Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По изучению дисциплины
Дисциплина «Риторика» включена в программу высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» квалификация «бакалавр» и изучается студентами очного и заочного отделений. Основными формами учебной работы являются лекции и семинарские (практические) занятия. Важной частью риторической подготовки является овладение студентами базовым теоретическим материалом, представленным в лекциях и учебно-методическом комплексе по предмету. Вместе с тем студентам необходимо пополнять свой багаж знаний и за счет литературы, причем не только рекомендованной в рамках изучаемой дисциплины, но и с учетом межпредметных связей последней. Однако главным в освоении риторическим мастерством остается приобретение студентами практического опыта оратора. У студентов-заочников, особенно работающих в юридических фирмах и судах, коммуникативная (в том числе зачастую и ораторская) практика, безусловно, шире, чем у первокурсников очного отделения. Их опыт формируется в процессе реального общения с юристами и по юридическим вопросам. Однако в этом есть и слабая сторона – видимость умений. И если кому-то из студентов на занятиях покажется, что «это вы уже проходили», не спешите с выводами. Никогда и никому не следует пренебрегать «классической» основой обучения – повторением. А теперь рассмотрим один из «ключевых» вопросов практической риторики – вербальные и невербальные ораторские приемы воздействия и их допустимость. Сначала несколько слов о невербальных средствах общения, которые имеют в деловом разговоре порой большее значение, чем слова. Один из известнейших специалистов в этой области, А. Пиз, утверждает, что при помощи слов передается всего 7% информации, тогда как звуковыми средствами (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, а с помощью мимики, жестов, поз – 55%. В тех случаях, когда информация, переданная словами (вербальными средствами), не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. п. (невербальные источники информации), то большего доверия заслуживает информация невербальная, потому что жесты и позы подчинены подсознанию. Поэтому для юриста исключительно важно, с одной стороны, уметь контролировать свои движения и мимику, а с другой – понимать язык жестов и мимики собеседника, правильно интерпретировать их. Зная язык жестов и мимики, вы легко сможете распознать, одобряет собеседник ваши слова или игнорирует, увлечен он беседой или скучает, искренен в своих словах или пытается обмануть вас. Теперь непосредственно об ораторских приемах. Особую роль в ораторском выступлении играют приемы «живой речи», ведь для того чтобы избежать ситуации, когда «четверть слушателей занята «перевариванием» информации, а три четверти активно борются со сном», оратору нужно разнообразить свою речь. За эпохи существования мировая риторическая практика накопила арсенал таких приемов: это приемы установления контакта и привлечения и удержания внимания, приемы стимулирования интереса и диалогизации монолога. Специалисты утверждают, что для достижения успеха начинающему оратору достаточно уметь применять 10-15 приемов стимулирования внимания и интереса, хотя репертуар профессионального оратора насчитывает их более 100![19] Вот некоторые из них. Первый из приемов установления контакта – начальная пауза: установление зрительного контакта, сопровождаемое 5-7-ми секундным молчанием. Далее следуют обращения и формулы этикета. Среди приемов привлечения и удержания внимания уместно использовать «фактор края» – первая и последняя фразы всегда запоминаются лучше. Запоминаются также и образы, созданные средствами выразительности. Тропы и фигуры в ораторской речи незаменимы, но регламентированы. Сравнения с «оживляющим» эффектом, гипербола (некоторое преувеличение помогает заострить внимание аудитории к предмету речи), риторические вопросы и восклицания, экспрессия – все должно быть уместно. Всегда хорошо принимается слушателями уместное остроумное юмористическое замечание: «Веселый куплет может опрокинуть трон и низвергнуть богов», – уверял А. Франс. Не менее интересным для слушателей является свободное изложение речи оратором, т. е. импровизация (однако путать ее с неподготовленной речью неправильно и опасно). Среди приемов стимулирования интереса слушателей часто используется апелляция к интересам аудитории. Этот прием характерен для лекторов, которые сразу начинают с главного. Единственное условие такого «прямого включения»: аудитория должна быть уже подготовленной к тому, чтобы воспринимать материал. В любом случае, применяя тот или иной прием, оратору следует помнить об ответственности. Так, прогнозирование должно быть основано только на реальных фактах, а использование принципиально нового фактического материала для достижения эффекта неожиданности предписывает говорящему серьезную базовую подготовку (он должен быть в несколько раз более информирован, чем аудитория). Создание (изложение) парадоксальной ситуации часто сопровождается «провокацией», которая призвана вызвать у слушателей реакцию несогласия. Здесь важно не отступить от запланированного «на роптание» регламента, иначе ситуация может выйти из-под контроля. Использование этого приема дает говорящему краткий промежуток времени для уточнения формулировок, а также для подготовки слушателей к конструктивным выводам. Прием краткого отступления от темы обеспечивает возврат к ней – но уже на более высоком уровне интереса и внимания аудитории. К приемам диалогизации монолога относится часто используемая преподавателями на занятиях проблемная ситуация, призванная стимулировать у учеников познавательный интерес, а также прием сопереживания, когда оратором увлеченно и подробно описываются события, связывающие его с аудиторией. Вопросно-ответное построение главной части текста дает выступающему возможность создать у слушателей впечатление, что им делегированы возможности принимать решения по обсуждаемой проблеме. Прием выдвижения неожиданно новых гипотез, предложений также сближает оратора с аудиторией и, кроме того, создает ему репутацию интересного, «нестандартно мыслящего» собеседника. Для освоения вышеизложенного на практике и проверки собственных риторических умений вести ораторский диалог, а также для подготовки к практическим занятиям по темам «Искусство спора. Аргументация» и «Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию» (занятия предполагают интерактивную форму обучения) следует выполнить ряд заданий и упражнений (см. Приложение 1). Что касается ораторских навыков в целом, их можно приобрести только эмпирическим путем. Так что используйте любую возможность выступать публично. И стремитесь наделить свою ораторскую Музу, вслед за великим Баратынским, «лица необщим выраженьем». Date: 2015-10-22; view: 391; Нарушение авторских прав |