«____»______________2010 г. «___» ____________2010 г.
Составитель: к.ю.н., профессор Изварина А.Ф.
домашних работ……………………......................................................................98
Контроль знаний (тесты, вопросы к зачету)……....……...................................188
Н.П. Маслова
«____»__________________ 2010г.
специализация 30350003 – Гражданское право, Семейное право, Международное частное право
Итого аудиторных занятий 18 час.
Самостоятельная работа 66 час.
Общий бюджет времени 90 час.
| РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:
ДИСЦИПЛИНЫ Судебная власть-
перспективы развития
Проректор Н.П.Маслова ___________________________
СД (М) В. 3 Судебная власть- перспективы развития
(индекс) (наименование)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (И)
030500 - Юриспруденция
(код) (наименование)
Направление 030500 – Юриспруденция
Аннотированная магистерская программа 03050003 «Гражданское право, семейное право, международно-частное право»
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
|
| Юридический
| КАФЕДРА
|
| Гражданского права
| (код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
Работы магистранта в час.
| ГОС
| уч. план
| Очная форма
|
| 90 ч.
| 2 года
| Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
|
| - лекций,
по семестрам
|
|
| - лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
|
|
| - практические занятия,
по семестрам
|
|
| Индивидуальная работа, час
|
| Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
|
| - контрольные работы по семестрам
|
| - курсовые работы по семестрам
|
| - курсовые проекты по семестрам
|
| - др. виды работы по семестрам
1. подготовка к семинарским занятиям
2. написание реферата
3. подготовка к зачету
4. подготовка к экзамену
|
| Зачеты, по семестрам, час
|
| Экзамены, по семестрам, час
| В
| - Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
Учебный план специальности 030500 «Юриспруденция» от «___» _________200__г.
Нормативные документы и реквизиты (Учебный план, примерная программа и др.)
АВТОР к.ю.н., профессор
|
| Изварина А.Ф.
| 15 июня 2010
| (ученая степень, звание, должность)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
| ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Гражданского права
|
| К.ю.н., профессор Романенко Н.Г.
|
| (наименование)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
Учебно-методическим советом специальности
|
| Напалкова И.Г.
|
|
Учебно-методическим советом
|
|
|
|
1.
| Цели и задачи дисциплины
| | 1.1.
| Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистранта (с учетом квалификации требований ГОС)
| | Курс «Судебная власть - перспективы развития» ставит своей задачей показать магистрантам место судебной власти среди других ветвей власти, определить роль судебной власти в правовом государстве, в частности, в России.
Рассматривается самостоятельность и независимость судебной власти по отношению к законодательной и исполнительной власти, роль суда как гаранта конституционных прав и свобод граждан. Даётся понятие судебной власти. Исследуются её функции.
При изучении судебной системы значительное внимание уделяется её внутренней организации и содержанию судебной власти.
Судами при рассмотрении судебных дел принимается множество судебных актов по разнообразию правовых ситуаций.
Посредством судебных актов органы судебной власти проводят своё властное волеизъявление, направленное на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поэтому актам судебной власти посвящается большой раздел в курсе «Судебная власть – перспективы развития». Исследуя статус судей в Российской Федерации, его законодательное регулирование.
|
| | | | |
|
| | |
| 1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
|
| | |
| В результате изучения указанной дисциплины магистрант должен
· Иметь понятие о судебной власти,
· Раскрыть принципы её деятельности,
· Знать функции судебной власти,
· Иметь представление о роли судебной власти в правовом государстве.
· Знать акты судебной власти, их содержание, формы, назначение,
· Иметь представление о судьях – носителях судебной власти,
· Знать требования, предъявляемые законом к судье- носителю судебной власти,
· Знать нормативно-правовую базу формирования судебной системы Российской Федерации,
· Иметь понятие о гарантиях независимости судебной власти,
· Уметь использовать полученные знания в практической работе и научной деятельности,
Государство, осознавая значение судебной власти, уделяет серьёзное внимание судебно-правовому реформированию и повышению авторитета судебной власти, существенно влияющих на стабилизацию общественных отношений.
|
| | |
|
| | |
| 1.4.
| Связь с другими дисциплинами Учебного плана
|
|
| | |
| Перечень предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
|
| | |
| - Теория государства и права.
1.1. Функции государства,
1.2. Строение государства,
1.3. Форма государства,
1.4. Правовое государство.
- Правоохранительные и судебные органы.
2.1. Правосудие и его демократически основы,
2.2. Судебная система России.
- Прокурорский надзор.
3.1.Организация и задачи прокуратуры.
| - Конституционное право.
1.1. Закрепление основ конституционного строя.
1.2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
1.3. Механизм юридической защиты прав и свобод человека и гражданина.
1.4. Конституционное обеспечение законности.
- Гражданское процессуальное право.
2.1. Источники гражданского процессуального права.
2.2. Гражданское процессуальное правоотношение.
2.3. Постановление суда первой инстанции.
- Арбитражный процесс.
3.1. Арбитражные суды, их функции.
3.2. Акты арбитражного суда.
3.3. Упрощенное судопроизводство.
- Мировая юстиция.
- Выпускной экзамен по теории государства и права.
- Магистерская диссертация.
|
| | |
| |
| | |
| 2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения -система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей магистрантов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и магистранта; направлены на получение характеристик правоприменительных, правоохранительных, правозащитных органов для быстрого определения соответствующего учреждения для решения правового вопроса; приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
|
| | |
|
|
| | |
| 2.1.
| Аудиторные занятия(лекции, лабораторные, практические, семинарские)
|
| | |
| Неделя
| Кол-во час
|
Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
|
| | |
|
|
| Лекция 1. Концепция судебной реформы 1991 года.
Концепция судебной реформы 1991 года и её развитие.
О разделении властей между законодательной, исполнительной и судебной властью.
| | | | |
|
|
| Тема: Судебная власть: понятие, признаки, функции.
Лекция 2: Судебная власть: понятие, признаки.
Понятие судебной власти.
Признаки судебной власти.
Лекция: Функции судебной власти.
Функция осуществления правосудия.
Функция конституционного контроля.
| М, Д,
ПБ
| | | |
|
|
| Тема: Принципы судебной власти.
Лекция 4: Конституционные принципы судебной власти.
Принцип независимости.
Принцип несменяемости.
Принцип неприкосновенности.
Принцип состязательности и равноправия сторон.
Принцип национального языка судопроизводства и участия граждан в осуществлении правосудия.
Принцип универсальности судебной власти.
Лекция 5: Принципы организации и деятельности судебной власти.
Принцип самостоятельности судебной власти.
Принцип полноты судебной власти и недопустимости ограничения её полномочий, равноправия во взаимодействии с другими ветвями государственной власти.
Принцип финансирования судебной деятельности.
Принцип организации обособленности (автон6омности) системы судебных учреждений и осуществления правосудия только судом.
Принцип недопустимости вмешательства в судебную деятельность.
. Принцип верховенства и прямого действия Конституции рФ (принцип конституционности) в организации деятельности судебной власти.
Принцип федерализма и единства судебной власти России.
Принцип публичности судебной власти.
| М, Д, Э, ПБ
| | | |
|
|
| Тема: Судьи – носители судебной власти.
Лекция 6: Единство статуса судей.
Понятие судьи – носителя судебной власти.
Единство статуса судей.
Порядок наделения судей полномочиями.
Требования, предъявляемые к судье.
Присвоение квалификационных классов.
Лекция 7: Судебная дисциплина и ответственность.
Закон «О статусе судей в Российской Федерации»
Кодекс судейской этики.
Дисциплинарная ответственность судей.
Административная ответственность судей.
Уголовная ответственность судей.
Присяга судьи.
| М, ПБ
| | | |
|
|
| Тема: Акты судебной власти.
Лекция 8: Акты судебной власти и другие акты государства.
Юридический акт: понятие, виды, формы.
Судебный акт: определение, виды, структура.
Виды судебных актов в конституционном судопроизводстве.
Виды судебных актов в гражданском судопроизводстве.
Виды судебных актов в уголовном судопроизводстве
Виды судебных актов в административном судопроизводстве
Лекция 9: Исполнение актов судебной власти.
Нормативно-правовое регулирование исполнения судебных актов.
Исполнение актов Конституционного суда.
Исполнение судебных актов по уголовным делам.
Исполнение судебных актов по гражданским делам
| М, П, ПБ
| | | |
|
|
| Тема: Судебная система России.
Лекция 10: Понятие судебной системы.
Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности судебной системы России.
Судебные инстанции
Лекция 11: Федеральные суды России.
Конституционный суд Российской Федерации.
Суды общей юрисдикции.
Арбитражные суды.
Лекция 12: Суды субъектов федерации.
Конституционные и уставные суды.
Мировые судьи.
| М,П, ПБ
| | | |
|
|
| Тема: Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества.
Лекция 13: Судейское сообщество: понятие. Принадлежность к судейскому сообществу.
Закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»
Пребывание судей в судейском сообществе.
Формирование органов судейского сообщества.
Правомочия органов судейского сообщества.
Задачи органов судейского сообщества.
Лекция 14: Органы судейского сообщества.
Съезд судей Российской Федерации.
Конференции судей субъектов Российской Федерации.
Советы судей.
Квалификационные коллеги судей.
| М, ПБ, О-И
| | | |
|
|
| Тема: Судебный департамент.
Лекция 16: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации – орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества.
Нормативно-правовое регулирование деятельности Судебного департамента.
Полномочия и задачи Судебного департамента.
Структура Судебного департамента.
Коллегиальность в работе Судебного департамента.
| М,П, О-И
| | | |
|
|
| Семинар 1: Судебная власть в России: понятие и признаки. История развития.
1. Конституция РФ о судебной власти (гл. 7).
2. Основные исторические этапы развития и становления судебной власти в России.
3. Судебная власть: цели и задачи.
4. Правовые идеи о сути судебной власти в Росси в трудах В.В. Ершова, В.И. Жуйкова, В.М. Савицкого, В.М. Лебедева.
5. Концепция судебной реформы.
| М, ПБ
| | | |
|
| 0,5
| Семинар 2: Конституционные принципы деятельности судебной власти.
1. Принцип независимости судей.
2. Принцип неприкосновенности судей.
3. Принцип несменяемости судей.
4. Принцип равенства граждан перед законом и судом.
| М, ПБ, О-И
| | | |
|
| 0,5
| Семинар 3.. Функции судебной власти: правосудие и конституционный контроль.
- Правосудие: определение. Общая характеристика.
- Формы и виды осуществления правосудия.
- Функция конституционного контроля.
- Полномочия Конституционного суда РФ по реализации функции конституционного контроля.
| М, ПБ, О-И
| | | |
|
|
| Семинар 4. Акты судебной власти.
1. Юридический акт: понятие, виды, формы.
2. Виды судебных актов в конституционном судопроизводстве.
3. Виды судебных актов в гражданском судопроизводстве
4. Виды судебных актов в уголовном и административном судопроизводстве.
5. Ознакомление с судебными актами по конкретным делам.
6. Исполнение судебных актов.
| М, ПБ, О-И
| | | |
|
| 0,5
| Семинар 5. Судьи – носители судебной власти.
1. Определение судьи – носителя судебной власти.
2. Единство статуса судей. Квалификационные классы.
3. Порядок наделения судей полномочиями
4. Дисциплинарная, административная, уголовная ответственность судей. Изучение решений по дисциплинарной практике.
5. Рассказать о Кодексе судейской этики.
| | | | |
|
| 0,5
| Семинар 6. Судебная система России.
1.Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996г.
2. Конституционный суд РФ.
3. Федеральные суды общей юрисдикции.
4.Арбитражные суды.
5. Суды субъектов федерации.
| Д,Э, ПБ
| | | |
|
|
| Семинар 7. Мировые судьи в современной России.
1. Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998г. № 188-ФЗ.
2. Статус мирового судьи.
3. Порядок наделения полномочиями мирового судьи. Требования, предъявляемые к мировому судье.
4. Судебный участок мирового судьи.
5. Компетенция мирового судьи.
6. Аппарат мирового судьи.
| Д, Э, ПБ
| | | |
|
|
| Семинар 8. Судейское сообщество. Органы судейского сообщества.
1. Понятие судейского сообщества.
2. Всероссийский съезд судей.
3. Советы судей.
4. Квалификационные коллегии судей: порядок наделения полномочиями.
5. Правовое регулирование деятельности органов суд6ейского сообщества. Закон «Об органах судейского сообщества».
| Д,Э
О-И
| | | |
|
| | Итого: 18 лекций, 6 семинаров
| | | |
| | | | |
| 2.2
| Индивидуальная работа преподавателя с магистрантом
|
| | |
| Неделя
| Кол час.
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины
| Методы
|
| | |
|
| | Научное руководство по подготовке магистрантов 2 – го курса дневного отделения по дисциплине «Судебная власть- перспективы развития», вытекающих из тем прослушанного курса.
| Д, ПБ, И, МШ, РМГ, Э
|
| | |
| | | | |
| 2.3.
| Самостоятельная работа магистранта
|
| | |
| Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы; курсовые проекты и работы, контрольные, расчетно-графические, рекомендации по использованию литературы и
ЭВМ и др.
| Методы
|
| | |
|
|
| Изучение ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996г. № 1 – ФКЗ, «О статусе судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002г. № 30-ФЗ, ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»
| И, Э
|
| | |
|
| | Самостоятельная работа магистрантов по подготовке к написанию домашнего задания магистрантами специальности 030501 (6о) и 030501 (3с) по вариантам.
Вариант 1. А-З
- Цензы для судей, установленные Конституцией РФ. Что они призваны обеспечить?
- Компетенция мирового судьи.
Вариант 2. И-П
- Судебных актов. Место среди других актов государства.
- Дополнительные требования, ограничения, устанавливаемые законодательством РФ, для судей.
Вариант 3. Р-Ч
- Дисциплинарная ответственность судей.
- Концепция судебной реформы и основные направления преобразования судебной системы в Российской Федерации.
- Вариант 4. Ш-Я
- Понятие судебного контроля и его место в механизме разделения властей.
- Этика поведения судьи в служебное время.
| Д, ПБ, МШ, РМГ, О-И, Э
|
| | |
|
|
| | |
| 2.4.
| Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
|
| | |
| Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у магистрантов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, модульно-кредитные и модульно-рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности магистрантов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центров, предприятий и организаций и др.).
|
| | |
| №
| Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения
| | | |
| 1.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Видеолекция на тему «Судья – носитель судебной власти».
| | | |
| 2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
|
| | | |
| 3.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
|
| | | |
| 4.
| Применение предпринимательских идей в содержании курса
|
| | | |
| 5.
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Диспут магистрантов по теме «Судейская этика».
| | | |
| 6.
| Применение активных методов обучения, «контекстного» и «на основе опыта»
| .
| | | |
| 7.
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
| Изучение отдельных актов, вынесенных при рассмотрении и разрешении мировыми судьями конкретных дел.
| | | |
| 8.
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
|
| | | |
| 9.
| Метод «работа в малых группах»
|
| | | |
|
|
| | |
| 3.
| Средства обучения
|
| | |
| 3.1.
| Информационно – методические
| | | |
| №
| Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре
|
| | |
| Основная литература:
|
| | |
| 4.1.1.
| Конституция РФ.
|
| | |
| 4.1.2.
| Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1-ФЗК «О судебной системе Российской Федерации» (с изм.).
|
| | |
| 4.1.3.
| Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. №1-ФЗК «О Конституционном Суде Российской Федерации»
|
| | |
| 4.1.4.
| Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995г. №1-ФЗК «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
|
| | |
| 4.1.5.
| Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999г. №1-ФЗК «О военных судах Российской Федерации».
|
| | |
| 4.1.6.
| Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ
|
| | |
| 4.1.7.
| Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992г.
|
| | |
| 4.1.8.
| Федеральный закон от 17 декабря 1998г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
|
| | |
| 4.1.9.
| Федеральный закон от 8 января 1998г. №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
|
| | |
| 4.1.10.
| Федеральный закон от 10 февраля 1999г. №30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации».
|
| | |
| 4.1.11.
| Федеральный закон от 29 декабря 1999г. №218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (с изм. От 12 февраля 2001 6-ФЗ).
|
| | |
| 4.1.12.
| Федеральный закон от 10 января 1996г. №6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».
|
| | |
| 4.1.13.
| Федеральный закон от 20 апреля 1995г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с изм.).
|
| | |
| 4.1.14.
| Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 года. М.2003
|
| | |
| 4.1.15.
| Областной закон Ростовской области «О мировых судьях в Ростовской области» №31-ЗС от 26 апреля 1999г. в редакции Областного закона от 04.11.2000г. №113- ЗС.
|
| | |
| 4.1.16.
| Указ Президента Российской Федерации. Вопросы Федеральной службы судебных приставов. М. 13 октября 2004 год.
|
| | |
| 4.1.17.
| Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Дисциплинарном судебном присутствии от 9 ноября 2009 года № 4-ФКЗ /Российская газета №211(5035).2009.-11 ноября 2009г.
| | | |
| Основная юридическая литература
| | |
| 1.
| Акопов Л.В., Бадасова С.В. Арбитражная юстиция. Ростов-на-Дону, 2007.
| | | |
| 2.
| Судопроизводство у мирового судьи. Под ред. В.М. Лебедева. Ростов-на-Дону. 2001.
| | | |
| 3.
| Бандурко Г.Е.Правовые и организационные основы деятельности администраторов и работников аппарата суда. Москва.2008.
| | | |
| 4.
| Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учеб. для студ. вузов. М., 2001.
| | | |
| 5.
| Изварина А.Ф. Мировые судьи России начала 21 века. Учебное пособие, серия «Россия и власть». Ростов н/Д. Изд. «МарТ». 2002.
| | | |
| 6.
| Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: содержание, организация, форма. Ростов-на-Дону. 2005.
|
| | |
| 7.
| Изварина А.Ф.Развитие и совершенствование действующей судебной системы России.Ростов-на-Дону.2010г.
|
| | |
| 8.
| Колесников Е.В., Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционные вопросы.
| | | |
| 9.
| Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. Под ред. И.К. Треушникова. М. 2003.
| | | |
| 10.
| Клеандров М.И.Статус судьи: правовой и смежные компоненты.М.2008.
| | | |
| 11.
| Михайловская И.Б. Суды и судьи. Независимость и упраляемость.М.2010.
| | | |
| 12.
| Резервы совершенствования организации судебной деятельности \Российское правосудие.№11(43).2009.
| | | |
| 13.
| Сулеманов Б.Б., Магомедов Б.М. К вопросу о понятии и особенностях судебной власти и правосудие.»3(47).2010.С.13-18.
| | | |
| 14.
| Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации. Ростов н/Д. 2004.
| | | |
| 15.
| Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М.: 2006.
| | | |
| Дополнительная юридическая литература
| | |
| 4.4.1
| Акиншина В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития.
| | | |
| 4.4.3.
| Изварина А.Ф. Судебная система России в аспекте ее совершенствования. Ростов-на-Дону. 2006
| | | |
| 4.4.5.
| Мировая юстиция восстановительное правосудие: теория и практика развития. Монография. М.: 2006.
| | | |
| 4.4.6.
| Сачков А.Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы. Ростов-на-Дону, 2007.
| | | |
| Судебная практика
| | |
| 4.5.1.
| Сборник постановлений Конституционного суда РФ, Верховных судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам.
| | | |
| 4.5.2.
| Судебный контроль, осуществляемый в ходе досудебного производства по уголовным делам.. Методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2002.
| | | |
| 4.5.3.
| Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Судебная власть в России. История. Докусенты. В шести томах. М.: 2003.
| | | |
| 4.5.4.
| Постановление Конституционного Суда по делу о проверке конституционности части первой ст.7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупцией» в связи с жалобами граждан А.А.Анохина и П.И.Зеленского и запросами железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского суда города Ростова-на-Дону от 20 апреля 2010 года
| | | |
|
| |
3.2. Материально – технические
|
| |
№
| Основное оборудование, стенды, макеты, схемы, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы магистрантов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов
|
| |
1.
| Мультимедийный экран (ауд. 307)
| Применяется в процессе лекционных занятий для демонстрации наглядных пособий и дидактических материалов.
|
| |
2.
| Мультимедийная доска (ауд. 201
| Используется при проведении лекционных, семинарских занятий, проведении конференций. Применяется в процессе использования интерактивных методик преподавания; в учебном процессе, работы с мультимедийными
|
| |
3.
| Компьютерные классы (ауд. 201, 202)
| Промежуточный контроль знаний магистрантов посредством тестовых заданий на ПК.
|
| |
|
| |
| Текущий, промежуточный контроль знаний магистрантов
|
| |
№
| 1. Вопросы для подготовки к экзамену
|
| |
1.
| Введение каких правовых институтов показало демократическую направленность судебной реформы XIX в.?
|
| |
2.
| Какое значение для развития общественного сознания имел определенный вердикт по делу по обвинению Веры Засулич?
|
| |
3.
| Какими особенностями отличалось судебное строительство советского периода.
|
| |
4.
| Судебная реформа в России 1991 г. и ее реализация.
|
| |
5.
| Раскройте понятие судебной власти и охарактеризуйте основные признаки судебной власти.
|
| |
6.
| Дайте определение правосудия.
|
| |
7.
| Разъясните значения признака обязательности исполнения всех видов актов судебной власти.
|
| |
8.
| Характеризуйте функцию конституционного контроля судебной власти.
|
| |
9.
| Расскажите о судебно-конституционном контроле: процедура его осуществления.
|
| |
10.
| Дайте определение суда, как государственного органа.
|
| |
11.
| Органы, осуществляющие функции судебной власти.
|
| |
12.
| Назовите виды судопроизводства, расскажите о их назначении.
|
| |
13.
| Назовите основные принципы организации деятельности судебной власти.
|
| |
14.
| Основные требования, предъявляемые к судье – носителю судебной власти.
|
| |
15.
| Расскажите о принципе разделения властей.
|
| |
16.
| Расскажите о взаимодействии судебной власти с другими ветвями государственной власти.
|
| |
17.
| Каким образом принцип финансирования судебной деятельности обеспечивает самостоятельность судебной власти.
|
| |
18.
| Что Вы можете рассказать о принципе недопустимости вмешательства в судебную деятельность?
|
| |
19.
| Проявление принципа публичности судебной власти
|
| |
| Кодекс судейской этики. Является этот кодекс нормативным актом?
| | |
21.
| Кодекс судейской этики. Основные этические требования, предъявляемые этим Кодексом к судье?
| | |
22.
| Перечислите акты, принимаемые судебной властью.
| | |
23.
| Что такое приговор? Решение? В чем их сходство и различие.
| | |
24.
| Частное определение. Какие правовые вопросы разрешает этот судебный акт.
| | |
25.
| Исполнительный лист. Его процессуальное назначение. Является исполнительный лист актом судебной власти?
| | |
26.
| Судебное определение. Его назначение при рассмотрении судебных дел.
| | |
27.
| Раскройте понятие должностного лица, именуемого судебным приставом - исполнителем.
| | |
28.
| В каких случаях судебный пристав – исполнитель занимается исполнением судебных актов?
| | |
29.
| Амнистия и помилование. Являются они актами судебной власти?
| | |
30.
| Расскажите о принудительном порядке исполнения судебных решений.
1.
| | |
31.
| Назовите документы, подлежащие принудительному исполнению. Какова их связь с актами судебной власти?
| | |
32.
| Расскажите об исполнении судебных актов по уголовным делам.
| | |
33.
| Является взыскание алиментов по исполнительному листу принудительным исполнением акта судебной власти?
| | |
34.
| Расскажите о судебном приказе. Является этот документ актом судебной власти или исполнительным документом?
| | |
35.
| Расскажите об институте присяжных заседателей.
| | |
36.
| Какой документ оглашают присяжные заседатели по результатам их участия в судебном процессе? Расскажите порядок оформления указанного документа присяжными заседателями.
| | |
37.
| Является ли вердикт присяжных заседателей актом судебной власти? Ответ мотивируйте.
| | |
38.
| В каких случаях гражданин может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации за судебной защитой?
| | |
39.
| Является ли частное определение актом судебной власти.
| | |
40.
| Понятие правосудия и его отличительные признаки.
| | |
| 2. Расскажите о деле по обвинение Веры Засулич
| | |
42.
| 3. Роль, права и обязанности присяжных заседателей
| | |
43.
| Ценз присяжного заседателя для совершенного суда присяжных.
| | |
44.
| Назначение опросного листа в суде присяжных.
| | |
45.
| 4. Скамья присяжных заседателей. Понятие. Назначение
| | |
46.
| Суд присяжных – это структура судебной власти или разновидность процессуальной деятельности. Ответ мотивируйте.
5.
| | |
47.
| Что такое суды общей юрисдикции? Какие виды судов Вы еще знаете?
6.
| | |
48.
| Расскажите содержание главы 7 Конституции РФ. Имеет ли она отношение к созданию и укреплению судебной власти?
7.
| | |
| Посредством, каких актов проявляет себя судебная власть?
| | |
| Конституционный Суд Российской Федерации: его задачи, порядок формирования.
| | |
| Как вы понимаете словосочетание «судебная защита»? Кто и от кого защищает по средством судебной защиты?
| | |
| Могут ли акты судебной власти исполняться добровольно?
8.
| | |
| Назовите каждую ветвь власти и поясните смысл разделения властей.
| | |
| Что общего и в чем различие между судом и судебной властью?
| | |
55.
| Раскройте понятие судебной власти России.
| | |
56.
| Значение для судебной власти Закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г.
| | |
| Определение правовой статус судьи-носителя судебной власти.
| | |
58.
| Раскройте содержание принципа единства статуса судей.
| | |
59.
| Расскажите, какую роль играет присвоение судьям квалификационных классов.
| | |
60.
| Каков порядок наделения федеральных судей полномочиями?
| | |
61.
| Какие требования предъявляются к кандидатам, претендующим на судебные должности.
| | |
62.
| Судейская дисциплина и дисциплинарная ответственность судьи- носителя судебной власти согласно ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»
9.
| | |
63.
| Каков порядок назначения на должность мировых судей?
| | |
64.
| Назовите основания прекращения полномочий судей.
| | |
65.
| Особенности правового статуса судьи, пребывающего в отставке.
| | |
66.
| Понятие мировой юстиции в России (мировые судьи).
| | |
67.
| Закон «О мировых судьях в Российской Федерации».
| | |
68.
| Аппарат, обеспечивающий работу мирового судьи.
| | |
69.
| Кем и как осуществляется контроль за законностью выносимых мировыми судьями судебных актов?
| | |
70.
| Полномочия и порядок деятельности мировых судов.
| | |
71.
| Категории дел, отнесенных законом к компетенции мировых судов.
10.
| | |
72.
| Порядок обжалования решений современных мировых судей.
11.
| | |
73.
| Организация работы мирового судьи на закрепленном за ним судебном участке
| | |
| Дайте определение судебного акта.
| | |
75.
| Расскажите о связи судебных актов с процессуальными формами рассмотрения и разрешения судебных дел.
| | |
76.
| Что общего имеют судебное решение и судебный приказ и в чем состоит их различие?
12.
| | |
77.
| Расскажите об исполнении решений Конституционного Суда РФ.
| | |
78.
| Расскажите об исполнении решений конституционных (уставных) судов.
| | |
79.
| Назовите виды судебных актов в уголовном судопроизводстве.
| | |
80.
| Расскажите о решениях арбитражного суда.
| | |
81.
| Как исполняется приговор суда?
| | |
82.
| Изложите общие положения принудительного исполнения судебных решений по гражданским делам.
| | |
83.
| Кому подчиняются согласно действующему законодательству судебные приставы-исполнители?
| | |
84.
| Назовите правовые акты, являющиеся основой построения современной судебной системы?
| | |
85.
| Перечислите системы судов, входящих в российскую судебную систему.
| | |
86.
| Как устроена система судов общей юрисдикции?
| | |
87.
| Опишите систему арбитражных судов.
| | |
88.
| Расскажите о конституционных (уставов) судах субъектов Российской Федерации и их задачах.
| | |
89.
| Чем обеспечивается единство судебной системы России?
| | |
90.
| Дайте определение судебной инстанции, назовите ее разновидности.
| | |
91.
| В чем состоит отличие компетенции судов первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций?
| | |
92.
| Принцип независимости судей. Его обеспечение.
| | |
93.
| Судебная система России. Понятие и структура.
| | |
| Требования, предъявляемые к судьям-носителям судебной власти.
13.
| | |
| Органы судейского сообщества. Квалификационные коллегии. Порядок избрания. Полномочия.
14.
| | |
| Перечислите органы судейского сообщества.
15.
| | |
| Квалификационный класс судьи.
16.
| | |
| Единство статуса судей.
17.
| | |
| Присяга судьи.
18.
| | |
| Уголовная и административная ответственность судей: порядок возбуждения дел.
| | |
101.
| Неприкосновенность судьи.
19.
| | |
102.
| Символы судебной власти.
20.
| | |
| Этика поведения судьи в судебном заседании.
21.
| | |
| Поведение судьи внеслужебное время.
22.
| | |
105.
| Соотношение и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти
| | |
106.
| Судьи – носители судебной власти.
23.
| | |
107.
| Недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Что гарантирует этот принцип?
| | |
108.
| Принцип несменяемости судей.
24.
| | |
109.
| Единоличный судья и коллегиальный состав суда.
25.
| | |
110.
| Роль судебной власти в правовом государстве.
26.
| | |
111.
| 27. Факторы, обеспечивающие независимость судебной власти.
| | |
112.
| Высшая квалификационная коллегия судей России. Ее полномочия
28.
| | |
113.
| Судебные инстанции.
29.
| | |
114.
| Принцип состязательности и равноправия сторон
| | |
115.
| Основные направления деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
30.
| | |
116.
| Гарантии независимости судей.
31.
| | |
117.
| «Суд второй инстанции»- что это значит?
32.
| | |
118.
| Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом.
33.
| | |
119.
| 34. Принцип диспозитивности в гражданском процессе.
| | |
| Верховный Суд Российской Федерации, его структура и функции.
35.
| | |
| 36. Высший арбитражный суд Российской Федерации, его структура и функции.
| | |
| 37. Принцип диспозитивности в гражданском процессе.
| | |
123.
| Расскажите о всероссийских съездах судей, их полномочиях и значении для развития судебной системы. Верховный Суд Российской Федерации, его структура и функции.
38.
| | |
124.
| Военные суды, их назначение и система. Приостановление полномочий судьи, отставка судьи.
39.
| | |
125.
| Установлены ли законом сроки полномочий судей?
40.
| | |
126.
| Кодекс деловой этики. Его значение для формирования судейского корпуса?
| | |
127.
| Раскройте понятие «судейского сообщество» и назовите его органы.
| | |
128.
| Каковы задачи и полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
| | |
129.
| Структура судебного департамента при Верховном Суде РФ.
| | |
130.
| Порядок назначения на должность Генерального директора судебного департамента и его заместителей.
| | |
| 3. Тесты
| | |
1.
| Правовое положение мирового судьи
| | |
|
| Представитель народа
| | |
| Носитель судебной власти
| | |
| Государственный служащий
| | |
| |
2.
| Являются ли судьи членами судейского сообщества?
| | |
|
| Да
| | |
| Нет
| | |
| |
| |
3.
| Назовите акты судебной власти.
| | |
|
| Заключение эксперта
| | |
| Извещение прокурора
| | |
| Приговор
| | |
|
| Амнистия
| | |
| Судебное определение
| | |
| Помилование
| | |
| Судебный приказ
| | |
| Исполнительный лист
| | |
| Протокол судебного заседания
| | |
| Частное определение
| | |
| Постановление
| | |
| Решение
| | |
|
| Заключение
| | |
|
| Апелляционное определение
| | |
4.
| Обязателен ли для исполнения судьями кодекс судейской этики
|
| | |
|
| Да
| | |
| Нет
| | |
| |
| |
5.
| Кодекс судейской этики - это
| | |
|
| Закон РФ
| | |
| Нормативный акт.
| | |
| Свод нравственных правил судей.
| | |
6.
| | Место судей в системе органов судебной власти
| | |
|
| Примирение спорящих
| | |
| Суд в субъекте федерации
| | |
| Первая инстанция в низшем звене судебной системе, рассматривающая по существу судебные дела, отнесённые законом к ег компетенции.
| | |
|
| | |
7.
| Вправе ли мировые судьи выносить вердикт?
| | |
|
| Да
| | |
| Нет
| | |
8.
| Что такое мировая юстиция?
| | |
|
| Высшая структура власти.
| | |
| Собрание юридический заведений
| | |
| Разновидность процессуального разбирательства судебных дел
| | |
|
| Мировой судья
| | |
|
| Другое
| | |
9.
| Судебный приказ – это
| | |
|
| Постановление мирового судьи
| | |
| Вердикт
| | |
| Приговор
| | |
| Опросный лист
| | |
10.
| Вправе ли судьи фе6деральных судов выдать судебный приказ?
| | |
|
| Нет
| | |
| Да
| | |
11.
| Может ли помилование применяться к лицам, осуждённым мировым судьёй?
| | |
|
| Нет
| | |
| Да
| | |
12.
| Вправе ли мировой судья выносить частные определения по делам, отнесённым законом к их подсудности.
| | |
|
| Нет
| | |
| Да.
| | |
13.
| Частное определение мирового судьи - это
| | |
|
| Постановление мирового судьи о прекращении дела.
| | |
| Решение судьи.
| | |
| Частное мнение мирового судьи.
| | |
| Мнение мирового судьи по определённому поступку, вскрытому при рассмотрении конкретного судебного дела.
| | |
14.
| Когда введён современный институт мировых судей в России?
| | |
|
| В 1998г.
| | |
| В 1864г.
| | |
| В 2000г.
| | |
15.
| | К какой подсистеме судебной системы относятся военные суды? Уставные суды? Мировые суды? ювенальные суды?
| | |
| | |
|
| К подсистеме арбитражных судов
| | |
| К уставным судам субъектов федерации
| | |
| К судам общей юрисдикции
| | |
16.
| Мировые судьи - это
| | |
|
| Судьи районных судов, работающие на закреплённых за ними за судебных зонах.
| | |
| Судьи низшего звена, рассматривающие несложные категории гражданских, уголовных, административных дел по первой инстанции.
| | |
| |
17.
| Решения мирового судьи обжалуются во вторую инстанцию
| | |
|
| В надзорном порядке
| | |
| В кассационном порядке
| | |
|