Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Абсолют – категория, обозначающая такой тип реальности, которая в способе своего существования ничем не определена извне





 

Абсолют – категория, обозначающая такой тип реальности, которая в способе своего существования ничем не определена извне, ни от чего не зависит, кроме самой себя. Абсолют понимается и как такая реальность, которая содержит в себе существование остальных видов бытия.

Абстрактный объект – когнитивно представленный объект научного познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношение вещей и явлений окружающего мира

Автопоэзис, аутопоэз (от греч. auto — сам, poiesis — создание, производство) — самопостроение, самовоспроизводство живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их ор­ганизация порождает в качестве продукта только их самих без раз­деления на производителя и продукт.

Аксиология (от греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философское учение о природе ценностей.

Аксиоматический метод (от греч. axioma — принятое положе­ние) — способ построения научной теории, в качестве ее основы априорно принимающий положения, из которых все остальные ут­верждения теории выводятся логическим путем. Полная аксиома­тизация теорий невозможна (К. Гёдель, 1931).

Актуализм – метод научного исследования исторически изменяющихся объектов, при котором настоящее их состояние выступает ключом к пониманию их прошлого.

Алгоритм — конечный набор правил, позволяющих решать конкретную задачу из данного класса однотипных задач.

Алетейа (греч. aleteiа — непотаенность, открытость) — истина в философии Платона.

Альтернативные концепции – распространенный феномен в истории научного познания, ставший массовым явлением в современной науке, когда практически во всех научных дисциплинах при описании и объяснении одних и тех же объектов, процессов, структур существуют не просто разные, а взаимоисключающие, противоречащие друг другу теории, парадигмы, научно-исследовательские программы.

Аналитическая философия — направление, основанное на ме­тодах логического и лингвистического анализа языка, применяе­мого для решения философских проблем.

Аналитические и синтетические суждения — разделение суж­дений (утверждений, предложений) в зависимости от способа ус­тановления их истинности. Истинность аналитических сужде­ний выявляется путем чисто логического анализа, синтети­ческих — обращением к внешней информации, знанию о действительности.

Антиинтеракционизм – концепция соотношения философии и науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи. Если признается некоторая связь между наукой и философией, то только внешняя, но в то же время эта связь иррелевантна и вредна по сути для них обоих.

Антропоморфизм (от греч. antropos — человек, morphe — форма, вид) — уподобление человеку, наделение его свойствами предметов и явлений неживой природы. Деантропоморфизация — «освобож­дение» вещей от свойств, присущих человеческой психике.

Апория (греч. aporia — затруднение, безвыходное положение) — понятие древнегреческой философии для обозначения труднораз­решимой проблемы.

Апперцепция (от лат. ad — к, perceptio — восприятие) — понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего со­держания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятия предметов и явлений.

Априори (лат. a priori) — до опыта, апостериори (лат. a posteriori) — после опыта.

Архетипы — изначальные психические структуры, образцы, фантазии, содержащиеся в коллективном бессознательном. Выяв­ляются в мифах, сновидениях, произведениях искусства. Понятие введено швейцарским психологом К.Г. Юнгом (1875-1961).

Архитектоника (греч. architektonike — строительное искус­ство) — художественное выражение закономерностей строения, структуры. Термин, используемый М.М. Бахтиным: архитектоника мира художественного видения упорядочивает пространственные, временные и смысловые формы.

Архэ (греч. arhe) в древнегреческой философии — начало, принцип, отправная точка познания.

Ассортица – одновременное использование множества различных видов функционирующей техники и технологий.

Атрофия — притупление, утрата какого-либо чувства.

Базис обобщения – совокупность посылок обобщения. В качестве посылок обобщающей процедуры могут выступать: протокольные предложения, фиксирующие факты эмпирического наблюдения; суждения об абстрактных представителях классов, формулы свободной переменной, по которой производится обобщении е; понятия, понятийные конфигурации, теории.


Бионика — наука, изучающая особенности строения и жизне­деятельности организмов для создания новых механизмов, прибо­ров, систем.

Бифуркация – нарушение устойчивости эволюционного режима системы, приводящее к возникновению после точки бифуркации квантового спектра альтернативных виртуальных сценариев эволюции. Вследствие потери системой устойчивости в зоне бифуркации фундаментальную роль приобретают случайные факторы.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в психологии, главным предметом которой считает поведение человека.

Вариофикация – делание различного; явление ускоряющегося во времени и увеличивающегося количественного числа видов продукции; всё ускоряющаяся замена новых изделий, технологий является одним из следствий научно-технической революции.

Вербализованный (от лат. verbum — слово) — выраженный в слове.

Верификация, верифицируемость (лат. verificare — доказать исти­ну) — понятие методологии науки, характеризующее возможность установления истины научных утверждений в результате их эмпи­рической проверки.

«Вещь в себе» — философское понятие И. Канта, означающее «вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» (Соч.: В 5 т. Ч. 1. М., 1965. С. 105).

Визуальный (от лат visus — зрение, вид, зрелище) — зрительный.

Всеиндуктивизм — признание в XVII-XIX веках метода индук­ции как базового для создания теории во всех науках.

Генетический метод (от греч. genesis — генезис, происхожде­ние) — способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений.

Генерализация — обобщение.

Герменевтика — искусство и теория истолкования текстов.

Гетерогенность (греч. heterogenes) — разнородность.

Гештальт ( нем. Gestalt — форма, образ, облик) — главное поня­тие гештальтпсихологии — науки о человеческой психике, осно­ванной на принципе целостности (целостного образа) при анализе психических явлений.

Гипотетико-дедуктивный метод — способ научного исследова­ния, заключающийся в выдвижении и проверке гипотезы путем дедуктивного вывода из нее эмпирически проверяемых след­ствий.

Гипотетический реализм — один из подходов в теории познания, полагающий, что все суждения человека о реальном мире имеют гипотетический характер.

Гомоморфный — соответствующий (аналогичный) по некото­рым параметрам структуре объекта.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — переход от общего к частному, необходимый вывод следствий из принятых посылок; индукция (лат. inductio — наведение) — переход от частного к обще­му, вероятностное обобщение опытных данных.

Деконструкция — философское понятие, имеющее отношение к структурам, процедура расслоения, разборки, разложения линг­вистических, логоцентрических, исторических, этимологических и других структур различных высказываний и текстов. Цель — вы­явление понятий и элементов теорий, «инаковости другого», суще­ствующих в скрытом виде.

Демаркация в науке — определение границ между эмпириче­скими и теоретическими науками, наукой и философией, научным и вненаучным знанием.


Денотативный (от лат. denoto — обозначаю) предмет — обозна­чаемый термином некоторого языка, или класс предметов, обозна­чаемых общим нарицательным именем.

Дескриптивный (от лат. descriptio) — описательный.

Детерминированный (лат. determine — определяю) — определяе­мый. Детерминизм — общее учение о взаимосвязи и взаимообус­ловленности явлений и процессов реальности.

Дефиниция (лат. definitio) — определение.

Диверсификация — изменение, разнообразие.

Дискурс (лат. discoursus — беседа, аргумент, разговор) — после­довательное развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целостного до анализа его частей.

Диспозиция — расположение.

Диффузный (от лат. diffusio — распространение, растекание) — движение частиц среды, перенос вещества и выравнивание кон­центраций.

Доктрина (лат. doctrina) — систематизированное учение.

Допредикативный (от лат. praedicatum — сказанное) — существу­ющий до высказывания (предикат — свойство; сказуемое; истин­ное или ложное высказывание).

«Жизненный мир» — понятие, введенное Э. Гуссерлем и означа­ющее мир человеческого опыта, первоначальных очевидностей; основа объективных наук.

Идиографический (от греч. idios — особенный, своеобраз­ный) — способ познания, целью которого является изображение объекта в его индивидуальности и неповторимости, как единого уникального целого. Развитие и обоснование получил у Г. Риккерта и В. Виндельбандта.

Изделие – предмет или совокупность предметов производства той или иной технологии производства.

Изоморфный — соответствующий (тождественный) структуре объекта.

Имманентный (от лат. immanentis — пребывающий внутри) — философское понятие, обозначающее что-либо, пребывающее и действующее внутри предмета, соответствующее его природе.

Императив (от лат. imperativus — повелительный) — предписа­ние, требование, приказ, закон.

Имплицитный (от лат. implicite) — скрытый, неявный; противо­положное — эксплицитный (explicite).

Индетерминизм — учение, отрицающее однозначную причин­ную обусловленность.

Институционализация — переход от неформальных отношений и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с целью регламентации этой деятельности и соответству­ющих социальных отношений.

Интеллектуальный отбор – основной фактор социальной эволюции, заключающийся в осознании и принятии идей индивидуума социоценозом.

Интернализм (от лат. internus — внутри) и экстернализм (лат. exter, exterus — внешний) — оппозиционные течения в историогра­фии и философии науки, сложившиеся в 30-х годах XX века и по-разному объясняющие роль и соотношение внутренних и внешних науке факторов.

Интеррогативный (англ. interrogative) — вопросительный.

Интерсубъективность (межсубъектность) — характеристика опыта взаимодействующих субъектов, обретающая черты объек­тивности, независимости этого опыта от индивидуальных особен­ностей и ситуации.


Интуиционизм — учение об основаниях математики и логики, признающее главным критерием интуитивную, наглядно-содер­жательную убедительность.

Информационный отбор – результат цикла эволюции техники и технологий, который основывается на изменчивости, преемственности и оценке технических решений, заключающийся в документальной фиксации пригодности или непригодности технического решения.

Искусственный интеллект — программа моделирования на ЭВМ механизмов человеческой обработки информации.

Каузальный (от лат. causa — причина) — причинный.

Квантификация (от лат. quantum — сколько) — количественное измерение качественных признаков.

Кварки - гипотетические материальные объекты, из которых состоят другие элементарные частицы — адроны.

Когеренция (от лат. cohaerens — находящийся в связи) — согла­сование протекания процессов, фаз, связность элементов, струк­тур, систем.

Когнитивный (лат. cognitio — знание) — познаваемый, соответ­ствующий познанию.

Когнитивизм — подход, основанный на признании того, что когнитивные процессы у человека имеют дело с репрезентацией, представлением через посредников внешнего и внутреннего мира мыслящего субъекта.

Когнитология, когнитивные науки — новые области знания, сис­темно представляющие и исследующие его во всех аспектах полу­чения, хранения, переработки как человеком, так и машиной.

Коммуницирующий индивид — участник коммуникации, об­щения.

Компьютерная метафора — метафора, сравнивающая мозг и ра­зум человека с компьютером.

Конвенция (лат. conventio — соглашение) — договоренность, принятое соглашение.

Консенсус — согласие, единодушие, диссенсус — несогласие, расхождение во мнениях.

Конструктивизм — 1) в современной философии тесно связан­ная с теорией самоорганизации концепция познания, утверждаю­щая, что любое знание конструируется познающим субъектом, не­отделимо от него; 2) в математике и логике направление, в рамках которого осуществляется исследование конструктивных объектов и процессов, описываемых алгоритмами (системой правил); 3) название одного из направлений в авангардном искусстве, архи­тектуре.

Контент-анализ — метод социологии, заключающийся в под­счете количества повторяющихся, специально выбранных слов, характеризующих тексты статей периодической печати, книг и ре­чей. Определяет направление и интенсивность обсуждения сооб­ществом тех или иных проблем.

Континуалистский (от лат. continuum — континуум, непрерыв­ное) — термин, используемый в математике, естествознании, фи­лософии при рассмотрении непрерывных совокупностей.

Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленчество, принятие без возражений господствующего порядка, существующих мнений, отсутствие собственной позиции.

Концепт (лат. conceptus — собрание, восприятие; concipere — за­чинать) — идея, общее представление, «сгусток культуры в созна­нии человека» (Ю.С.Степанов), формируется речью, сохраняет индивидуальные особенности; концепты не только мыслятся, но и переживаются. Концепты по А. Вежбицкой — это «универсальные семантические примитивы». Концепция — определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взгля­дов, теоретических положений.

Концептуализм — одно из направлений философии, связанное с решением проблемы общих понятий, универсалий, полагающее, что общее существует в вещах и обнаруживается мышлением и в ре­чи. В искусстве концептуализм — крупное авангардистское движе­ние, где совершается переход от конкретно-чувственного восприя­тия к интеллектуальному осмыслению (например, экспонируются сам стул, его фотография и словесное описание из словаря).

Коэволюция — совместная или одновременная эволюция био­логических и культурных факторов жизни человека.

Кумуляция (лат. cumulatio) — накопление, суммирование.

Лабильный (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — функционально подвижный, изменчивый.

Логика оценок — логика понятий «хорошо», «безразлично», «плохо», общего понятия ценностей, оценочных утверждений языка.

Логический позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское течение в рамках неопозитивизма XX века, стремив­шееся полностью формализовать язык науки с помощью логики и математики.

Логос (лат. logos) — слово, учение.

Матрица (лат. matrix — матка) — металлическая пластинка с уг­лублениями для штамповки в полиграфии; в математике прямо­угольная таблица элементов; у Т. Куна дисциплинарная матрица — метафора для обозначения парадигмы.

Ментальность, менталитет — неосознанные представления, ве­рования, ценности, традиции, модели поведения и деятельности различных этнических и социальных групп, слоев, классов обще­ства, над которыми надстраиваются теоретические и идеологиче­ские системы (по А.Я. Гуревичу).

Ментальный (от англ. mental) — умственный, мысленный.

Метафизика — (лат. metaphysica) то, что идет после физики. Под таким названием были объединены лекции и заметки Аристотеля по «первой философии». В общем смысле — это философское уче­ние о сверхопытных началах и законах бытия; синоним для терми­нов «философия», «онтология». Одно из частных значений — ме­тод, противоположный диалектике.

Монада (от греч. monas, monados — единица, единое) — недели­мое, несоставное единство, начало бытия.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) — подход, стре­мящийся свести все многообразие мира, событий, явлений к еди­ной первооснове. Противоположное — плюрализм, дуализм (от лат. dualis — двойственный) основывается на признании сосуществования двух различных, несводимых к единству состояний, субстанций, гносеологических принципов, образов мыслей, мировоззрений.

Нарратив (англ. narrative) — рассказ, повесть, изложение фак­тов

Натурфилософия, или философия природы — абстрактно-умозрительная концепция природы в ее единстве и целостности, стремящаяся восполнить конкретные данные естественных наук.

Научное сообщество — совокупность ученых-профессионалов, объединенных вокруг единой парадигмы, научной школы, направ­ления.

«Невидимый колледж» — неформальное исследовательское со­общество, личные контакты ученых.

Нелинейность — подход, признающий объективную многова­риантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции. Линейный подход отри­цает многовариантность, наличие выбора направления и темпов эволюции.

Неокантианство — философское течение, возникшее во второй половине XIX века в Германии. Развивало отдельные положения кантовской философии, основываясь на отрицании онтологии и признании философии как критики познания, ограниченного сферой опыта и включающего априорные принципы и нормы.

Номинализм (от лат. nominalis — относящийся к именам) — философское направление, возникшее в Средние века, считаю­щее, что абстрактные объекты, которые не даны в чувственном опыте, сами по себе вне языка и мышления не существуют. Реаль­на лишь единичная вещь. Противоположное направление — реа­лизм, считающий, что обобщения, представленные в понятиях, основанные на реальном сходстве, существуют реально и незави­симо от сознания.

Номологический (от греч. nymos — закон) — законопологающий, отыскивающий общие законы.

Нормальная наука — термин, введенный Т. Куном для обозна­чения развития науки между большими и малыми «революциями»; противоположное понятие, по Т. Куну, — экстраординарная (сверх­обычная) наука, т. е. наука в состоянии революционных измене­ний.

Нуль-гипотеза — термин, обозначающий начало исследования, отрицающего специальную гипотезу или теорию в качестве обяза­тельной предпосылки.

Объективно-идеалистический, объективный идеализм — фило­софское направление, которое считает первоосновой мира некое всеобщее начало — идею, мировой разум — сверхиндивидуальное духовное начало.

Ортодоксальный (от греч. ortos — прямой, правильный, doxa — мнение) — правильный, фиксированный авторитетными инстан­циями.

Пайдейа (греч. paideia — образование, воспитанность) — поня­тие античной философии, обозначающее универсальное образова­ние и воспитанность.

Парадигма — образец, пример, по Т. Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообще­ству. Мультипарадигмальный подход — признающий правомер­ность нескольких парадигм.

Педантизм — точность, аккуратность в выполнении всех требо­ваний.

Перипатетики (от греч. peripatos — крытая галерея, служившая лекционным залом) — философская школа Аристотеля (367-347 до н. э.).

Персонализм (от лат. persona — личность) — учение, признаю­щее личность первичной творческой реальностью, а духовные цен­ности личности — высшим смыслом цивилизации.

Перформативный (от англ. perform — исполнять, совершать) — исполняющий, совершающий.

Перцептивный, перцепция (от лат. perceptio) — представление, восприятие.

Позитивизм, неопозитивизм — одно из основных направлений философии XX века, занимающееся проблемами науки, специаль­но-научного знания и анализом языковых форм знания.

Полисемия — многозначность, многосмысленность.

Понимающая социология — направление в социологии, особое внимание уделяющее анализу значимых, смысловых элементов жизни, опирающееся на идеи философии жизни, герменевтики, феноменологии, лингвистической философии.

Постмодернизм (от лат. post — после, modernus — современ­ный) — обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустра­нимости плюрализма описаний и точек зрения, преодоление то­тального господства одной доктрины, направления в искусстве, единственной системы ценностей и критериев.

Постструктурализм — подход в социально-гуманитарном и фи­лософском познании, рассматривающий тексты как модели реаль­ности, а науку как «рассказ» о ней или форму деятельности, порож­дающей тексты.

Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — течение аме­риканской мысли, в котором действие, практика используются как главный принцип философии.

Праксиологический (от греч. praksis — практика) — основанный на практике.

Презумпция (лат. praesumptio — предположение), презумпция невиновности — правовой принцип судопроизводства — обвиняе­мый считается невиновным, пока его вина не будет доказана.

Прескриптивный (от лат. prescriptio) — предписывающий.

Принцип «семейного сходства» — выдвинут Л. Витгенштейном и заключается в признании особого вида обобщения группы пред­метов, сходных в одном, но не сходных в другом отношении, что не позволяет обобщать их через род и видовое отличие согласно кано­нам логики.

Протестанская этика — понятие, получившее особое значение в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), в которой показана благотворная роль этических норм и принципов протестантизма для добросовестного труда и хозяй­ственного успеха.

Психоанализ — метод психотерапии и психологии, ставящий в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Разработан австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом (1856-1939).

Психологизм — понятие, фиксирующее возможность исполь­зования в логике и теории познания психологических понятий и представлений, а также рассматривающее психологию базисной наукой философии.

Резонерство - рассуждение в нравоучительном тоне.

Релятивизм (от лат. relativus - относительный) — признание из­менчивости объектов и знания о них и отрицание момента устой­чивости, преувеличение зависимости познания от его условий.

Референт (от лат. refero — отношу, связываю) — объект, к кото­рому относят суждение.

Рефлексия — анализ и осмысление оснований культуры и ее произведений, а также содержания знаний, чувств и жизнедеятель­ности человека. Ведущий метод философии. Одна из форм — само­рефлексия, направлена на осмысление своих собственных действий.

Рецептивный (от лат. reception — принятие) — восприимчивый. Реципиент — воспринимающий.

Риторика — «способность находить возможные способы убеж­дения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).

Семантический, семантика (от греч. semanticos — обозначаю­щий) — разделы языкознания и логики, в которых исследуются проблемы значения, смысла, интерпретации знаков и знаковых выражений.

Сенсуалистская гносеология, сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение) — учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются единственным источником и основанием зна­ния. Главный представитель — Дж. Локк, XVII век.

Символическая, или математическая логика — область логики, в которой выводы исследуются посредством логических исчислений на основе строгого символического языка.

Синкретичность, синкретизм (греч. synkretismys — соедине­ние) — нерасчлененность, характеризующая неразвитое состоя­ние явления; смешение, неорганическое слияние разнородных элементов.

Скептицизм — философская школа (от греч. scepticos — ищу­щий, рассматривающий, исследующий), созданная в IV веке до н. э. Пирроном из Элиды (ок. 360-270 до н. э.), который практико­вал воздержание от суждения. Своей целью скептики ставили опровержение догматов всех школ, для них всякое знание либо це­ликом и окончательно верно, либо полностью ошибочно. Социум (от лат. societas) — общество.

Статистическое резюме — итог, обобщение данных с помощью статистических методов.

Стоики (от греч. stoa — портик) — философская школа Зенона в Афинах (ок. 300 до н. э.).

Структурализм, постструктурализм — общие названия для ряда направлений в гуманитарном познании XX века, прежде всего в структурной лингвистике, литературоведении, этнографии, исто­рии науки и других, связанных с выявлением структур, способных сохранять устойчивость при различных изменениях и преобразова­ниях. Представители Ж. Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, Ж. Делез, М. Фу­ко, Р. Барт К. Леви-Строс и др.

Субстрат (лат. substratum — основа, подстилающее) — основа всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности.

Тавтология (от греч. tauto — то же самое, logos — слово) — повто­рение того же самого другими словами, не уточняющими смысла. В логике тавтология — тождественно истинное высказывание.

Тематический анализ — термин, введенный Дж. Холтоном, означает способ изучения истории науки путем обращения к глу­бинным устойчивым структурам мышления (темам), лежащим в основе научной деятельности ученых.

Темпоральный — временной показатель изменений.

Теология (от греч. teos — Бог, logos — учение, слово) — совокуп­ность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Технетика – комплекс наук, исследующих техническую реальность с позиции фундаментальных закономерностей техноэволюции всех техноценозных факторов социосистемы: технических живых, технически мертвых и технологически-конструктивных.

Техногенез – происхождение, возникновение, процесс образования и эволюции технической реальности и техногенного мира в целом.

Техносфера – составная часть современной ноосферы, рассматриваемой в качестве совокупности всех технических систем, технологий, конструкционных материалов, возникающих на Земле и в космосе в процессе целенаправленной деятельности человека.

Техноценоз – сообщество изделий конвенционально выделенного объекта; множество элементов-изделий, характеризующееся слабыми связями и слабыми взаимодействиями; система техногенного происхождения.

Трансцендентальный — букв, выходящий за пределы. Трансцен­дентальное сознание — независимость содержания сознания от эмпирического телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще».

Универсалии (от лат. universalis — общий, относящийся к цело­му) — категории, в которых фиксируются наиболее общие характе­ристики объекта или субъекта, например «человек», «общество», «сознание», «истина» и многие другие.

Универсум (лат. universum — весь вообще) — целостность, цело­стный мир.

Фальсификационизм (от лат. falsifico — подделываю) — учение К. Поппера о научной процедуре, устанавливающей ложность ги­потезы (теории) или подтверждающей ее истинность в результате экспериментальной или теоретической проверки.

Феномен — явление, предмет, данный в чувственном созерца­нии.

Феноменология — философское учение; стремится очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Метод анализа «чисто­го» сознания. Основал направление немецкий философ Э. Гус­серль (1859-1938).

Физическая реальность — понятие, обозначающее систему тео­ретических объектов, построенных физической теорией и наделя­емых онтологическим статусом.

Фонема (греч. phonema — звук) — единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются части слов (морфемы) и слова.

Фонология (от греч. phone — звук, logos — слово, учение) — раз­дел языкознания, изучающий звуковую сторону языка и ее функ­циональную значимость.

Хронотоп (от греч. chronos — время, topos — место) - «время-пространство», единство временных и пространственных отноше­ний, например, у М.М. Бахтина при рассмотрении сюжетного раз­вития романа.

Целерациональность — термин, введенный М. Вебером и обо­значающий действие, ориентированное на цель, рационально взвешивающее цели, средства и результаты.

Эволюционная эпистемология (теория познания) — направле­ние, связывающее биологическую эволюцию с эволюцией позна­вательной системы человека, его способностей извлекать, обраба­тывать и хранить когнитивную информацию.

Эйдос (греч. eidos) — форма, вид, идея — термин древнегрече­ской философии.

Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — фило­софия существования, учение об уникальности человеческого бы­тия как непосредственной нерасчлененной целостности.

Экзистенциальный — определяемый переживанием субъектом своего «бытия-в-мире».

Экспансионистский (от лат. expansio — распространение) — ак­тивно распространяющийся.

Экспликация (лат. explicatio — объяснение, уточнение значения слова) — замещение представления обыденного сознания точным научным понятием.

Элиминация (от лат. elimino — выношу за порог, удаляю) — уда­ление, исключение.

Эмпириокритицизм (от греч. empeiria — опыт) — философ­ское учение, критическое исследование опыта, второй этап по­зитивизма (Р. Авенариус, Э. Мах).

Энергетический отбор – реализация неживой природой принципа наименьшего действия; обобщенный процесс построения физико-химических ценозов, определяемый законами сохранения.

Энтропия (греч. entropia — поворот, превращение) — мера не­упорядоченности, или хаотичности, состояния системы. Понятие, впервые введенное Р. Клаузиусом в термодинамике для определе­ния меры необратимого рассеяния энергии. Связь энтропии с ве­роятностью установлена Л. Больцманом.

Эпистемология (от греч. episteme — знание, logos — учение) — те­ория познания.

Этнограмматика (от греч. ethnos — племя, народ) — один из раз­делов этнолингвистики, изучающей взаимосвязь языковых и этни­ческих факторов.

Этнометодология — одно из направлений в современной куль­турологии и социологии, предметом которого являются методы и принципы изучения и интерпретации способов организации, вза­имодействия и речевого общения в повседневной жизни различ­ных народов и общностей.

Этноцентризм — склонность оценивать жизненные явления на основе ценностей своей этнической группы.

Я – понятие, характеризующее способность личности выделять себя из окружающей среды и последующей самоидентификации. Согласно психоаналитической концепции Я (Эго) является наряду с Оно (Ид) и сверх-Я (супер-Эго) одной из трех психологических субстанций.

Языковые игры — лингвистические формы, идеализированные модели употребления слов, связанные с обучением языку в различ­ных видах деятельности.

 







Date: 2015-10-22; view: 494; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.047 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию