Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1.2. Качество и конкурентоспособность
Эта движущая сила называется конкуренцией, что в переводе с латыни означает столкновение, ошибку в результате каких-либо действий [2]. В рыночных условиях экономический суверенитет каждого участника деловых отношений не только делает возможным такие столкновения с другими суверенными субъектами, но и превращает эту возможность в неизбежность. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей. Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это, конечно, удовлетворение потребности. Объектом конкуренции, как известно, является потребитель и покупатель, и в этом качестве он имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Именно это разделение "предмета" и "объекта" и показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия. С одной стороны товар (предмет), а с другой – потребитель (объект), а значит, и различные методы и приемы конкурентной борьбы, и различное их влияние. Кто же они, конкуренты нашей фирмы? Первыми и наиболее явными конкурентами фирмы выступают компании — производители аналогичных товаров, поступающих на данный рынок. Они могут быть меньше или больше по объемам производства, иметь большую либо меньшую степень диверсификации (так определяют широту спектра производств, которые имеет фирма), по-разному определять место и роль данного товара в общей стратегии своего развития и т. д. Но роднит их всех одно: они предлагают свой товар, услугу потребителям наряду с аналогичными товарами, услугами нашей фирмы на одном и том же рынке. Как же победить в конкурентной борьбе? Ведь от того, каков потенциал фирмы, её конкурентоспособность зависит все её существование. Выжить, победить в конкуренции можно только либо предложив покупателю какой-то новый товар или услугу, либо предложив тот же или аналогичный товар за ту же цену, но более высокого качества. Причем, роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием постоянного совершенствования технологий. Подъем уровня культуры и образования современного человека делает его всё более требовательным к качеству. В [1] говорится, что в обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы XX века требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей, приобретая продукцию на мировом рынке, предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-25% совокупных производственных затрат. И такое положение дел фиксируется в законах многих стран. Например, в ряде стран Европы многие товары вообще не допускаются на рынки без сертификата качества, подтверждающего его соответствие требованиям стандартов ИСО, другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле. Таким образом, качество, наряду с нововведениями является единственным, но самым действенным оружием в конкурентной борьбе. Именно борьба за потребителя (а в последние десятилетия и вообще за выход на рынок) заставляет производителей соревноваться в улучшении качественных характеристик своей продукции. Приведём несколько примеров, иллюстрирующих вышесказанное. В уже цитируемом нами учебнике [1] приводятся характерные исторические ситуации, которые стали определяющими в формировании современного отношения к качеству у производителей. После второй мировой войны в мировой экономике утвердилось лидерство США, опыт которых изучался во всем мире. Однако в сфере управления качеством американцы довольствовались рациональным статистическим контролем. Но по мере развития стран Европы и особенно Японии передовые предприятия в этих странах перестали довольствоваться только регистрацией и заменой дефектных изделий. Началось формирование комплексных систем управления качеством. Когда эти системы распространились, рынок признал, что качество важнее цены. В результате американский рынок в 70-х и 80-х годах столкнулся с жесточайшей конкуренцией японских и западноевропейских товаров, предлагавших высококачественные товары по низким ценам. В 1987 году известный американский специалист по качеству Д.Х.Харрисон писал[1] об этом периоде: «Большая война 80-х годов представляет собой не военные действия, а промышленную войну, и трофеями в этой войны являются потребители во всем мире. На американскую промышленность ведется наступление не только со стороны Японии, но и стороны всей Азии и Европы. В отношении многих видов продукции уровень совершенства уже не определяется Соединенными Штатами. … с этой болезнью нам необходимо бороться, чтобы качество продукции, услуг и трудовой жизни достигло конкурентоспособного уровня в 90-е годы». И в 90-е годы результаты усилий американских корпораций, направленных на улучшение своей работы и поддержанных американскими властями, помогли восстановить веру потребителей в американскую продукцию. Другой пример касается России в наступившем ХХI веке. На Россию ведется наступление со стороны США, Японии, Европы, Китая и других промышленно развитых стран. Хотя здесь положение несколько иное, чем в предыдущем примере. После развала СССР многие производства, которые работали в основном на внутренний рынок, не избалованный высоким качеством товаров (т.к. производители других стран на него просто не допускались), прекратили своё существование. Они оказались не приспособлены выпускать продукцию, способную конкурировать с импортными товарами, хлынувшими на российский рынок. Но очень быстро положение стало меняться. Рынок заставил российских производителей поднимать качество своей продукции, и те предприятия, которые выжили и те, которые начинают работать на российском рынке, должны следовать тем же законам рыночной борьбы, что и их конкуренты из развитых стран. Поэтому качество российских товаров и услуг быстро поднимается. Вопросы для самоконтроля по теме «Качество и конкурентоспособность» 1. В чем суть конкуренции? 2. Что является предметом конкуренции? 3. Посредством чего можно победить в конкурентной борьбе? 4. Приведите свой пример, когда качество продукции стало решающим фактором в победе над конкурентами. Date: 2015-10-22; view: 469; Нарушение авторских прав |