевает» свое устное высказывание. Опытный оратор использует за время вы­ступления несколько тысяч таких листьев-слов,

6 — цветы, т.е. те украшения, которые могут сделать речь изящной, выра­зительной. М.Т. Цицерон называл такое украшение «лекифом» («лекиф» — это античный флакон тонкой работы, в котором в те времена женщины хранили духи: розовое масло и пр.).

В теории риторики принято деление «цветов» на тропы и фигуры.

Троп (от греч. «тропос») — слово или фраза в переносном зна­чении, образное выражение, сдвиг в семантике слова от прямого к переносному значению, например, метафора, метонимия, си­некдоха, гипербола, литота, эпитет, оксиморон, аллегория и др.

Фигура (от лат. «образ», «вид») — необычные по синтаксису обороты речи, применяемые для усиления выразительности вы­ступления, воздействия на чувства слушателей, например, ана­фора, эпифора, эллипс(ис), антитеза, градация, инверсия, хиазм, гипербатон, анаколуф, симплока, парцелляция, асиндетон, полисиндетон, силлепсис, катахреза, энтимем(а) и др.

Умелое украшение ораторской речи позволяет сделать вы­ступление не только полезным, познавательным, но и насыщен­ным элементами эстетики, превратить доклад в удовольствие, испытанное слушателями даже в том случае, если тема речи бы­ла вполне серьезна, и оратор говорил о сложных теоретических проблемах науки, искусства, религии.

Блестящее владение ораторскими «лекифами» можно найти в устных рассказах И.Л. Андроникова, по творчеству которого российское телевидение сделало более 25 передач (например, «Первый раз на эстраде», «Первый раз на телевидении» и др.).

Полные характеристики вариантов тропов и фигур нужно смотреть в соответствующих словарях.

С целью пополнения своего ораторского словаря, повышения ораторского мастерства полезно прослушивать риторические об­разцы, годные для подражания, выписывать из них примеры оригинальных ораторских приемов (слов, оборотов, тропов, фигур и пр.), стараться их запомнить и в дальнейшем использовать в собственных творческих ораторских выступлениях.

Ораторский лекиф не ограничивается теми «цветами», кото­рые заключены в тропах и в фигурах. Есть еще немало других возможностей для украшения любого ораторского выступления, например использование:

· цитат,

· пословиц и поговорок, русских и иностранных,

· элементов юмора и остроумия,

· различных обращений,

· риторических вопросов,

· вновь появившихся и устаревших слов, выражений,

· стилизации под речь персонажа,

· многих вариантов интонаций и модуляций голоса и пр.

Деловые игры

Деловые игры, которые можно условно разделить на: 1) подготовительные деловые игры и 2) реальные деловые игры — обязательны для серьезной школы риторики, готовящей творче­ски активных и знающих ораторов.

Подготовительные деловые игры призваны сформулировать те умения и навыки, которые помогут будущему оратору не расте­ряться перед аудиторией. Реальные — в полной мере соотносят­ся с действительной ораторской ситуацией, наиболее прибли­женной к выступлению опытного оратора перед слушателями.

К подготовительным деловым играм можно отнести следую­щие их виды:

прослушивание образцов — самая простая из всех деловых игр. Но ее можно значительно усложнить, если поставить перед слушателями дополнительные задания: выписать наиболее яркие слова и выражения, использованные авто­ром, попытаться восстановить план, по которому подго­товлено выступление, обнаружить достоинства и недостат­ки предлагаемого выступления и т.п.;

подготовка монофонов на любую (или на предлагаемую и заранее обусловленную букву/звук). (Подробнее см. в «Мо­нофоны»);

создание рифмы. Работа не очень сложная, но для части слушателей, имеющих тягу к поэзии, представляется зна­чительной и интересной. Нужно подбирать рифмы на данное слово. Победителем будет тот, кто наберет таких рифм больше, чем другие;

«стихомэтр» — это продолжение «рифмы». При такой ра­боте можно подражать великим поэтам, поскольку при этом расширяется словарный запас оратора, вырабатывает­ся индивидаульный «темпо-ритм», функционирует творче­ский аппарат избирательного сочетания слов, рифм и пр. Название деловой игры «стихомэтр» имеет несколько юмо­ристический оттенок, потому что «мэтр» — это «мастер» по-французски, наставник, почтительное название человека, обла­дающего в данной области выдающимися знаниями (в науке, литературе, искусстве).

Можно предложить слушателям самостоятельно написать стихотворение, может быть, как подражание известному поэту, Например, по современной зимней дороге катит рейсовый авто­бус, останавливается около одинокого столба... Может получить­ся примерно так.

Date: 2015-10-18; view: 483; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию