Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины «Экономика (Экономическая теория») в структуре основной образовательной программы для бакалавриата автомеханического факультета 1 page





 

Данная учебная дисциплина опирается на ранее изученные дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла и используется при изучении других дисциплин по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», а также в других видах учебной работы (подготовка к государственному экзамену, выполнение и защита выпускной квалификационной работы).

Следует в связи с этим обратить внимание, что, данная дисциплина «вырастает» не на пустом месте. Изучение экономики (экономической теории) опирается, например, на такие ранее изученные или ожидающие Вашего изучения в самом ближайшем будущем дисциплины, как всемирная и отечественная история, философия, политология, социология, математика, право и т.д. Отсюда важно заметить, что студент бакалавриата должен научиться мыслить не только узко и конкретно, но и широко, междисциплинарно. То есть уметь использовать знания всей совокупности изученных дисциплин при овладении экономической теорией. Практика показывает, что обладающие таким умением студенты проявляют лучшие результаты в выступлениях на практических занятиях и, конечно, при сдаче экзамена по экономической теории и экономическом обосновании содержания выпускной квалификационной работы – при «защите диплома».

 

Тематический план лекций и практических занятий

 

Несмотря на исключительную важность освоения экономики (экономической теории), тематический план, существующий на автомеханическом факультете сейчас, весьма скуп на отведение аудиторных часов. Причина Вам известна: после перехода от специалитета к бакалавриату, сокращения на целый год срока обучения необходимо в ускоренном режиме при расходовании минимума аудиторных лекций и практических занятий обеспечить довольно «плотный» набор учебных дисциплин, без которого немыслимо высшее образование. А значит, главный акцент, как я уже отмечал, должен быть сделан на самостоятельной работе студента с учебной литературой, особенно с предлагаемым учебным пособием.

Именно сложность целей и задач изучения дисциплины «Экономика (Экономическая теория)» и очень ограниченное количество учебного времени на лекции и практические занятия выдвигают на первый план самостоятельную работу студента. Такая работа требует много времени, а его, как известно, и так всегда не хватает, особенно в условиях ускоренного прохождения учебных дисциплин в условиях бакалавриата. Выход, как показывает практика, заключается в строгом упорядочивании Вашей учебной деятельности, отвлечении от второстепенного, в чёткой последовательности Ваших действий, без необоснованного «забегания вперёд» раньше времени и в то же время без опозданий, без упущений в своевременном выполнении необходимых компонентов Вашей самостоятельной работы.

Важные составные части самостоятельной работы студента – подготовка к прослушиванию лекций преподавателя, подготовка к активному участию в проведении практических занятий, и особенно - подготовка к выполнению проверочных тестов, к сдаче экзамена. Поэтому советую Вам как можно внимательнее изучить оставшуюся часть данного и следующие разделы этого пособия, где излагаются тематический план лекций и практических занятий, приводятся тесты для самопроверки. А самое главное – излагается краткое содержание лекционного материала, который во время моих устных лекций будет комментироваться, разъясняться, иллюстрироваться примерами, но опираться на уже проработанный Вами по учебному пособию тот или иной раздел, не дублируя его «от сих до сих»: во-первых, некогда, а во-вторых для нормального студента, уже прочитавшего пособие, и незачем.

Разумеется, всё это лишь основа, «костяк», который надо ещё нарастить «мясом». То есть всё равно не обойтись без систематической и обстоятельной самостоятельной работы студента с учебной литературой. Её рекомендательный список приведён в конце данного учебного пособия.

Тематический план лекций и практических занятий по дисциплине «Экономика (Экономическая теория)» на бакалавриате автомеханического факультета ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет предусматривает всего 22 часа лекций и 24 часа практических (семинарских) занятий, то есть лишь 46 академических аудиторных часов. Зато общая трудоемкость для Вас при освоении данной учебной дисциплины определена государственным стандартом и рабочими программами в 108 часов, то есть остальные, кроме аудиторных, 62 часа отводятся на самостоятельную учебную работу студента по изучению экономики (экономической теории).


Весь лекционный материал распределён, в соответствии с государственным стандартом и рабочей программой, на 15 учебных тем. Назовём их:

  1. Предмет и метод экономики. Кривая производственных возможностей.
  2. Механизм функционирования рыночной экономики. Микроэкономическое равновесие.
  3. Конкуренция и методология анализа рыночных структур.
  4. Деньги как атрибут товарного хозяйства.
  5. Собственность и экономические системы.
  6. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
  7. Особенности спроса и предложения на рынках факторов производства.
  8. Система национальных счетов.
  9. Бюджетно-налоговая политика государства.
  10. Денежно-кредитная политика государства.
  11. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесие на денежном рынке.
  12. Социально-экономические последствия безработицы.
  13. Социально-экономические последствия инфляции.
  14. Экономический рост и циклическое развитие экономики.
  15. Макроэкономическое равновесие в моделях AS-AD и IS-LM.

 

Таковы лекционные темы. На освещение каждой из них тематический учебный план и рабочая программа отводят в среднем менее полутора учебных часов (22 часа, напоминаю на 15 тем), то есть далеко не получается даже по одной паре аудиторных академических часов. Тем более важно Вам уже сейчас внимательно разобраться, что именно будет изложено в лекциях, а чем в таком случае нужно «добирать» самостоятельной работой. Понятно ведь, исходя из изложенного мною выше, какой «галоп по Европам» будет представлять лекционное изложение! Поэтому следует вникнуть, какие именно вопросы, пункты плана будут охвачены лекционным изложением, чтобы определить, чем оно может быть дополнено материалом данного учебного пособия, а что надо поискать в другой учебной литературе, готовясь к практическим занятиям, контрольным тестам и экзамену.

Изложение первой лекционной темы предусматривает включение таких смысловых единиц, вопросов или пунктов плана:

Предмет экономической теории. Субъекты экономики. Микро и макроэкономика. Экономические законы и категории. Функции экономической науки. Экономика в системе гуманитарных наук. Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей. Воспроизводство. Совокупный общественный продукт. Парето-эффективность.

Как видите, достаточно «густо» для менее чем одной лекционной пары!

Но не менее «густа» на совокупность составляющих и вторая лекционная тема. В неё входят следующие вопросы или пункты плана:

Зарождение рыночных отношений. Натуральное и товарное хозяйство. Многообразие понятий и видов рынка. Субъекты рыночных отношений. Достоинства и недостатки рыночного механизма. Функции рынка. Инфраструктура рынка. Функции и элементы рыночной инфраструктуры. Спрос и предложение в системе рыночного механизма. Парадоксы спроса. Товары Гиффена. Предложение во времени. Установление микроэкономического равновесия по А. Маршаллу и Л. Вальрасу. Избыток и дефицит на товарных рынках. Цена пола и цена потолка. Излишек продавца и покупателя. Паутинообразная модель рыночного равновесия. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязь эластичности спроса и совокупной выручки фирмы. Закономерности эластичности спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность.

Я понимаю, что Вам ещё не очень знакомы и понятны некоторые из приведенных терминов, чтобы определить степень трудоемкости содержания, отражаемого ими, но уже простое их перечисление, согласитесь, позволяет сделать вывод о сложности задачи «вместить» перечисленное в менее чем одну лекционную аудиторную пару!


Третья лекционная тема предусматривает освещение следующих вопросов или пунктов плана:

Конкуренция: понятие, виды, функции. Роль конкуренции в рыночном механизме. Теории конкуренции. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Конкуренция и анализ рыночных структур. Методология анализа рыночных структур. Параметры конкуренции. Неосновные типы рыночных структур. Основные черты рынка совершенной конкуренции. Основные черты несовершенной конкуренции. Сравнительный анализ основных видов рынков несовершенной конкуренции: монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

На эту тему программа отводит всего один аудиторный лекционный час, а ведь моя докторская диссертация, то есть научное открытие, создание принципиально новой научной теории посвящены именно этой теме. Об этом у меня издано несколько монографий – научных книг, а всего более двухсот научных работ и разве мне не хотелось бы поделиться со студентами главным из их содержания?! Но! – только сорок пять минут лекции на это при раскрытии указанных выше пунктов плана. Значит, придется Вам почитать лучшие, на мой взгляд и взгляд научных рецензентов, из моих работ, которые будут названы в списке рекомендованной литературы в конце данного учебного пособия.

Структуру четвёртой лекционной темы составляют такие вопросы или пункты плана:

Теории возникновения денег. Развитие денежных отношений как формы стоимости в теории К. Маркса. Понятие и виды денег. Свойства денег. Функции денег в системе товарно-денежных отношений.

И хотя внешне здесь количественный перечень пунктов не слишком велик, но, заметьте, речь тут о самом остром вопросе современности, который определяет суть сегодняшней войны цивилизаций за будущее человечества и его хозяйства. Но – снова лишь один аудиторный час!

Пятая лекционная тема включает следующие смысловые составляющие:

Сущность и генезис собственности. Собственность: экономическое и юридическое понимание. Правоотношения собственности. Субъекты и объекты отношений собственности. Экономическая теория прав собственности Р. Коуза. Формы собственности. Собственность и экономические системы. Виды экономических систем. Приватизация и национализация.

Думаю, что Вы и «невооруженным глазом», то есть ещё до начала изучения учебного предмета, уже в состоянии убедиться, что содержание пунктов пятой темы по степени остроты своей практической значимости достаточно сложно для отводимого лекционного аудиторного времени – опять-таки сорок пять минут! Разве можно, выходит, не прочитать Вам дополнительно, например, монографию профессора Института экономики Российской Академии наук С.П. Глинкиной, доказавшей, что в РФ в принципе ничего серьезного невозможно решить экономического и социально-экономического без возвращения к пересмотру итогов грабительской приватизации 1990-х годов.


В шестой лекционной теме предусматривается рассмотреть такие вопросы или пункты плана:

Взаимосвязь прибыли и издержек производства. Экономическое и бухгалтерское понимание прибыли. Явные и неявные издержки. Понятие краткосрочного и долгосрочного периода деятельности фирмы. Альтернативность издержек. Чистая и нормальная прибыль. Постоянные, переменные и совокупные издержки. Производственная функция. Предельный продукт и закон убывающей отдачи. Особая форма кривых средних постоянных, переменных и совокупных издержек фирмы в краткосрочном периоде. Предельные издержки фирмы. Законы производительности и издержки фирмы в долгосрочном периоде. Понятие эффекта масштаба производственной фирмы и его роль в современной экономике.

Нетрудно видеть, согласитесь, что все перечисленные пункты плана имеют очень большую практическую значимость по реализации приобретаемой Вами квалификации, а поэтому тоже предполагают, что студент должен дополнить прослушанное на лекции самостоятельной работой по изучению экономической литературы.

Седьмая лекционная тема включает в себя следующие структурные и смысловые компоненты:

Понятие и теории факторов производства. Классическая триада факторов производства. Факторные доходы. Средства труда и предметы труда. Особенности спроса и предложения на рынках факторов производства. Цена фактора. Отдача фактора. Рентный доход фактора. Особенности функционирования рынка труда. Понятие и виды заработной платы. Понятие прожиточного минимума. Факторы, определяющие размер заработной платы. Особенности спроса и предложения на рынке труда. Эффект дохода и замещения. Человеческий капитал. Проблема несовершенства информации на рынке труда. Установление микроэкономического равновесия на рынке труда. Роль государства в регулировании рынка труда. Понятие и особенности рынка земли. Особенности рынка земли. Рента и арендная плата. Цена земли. Абсолютная и дифференциальная рента 1 и 2 рода. Сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю. Категория «капитал» как основа функционирования современного рынка. Анализ капитала – теоретические подходы. Кругооборот капитала. Виды капитала. Дисконтирование капитала. Цена капитала. Процентная ставка.

Думаю, что даже количественный состав этих пунктов подсказывает Вам: данная тема при всем желании не может получить обстоятельное освещение в устном лекционном изложении, а значит, нуждается в дополнительном освоении Вами средствами самостоятельной работы с экономической литературой.

Следующая, восьмая, лекционная тема предполагает рассмотрение таких вопросов или пунктов плана:

Понятие, особенности и методы макроэкономики. Возникновение и развитие макроэкономической теории. Основные проблемы макроэкономики. Основные макроэкономические показатели и их взаимосвязь. Система национальных счетов. ВНП, ВВП и другие макроэкономические показатели. Методика расчета ВВП. Дефлятор ВВП. Номинальный и реальный ВВП.

На устное лекционное изложение всех этих пунктов преподавателем в аудитории программа предусматривает всего сорок пять минут, поэтому и данная тема не является исключением с точки зрения необходимости дополнить самостоятельным изучением услышанное на лекции.

Основное содержание девятой темы составляют следующие пункты плана:

Понятие, уровни и принципы построения бюджетной системы государства. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Дефицит и профицит бюджета, государственный долг. Государственные внебюджетные фонды. Финансирование дефицита бюджета. Этапы бюджетного процесса. Бюджетный федерализм. Понятие налогов и налоговой системы государства. Основные элементы налоговой системы государства. Кривая А. Лаффера. Функции налогов. Виды налогов и налоговых ставок. Налоговое администрирование экономики.

Согласитесь, названные вопросы о бюджете и налогах столь важны в Вашей будущей производственной деятельности, что их изучение ну никак не может ограничиться весьма кратким изложением преподавателя – требуется дополнительная работа студента по освоению дополнительной информации по этой теме.

Десятая тема, согласно рабочей программы по данному учебному предмету, предусматривает освоение следующих составных частей:

Понятие, виды, принципы кредита. Банковская система государства. Активы и пассивы банка. Функции Центрального банка и коммерческих банков. Создание денег банковской системой. Банковский мультипликатор. Цели и субъекты денежно-кредитной политики. Типы и инструменты денежно-кредитной политики. Специализированные небанковские денежно-кредитные институты.

Правда, на эту тему отводится целая лекционная пара. Но ведь и речь-то здесь об острейших вопросах, реализацию которых сейчас не критикуют только очень уж ленивый: предприниматели недовольны высокими ставками по кредиту, из-за чего, кстати, многие наши выпускники не решаются вступить на стезю предпринимателя, открыть свою фирму, а население оказалось в многотриллионных долгах перед банками за взятые ранее кредиты, причем более половины этих долгов не в состоянии выплатить хоть когда-нибудь. Так что же: мириться с такой ситуацией? Я думаю, что Вы согласитесь: данную ситуацию надо исправлять, а для этого прежде всего уже сейчас, на студенческой скамье, следует хорошо разобраться в причинах возникновения и сути указанной проблемы, в возможностях её решения на основе научных рекомендаций и мирового практического опыта.

Следующая, одиннадцатая, тема предусматривает изучение таких пунктов плана:

Денежный рынок. Денежная масса. Денежная база. Денежные агрегаты. Спрос и предложение денег на денежном рынке. Количественная теория спроса на деньги. Уравнение Фишера. Эффект Фишера. Теория предпочтения ликвидности Кейнса. Закон Вальраса для денежного рынка. Установление равновесия на денежном рынке.

И хотя в деньгах, вроде, каждый разбирается с младшего школьного возраста, но тут, как Вы понимаете, требуется уяснить серьезные денежные проблемы, связанные с Вашей будущей производственной деятельностью, а на устное лекционное изложение преподавателем данной темы рабочая программа отводит лишь сорок пять минут. То сеть ситуация объективно призывает Вас к дополнительной самостоятельной проработке перечисленных выше пунктов плана этой учебной темы.

Двенадцатая тема предполагает изложение следующих составляющих компонентов:

Понятие и виды безработицы. Теории возникновения безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Коэффициент и закон Оукена. Взаимосвязь инфляции и безработицы по кривой Филлипса. Регулирование безработицы: теория и практика. Естественный уровень безработицы.

Как видите, здесь речь о жизненно важном аспекте Вашей будущей жизни – не стать безработным, а быть занятым соответственно приобретенной квалификации, получая достойную оплату за свой труд. Изучить все экономико-правовые аспекты данной темы, не ограничившись прослушиванием краткого устного сообщения преподавателя, следует, считаю, уже сейчас, в процессе освоения данной темы и данного учебного предмета.

Следующая, тринадцатая, тема имеет план из таких пунктов:

Понятие и виды инфляции. Инфляция спроса и издержек. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде. Инфляционные и неинфляционные причины роста цен. Инфляционная спираль «зарплаты-цены». Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства: теория и практика.

На рассмотрение «инфляционной» темы программа отводит лекционную пару. Но ведь и речь здесь, согласитесь, идет об очень остром и практически важном вопросе. Идет жесткий спор даже между специалистами по поводу понимания этих вопросов, начиная с методики расчета темпа инфляции. Многие, в том числе и автор данного учебного пособия, подвергают критике, например, принятую Росстатом методику. Значит, надо студенту познакомиться с публикациями разных точек зрения, не ограничиваясь услышанным на лекции.

Четырнадцатая тема включает следующие содержательные компоненты:

Понятие и фазы экономического цикла. Структура экономического цикла. Виды и причины экономических циклов. Сущность, цели и характеристики экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Показатели экономического роста. Роль государства в стимулировании экономического роста. Издержки экономического роста. Эффект быстрого старта. Правило 70-и. Модели экономического роста. Численность населения и экономический рост.

На устное лекционное изложение этих вопросов программа предусматривает сорок пять минут аудиторного занятия. А ведь отрицательный экономический рост 1990-х годов, а потом в 2000-х хоть и положительный, но всё равно не такой, какой нужен обществу, свидетельствуют о чрезвычайной важности данной темы. Не случайно президентом страны выдвинута задача новой индустриализации, сопоставимой по масштабам с индустриализацией в СССР в 1930-е годы. Значит, именно в этой теме «зарыта собака» тупика, к которому экономику России привели состоявшиеся «реформы» 1990-х годов, и путей выхода из такого тупика. Следовательно, жизненно важно Вам не удовлетвориться сорокапятиминутным слушанием на лекции, продолжить уяснение темы освоением дополнительной информации, в том числе и работ автора данного учебного пособия по проблемам новой индустриализации РФ, включенных в список литературы, завершающий данное учебное пособие.

Последняя, пятнадцатая, тема имеет план из таких вопросов:

Совокупный спрос и совокупное предложение в национальной экономике. Построение графиков совокупного спроса и совокупного предложения. Предпосылки классической и кейнсианской модели анализа национальной экономики. Макроэкономическое равновесие в классической модели AS-AD. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Экономика спроса и экономика предложения. Эффект храповика. Макроэкономическое равновесие в классической модели IS-LM.

На устное лекционное изложение вопросов этой темы программа дает учебную пару часов аудиторного занятия. Но здесь предусматривается как бы обобщенный взгляд на национальную экономику в целом на основе всего освоенного материала всех предыдущих тем. Поэтому и в самостоятельной работе желательно освоение нового в сочетание с повторением и обобщением ранее проработанного при изучении прошлых тем.

Такова структура и краткое содержание пятнадцати лекционных тем. К сожалению, и для практических занятий по этим пятнадцати темам отводится не намного больше аудиторного времени - 24 часа в целом, то есть 12 занятий по учебной паре каждое. Так, первая, третья, четвертая, пятая, седьмая и восьмая темы получают для практических (семинарских) занятий лишь по одному академическому часу. Остальным даётся по учебной паре на каждую тему. А ведь согласно тематическому плану на этих занятиях предусматривается и опрос по лекционному и самостоятельно изученному материалу и, конечно, защита и обсуждение докладов о действиях фирм автопрома и автосервиса из различных рыночных структур по максимизации прибыли, и проведение контрольного тестирования. Значит, от Вас, уважаемый коллега, требуется нацеленность на максимально эффективное использование каждой минуты аудиторных занятий для приращения знаний.

Кроме того, следует иметь в виду, что в третьем разделе этой книги содержится учебный материал по всем темам, который «расподробнивает» и дополняет устное лекционное изложение преподавателя. И хотя этот материал всё равно изложен достаточно сжато, но он может служить хорошим помощником при подготовке к устному опросу на практических занятиях и Вашему докладу о бизнес-плане открываемой Вами фирмы автопрома и автосервиса по максимизации прибыли в соответствующей рыночной структуре, а также к контрольному тестированию. А самое главное, где особенно поможет указанный материал, - это подготовка к экзамену. Не случайно названия составляющих компонентов третьего раздела учебного пособия в точности совпадают с формулировками вопросов экзаменационных билетов.

 

  1. ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
  1. В отличие от совершенной конкуренции, олигополия выпускает продукт

А) однородный,

Б) дифференцированный,

В) и однородный, и дифференцированный,

Г) все вышеприведённые варианты ответов неверны.

 

  1. В отличие от монополии, фирма-олигополист

А) обладает контролем над ценой,

Б) учитывает реакцию конкурентов,

В) не учитывает реакцию конкурентов,

Г) прибегает к неценовой конкуренции.

 

  1. Естественные барьеры для вхождения в олигополистическую отрасль возникают вследствие

А) возможности крупных фирм снижать средние общие издержки в долгосрочном периоде из-за положительного эффекта масштаба,

Б) невозможности предсказать реакцию фирм-конкурентов,

В) способности олигополистов удерживать «жёсткие» цены на определённом интервале выпуска продукции,

Г) производства фирмами-олигополистами дифференцированного продукта.

 

  1. Фирмы-олигополисты могут создать искусственные барьеры для вхождения новых фирм в отрасль,

А) производя только однородные продукты,

Б) уменьшая дифференцируемость товара,

В) если не будут прибегать к неценовой конкуренции,

Г) приобретая патент на изобретение.

 

  1. Для ценообразования в условиях олигополии характерно, что

А) цены более «жёсткие», то есть меняются не так быстро и значительно, как при других рыночных структурах,

Б) фирмы меняют цены одновременно,

В) цена воспринимается как внешний фактор, на который фирма не может влиять,

Г) фирма самостоятельно в определённых пределах меняет цену реализуемого товара в любом направлении.

 

6.«Жёсткость» цен на олигопольном рынке в краткосрочном периоде объясняется тем, что

А) фирмы имеют специфические кривые издержек,

Б) изменение цен увеличивает издержки,

В) невозможно определить предельные издержки,

Г) невозможно определить предельный доход.

 

7.«Ломаная» кривая спроса на продукт олигополии означает

А) разрыв в графике предельной выручки,

Б) разрыв в графике предельных затрат,

В) что цена не должна быть выше предельного дохода,

Г) формальный сговор в определении цены.

 

8.На рынке олигополии фирма может рассчитывать на рост величины спроса на свою продукцию при

А) снижении цены товара конкурирующей фирмы,

Б) увеличении цены товара конкурирующей фирмы,

В) увеличении цен на дополняющие товары,

Г) увеличении расценок на рекламу.

 

9.Олигополия скорее всего возникнет на рынке

А) шампуней,

Б) зерна,

В) самолётов,

Г) цветов.

 

10.Монопольная власть на олигополистических рынках всегда определяется

А) дифференциацией продукта,

Б) неценовой конкуренцией,

В) высокой концентрацией производства,

Г) уникальностью продукта.

 

11. Фирмы-олигополисты в краткосрочном периоде добиваются неизменности средних переменных издержек на некотором интервале выпуска продукции за счёт того, что они

А) производят либо однородный, либо дифференцированный продукт,

Б) используют капитальные ресурсы, которые можно разделить на самостоятельно функционирующие части,

В) обладают возможностью снижать издержки за счёт положительного эффекта масштаба,

Г) могут заключать соглашение о контроле над ценами.

 

12. В краткосрочном периоде, имея участок с неизменной величиной средних переменных издержек, фирма-олигополист устанавливает цену только

А) равную цене, сложившейся на рынке товара под воздействием спроса и предложения,

Б) равную величине неизменных средних переменных издержек,

В) определяемую по точке пересечения кривой спроса с кривой средних переменных издержек,

Г) определяемую из равенства предельных издержек и предельного дохода.

 

13. Неверно, что вероятность возникновения картеля выше в отрасли

А) с небольшим количеством фирм, чем в отрасли с относительно большим числом фирм,

Б) переживающей экономический подъём, чем в отрасли, где сокращается производство,

В) где имеется лидирующая фирма,

Г) выпускающей дифференцированный, а не однородный продукт.

 

14. Олигополия характеризуется

А) промежуточным положением между монополией и монополистической конкуренцией,

Б) наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка,

В) отсутствием взаимного влияния фирм друг на друга,

Г) преимущественно ценовой конкуренцией.

 

15. Олигополия реагирует на изменение спроса в краткосрочном периоде

А) изменением цены,

Б) увеличением или сокращением объёма продаж,

В) политикой неценовой конкуренции,

Г) уменьшением дифференцированности товара.

 

16. «Ломаная» кривая спроса свидетельствует, что конкуренты

А) отслеживают любые изменения цены товара,

Б) оставляют без внимания случаи повышения цены фирмой и реагируют на её снижение,

В) отслеживают случаи повышения цены и не реагируют на её падение,

Г) имеют соглашение с фирмой о проведении совместной ценовой политики.

 

17. Первым из экономистов, кто пытался создать теорию олигополии, был

А) Э. Чемберлин,

Б) О. Курно,

В) Дж. Робинсон,

Г) Дж. Гэлбрейт.

 

18. В рамках картельного соглашения никогда не производился один из следующих продуктов

А) нефть,

Б) бананы,

В) сахар,

Г) пшеница.

 

19. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль

А) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля,

Б) устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля,

В) проводя активную неценовую конкуренцию,

Г) ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену.

 

20. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует

А) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт,

Б) небольшое количество конкурирующих фирм,

В) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт,

Г) только одна крупная фирма.

 

21. В результате принятия решения о повышении цены на 15% на рынке олигополии фирм, объединившихся в картель, общая выручка

А) повысится, если спрос неэластичен по цене, и понизится, если спрос эластичен по цене,

Б) понизится, если спрос неэластичен по цене, и повысится, если спрос эластичен по цене,







Date: 2015-10-22; view: 496; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.053 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию