Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судебное строительство советского периода
Революция 1917 г. привела к возникновению Советской России, которая в процессе строительства своей судебной системы отвергла институт присяжных заседателей. Декрет о суде № 1, утверждённый Советом народных комиссаров 22 ноября 1917 г., ликвидировал дореволюционную судебную систему общего суда. Взамен были созданы местные суды, состоявшие из профессионального судьи и двух представителей общественности - народных заседателей, объединенных в одну коллегию. Народные заседатели избирались местными советами. Судьи были сменяемы, что соответствовало политической ситуации. Кассационными инстанциями стали уездные и столичные съезды местных судей. Решение дел о контрреволюции и саботаже вменялось ещё одному звену судебной системы - революционному трибуналу. Упомянутым Декретом были ликвидированы адвокатура и прокуратура, а деятельность мирового суда приостановлена. Приостановленная деятельность мировой юстиции так и не возобновилась за весь советский период. 7 марта (22 февраля) 1918 г. принят Декрет о суде № 2, создавший окружные суды, в составе которых коллегии из трёх постоянных членов и четырёх народных заседателей занимались гражданскими делами, а коллегии, состоявшие из председателя и двенадцати народных заседателей, по уголовным делам выносили «решения о факте преступления и мере наказания». Итог первому этапу становления суда, унифицировавшего судебную систему, подвёл документ от 30 ноября 1918 г., именуемый Положением о народном суде РСФСР[11]. Это Положение содержало следующие разделы: общие начала судоустройства, порядок избрания народных судей и заседателей, общие начала судопроизводства, следствие, коллегия защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе, об отводах народных судей и народных заседателей, о производстве дел, порядок обжалования приговоров и решений народного суда, об исполнении приговоров и решений народного суда, советы народных судей. Народные суды комплектовались согласно Положению при активном участии советов и их исполнительных комитетов (исполкомов). Народные суды, состоявшие из одного народного судьи и нескольких народных заседателей (количество народных заседателей для каждого суда определялось исполкомом), рассматривали уголовные, гражданские, административные дела по их территориальной и иных видах подсудности с учётом полномочий судов на рассмотрение определенных дел. В дальнейшем советская судебная система существенных изменений в принципах её организации не претерпела. Советское государство в своей первой Конституции РСФСР 1918 г. закрепило диктатуру пролетариата и крестьянства. В соответствии с официально признанными государством марксистско-ленинскими положениями провозглашалось, что после социалистической революции и до полной победы коммунизма (когда государство должно отмереть вообще) не может быть никакой другой государственности, кроме диктатуры пролетариата с присущими ей принципами, институтами, нормами, методами осуществления политической власти. Несмотря на то, что с первых лет советское законодательство интенсивно развивалось, представления о месте и роли права при социализме были размыты. Роль государственно-правовых начал в общественной и политической жизни недооценивалась. Отсутствие преемственности правовых наработок предшествующих поколений и демократических традиций тормозили темпы и не способствовали развитию методов советского государственно-правового строительства. Усилилась централизация управления и ужесточились карательно-приказные его нормы и методы. Положения, записанные в Конституции РСФСР и текущем законодательстве, превращались в фикцию, поскольку не соответствовали действительности. Вскоре в стране сложился и окреп режим сталинской деспотии, в условиях которой стали возможны массовые репрессии и террор против собственного народа. 10 июля 1934 г. ЦИК (Центральный исполнительный комитет) СССР принял постановление, согласно которому дела о контрреволюционных преступлениях и против порядка управления передаются вновь организованным специальным коллегиям в составе председателя и двух членов суда, для рассмотрения в Верховном Суде СССР, верховных судах союзных республик, краевых и областных судах. В постановлении ЦИК СССР проблема организации коллегий для рассмотрения указанных дел с определённой подсудностью решается своеобразно: «Для рассмотрения этих дел при названных судебных учреждениях Союза ССР и союзных республик организуются специальные судебные коллегии в составе – председателя и двух членов суда». С одной стороны, дела «подлежат рассмотрению в Верховном Суде СССР и других перечисленных судебных учреждениях», с другой стороны, коллегии достаточно самостоятельны, ибо они организуются «при» судебных учреждениях. Дела об измене родине, шпионаже, терроре и диверсиях подлежали рассмотрению военной коллегией Верховного Суда СССР и военных трибуналов округов. Дела о преступлениях на железнодорожном и водном транспорте должны рассматриваться в Транспортной и Водной коллегиях Верховного Суда СССР, в линейных железнодорожных и водных судах. Учреждалась также Судебно-надзорная коллегия Верховного Суда СССР[12], постановления которой могли быть опротестованы Председателем Верховного Суда СССР и Прокурором СССР в Пленум Верховного Суда СССР и в Президиум ЦИК СССР. В тот же день, 10 июля 1934г., был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР и упразднена судебная коллегия Объединённого государственного политического управления в связи с включением ОГПУ СССР в состав НКВД СССР. Однако при наркоме внутренних дел было учреждено Особое совещание, которое имело широкие права применения внесудебной репрессии. В п. 8 постановления ЦИК СССР правомочия Особого совещания регламентируются так: «При народном комиссаре внутренних дел Союза ССР организовать Особое совещание, которому на основании положения о нём, предоставить право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР»[13]. Одновременно с указанным постановлением было принято постановление ЦИК СССР о порядке рассмотрения дел о преступлениях, расследуемых НКВД СССР, в соответствии с которым в составе областных (краевых) судов помимо ранее существовавших судебных коллегий по уголовным и гражданским делам были образованы специальные коллегии, действовавшие в составе трёх постоянных судей. Они рассматривали поступавшие из НКВД СССР дела по первой инстанции. Обжалование их приговоров в кассационном порядке осуществлялось в специальных коллегиях верховных судов союзных республик. В мае 1935г. в НКВД-УНКВД были созданы так называемые «милицейские тройки» для предварительного рассмотрения дел на уголовный и деклассированный элемент. О размахе их деятельности свидетельствует тот факт, что за оставшиеся месяцы 1935г. они рассмотрели материалы более чем на 265 тыс. человек, из которых свыше 65 тыс. были «осуждены» к заключению в исправительно-трудовых лагерях.[14] Уголовное судопроизводство в связи с принятием целого ряда законодательных актов было по сути дела приближено к внесудебной расправе. После убийства С.М. Кирова постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934г. был установлен упрощённый порядок расследования и рассмотрения уголовных дел о террористических организациях и террористических актах (следствие должно было производиться в срок не более 10 дней, обвинительное заключение обвиняемым вручалось за сутки до рассмотрения дела в суде, дела слушались без участия сторон, кассационное обжалование приговоров не допускалось, приговор к высшей мере наказания должен был приводиться в исполнение немедленно по вынесении. Партийная система считала суды своим придатком, который обязан реализовывать её курс. «Органы юстиции, с одной стороны, путем судебных репрессий, а с другой - путём мобилизации масс вокруг судебных процессов выполняли роль вспомогательных органов в деле соцстроительства», – писал председатель Верховного суда СССР[15]. Если судьи забывали о роли суда как части партийно-чекистской системы, ЦИК СССР, СНК СССР и ЦК ВКП (б) и их органы ставили судей «на своё место» посредством своих установлений. Так, 20 марта 1940 г. издаётся циркуляр НКВД СССР, в котором говорится, что СНК СССР обязывает органы прокуратуры и суды освобождение арестованных по делам, ведущимся чекистами, предварительно согласовывать с органами НКВД. 16 октября 1940 г. НКВД СССР, прокурор СССР и наркомюст СССР издали инструкцию, предусматривающую, что по делам, расследованным органами государственной безопасности, оправдательные приговоры и определения суда об освобождении из-под стражи в зале судебного заседания не исполняются[16]. Определение наказания упрощало содержание нормативных актов, дававших только название преступления (например, мятеж, посягательство на жизнь человека) без их определения в порядке правовой регламентации. Такая постановка в нормативных актах предоставляла неограниченные варианты усмотрений. Судебная деятельность по гражданским делам также подверглась упрощенчеству и стала носить отчётливо выраженный репрессивный характер. Суды необоснованно возбуждали по спорам, вытекающим из гражданско-правовых отношений уголовные дела. Противостоять грубейшим нарушениям закона явно было трудно, коль заместитель председателя Московского областного суда Г. Сегала мог заявить на страницах печати, что если он будет судить по гражданскому кодексу, то его самого будут судить по уголовному кодексу[17]. Количество гражданских дел в судах стало сокращаться. Само существование гражданского судопроизводства было поставлено под сомнение. В начале 30-х гг. кассационные коллегии по гражданским делам в областных, краевых и республиканских судах оказались ликвидированными. Был составлен проект уголовного закона, положения которого охватывали порядок рассмотрения гражданских дел. Таким образом, в 30-е гг. XX в. наблюдается «урезание» правомочий судов, создание квазисудебных органов, смешение функций органов разных ветвей власти, усиление репрессивных начал и централизация руководства правоохранительными органами. Конституция СССР 1936г. закрепила основополагающие принципы судоустройства и судопроизводства и в их числе: гласность разбирательства дел во всех судах (исключения допускались в случаях, предусмотренных законом), независимость судей и подчинение их только закону. Статья 127 Основного Закона говорила о неприкосновенности личности («Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора), а ст. 128 - о том, что неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом. Хорошо известно, что в 30-е гг. эти нормы Конституции СССР нарушались в массовом масштабе и в самых грубых формах. Вскоре после принятия Конституции СССР, в которой нашли закрепление положения о судебной системе и системе органов прокуратуры СССР, а также основные принципы их организации, порядок формирования и компетенция, началась разработка Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, завершившаяся 16 августа 1938 г. его принятием. В июле 1937 г. вопреки указанным законам с одобрения Политбюро образуются по предложению НКВД СССР «особые тройки», которые успели «рассмотреть» несколько сотен тысяч дел и «приговорить» виновных к расстрелу. Приказами НКВД СССР от 11 августа и 20 сентября 1937 г. было допущено рассмотрение списков лиц, подлежащих репрессиям, на «двойке», в которые входили начальник УНКВД края, области и прокурор соответствующего уровня. Но 17 ноября 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) принимают постановление: «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», которым «тройки» и «двойки» были ликвидированы и сохранено особое совещание НКВД СССР. После принятия этого постановления размах репрессий уменьшился. Однако за год до этого 2 октября 1937г. ЦИК СССР своим постановлением устанавливает срок лишения свободы за наиболее тяжкие преступления, увеличивая его с 10 лет до 25 лет лишения свободы. В исправительно-трудовых лагерях НКВД СССР находилось в 1934 г. – 510 тыс. 307 человек, в 1935 г. – 725 тыс. 483, в 1936 г. – 839 тыс. 406, в 1937 г. – 820 тыс. 881, в 1938 г. – 996 тыс. 367, 1939 г. – 1 млн. 917 тыс. 195, в 1940 г. – 1 млн. 344 тыс. 408 человек. Прошло много громких процессов в отношении «врагов народа». Как мы сегодня знаем, многие лица, осужденные в те годы, спустя десятилетия были реабилитированы. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. функционирование системы судоустройства, судопроизводства и уголовного права было подчинено решению главной задачи – укреплению обороноспособности страны, обеспечению победы над немецко-фашистскими захватчиками. 22 июня 1941 г. принимается Указ Президиумом Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым началась перестройка судебной системы, изменилась подсудность военных трибуналов. К их компетенции были отнесены все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищениях социалистической собственности, разбое, об умышленных убийствах, уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности, о спекуляции, насильственном освобождении из мест заключения или из-под стражи и ряд других. Увеличилась численность военных трибуналов и расширялась их подсудность. В местностях, объявленных на осадном положении, в военные трибуналы реорганизовывались народные суды и другие общие суды. Военные трибуналы могли заслушивать дела по истечении 24 часов с момента вручения копии обвинительного заключения подсудимому. Кассационный порядок обжалования приговоров отсутствовал. По ряду дел были сокращены сроки расследования. Рассмотрение дел (хотя и в форме судебного разбирательства) производилось в упрощенном порядке. В отношении осужденных к лишению свободы без поражения прав военные трибуналы использовали право отсрочки исполнения приговора и осуждённые направлялись в штрафные батальоны действующей армии, а не в лагеря и колонии. Уже перечисленные характеристики свидетельствуют, что для деятельности военных трибуналов были характерны быстрота судебной репрессии, её упрощённый характер. Понятно, что это диктовалось обстоятельствами военного времени, но, тем не менее, связано было с ущемлением прав человека и в первую очередь права на защиту в судебном процессе. Такой порядок судопроизводства представлял собой разновидность чрезвычайной юрисдикции. 19 апреля 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родине из числа советских граждан и их пособников», который носил исключительный характера. Он предусматривал создание военно-полевых судов при дивизиях и корпусах действующей армии в составе председателя военного трибунала корпуса (дивизии) – председателя суда, начальника контрразведки корпуса (дивизии) и заместителя командира корпуса (дивизии), членов суда. При рассмотрении дел обязательное участие должен принимать прокурор. Военно-полевые суды рассматривали дела не позже 48 часов с момента поступления в суд. Приговоры военно-полевого суда выносились именем СССР, утверждались командиром корпуса (дивизии) и проводились в исполнение немедленно. В Указе были использованы как нормы материального уголовного права, так и нормы уголовно-процессуального права. Так, могли применяться наказания, ранее не известные советскому уголовному праву – смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет. Ещё одной разновидностью чрезвычайной юстиции в годы войны стали специальные лагерные суды. К их подсудности были отнесены все дела о преступлениях, совершённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях, за исключением дел о преступлениях, совершенных сотрудниками НКВД. В составе Верховного Суда СССР была создана судебная коллегия по делам лагерных судов для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры лагерных судов и пересмотра в порядке надзора. Очевидно, что российская система судоустройства, судопроизводства и уголовного права в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. была перестроена с учётом условий военного времени. Своей деятельностью судебные и следственно-прокурорские органы укрепляли обороноспособность Вооруженных Сил СССР, внесли свой вклад в упрочение тыла страны. Это также способствовало снижению уровня преступности в годы войны. Вместе с тем в годы войны не утратили своего значения черты, присущие советской правоохранительной системе: широко применялось чрезвычайное судопроизводство, которое даже в условиях военного времени не всегда было оправданно, сохранилась излишняя жестокость уголовных наказаний[18]. Положение несколько улучшилось с принятием в 1959 - 1961 гг. уголовных кодексов союзных республик. В РСФСР 27 октября 1960 г. Верховным Советом принимается Закон о судоустройстве. Особое место в судебной системе согласно этому Закону отводилось районному (городскому) народному суду, поскольку он ближе всего стоял к населению и рассматривал основную массу (95%) уголовных и гражданских дел. Период с середины 50-х до середины 60-х гг. в сравнении с военными и послевоенными годами в целом можно охарактеризовать, как попытку утвердить в сфере правосудия демократические начала, исправить несправедливости прошлого в государственном управлении, изменить жёсткий политический режим. Этому способствовал курс на осуждение культа личности И.В. Сталина и преодоление его последствий. 11 февраля 1957 г. принимается закон СССР, расширивший права союзных республик в области правосудия. Органы суда подверглись существенной реорганизации. Закон Союза ССР от 12 февраля 1957г. утверждал новое Положение о Верховном Суде СССР. Надзорные функции высшего судебного органа страны были сокращены, полномочия Верховных судов союзных республик расширены. Рассмотрение судебных дел в порядке надзора в основном должно было завершаться в судебных органах союзных республик. Верховный Суд СССР получил право входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик позволили в декабре 1958 г. заменить участковую систему народных судов на единые народные суды города или района и увеличить срок полномочий народных судей с 3 до 5 лет, что должно было повысить качество работы судов. Закон от 25 декабря 1958 г. утвердил Положение о военных трибуналах. Трибуналы вошли в единую систему судебных органов страны. Организационное руководство трибуналами, надзор за их судебной деятельностью осуществляли непосредственно военная коллегия Верховного Суда СССР и Пленум Верховного Суда СССР. Важное значение имело утверждение 25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Этот акт определил задачи уголовного судопроизводства: изобличение и наказание виновных, ограждение невиновных от уголовной ответственности. Основы предусматривали участие в деле защитника начиная, со стадии предварительного следствия, с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления материалов дела, в то время как ранее такой допуск имел место со стадии судебного следствия. Введён был институт общественных обвинителей и общественных защитников. Также 25 декабря 1958 г. были утверждены Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они снизили максимальный срок наказания с 25 до 15 лет лишения свободы за особо опасные преступления и для особо опасных рецидивистов. Повышен был минимальный возраст привлечения граждан к уголовной ответственности с 14 до 16 лет. Условно-досрочное освобождение лиц, осужденных за тяжкие преступления, позволялось применять по отбытии ими не менее 2/3 срока наказания. К особо-опасным рецидивистам эта мера не применялась вообще. В связи с устареванием гражданского законодательства 8 декабря 1961г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства. На базе указанных Основ в 1964 году в союзных республиках были приняты гражданские кодексы, в которых были отменены устаревшие нормы. Повышается роль общественности в борьбе с правонарушениями, создаются товарищеские суды и активизируется их деятельность, расширяются полномочия[19]. Предпринимаются попытки создать деловую, рабочую обстановку в суде, обеспечить воспитательное воздействие судебного процесса. 25 февраля 1967 г. Пленум Верховного Суда СССР принимает постановление «Об организации судебных процессов, повышении культуры их проведения и усилении воспитательного воздействия в судебной деятельности», обязательное для всех судов, действовавших на территории СССР. Весьма робко, но уже стала обсуждаться в 70-е гг. в юридической литературе проблема советского правового государства в масштабе общенародной государственности. Эти и другие перемены проходили под неусыпным контролем первичных парторганизаций, районных, городских и областных партийных органов. Административно-репрессивная система, возглавляемая партией большевиков, затем КПСС, не выпускала судей из-под своей бдительной опеки, ведь иначе суд мог бы пресечь её произвол. Провозглашённая независимость судьями понималась как пустое заявление, так как председатели судов о работе судей отчитывались перед партийными бюро, на сессиях советов, перед населением, обязаны были присутствовать на заседаниях партийных бюро. Вмешательство в работу судов, в конкретные дела происходило на всех уровнях со стороны партийных комитетов и отдельных функционеров. Даже принятый 4 августа 1989 года Закон «О статусе судей в СССР» не освободил судей и суды от зависимости от местных и других властей. В Законе была прописана достаточно демократическая процедура подбора и представления кандидатов в судьи: на первом этапе подбор кандидатов осуществлялся органами юстиции на основе рекомендаций и учета мнения трудового коллектива и заключения квалификационной коллегии судей; на втором этапе представление кандидатов в судьи, например, краевых, областных, городских судов, проводилось совместно Министерством юстиции и Верховным Судом союзной республики. Однако на практике невозможно было стать судьей, не являясь членом КПСС или кандидатом в члены КПСС. При таком положении ни о какой самостоятельной судебной власти, о подчинении суда закону не приходилось говорить. Зависимое положение суда и желание народа иметь более высокий уровень защиты своих прав и законных интересов подвигли многие умы в России к осознанию необходимости построения правового государства, разделению властей. На XIX партийной конференции в 1989 г. впервые за весь период существования советской власти было признано принципиально важным делом формирование правового государства и необходимость проведения судебно-правовой реформы. Декларация от 12 июня 1990 г. «О государственном суверенитете российской Советской Федеративной Социалистической республики» провозгласила, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования России как правового государства (п. 13). Date: 2015-10-22; view: 627; Нарушение авторских прав |