Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демонстрация конфликта критериев





 

Роберт: Мэри, подходите сюда.

Мэри: Всякий раз, когда я сажусь на диету, я следую ей несколько дней, а потом весь мой план начинает разваливаться.

Роберт (обращаясь к группе): Итак, у Мэри есть проблема. Она решает начать делать что‑то, что хочет сделать, но потом не может следовать плану. При этом она хочет не только похудеть, но и создать для себя новые паттерны питания. Диеты редко приносят стабильный успех, потому что не всегда приводит к новым паттернам поведения. Кстати, что значит «диета»? «Смерть» с буквой «т» на конце [3]. Я не думаю, что диета – самый эффективный способ похудеть. Когда мы худеем, то сначала теряем мышечную ткань и только потом – жир. Когда мы начинаем набирать вес, сначала возвращается жир, а потом мышцы. Наш вес растет и снижается, а тело пытается достичь гомеостаза, баланса между мышечной тканью и жиром. Очень многие люди теряют тысячи фунтов, сидя на диете, а потом набирают их снова. Я называю это «ритмическим методом управления объемом».

Нам нужно добиться здорового веса и поддерживать его, а для этого нужно организовать свою стратегию питания и свои критерии таким образом, чтобы они работали так, как мы хотим.

(К Мэри) Вы сказали, что сидите на диете и худеете до определенного момента, а потом что‑то происходит. Что происходит? Вы начинаете терять силу воли или у вас возникает фрустрация? Что именно происходит?

Мэри: Какое‑то время я поддерживаю новый вес, а потом прекращаю попытки и снова поправляюсь. Пока вы говорили, мне в голову пришла одна вещь: около года назад я прекратила диету, после того как в течение 18 месяцев тщательно контролировала все, что ела. Я решила просто позволить своему телу достичь его естественного веса и с тех пор набираю вес как сумасшедшая.

Роберт: Вы сказали, что просто позволили телу сделать то, что оно хочет сделать. Но мы говорим о том, чтобы гармонизировать ваше тело и ваш разум. Цель не только в том, чтобы похудеть, но и в том, чтобы быть более стройным человеком, правильно? (Мэри подтверждает это, кивая.) Что для вас значит быть стройным человеком?

Мэри: Я хочу легко двигаться и хорошо выглядеть в красивой одежде. Но что еще важнее, я хочу хорошо себя чувствовать в этой одежде. Я также хочу быть конгруэнтной профессионально. Я терапевт, и я хочу, чтобы мои внешность и вес соответствовали тому, над чем мы работаем с клиентами.

Роберт (обращаясь к группе): Я всегда собираю у клиента невербальную информацию, когда мы формулируем желаемый результат. Глазные ключи доступа – один из каналов, с помощью которого Мэри дает нам информацию. Когда она говорит о том, что хочет легко двигаться, она опускает глаза не точно в кинестетическое положение, но вниз, в этом направлении.

(К Мэри) Что вы осознаете, когда думаете о том, чтобы легко двигаться?

Мэри: Я осознаю, как я себя чувствую, когда двигаюсь, главным образом. Но у меня такое ощущение, что там есть что‑то еще. (Показывает вверх и вправо.)

Роберт: Итак, у вас есть чувство и какая‑то неопределенная визуальная конструкция. Вы хотите хорошо выглядеть. Как вы думаете об этом?

Мэри (глаза двигаются вверх и вправо): Я не очень хорошо визуализирую, но я вижу цветную вспышку и какое‑то движение. Мой опыт таков, что когда я думаю об этом, то с точки зрения образов это очень неопределенно и туманно.

Роберт (обращаясь к группе): Есть общий принцип, о котором важно сказать в этой точке. Когда вы собираете информацию у людей, которым очень хорошо что‑то удается, у них обычно есть ясные, чрезвычайно детальные репрезентации того, в чем они успешны. Они ярко представляют себе свои успехи. Когда вы спрашиваете их о неудачах, то часто у них есть очень неопределенные репрезентации и почти никаких физиологических реакций.

И наоборот, если спросить человека, которому трудно что‑то делать, о его успехах, он опишет их как очень неопределенные внутренние репрезентации с очень слабыми физиологическими реакциями. Если же спросить их о том, когда у них что‑то не получилось, то вы получите очень яркие и подробные репрезентации.

Недавно я вел переговоры с компанией SyberVision. Среди всего прочего, она создает спортивные видеопрограммы. Она использует многие открытия и методы НЛП. Один из методов, который используется в этих видеопрограммах, – многократные повторения изображений того, как правильно бить по мячу в гольфе. Тогда у ученика будет референтный образ, который он сможет использовать в качестве модели. Чем ярче наш мозг что‑то представляет, слышит и ощущает, чем больше уровней детализации, тем проще нам это сделать, будь то успех или неудача.

(К Мэри) Что это за образ? Он ассоциированный или дисооциированный? Это что‑то, что вы видели раньше, или вы его сконструировали?

Мэри: Сконструировала.

Роберт: Как насчет того, чтобы хорошо себя чувствовать в одежде?

Мэри (глаза идут вниз и вправо): Здесь у меня больше опыта. Я могу это почувствовать.

Роберт: Хорошо. Когда вы думаете о профессиональной конгруэнтности, что происходит у вас внутри?

Мэри: Я не осознаю этого. У меня есть очень хорошее ощущение по поводу самой себя как терапевта и есть много картинок и образов ситуаций, когда я работала эффективно. Каким‑то образом эти картинки не соответствуют тому, что у меня есть лишний вес.

Роберт: Вы говорите о некоем сравнении. Что вы сравниваете? Вы сравниваете образы друг с другом, или вы сравниваете образы с ощущениями в теле?

Мэри: Образы не соответствуют моим чувствам о самой себе.

Роберт: Мэри, подумайте о времени, когда у вас была возможность продолжать следовать новым привычкам питания или вернуться к старым, и старые победили. Что тогда произошло?

Мэри: Иногда мне почти удается достичь веса, которого я хочу. Но чем ближе я подхожу к этому весу, тем больше ощущаю какой‑то барьер. Чем ближе я к нему подхожу, тем сильнее меня тянет назад.

Роберт: Что именно происходит, когда вас тянет назад? Как проявляется то, что «тянет назад»? Дайте мне контекст.

Мэри: Ощущение, что люди будут больше смотреть на меня, чем чувствовать меня.

Роберт: Что этот критерий для вас значит? Значит ли это, что вы не хотите, чтобы вас оценивали? Чтобы они узнали, какая вы на самом деле?

Мэри: Как будто они увидели бы меня поверхностно, а потом потеряли смысл того, как я ощущаю себя.

Роберт: Потеряли смысл того, как вы ощущаете себя. Что‑то еще?

Мэри: Мне очень нравится разнообразие в выборе продуктов питания и вкусная еда. Если меня не будет тянуть назад, я боюсь, что потеряю это в своей жизни.

Роберт: Потеряете разнообразие. Потеряете смысл того, кто вы. Вот несколько примеров метасортировки по типу «избежать чего‑то». Они негативны. Она пытается избежать чего‑то негативного. Если она достигнет желаемого веса, это значит, что люди потеряют смысл того, кто она, и она станет человеком, у которого в жизни нет определенных видов разнообразия.

Когда вы беспокоитесь о том, что люди будут относиться к вам поверхностно и перестанут ощущать, кто вы на самом деле, как вы начинаете беспокоиться?

Мэри: Я чувствую, как будто каким‑то образом меняю позицию по отношению к самой себе. Также я каким‑то образом диссоциируюсь в образе самой себя. Я также слышу фразу в уме, я думаю, что уже ее слышала. Однажды, когда я сильно похудела, достигла своего естественного веса, мой муж сказал, что какой бы худой я ни была, моя фигура все равно похожа на грушу.

Роберт: Ага! Здесь есть аудиальное воспоминание и довольно сильная кинестетика. Что еще? Вы сказали, что как‑то «изменили позицию».

Вы до сих пор испытываете это неприятное чувство, да? Итак, у нас есть этот набор репрезентаций, и вдруг возникает это неприятное кинестетическое чувство, которое не похоже на другие репрезентации. Оно больше похоже на сложное «мегачувство».

Итак, вы услышали этот голос, и у вас возникло это неприятное чувство. Это все, что вы услышали, или там был какой‑то еще голос или какая‑то фраза? Этот голос поднял другие воспоминания или мысли?

Мэри (смотрит вверх и вправо): Гм… форма груши, которую я вижу перед собой, похожа на форму фигуры моей матери.

Роберт: Это образ‑воспоминание?

(Обращаясь к группе) Перед ней возникла форма груши. Теперь она говорит, что видит ее. (К Мэри) Вы действительно ее видите? Это ясный образ? Я видел, что вы проследили ту форму в воздухе.

Мэри: Он более ясный, чем образ, который я могу создать об «идеальной себе».

Роберт: Когда вы видите эту форму, вы также видите образ своей матери? Как эта форма связана с вашей матерью? Мэри: Я вижу ее образы, они исчезают и появляются, она не одета. Я вижу это много раз. Роберт: Сколько там разных картинок? Мэри: Две или три. Роберт: Это визуальные воспоминания. (Обращаясь к группе) Мы можем посмотреть, как она репрезентирует этот опыт, и мы начинаем замечать, что эти репрезентации очень разные. В образах желаемого состояния у нее были только цветная вспышка и чувство движения. Здесь репрезентация гораздо богаче. Она, в буквальном смысле, репрезентирована по‑другому. Нам нужно сбалансировать эти образы и уравнять их.

(К Мэри) Давайте возьмем вопрос разнообразия. Как вы думаете о том, чтобы потерять разнообразие? Мэри: Это связано с вопросом диеты. Диеты ограничивают выбор.

Роберт: Что там? Мэри: Это похоже на ситуацию или/или. Это не так, что у меня может быть разнообразие, но меньше еды. Как будто разнообразие или возможно, или нет, либо его недостаточно.

Роберт: Все, что мне надо знать в этой точке, – когда вы беспокоитесь о том, что

бы потерять разнообразия, на что это похоже? Что происходит внутри? Мэри: Я не вижу никаких образов, но если я посмотрю сюда (смотрит вверх и вправо), борьба по поводу потери разнообразия прекращается.

Роберт: То есть каким‑то образом разнообразие связано с этим внутренним аудиальным опытом. Посмотрите сюда. (Показывает влево от нее.) Как вы потеряете разнообразие?

Мэри: У меня нет никаких слов, только сильный звон в ушах. Роберт: Хорошо, звон в ушах.

(Обращаясь к группе) Мы наблюдаем, как она получает доступ, и замечаем, что ее репрезентация, очевидно, – аудиальный диалог. Но сейчас нас интересует только структура. В этом уравнении – две части.

Вот последний шаг до того, как мы начнем все это соединять. Мы хотим найти внутреннюю репрезентацию, которая больше, чем голос ее мужа, который говорит, что у нее фигура в форме груши, и визуального воспоминания о теле ее матери, имевшем форму груши.

(К Мэри) Было ли в вашей жизни время, когда вы сделали что‑то, что привело к потере разнообразия и что вы бы сделали снова, даже при том, что ваш выбор будет ограничен?

Мэри: Я училась! Я училась, училась, училась, училась.

Роберт: Я училась! Пять раз. Как вы думаете о том, чтобы учиться?

Мэри: Я могу потерять себя и полностью увлечься задачей или выполнять задачу, которую мне кто‑то поручил. Например, когда вчера вы попросили нас сделать упражнение. Я могу думать о том, как эту задачу можно выполнить подругому. Мне было легко ограничить себя подходом, который вы предложили, потому что я хотела изучить ваш подход. (Мэри начинает говорить быстрее, тон голоса повышается, что указывает на обращение к зрительным образам).

Роберт (обращаясь к группе): Когда она говорит, я могу видеть, что ее глаза двигаются и у нее есть доступ к большему количеству разных модальностей.

(К Мэри) Когда вы это описываете, что происходит внутри? Очевидно, есть слова, и у этих слов есть определенный тон и темп.

Мэри: Я чувствую намного больше движения. Я чувствую себя намного свободнее.

Роберт: Как вы узнаете, что чувствуете себя свободнее? Это чувство возникает из слов или из образов?

Мэри: Это очень яркое чувство. Я чувствую, что могу свободно двигаться.

Роберт: Это яркое чувство. Вы ответили «учиться, учиться, учиться, учиться, учиться», а потом что‑то себе сказали. Что вы себе сказали?

Мэри: Я не слышу всех слов, которые себе говорю, но они очень ритмичны. Еще есть чувство большой вербальной гибкости.

Роберт (обращаясь к группе): Хорошо. Идея учиться сильнее отсутствия разнообразия. Здесь есть аудиальный компонент, кинестетический компонент и визуальный компонент; у всех есть идентифицированные субмодальности. Теперь у нас достаточно информации, чтобы выбрать определенный процесс, который поможет Мэри создать изменения, которых она хочет. По крайней мере, есть три разных метода, которые можно здесь использовать и которые соответствуют этому критерию. Один из них называется «усиление». Усиление в данном случае означает взять критерии более высокого порядка, идентифицированные в ситуации, где она ограничивает свой выбор (обучение), и применить их к питанию. Мы знаем, что критерии обучения у нее сильнее критериев разнообразия, но она не применяет их, чтобы достичь желаемого веса.

Мэри: Мне это нравится. «Достичь желаемого веса» звучит гораздо лучше, чем «похудеть».

Роберт: И это может звучать громче. Как вы можете превратить это в учебное задание: поддерживать желаемый вес, хорошо выглядеть, прекрасно себя чувствовать и быть в равновесии? Этому ведь тоже нужно научиться, правда же?

Мэри: Я изучаю работу с телом, и я сознательно учусь многому, в телесном смысле.

Роберт: Как вы можете учиться поддерживать желаемый вес без необходимости терять при этом ощущение себя или разнообразие?

Мэри: Я верю, что это возможно, но у меня нет доказательств, что я могу это сделать.

Роберт: У вас есть доказательства, что вы можете научиться это делать?

Мэри: Хм… у меня есть доказательства того, что я научилась очень многим вещам.

Роберт: Есть у нас доказательства или нет, это не относится к обучению. Когда мы хотим чему‑то научиться, мы не знаем, что произойдет. Вы знаете, что есть другие способы что‑то делать. Вам это легко.

Мэри: У меня до сих пор есть это чувство, вот здесь. (Прикасается к середине тела.)

Роберт: У вас есть это чувство здесь (указывает на середину ее тела), что вы не сможете этого сделать. Обратите внимание, это чувство не соответствует репрезентации обучения. Откуда оно пришло? Оно отличается от того чувства, что вы потеряете себя или у вас не будет разнообразия. Оно похоже на убеждение, что вы не сможете это сделать. Откуда пришло это чувство?

Мэри: Отсюда. (Показывает на середину груди.) Когда я дышу, я его чувствую, вот здесь. (Глаза наполняются слезами, и кожа краснеет.)

Роберт (Помогает ей выйти из этого состояния, мягко коснувшись ее руки.) Хорошо. Кстати, я вижу по вашей физиологии, что это, вероятно, самое конгруэнтное ваше чувство. Здесь есть еще один вопрос. Вы говорили о фигуре в форме груши. (Она снова проявляет физиологию, связанную с чувством в середине тела.) В книге Нейро‑лингвистическое программирование, том I, мы писали о человеке, у которого фигура была в форме груши, потому что он следовал определенной стратегии1. Люди, у которых грушевидная фигура, обычно используют визуальнокинестетическую стратегию; визуальное вверху, а кинестетическое внизу, и кинестетическое – очень массивное.

Когда мы меняем свой вес, мы меняем стратегию. Мы становимся другими людьми. Мы начинаем по‑другому думать. Визуальный доступ начинает получать больший приоритет, чем кинестетический, в определенном отношении, но это не значит, что мы теряем кинестетическую чувствительность. Люди, у которых грушевидная фигура, склонны мыслить визуально, но выводы при этом выражены кинестетически. И когда вы говорите о том, чтобы достичь желаемого веса, вы говорите о том, чтобы стать другим человеком, то есть позволить визуальному занять больше места в том, кто вы.

Мэри: Мой мозг собирается учиться, учиться, учиться, учиться, учиться.

Роберт: Правильно. Когда я похудел, у меня не было проблем в том, чтобы стать другим человеком. Мне нужно было разобраться с некоторыми вопросами, связанными с тем, чтобы научиться быть другим человеком. Чувство, которое вы сейчас испытываете, конечно, чисто кинестетическое. Это важный фрагмент информации. Это чувство возникало и раньше?

Мэри: …Похоже… У моей матери такая фигура, и у меня должна быть такая же фигура. Меня это так расстраивает. (Слезы в глазах)

Роберт (Якорит чувство.) Давайте немного побудем с этим чувством. Когда у вас впервые возникло это чувство? Откуда это чувство пришло? Какие убеждения с ним связаны?

Мэри: В моей семье был большой интерес к генеалогии, и детей часто сравнивали с родителями.

Роберт: У вас возникает это чувство, когда вы думаете об этих дискуссиях? Здесь много чувств.

Мэри: Нет.

Роберт: Вернитесь туда, где впервые испытали это чувство.

Мэри: …Мне было лет четырнадцать, когда мама силой поставила мне клизму. Я даже не знаю, были там какие‑то медицинские причины или нет. Я помню, как я кричала и просила ее не делать этого, но она все равно это сделала. (Начинает плакать.)

Роберт: Ничего. Какое убеждение вы вынесли из этой ситуации?

Мэри: Что она победит, а я проиграю.

Роберт: Теперь мы можем снова вернуться в настоящее. (Выводит Мэри из состояния, мягко похлопывая ее по руке.)

(Обращаясь к группе) Обратите внимание, как часто всплывала тема «потери себя». Когда у нас есть мегачувство, чрезвычайно интенсивное кинестетическое ощущение, обычно это результат импринта. У меня возникает вопрос, когда я наблюдаю такое сильное ощущение: «Почему этот особый критерий так важен для человека?» Например, почему человек считает, что личная ответственность перед семьей настолько важнее заботы о себе? Причина, по которой человек так сильно за чтото держится, обычно связана с импринтом. В девяти случаях из десяти. Когда возникает такой инцидент, как ситуация с клизмой, у человека обычно формируется мнение о своей идентичности.

(К Мэри) Вы думаете, что ваша мать понимала вашу реакцию? Часто бывает так, что родитель навязывает ребенку свою волю, но импринта не происходит. Но бывают ситуации, определяющие нечто о том, кто вы как человек. Именно это превращает инцидент в импринт. Здесь может возникнуть импринт, потому что вы не понимали, что происходит, и знаете только одно: вам навязывают чужую волю.

Я хотел бы, чтобы вы увидели себя, когда вы были подростком, в той ситуации с матерью. Вы друг или враг? Можете перестать враждовать?… Сейчас потечет дерьмо. Хорошо, когда вы сейчас на это смотрите, есть ли какие‑либо другие генерализации, которые вы тогда сформировали?

Мэри: Что она не понимает меня, она не верит мне.

Роберт: Она не понимает меня. Она не верит мне. Это еще один набор сложных эквивалентностей. Намерение вашей матери состояло в том, чтобы заставить вас проиграть, не верить вам и создавать вам трудности, которые у вас есть сейчас?

Мэри: Нет.

Роберт: Когда вы сейчас оглядываетесь на то время, как вы думаете, каким было ее намерение?

Мэри: Я думаю, что она делала то, что, как она думала, она должна делать. Я думаю, у нее были проблемы с контролем, когда я сопротивлялась

Роберт: Я уделяю этому внимание, потому что проблема контроля – это типичная проблема, когда людям трудно поддерживать желаемый вес. У них возникает своеобразный внутренний саботажник, функция которого – обеспечивать контроль. Эта «часть» всегда найдет способ сопротивляться. Итак, вам поставили клизму, и вы собираетесь держать воду внутри так долго, как сможете, просто чтобы показать вашей матери, что вы с ней не согласны.

(Обращаясь к группе) Я помню, что когда я был подростком, у меня были похожие проблемы. Мой отец мог войти утром в мою комнату и сказать: «Вставай, пора идти в школу». Я не хотел вставать, потому что он мне это сказал. Я хотел вставать тогда, когда захочу сам. Так что я собирался подождать пять минут, а потом встать, потому что сам этого хотел. Через четыре с половиной минуты он снова кричал, что пора вставать. Тогда мне нужно было выждать еще пять минут. Это была проблема контроля. Между прочим, я сделал себе реимпринтинг по этому поводу.

(К Мэри) Итак, намерение вашей матери было не в том, чтобы кто‑то выиграл, а кто‑то проиграл. В чем тогда нуждалась ваша мать, чтобы эта ситуация, возможно, была более позитивной для вас обеих? Чтобы этот инцидент не дошел до точки «выиграть‑проиграть»?

Мэри: Ей нужно было показать мне, как я могу сделать это сама. Ей нужно было объяснить мне, зачем это нужно. В этом возрасте я, возможно, сделала бы это сама.

Роберт: Я слышу, что здесь есть проблема обучения. Итак, ей нужно знать, что вам нравится учиться, и ей нужно вас научить. Ей также нужно признать, что вы уже в том возрасте, когда можете начинать заботиться о самой себе. Мэри, я знаю, что бывают ситуации, когда вы работаете со своими клиентами, когда вы видите, что они должны сами что‑то для себя делать. Когда их нужно научить, как что‑то сделать самим, а не ждать, что это за них сделает кто‑то другой. Вспомните ситуацию, когда у вас действительно было это чувство, может быть, даже в детстве.

Мэри: Да, у меня бывают такие ситуации… (Роберт якорит ее состояние, пока она вспоминает.)

Роберт: Теперь давайте будем удерживать этот якорь и посмотрим на вашу мать, пока вы будете давать ей этот ресурс. Как она могла бы справиться с этой ситуацией по‑другому?

Мэри: Она говорит совсем другим тоном. Она бы увела меня в другую комнату и объяснила, что происходит. Она спокойна и терпелива.

Роберт: Что происходит с вами в той ситуации? Как эта девочка реагирует?

Мэри: Она испытывает облегчение, и ей любопытно.

Роберт: Хорошо. Я хотел бы, чтобы вы снова проиграли всю сцену. Теперь, когда ваша мать действует терпеливо и с пониманием, как вы реагируете? Я не думаю, что ваше намерение тогда состояло в том, чтобы создать реакцию, которая будет досаждать вам всю оставшуюся жизнь. Какой ресурс нужен этой девочке, чтобы ситуация не привела к созданию этого неприятного импринта?

Мэри: Я могла бы ясно показать, что мне нужно больше информации.

Роберт: Вы могли бы показать, что хотите получить от мамы информацию. Проблема не в клизме. Вашей матери нужно было понимать, что это не вопрос власти, а вопрос информации. Вы когда‑нибудь так делали с другим человеком? Когда вам удавалось прояснить его намерение, а также свое собственное намерение и понять, что здесь важно?

Мэри: Да, конечно, но мне не приходит в голову какая‑нибудь конкретная ситуация.

Роберт: Конечно, важно найти конкретный пример. Что бывали ситуации, когда вам что‑то было непонятно, и вам нужно было это прояснить, не втягиваясь в ненужную борьбу за власть… ситуации, когда вы понимали, что произошло… ситуации, когда вы говорили другому человеку: «Я понимаю, что ваше намерение, – в этом и в этом, но сначала мне нужно кое‑что прояснить». Возможно, это был врач, учитель или кто‑то еще.

Мэри: Я помню, как была в кабинете врача, и он хотел провести одну процедуру. Я попросила объяснить ее, чтобы я поняла ее смысл, прежде чем ее сделать. Я хотела знать, что будет происходить, и каковы другие альтернативы. Я не сопротивлялась, мне была нужна информация.

Роберт (обращаясь к группе): Ранее Мэри сказала по поводу попыток сидеть на диете, что она начала «сдвигать позицию». Когда она сдвигает позицию, то уже не хочет похудеть. Что делает импринт? Вы начинаете меняться позициями с другим человеком из вашего прошлого. Тогда похудение становится не тем, что вы хотите сделать, но тем, что делают с вами. И вы начинаете сопротивляться, чтобы сохранить свою целостность. Цель реимпринтинга состоит в том, что если вы измените позицию так или иначе, то у вас будут соответствующие ресурсы.

(К Мэри) Как это было, когда вы задавали вопросы врачу? Как вы узнали, что можете это сделать? Какое убеждение, позволяющее вам это сделать, у вас есть сейчас?

Мэри: Я могу. Я считаю себя достаточно уверенной и умной, чтобы задавать необходимые вопросы, чтобы удовлетворить свои потребности в такой ситуации. Кроме того, я считаю, что я достаточно знаю о своих потребностях, чтобы говорить о них.

Роберт: Хорошо. Давайте дадим этот набор ресурсов вам – той девочке в ситуации с матерью. (Удерживает ресурсный якорь.) Что эта девочка делает по‑другому?

Мэри: Ну, с одной стороны она не впадает в истерику, не кричит и не плачет. Она говорит.

Роберт: Я предполагаю, что теперь мы оказываем абсолютно другое влияние на вашу мать. (Обратите внимание на местоимение мы).

Мэри: Еще я чувствую, что все мое тело расслабилось. Это значит, что вся эта процедура с клизмой пошла бы по‑другому, потому что мое тело не стало бы так напрягаться.

Роберт: Сейчас я хочу, чтобы вы вернулись к той сцене с матерью, встали на ее место и увидели ситуацию ее глазами. Дайте ей ресурс – что она знает, когда человека нужно чему‑то научить. (Прикасается к якорю ресурсного состояния, установленному раньше.) Наблюдайте за тем, что вы видите, и услышьте то, что вы говорили.

Мэри: Это по‑другому.

Роберт (продолжает удерживать якорь): Теперь посмотрите на это с точки зрения девочки. Встаньте на ее место… Мэри, вы сказали, что убеждение, которое вы сформировали в результате той ситуации, состояло в том, что ваша мама не понимала вас или не верила вам. Каково ваше убеждение сейчас?

Мэри: Ну, одна вещь, которую я сказала ей, когда вновь переживала эту ситуацию, – что я боялась. Я сказала маме, что она не знала, что я тогда испугалась, и предложила ей поговорить об этом. Как будто мы обе получили что‑то новое и полезное.

Роберт: Как бы вы выразили это убеждение?

Мэри: Если мы обе учимся тому, что важно для каждой из нас, то побеждают все. Именно так я себя сейчас чувствую.

Роберт: Я попрошу вас сделать еще одну вещь. Посмотрите сюда. (Показывает вниз и вправо от нее, помогая ей получить доступ к кинестетике.) Я хочу, чтобы вы повторили все эти убеждения, которые вы чувствуете, когда смотрите сюда. Что вы – умная… что вы обе можете выиграть… что вы достаточно способны и достаточно важны… (Удерживает все ресурсные якоря.)

Мэри: Это убеждение, которое у меня уже есть в других ситуациях. Это не так уж трудно сделать.

Роберт: Хорошо. Давайте пройдем весь путь назад, в настоящее, в «здесь и сейчас». Вы также упоминали о ситуации, когда ваш муж сказал, что, как бы вы ни похудели, ваша фигура все равно останется грушевидной. Что происходит, когда вы слышите это теперь? Я ничего не знаю о его намерении. Как вы думаете, каким оно было?

Мэри: Его было бы труднее научить. (Смех)

Роберт: Вирджиния Сатир говорила, что люди думают медленно, но они обучаемы. Когда вы упоминали, что ваш муж это сказал, там, очевидно, были какие‑то чувства. Что это за чувства?

Мэри: Ну, вот она я, достигаю некоторого успеха, а он такое говорит. Я снова проигрываю. Я чувствовала себя так, как будто у меня ничего не получилось.

Роберт: Двойное послание. «Даже когда я побеждаю, я проигрываю в глазах тех, кто для меня важен». Как вы думаете, каким было его намерение? Лично я услышал, что мужчина сказал своей жене, которая худеет: «Я буду любить тебя независимо от того, как ты выглядишь, но я рад, что ты худеешь». Какое из этих утверждений истинно? Это – парадокс, правильно? Он будет любить ее независимо от того, как она выглядит, и все же он рад, что она прилагает усилия, чтобы выглядеть хорошо и заботиться о себе. Как вы думаете, каким было намерение вашего мужа, когда он сказал, что, как бы вы ни похудели, вы все равно будете похожи на грушу?

Мэри: Его намерение состояло в том, чтобы меня контролировать. Как раз поэтому он – мой бывший муж.

Робер т: Его пугало, что вы похудеете и будете хорошо выглядеть?

Мэри: Да.

Роберт: Он думал: «О, она станет слишком независимой».

(Обращаясь к группе) Я часто наблюдаю подобные проблемы у клиентов с проблемами веса. Одна женщина сказала: «Если я займусь спортом, буду правильно питаться и действительно буду хорошо относиться к себе, то потеряю тех, о ком забочусь». Когда мы вернулись к ситуации, где возник этот импринт, связанный с ее предыдущим браком, мы обнаружили, что это брак был основан на отношениях зависимости.

Когда эта женщина начала расти, в смысле ее собственного личного развития, ее муж стал беспокоиться, и в браке начались проблемы. Чем лучше она относилась к себе, тем более отчужденным становился ее муж. Она начала уходить из этих отношений, нашла новых друзей и новые занятия. В итоге брак начал распадаться. Она не осознавала, в чем проблема, пока не развелась. У нее действительно было убеждение, что если она будет делать что‑то для себя, то разрушит самые важные отношения.

Мэри: Я думаю, что когда я выбрала его в качестве мужа, я чувствовала, что, на каком‑то уровне, меня нужно контролировать. Сейчас эти вопросы уже решены.

Роберт: Нам все еще нужно разобраться с аудиальной репрезентацией, с фразой о вашем весе и и с тем, что вы все равно будете как груша. У вас есть воспоминание о том, как ваш муж это говорит, и у вас возникает это сильное неприятное чувство. Это убеждение касается не того, как вы выглядите, а того, что происходило в этих отношениях.

(Меняет тон голоса и говорит мягким тоном, который использовал с последним якорем ресурса, при этом касается якоря, который поставил раньше, во время реимпринтинга ситуации с клизмой.) Здесь мы можем провести реимпринтинг, но вместо этого можем услышать этот голос снова и получить другой опыт. (Мэри снова слышит слова мужа в уме, удерживая ресурсную физиологию.)

(Обращаясь к группе) Я хочу подытожить все, что мы сделали до сих пор. Мы начали с «усиления» критериев Мэри, но столкнулись с импринтом – с сильным чувством, и нам нужно было сделать реимпринтинг, прежде чем двигаться дальше. Усиление критериев – один из способов идентифицировать импринты и узнать, где нужно вмешаться. Мы завершили реимпринтинг, и теперь я хочу задать Мэри несколько дополнительных вопросов, связанных с теми критериями, которые она предложила нам раньше.

(К Мэри) Мэри, верите ли вы, что можете легко двигаться, хорошо выглядеть, прекрасно себя чувствовать и быть в равновесии между тем, как вы чувствуете себя внутри и как выглядите снаружи, и чтобы это происходило естественно? Так, чтобы вы не теряли себя? На самом деле так, чтобы вы могли отслеживать себя настоящую … иметь разнообразие, правильно питаться и учиться, как делать это так, чтобы вам было хорошо?

Мэри (очень конгруэнтно): Да!

Роберт: Что мы хотим сделать сейчас: взять цель – находиться в равновесии, хорошо выглядеть, прекрасно себя чувствовать, легко двигаться, отслеживать себя настоящую и иметь разнообразие – и привести ее в соответствие со структурой ваших критериев для обучения. Мы сделаем это буквально на уровне субмодальностей и физиологии. Вы знаете, когда вы учитесь, потому что есть определенная искра в вашей репрезентации. И в ней есть качество движения. Есть набор слов, обладающих особым качеством. Я хочу, чтобы вы подумали о том, на что это должно быть похоже. Обучение требует определенного времени. Вместо того чтобы садиться на диету, можете ли вы научиться быть таким человеком, каким хотите быть?

Когда я похудел на 30 фунтов, я не хотел сидеть на диете. Я хотел быть тем человеком, которым стал сейчас. Я думал: «Сейчас я не на диете, так почему я должен садиться на диету?» Мое похудение было связано с тем, чтобы во многом стать другим человеком.

Однажды я работал с женщиной, которая сказала: «Я бросала курить много раз, но у меня не получалось это сделать до тех пор, пока я не стала некурящей». Другими словами, пока «быть некурящей» не стало «ею».

Давайте еще раз подытожим, чего мы достигли. Мэри, вы хотите, чтобы ваше тело было конгруэнтно вашей профессиональной идентичности. Но перед реимпринтингом ваш образ себя как эффективного терапевта не соответствовал вашим чувствам по поводу себя. Кроме того, казалось, вас беспокоит, что люди будут больше смотреть на вас, чем «чувствовать», кто вы на самом деле.

Комментарий вашего мужа, что вы всегда будете похожи на грушу, как бы ни похудели, представляет интересный парадокс в этом отношении. С одной стороны, он не смог почувствовать «реальную вас», которую вы переживаете в профессиональном контексте. С другой стороны, возможно, он затронул «реальную вас», с которой, как вы чувствуете, вы ассоциируете себя и даже навязанную вам вашей матерью в результате импринта. Мне было интересно, что, как вы сказали, образ ее тела был более ясным, чем все ваши образы об «идеальной себе». Кажется, это указывает на то, что ваш образ себя как профессионала – это скорее идеализация, чем «реальная» вы. Это создает «визуально‑кинестетический разрыв», который проявляется в форме «грушевидной» фигуры, визуальной вверху и кинестетической у основания. Реимпринтинг, который мы сделали, сбалансировал эти два аспекта, добавив ресурсы из аудиальной системы в форме вашей способности ясно сформулировать вашу потребность в получении информации и возможности задавать вопросы.

Теперь, когда мы убрали ограничивающие убеждения, возникшие в вашей личной истории, с помощью процесса реимпринтинга, вы свободны «учиться, учиться, учиться, учиться, учиться» тому, как быть более стройной и более пропорциональной. Когда вы упоминали о своих ресурсах в обучении, вы произнесли это слово «учиться» пять раз. Тот факт, что вы сказали это пять раз, кажется мне важным, и я хотел бы учесть это, выбирая направление, куда мы пойдем дальше.

Прежде всего, у каждого из нас есть пять органов чувств, и мне кажется, что, в отношении стройности, есть чему научиться в каждой из этих сенсорных систем. Вовторых, есть пять уровней, на которых можно учиться: это уровень окружения, поведения, способностей, убеждений и идентичности. Наши пять органов чувств формируют горизонтальное измерение для обучения, а пять уровней формируют вертикальное измерение. И чтобы «учиться, учиться, учиться, учиться, учиться», нужно выяснить, что вы будете видеть, слышать, чувствовать, какие будут запахи и вкусовые ощущения в вашем окружении, в вашем поведении, способностях, убеждениях и вашей идентичности, что поможет вам стать более легкой и более сбалансированной. Это должно дать вам настоящее разнообразие.

Мэри: Хм. Звучит интересно.

Роберт: Правильно. И вы можете не стесняться ограничивать себя только теми аспектами этого подхода, который дает вам больше разнообразия в том, чтобы получить то, что вы хотите получить, как вы делали с упражнением, о котором недавно говорили.

Теперь я хотел бы, чтобы вы приняли удобное положение. Отправляйтесь в глубь себя, в то место, где можете учиться, полно и увлеченно. (Пауза) Вот так. Почувствуйте как можно более полно, на что это похоже, когда у вас конгруэнтная и целостная идентичность. Почувствуйте и услышьте ресурсные, профессиональные качества, которые воплощают то, какой, как вы знаете, вы действительно являетесь внутри. Представьте себе, как вы выглядите, когда проявляете эти качества. Вы видите форму и качество ваших движений, и это не идеальный образ, но естественный, нормальный образ, соответствующий тому, кто вы. Сделайте глубокий выдох, а потом вдохните этот внутренний образ, чтобы он стал частью вас. Обратите внимание на его запах и вкус. Пусть эти запах и вкус направляют вас, чтобы в будущем вы знали, что хотите съесть.

Теперь подумайте, какие убеждения вам будут нужны и какие у вас уже есть – те, что поддерживают этого конгруэнтного, сбалансированного человека. Когда все «части» и все аспекты научатся тому, что для них важно, в выигрыше будут все. Вы сможете почувствовать, когда вам нужно чему‑то научиться, и задавать вопросы, чтобы получить нужную вам информацию. Получить разнообразие, которое вам нравится, и не только в еде, вы сможете самыми разными способами. Пусть ваш ум пройдется по событиям вашей жизни и найдет ситуации, в которых вы делали это раньше. Ощутите чувства, которые покажут вам, что вам нужна информация.

Почувствуйте любопытство, которое мотивирует вас стремиться получить информацию, которая вам нужна. Услышьте тон голоса, который говорит уверенно и знает, что вы осознаете свои истинные потребности и можете их удовлетворить. Просмотрите в уме все те ситуации, где вы могли успешно удовлетворять свои потребности, снова и снова… в каждой ситуации, в которой есть ее уникальный аромат. Полюбуйтесь на все эти ситуации, где вы могли следовать за ароматом своих собственных потребностей, и наполните себя соответствующим количеством информации.

Посмотрите, какие способности, поддерживащие эту идентичность и эти убеждения, у вас есть. Способность учиться с помощью всех ваших органов чувств. Наслаждаться окружающии миром глазами и ушами, быть наполненной чувством любопытства и возбуждения. Найти все доступные вам выборы, чтобы расширить и обогатить вашу карту мира, чтобы для вас было больше пространства, где вы можете двигаться легко и комфортно. Моделировать навыки и способности других людей, которые могут успешно балансировать свою личную и профессиональную идентичность экологичным и гармоничным способом. Способность целиком увлечься тем, что вы делаете, и следовать своему чутью. Правильно … ваше бессознательное знает. Способность говорить и задавать вопросы, чтобы удовлетворять ваши потребности. Свобода, искры, ритм… на кончике вашего языка… ваша цель становится такой близкой, что вы можете почти почувствовать ее на вкус.

Соприкоснитесь с конкретными паттернами поведения, которые вы будете демонстрировать по мере того, как вы реальная будете проявляться все ярче. Вы видите, слышите, чувствуете, ощущаете запах и вкус самыми разнообразными способами, которыми вы будете учиться делать новые вещи в своей жизни: спорт, кулинария, взаимодействие с другими людьми, ходьба, движение, – когда вы будете пить то, что для вас хорошо, есть то, что адекватно и экологично. Очень много новых и замечательных вещей, которым нужно научиться.

Исследуйте свое окружение. Что в нем нового? Какие продукты питания вам нужны? Какие запахи и вкусы вы замечаете? Какие запахи и вкусы лучше всего репрезентируют нового человека, которым вы стали? Какие напоминания, которые можно видеть, слышать и чувствовать, будут вокруг вас? Возможно, если вы будете есть больше груш, то сможете уменьшить то, что больше вам не соответствует, и ваша грушевидная» форма станет «формой пары» [4], которая привлекает человека, с которым вы, скорее всего, могли бы создать пару, и соответствует ему. Найдите якоря для каждого из этих чувств и ощущений. Какое разнообразие вы можете добавить в свое окружение с точки зрения цвета, музыки и занятий, которые будут стимулировать и поддерживать ваши новые паттерны поведения, способности, убеждения и идентичность?

Правильно. Просто продолжайте позволять себе учиться, учиться, учиться, учиться, учиться; находить информацию, которая вам нужна, чтобы быть удовлетворенной на каждом уровне и для всех ваших органов чувств. Возможно, по мере того как вы будете позволять себе полностью осознавать образы, звуки и запахи комнаты, которая вас окружает… ваше тело, вкус у вас во рту… вы можете почувствовать, как вы новая полностью входите в контакт с настоящим, и получить настоящее удовольствие от того, чтобы быть самой собой.

Мэри: Спасибо.

Date: 2015-10-22; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию