Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1.2. Качество и конкурентоспособность





Эта движущая сила называется конкуренцией, что в переводе с латыни означает столкновение, ошиб­ку в результате каких-либо действий [2]. В рыночных условиях экономический суверенитет каж­дого участника деловых отношений не только делает возможным такие столкновения с другими суверенными субъектами, но и превращает эту возможность в неизбежность. Неизбежность конкуренции между пред­принимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов по­требителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание по­требителей.

Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стре­мятся завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это, конечно, удовлетворение потребности.

Объектом конкуренции, как известно, является потребитель и покупатель, и в этом качестве он имеет возможность сказать свое после­днее и решающее слово на рынке. Именно это разделение "предмета" и "объекта" и показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия. С одной стороны товар (предмет), а с другой – потребитель (объект), а значит, и различные методы и приемы конку­рентной борьбы, и различное их влияние.

Кто же они, конкуренты нашей фирмы? Первыми и наиболее явными конкурентами фирмы выступают компании — производители анало­гичных товаров, поступающих на данный рынок. Они могут быть мень­ше или больше по объемам производства, иметь большую либо мень­шую степень диверсификации (так определяют широту спектра произ­водств, которые имеет фирма), по-разному определять место и роль данного товара в общей стратегии своего развития и т. д. Но роднит их всех одно: они предлагают свой товар, услугу потребителям наряду с аналогичными товарами, услугами нашей фирмы на одном и том же рынке.

Как же победить в конкурентной борьбе? Ведь от того, каков потенциал фирмы, её конкурентоспособность зависит все её существование. Выжить, победить в конкуренции можно только либо предложив покупателю какой-то новый товар или услугу, либо предложив тот же или аналогичный товар за ту же цену, но более высокого качества. Причем, роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием постоянного совершенствования технологий. Подъем уровня культуры и образования современного человека делает его всё более требовательным к качеству.

В [1] говорится, что в обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы XX века требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей, приобретая продукцию на мировом рынке, предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-25% совокупных производственных затрат. И такое положение дел фиксируется в законах многих стран. Например, в ряде стран Европы многие товары вообще не допускаются на рынки без сертификата качества, подтверждающего его соответствие требованиям стандартов ИСО, другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.

Таким образом, качество, наряду с нововведениями является единственным, но самым действенным оружием в конкурентной борьбе. Именно борьба за потребителя (а в последние десятилетия и вообще за выход на рынок) заставляет производителей соревноваться в улучшении качественных характеристик своей продукции.

Приведём несколько примеров, иллюстрирующих вышесказанное. В уже цитируемом нами учебнике [1] приводятся характерные исторические ситуации, которые стали определяющими в формировании современного отношения к качеству у производителей. После второй мировой войны в мировой экономике утвердилось лидерство США, опыт которых изучался во всем мире. Однако в сфере управления качеством американцы довольствовались рациональным статистическим контролем. Но по мере развития стран Европы и особенно Японии передовые предприятия в этих странах перестали довольствоваться только регистрацией и заменой дефектных изделий. Началось формирование комплексных систем управления качеством. Когда эти системы распространились, рынок признал, что качество важнее цены. В результате американский рынок в 70-х и 80-х годах столкнулся с жесточайшей конкуренцией японских и западноевропейских товаров, предлагавших высококачественные товары по низким ценам. В 1987 году известный американский специалист по качеству Д.Х.Харрисон писал[1] об этом периоде:

«Большая война 80-х годов представляет собой не военные действия, а промышленную войну, и трофеями в этой войны являются потребители во всем мире. На американскую промышленность ведется наступление не только со стороны Японии, но и стороны всей Азии и Европы. В отношении многих видов продукции уровень совершенства уже не определяется Соединенными Штатами.


… с этой болезнью нам необходимо бороться, чтобы качество продукции, услуг и трудовой жизни достигло конкурентоспособного уровня в 90-е годы».

И в 90-е годы результаты усилий американских корпораций, направленных на улучшение своей работы и поддержанных американскими властями, помогли восстановить веру потребителей в американскую продукцию.

Другой пример касается России в наступившем ХХI веке. На Россию ведется наступление со стороны США, Японии, Европы, Китая и других промышленно развитых стран. Хотя здесь положение несколько иное, чем в предыдущем примере. После развала СССР многие производства, которые работали в основном на внутренний рынок, не избалованный высоким качеством товаров (т.к. производители других стран на него просто не допускались), прекратили своё существование. Они оказались не приспособлены выпускать продукцию, способную конкурировать с импортными товарами, хлынувшими на российский рынок. Но очень быстро положение стало меняться. Рынок заставил российских производителей поднимать качество своей продукции, и те предприятия, которые выжили и те, которые начинают работать на российском рынке, должны следовать тем же законам рыночной борьбы, что и их конкуренты из развитых стран. Поэтому качество российских товаров и услуг быстро поднимается.

Вопросы для самоконтроля по теме «Качество и

конкурентоспособность»

1. В чем суть конкуренции?

2. Что является предметом конкуренции?

3. Посредством чего можно победить в конкурентной борьбе?

4. Приведите свой пример, когда качество продукции стало решающим фактором в победе над конкурентами.







Date: 2015-10-22; view: 469; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию