Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания
Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Кому-то она нравится, кому-то – не очень, кто-то готовился к ней не один год, кто-то узнал о ней как о свершившемся факте и вынужден был примириться с новым положением. Осознание себя родителем – процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремлений, повышения ответственности и личной включенности в семью. Появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей. После шока первого телесного контакта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоянии становятся привычными, у родителей возникают вопросы: «Каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспитывать?» Ответы на данные вопросы и реальное воспитание порой очень различны. Во многом это несоответствие напоминает процесс рисования трехлетним ребенком, когда замысел уже есть и он нравится малышу, но полученный результат – рисунок – не имеет ничего общего с замыслом. Весь процесс рисования – это полет фантазии, постоянно меняющаяся череда образов, динамическое эмоциональное представление, когда рисунок – лишь условный результат творческого действия, потому что от этого результата невозможно отделить калейдоскоп различных проявлений маленького творца (его речь, мимику, позу и т. д.). Так и в воспитании, несмотря на огромный научный и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса – творец – динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими системами. Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям. Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку внешний мир, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка – источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Это может проявиться в следующем: • в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных); • в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек; • в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом; • в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери». Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи). Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинств, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения. Колоссальное значение для развития как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному. Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями, которые становятся для него моделью, положительным или отрицательным образцом отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т. д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся значительные усилия и большой опыт. По сведениям исследователей, занимающихся данным вопросом, воспитание ребенка в семье с устойчивыми супружескими отношениями способствует усвоению ребенком поведения в соответствии со своим полом, формированию у детей таких качеств, как общительность, дисциплинированность, активность, волевые компоненты. Необходимо также остановиться еще на одном факторе, оказывающем большое влияние на развитие личности ребенка, – это наличие в семье других детей. Эксперименты показывают, что дети, выросшие в одной семье и, казалось бы, имеющие одинаковую среду для развития личности, абсолютно разные. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть каждого ребенка в отдельности. Первый ребенок до появления второго был единственным. Для своих родителей он был чем-то новым, непознанным, вызывал большую неуверенность, тревогу. Поэтому такой ребенок испытывал со стороны родителей безраздельную любовь и заботу. Первые дети часто занимают такую позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне». Эта позиция может привести к негативным последствиям в виде инфантильности ребенка, эгоизма, несамостоятельности и др. Второй ребенок не был единственным никогда и жил в семье, где, кроме него и родителей, всегда жил еще один ребенок. Второй ребенок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается, что частично восполняет старший ребенок. Нередко между первым и вторым ребенком наблюдается конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в возрасте составляет 1 – 2 года: старший старается превзойти младшего и наоборот – младший стремится догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет тяжелым испытанием. Причиной такой конкуренции является обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфантильность одного из малышей, чувство неуверенности в себе, проявления агрессивности по отношению к брату или сестре, чувство неполноценности и т. д.
Date: 2015-10-22; view: 406; Нарушение авторских прав |