Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 15. Злоупотребление правами журналиста
Основные формы злоупотребления правами журналиста. Законодательство о СМИ признает злоупотреблением такое использование профессиональных прав журналиста, которое имеет целью: а) сокрытие или фальсификацию общественно значимых сведений; б) распространение слухов под видом достоверных сообщений; в) сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Кроме того, журналисту запрещено использовать свое право на распространение информации для того, чтобы опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. К злоупотреблению правами журналиста Закон о СМИ (ч. 2 ст. 59) приравнивает нарушение правил распространения материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки (ст. 50), а также несоблюдение обязанностей журналиста (ст. 49). Нарушение этих запретов предполагает уголовную или дисциплинарную ответственность. Правда, об уголовной ответственности речь может идти только в тех случаях, когда в УК РФ предусмотрен соответствующий состав. Разумеется, сама по себе фальсификация общественно значимых сведений не является преступлением, но, будучи направленной против конкретного физического лица, образует состав клеветы (ст. 129 УК РФ). Точно так же умышленное распространение слухов под видом достоверной информации может в некоторых случаях квалифицироваться как пособничество в форме предоставления информации (п. 5 ст. 33 УК РФ). В предыдущей главе уже приводился гипотетический пример, когда журналист из соображений мести или корысти раскрывает в СМИ чужую личную тайну. В этом случае наступает ответственность по ст. 137 УК РФ. Попытки в газетной публикации очернить в глазах общественного мнения отдельные национальные или религиозные группы населения могут быть квалифицированы как совершенные с использованием СМИ действия, направленные на возбуждение национальной или религиозной вражды, унижение национального достоинства (ст. 282 УК РФ). Защита интересов меньшинств и других идентифицируемых групп. Хотя правила защиты чести и достоинства, существующие в российском законодательстве, не распространяются на коллективных субъектов, однако этот пробел частично восполнен в Законе о СМИ (ч. 2 ст. 51), что особенно важно в современных условиях, когда активизировались попытки очернить в глазах общественного мнения отдельные национальные, религиозные, профессиональные, возрастные группы. Причем для реализации тенденции к внутригрупповой самоизоляции не имеет решающего значения, какой именно признак — религия, раса, язык, регион, национальная, партийная или профессиональная принадлежность — лег в основу дистанцирования и отчуждения. Может быть, именно поэтому столь близки политический экстремизм и агрессивный национализм. Близки по фразеологии, по тактике мобилизации ресурсов, по методам подрыва социального status quo. Неслучайно на российской политической сцене и в отечественных СМИ носители тех и других устремлений часто выступают единым фронтом. Неслучайно запрет пропаганды и агитации, возбуждающих как социальную, так и расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, содержится в одной и той же норме российской Конституции (ч. 2 ст. 29). Неслучайно, наконец, путь к толерантности в политике и межнациональных отношениях лежит через политический и идеологический плюрализм, высокую степень защиты прав человека для всех, особенно для меньшинств, доступ к средствам массовой информации и т.д. Хотя проблемы меньшинств рождаются не на кончике журналистского пера, но неосторожная или недобросовестная информация легко может стать катализатором конфликта. И наоборот, спокойное, точное, справедливое, сбалансированное и всестороннее освещение вопроса в прессе объективно способствует переводу конфликта в плоскость дискуссии, выходу из замкнутого круга насилия. Активное использование СМИ для изменения отрицательных стереотипов в массовом сознании может иметь большое значение для урегулирования конфликтов. Отказ от формирования образа врага, показ взаимной выгоды от совместного решения проблемы путем переговоров — все это ведет к тому, что у участников конфликта не только меняются представления об интересах и целях противоположной стороны, но и сам ее образ приобретает более привлекательный характер 1. Вот почему международное интеллектуальное сообщество столь большое значение придает роли СМИ в предупреждении и урегулировании межэтнических конфликтов. Например, во время боснийского кризиса ЮНЕСКО оказывало поддержку — в том числе финансовую — тем местным средствам информации, которые занимали по отношению к противоборствующим сторонам международно признанную независимую позицию, распространяли беспристрастную информацию и выступали в защиту ценности мирного сосуществования и взаимопонимания. Напротив, деятельность радиостанции, допустившей прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида в Руанде, вызвала единодушное осуждение Исполнительного Совета ЮНЕСКО, решившего провести специальное исследование роли СМИ в организации массовых убийств на этнической почве. Специфика темы меньшинств такова, что она неизменно ставит СМИ перед нравственно-правовым выбором, а власти — перед политико-правовым. От журналиста зависит, какую избрать для себя роль: объективного стороннего наблюдателя, проводника идей толерантности и межкультурного диалога или «народного трибуна», спекулирующего на этноцентристских мифах и реальных этнических чувствах. Перед ним целый ряд дилемм: как избежать обвинений, с одной стороны, в разжигании розни, а с другой, — в предательстве интересов собственного народа или этноса? Какой способ освещения проблем меньшинств ведет к росту межэтнической напряженности, а какой, наоборот? Как быть объективным, если аудитория находится во власти предубеждений? Как быть правдивым, если хозяева СМИ настаивают на тенденциозном освещении событий? Конечно, «солдат идеологического фронта» не может и не должен быть объективным. Журналист, работающий в условиях демократического режима, может. Но способны ли взвешенность и равная дозированность информации о позициях разных сторон обеспечить объективность? Природа этих проблем такова, что требует от журналиста особой осторожности при презентации фактов, при подборе высказываний — отдавая предпочтение скорее более рассудительным ораторам с каждой стороны, нежели экзальтированным сторонникам крайних мер, — при комментировании событий — избегая героизации и смакования ужасов, презрительности и восторженности. В непростой ситуации оказываются и власти. От их воли и сдержанности зависит, смогут ли они отделить семена реального беспокойства и серьезной критики от плевел «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора», остаться в рамках демократических процедур, пресекая разжигание вражды и розни, удержаться от введения цензуры. Может быть в объективной сложности этой задачи коренятся причины той неуверенности, с которой власти пытаются ее решить, лавируя между Сциллой наведения порядка и Харибдой уважения прав человека. Пожалуй, единственной инстанцией, добросовестно пытавшейся, сопоставив закон и реальную журналистскую практику, найти пределы допустимого в освещении проблем меньшинств в СМИ, была Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Будучи убеждена, что «разжиганию социальной и национальной нетерпимости активно способствует необъективное информирование о природе и субъектах общественных конфликтов», СПИС стремилась в своих решениях по конкретным делам дать отдельные — хотя и не всегда бесспорные — элементы толкования тех норм Конституции Российской Федерации и Закона о СМИ, которые запрещают пропаганду межнациональной розни. Анализируя решения СПИС, эти квазиправовые прецеденты, можно выявить некоторые более или менее конкретные запреты: а) переводить характер вооруженного противостояния в плоскость межнациональной вражды, формировать устойчивый негативный стереотип в отношении целого этноса 2; б) целенаправленно формировать чувства превосходства одного этноса над другими 3; в) апеллировать в предвыборной агитации к национальным предрассудкам 4; г) привлекать заинтересованное лицо в качестве «независимого в своих суждениях» комментатора 5; д) в публикациях о преступлениях акцентировать внимание на национальности преступников либо их жертв, поскольку это формирует необъективное и неполное представление об истинных причинах преступности 6; е) публиковать списки государственных и общественных деятелей, составленные по принципу этнической однородности, публиковать фальшивки типа «Протоколов сионских мудрецов» 7 и т.д. Помимо запретов Палата сформулировала и «обязательную рекомендацию» для СМИ и журналистов — обеспечивать информационный паритет в освещении конфликтов. В частности, дав слово представителю одной стороны, редакция должна сделать то же и в отношении другой. Конечно, сформировавшийся в России информационный плюрализм создает условия для того, чтобы опороченные общности могли воспользоваться другими СМИ для защиты чести и достоинства. На практике, если в одних газетах звучат обвинения, то в других — опровержения. Но далеко не всегда опороченная общность может найти издание, готовое выступить в его защиту. Следовательно, принципиально важно распространить конституционное право на защиту чести, достоинства и доброго имени на любые объединения и группы граждан, дав им возможность требовать в судебном порядке опровержения недостоверных порочащих сведений в том же СМИ, в котором они были распространены. Россия не одинока перед лицом проблемы меньшинств. Случаи разжигания нетерпимости и розни бывают даже в экономически процветающих странах с устоявшейся демократией и четко структурированным гражданским обществом. Озабоченность возрождением расизма, ксенофобии и антисемитизма, распространением нетерпимости в отношениях между группами населения, имеющими различные расовые, этнические, национальные, религиозные или социальные корни, побудила Комитет Министров Совета Европы принять Рекомендацию № R (97) 20 по вопросам разжигания ненависти. При этом разжигание ненависти (hate speech) понимается как покрывающее все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации и враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями. Среди положений, которыми должны руководствоваться государства-члены СЕ в вопросах разжигания ненависти, обратим внимание на следующие. Во-первых, органы государственной власти и их должностные лица должны проявлять особую сдержанность в своих выступлениях, чтобы их высказывания не могли быть обоснованно восприняты как разжигание ненависти или легитимация дискриминации. Подобные заявления должны быть запрещены и подвергнуты публичному осуждению во всех случаях их совершения. Во-вторых, власти государств-участников должны создать действенные гражданско-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые механизмы согласования свободы выражения мнений с уважением человеческого достоинства и защитой репутации и прав других лиц. В частности, предлагается добавить обязательные работы к спектру возможных санкций за разжигание ненависти, а также предусмотреть возможность обращения заинтересованных неправительственных организаций в суд с исками об опровержении, ответе и возмещении ущерба жертвам разжигания ненависти. В-третьих, любые ограничения или помехи в осуществлении свободы выражения мнений должны находиться под независимым судебным контролем. В-четвертых, свобода выражения мнений выходит за рамки правовой защиты, предоставляемой ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в случае, когда она представляет собой разжигание ненависти и направлена на подрыв прав и свобод, гарантированных Конвенцией. В-пятых, органы прокуратуры, в пределах их компетенции, должны уделять особое внимание случаям разжигания ненависти. В свою очередь, суды, осуждая лиц, виновных в разжигании ненависти, должны обеспечить строгое соблюдение принципа пропорциональности наказания. В-шестых, законодательство и судебная практика по вопросам разжигания ненависти должны учитывать роль средств массовой информации в обеспечении права общественности на получение сведений о случаях разжигания ненависти. В этой связи следует проводить четкую границу между ответственностью тех, кто выступает в духе разжигания ненависти, и ответственностью журналистов и редакций СМИ, рассказывающих об этих выступлениях в рамках своих задач по информированию общества. В-седьмых, законодательство и судебная практика должны учитывать, что журналистское освещение вопросов расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости полностью защищено ч. 1 ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и может быть ограничено только в соответствии с условиями, перечисленными в ч. 2 указанной статьи. В-восьмых, законодательство и судебная практика должны соответствовать также прецедентному праву Европейского суда по правам человека с учетом, помимо всего прочего, характера, содержания и цели журналистской деятельности. В-девятых, уважение журналистских свобод подразумевает, что суды и органы государственной власти не должны навязывать СМИ свои воззрения относительно приемлемых для журналистов методов ведения профессиональной деятельности 8. Практика Европейского суда по правам человека, на которую неоднократно дается ссылка в Рекомендации, достаточно обширна. В основном она выдержана в духе доктрины «clear and present danger». Так, в решении по делу Surek против Турции Суд пришел к выводу, что в условиях квази-гражданской войны свобода выражения политических мнений имеет серьезное значение, но может быть ограничена постольку, поскольку имеет своей целью и (или) реально может спровоцировать эскалацию насилия 9. Ответственность за административные правонарушения в сфере массовой информации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ содержит значительное число составов, призванных защитить права и законные интересы субъектов информационных отношений. Выше мы уже обращались к рассмотрению многих из них, касающихся злоупотребления свободой массовой информации, доступа к информации, освещения в СМИ избирательных кампаний, защиты авторских и смежных прав и т.д. Все эти составы являются по сути средством правовой защиты тех норм, которые содержатся в законодательстве об информации, о выборах, об интеллектуальной собственности. Однако есть составы административных правонарушений, которые производим от норм именно законодательства о средствах массовой информации. Обратимся, в частности, к ст. 60 Закона о СМИ, в которой наряду с другими видами нарушений законодательства о средствах массовой информации указывается воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания. Ст. 13.16. КоАП РФ текстуально воспроизводит эту норму при описании состава административного правонарушения и устанавливает наказание за его совершение в виде административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ, на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ, на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ. Протоколы о подобных правонарушениях составляют должностные лица органов МПТР, а дела рассматривают судьи. Ст. 60 Закона о СМИ запрещает также создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм. Ст. 13.18. КоАП РФ устанавливает наказание за нарушение этого запрета — административный штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ, на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ, на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ. Подобные дела рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор за связью и информатизацией в Российской Федерации. Аналогичным образом ст. 13.21. КоАП РФ защищает норму ст. 60 Закона о СМИ о недопустимости распространения продукции незарегистрированного средства массовой информации. Изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ, на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ, на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения. Протоколы об административном правонарушении составляют в таких случаях должностные лица органов внутренних дел или МПТР, а дела рассматривают судьи. Административным правонарушением является — в силу требований ст. 13.22. КоАП РФ — и выпуск или распространение продукции СМИ без указания выходных данных либо с неполными или заведомо ложными выходными данными. Предусмотренное Кодексом наказание — предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ, на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ, на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ с конфискацией тиража или без таковой. Дела этой категории рассматриваются органами, осуществляющими государственный контроль в области обращения и защиты информации, либо передаются на рассмотрение судьи. Тем самым Кодекс защищает правила, установленные ст. 27 Закона о СМИ. Гарантией соблюдения требований ст. 35 Закона о СМИ, устанавливающей правила распространения обязательных сообщений, является ст. 13.17. КоАП РФ. Здесь в качестве наказания за нарушение этих правил предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ, на должностных лиц — от трех до пяти МРОТ, на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти МРОТ. Подобные дела рассматриваются органами, осуществляющими государственный контроль в области обращения и защиты информации, к числу которых Кодекс относит не только органы безопасности и ФАПСИ, но также органы исполнительной власти, наделенные полномочиями в области печати и средств массовой информации, а также в области телевидения и радиовещания. Наконец, обратим внимание на ст. 13.23. КоАП РФ «Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров». В сфере массовой информации она может — при желании — найти весьма широкое применение. Во-первых, она распространяется на те случаи, когда редакции в нарушение требований ст. 29 Закона о СМИ не направляют обязательные экземпляры организациям, указанным в Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документа» от 29.12.1994 года № 77-ФЗ. Во-вторых, она может быть применена в отношении тех лиц, которые нарушают ч. 5 ст. 20 Закона о СМИ, то есть не направляют в регистрирующий орган копию редакционного устава до истечения трех месяцев со дня первого выхода в свет данного средства массовой информации. В-третьих, она касается нарушения установленного Законом о СМИ (ст. 34) порядка хранения материалов теле- и радиопередач. Предусмотренное Кодексом наказание — административный штраф на граждан в размере от двух до пяти МРОТ, на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ, на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ. Протоколы о подобных административных правонарушениях составляются должностными лицами органов МПТР, а дела разрешаются судьей. На первый взгляд может показаться, что действующее законодательство об административной ответственности содержит немало угроз свободе массовой информации. На самом же деле свобода массовой информации обеспечена там и тогда, где и когда журналист и редактор, издатель и учредитель СМИ строго следуют норме закона. Известно: незнание закона — не освобождает, а знание — когда как... [1] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М., 1997. С. 58. [2] Решение СПИС «Об обращении представительства Чеченской республики при Президенте Российской Федерации в связи с телепередачей "Дни" на канале ОРТ от 11 мая и 1 июня 1996 г.» от 11 июля 1996 г. № 12 (95). [3] Решение СПИС «Об обращении полномочного представителя Президента Российской Федерации в Псковской области Д.К. Хритоненкова по поводу ряда публикаций газеты "Псковский курьер"» от 10 октября 1996 г. № 20 (103). [4] Решение СПИС «О публикациях в газете "Пресса России" №№ 5—6 за 1996 г.» от 11 июля 1996 г. № 13 (96). [5] Решение СПИС «О заявлении представительства Президента Российской Федерации в Ингушской Республике от 15 июня 1994 г.» № 17. [6] Решение СПИС «Об этническом аспекте освещения в СМИ причин преступности» от 14 июля 1994 г. № 22. [7] Решение СПИС «О публикациях газеты "Пресса России"» от 14 октября 1995 г. N° 28. [8] See: Examples of «good practices» to fight against racism and intolerance in the European Media. - European Commission against Racism and Intolerance. Council of Europe, 2000. [9] Case-law concerning Article 10 of the European Convention on Human Rights — Directorate General of Human Rights. Strasbourg, 2000. P. 10, 26—27.
Заключение
Правовые основы журналистики, сформировавшиеся на базе Закона о СМИ 1991 г., вот уже десять лет позволяют российским средствам массовой информации отстаивать свои законные интересы, опираясь прежде всего на юридические нормы, а потом уже на благосклонность тех или иных чиновников либо других влиятельных лиц. Именно поэтому так много желающих пересмотреть эти правовые основы, адаптировать их к сиюминутным потребностям борьбы с политическими оппонентами, региональными или, напротив, федеральными «баронами», иностранными конкурентами, «олигархами» и т.д. В результате законодательство все больше обрастает неудачными поправками и дополнениями, порождающими внутренние противоречия и затрудняющими правильное применение законодательных норм в журналистской практике. Одновременно накапливается опыт правового, а значит, относительно цивилизованного разрешения конфликтов в медийной среде. Конечно, пока эти конфликты нередко заканчиваются не в пользу правых, а в пользу сильных. Однако с опытом приходят юридическая осведомленность и предусмотрительность. Растет потребность в журналистах, широко осведомленных в области права массовой информации, а значит и в учебной литературе по правовым основам журналистики. Задача этого учебника — обобщить научные представления о праве массовой информации, сопоставив их с нормативными актами, правоприменительной практикой и повседневной журналистской работой. Причем все ускоряющееся развитие Интернет-журналистики настоятельно требует идти дальше, осваивая правовые основы журналистской деятельности в киберпространстве. Однако современная юриспруденция пока не готова предложить развернутые ответы на вызовы глобализации информационного общества, ограничиваясь попытками конвергенции правового регулирования медийной среды и киберпространства. Вот почему учебник по правовым основам Интернет-журналистики пока не написан. Но он уже пишется.
Конституция Российской Федерации (извлечение)
Date: 2015-10-22; view: 627; Нарушение авторских прав |