Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории прибыли
Огромное значение прибыли вызвало к жизни различные теории (концепции, гипотезы), объясняющие природу прибыли или ее составных частей.
Теория прибыли как дохода от экономических ресурсов (факторов производства) была описана выше. Ее разделяют большинство экономистов. Остальные теории скорее дополняют ее.
Компенсаторная и инновационная теории прибыли, в сущности, сводят прибыль к предпринимательскому доходу и поэтому рассматривают ее как плату (компенсацию) предпринимателю за его предпринимательскую деятельность. Причем эта плата состоит из двух частей: платы за обычный рутинный труд по управлению предприятием и платы за тот управленческий труд, который ведет к достижению уровня прибыли выше минимально допустимого. Первая часть прибыли совпадает с тем, что называется нормальной прибылью. Вторая часть прибыли возможна тогда, когда в условиях неопределенности (а будущее всегда неопределенно) предприниматель пошел на риск, например на выпуск новых товаров, и этот риск оказался оправданным. Эта часть прибыли выступает как компенсация предпринимателю за его прозорливость. Ее объясняют также тем, что, когда предприниматель вводит технологические, организационные и другие новшества (инновации), он получает за них компенсацию.
Теория монопольной прибыли и объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х — первой половине 80-х гг.).
Различия в уровнях доходов на душу населения называется дифференциацией доходов. Для ее измерения используются подходы: кривая Лоренца, децильный коэффициент, коэффициент Джини.
Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американскою экономиста и статистика Макса Лоренца. Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. (Рис 1)
По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% от всего совокупного дохода общества, 40% населения — соответственно 40% дохода, 80% населения80% дохода и т.д. Следовательно, линия ОЕ показывает абсолютное равенство в распределении доходов. Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ - это линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Децильный коэффициент отражает соотношение 10% населения с высоким уровнем дохода к 10% групп населения с низким уровнем дохода.
Если площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:
Т
G= ---------
OFE
где G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах – коэффициент Джини. (по имени итальянского экономиста и статистика
К. Джини (1884-1965 гг.):
Население, %
Рис. 1. Кривая Лоренца
В связи с переходом России к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходов сопровождается большей дифференциацией доходов населения, чего не наблюдается в период социалистического хозяйства. При этом не учитываются доходы, не декларируемые субъектами теневой экономики и просто граждан. Следовательно в переходной экономике России коэффициент Джини может оказаться еще большей величиной по сравнению с официальными цифрами. Периоды экономических потрясений, высокой инфляции и т. п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп населения. Так, в России на долю 10% наиболее обеспеченной группы населения приходилось 31% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченной 2,5%. Таким образом, разрыв в доходах этих групп составил 12,5 раз. В сентябре 1998 г. этот разрыв составил 13,5 раз.
Причины неравенства.
Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, гак и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.
Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна да разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных нами субъектов.
В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.
В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.
В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.
Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.
Бедность - это уровень дохода, достаточный для тою, чтобы поддерживать, прожиточный минимум. Бедные семьи обычно тратят 1/3 своего дохода на продукты питания. Увеличив эту величину в 3 раза, можно получить доход, необходимый для существования на уровне прожиточного минимума. Прожиточный минимум, или черта бедности, говорит нам не о границе выживания, а о некоем минимальном уровне стандарта жизни.
………………………………………………………………….................................................
Денежное обращение — движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.
| Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: - социально-экономические отношения; - организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; - хозяйственный механизм; - система стимулов и мотиваций участников; - экономические связи между предприятиями и организациями.
……………………………………………………………………………………..
Основные направления современной экономической мысли
Неоклассическое: возникло как реакция на экон. теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Кризис и великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экон. проблемы общества. 2 теории: монетаризм (М. Фридмен, Е. Гайдар) – теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы. Управление экономикой сводится к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, их количеством, находящемся в обращении и запасе, достижению сбалансированности госбюджета и установлению высокого кредитного банковского процента; неолиберализм (Ф. Хайек, Л. Мизес) – необходимо сокращать вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения.
Кейнсианское: основатель Дж. Кейнс. Обоснование госрегулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной масс. Таким образом можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экон. кризисы. Кейнс сформулировал макроэкономический анализ взаимообусловленности национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Неокейнсианцы: Дж. Робинсон – в реальной действительности имеет место несовершенная конкуренция, при которой фирмы продают свои товары по более высоким ценам, чем при совершенной конку ренции, получают больше прибыли, а потребитель терпит убытки. Это приводит к спаду производства и безработице.
Институциально-социологическое: Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, У. Митчел. Экономика – система, где отношения между хоз. субъектами складываются под влиянием экон. и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические. Данное направление выступает в различных модификациях: социально-психол. институционализм, социально-правовой, провозгласивший основой экон. развития юр. отношения, конъюнктуроведение, сформулировавшее методы прогнозирования колич. изменений в экономике. Научно-технический прогресс ведет к преодолению соц. противоречий. Неоинституционализм: отход от абсолютизации технических факторов, большее внимание к человеку.
Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического развития общества и предложить определенные пути преодоления противоречий и основные направления дальнейшего развития общества. Меркантилизм — первая сформировавшаяся Э. ш., представители которой считали основным источником богатства страны внешнюю торговлю, т. е. сферу обращения. В период между XVI— XVIII вв. основные европейские страны находились под влиянием экономической теории меркантилизма. Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам, должны конкурировать между собой за получение прибыли. Следовательно, правительство, по их мнению, должно поддерживать промышленность такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а цены на экспортные товары(продаваемые в другие страны) — высокими. Так можно достичь «благоприятного торгового баланса»» т. е. притока денежных средств из-за границы.
Маржинализм — одна из ведущих школ неоклассической экономической мысли, зародившаяся во второй половине XIX в. Представители этой школы утверждают, что экономическая стоимость определяется ценой последней единицы поступившего на рынок товара. С XVII в. конкурировали две концепции: трудовая теория стоимости Петти, Рикардо, Смита и теория полезности, которую позже назвали «примитивной теорией полезности» (товар стоит тем дороже, чем он полезнее). В такой примитивной формулировке ее разбил Смит: «Воздух, вода ничего не стоят, и, наоборот, вещи бесполезные, такие как алмазы и бриллианты, стоят дорого». Благодаря Смиту теория полезности была раскритикована и долгое время не получала развития. Только в XIX в. представители австрийского маржинализма вновь обратились к теории полезности и сделали вывод, что наряду с полезностью товара нужно говорить о его редкости, разрешив таким образом противоречие теории полезности, на которое обращал внимание Смит. Маржиналисты утверждали, что существует наиболее напряженная потребность воды: напиться, умыться, помыть сапоги и т. д. Ошибка примитивной теории полезности в том, что они брали самую напряженную потребность при определении ценообразующего фактора. На самом деле, говорит Менгер, именно последняя, наименее напряженная потребность, на которую еще хватает запасов блага, и есть решающий фактор при определении цены. Поскольку воды более чем достаточно, последняя наименее напряженная (а это и есть предельная) полезность воды ничего не стоит. Обратное происходит с бриллиантами — их мало, поэтому предельная полезность их высока. Бем-Баверк приводит историю одинокого земледельца: первый мешок зерна удовлетворяет самую напряженную потребность — голод, второй — наесться, третий — курам, четвертый — приготовить хлебную водку, пятый — на корм попугаям, болтовню которых приятно слушать.
Если земледелец решил обменять зерно на рыбу, он откажется от наименее напряженной потребности в зерне. Рыбак поступит так же. Поэтому, говорят австрийцы, в хозяйстве каждого индивида формируется субъективная оценка блага. Потом они выходят на рынок, где формируется в процессе конкуренции объективная оценка ценности, т. е. цена. Заслугой маржиналистов считается введение субъективных оценок в экономическую теорию. Австрийцы считали, что все экономические отношения субъективны. Каждому человеку свойственно оценивать сегодняшнюю потребность выше, чем завтрашнюю. Человек занимаетсяпредпринимательством ради потребления. Он откажется от потребления сегодня в пользу будущего и за это должен получить компенсацию от общества в виде процента. При обмене в натуральном хозяйстве можно согласиться с австрийцами, но при развитом рынке товары уже производятся для продажи. Тем не менее австрийцы дали толчок к рассмотрению субъективных оценок, отрицать которые невозможно, например, категория ожидания важна при инфляционных ожиданиях, причем не только в рыночном хозяйстве. Субъективные ожидания оказывают воздействие на объективные явления.
Неоклассическая школа — одно из ведущих направлений экономической мысли XX в., выросшее на выводах классической школы и теории маржинализма. Главный представитель неоклассической школы — А. Маршалл (1842—1924) (самая известная работа — «Теория спроса и предложения») и его последователи сформировали свою концепцию предельной полезности и предельной производительности и представили наиболее разработанную теорию рыночного предпринимательства в условиях совершенной конкуренции, механизм свободного ценообразования и конкуренции. Поскольку наиболее удачными были попытки представителей этой школы объяснить экономические явления и закономерности на микроуровне, свое даьнейшее развитие неоклассическое направление получило в рамках неоклассического синтеза, обогащенного кейнсианской макроэкономической теорией.
Монетаризм — одно из основных течений современного неоклассического направления, виднейшим представителем которого является М. Фридмен. Основной тезис монетаристов — «деньги — главный и решающий фактор рыночного хозяйства». Абсолютизация сферы обращения характерна для этого направления развития экономической мысли. Основной заслугой монетаристов считается детальная проработка вопросов, связанных с антиинфляционной денежной политикой государства. Рекомендации монетаристов легли в основу многих экономических реформ, проводимых в странах, вставших на путь рыночных преобразований, в частности реформы Гайдара в России. Освобождение с января 1992 г. цен от государственного регулирования (т. н. либерализация) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учета специфики российской экономики.
Институционализм — направление экономической мысли, в котором основное внимание уделяется деятельности институтов в области принятия экономических решений. Причем термин «институт» получает достаточно широкое толкование. Сторонники этого направления называют институтами государство, законодательство, общественные организации, структуры, семью и т. д. Институционализм начинает развиваться с конца XIX в. Такие виднейшие представители институционализма, как Гелбрейт, Ойкен, Веблен и др., развивают теорию нового постиндустриального общества, основанного на деятельности независимых организованных институтов. Сегодня широкое распространение получила теория Коуза, так называемая теория трансакционныхиздержек, которая объясняет функционирование рынка наличием прав собственности и издержек, возникающих в результате взаимодействия этих прав, т. е. при заключении сделок (операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение — trance acts — дословно «между сделками»).
Русская экономическая школа — обобщенное название представителей русских ученых-экономистов, имеющих серьезнее научные достижения в различных областях экономических знаний. Так, А. Чаянов внес значительный вклад в теорию аграрных отношений, В. Дмитриев разработал конкретную методику использования прикладной математики в экономической теории, Л. Канторович использовал теорию линейного прогнозирования для оптимального планирования ресурсов, теория длинных волн Н. Кондратьева и сегодня лежит в основе концепции циклического развития рыночной экономики. Имена таких ученых, как В. Леонтьев (разработал концепцию «затраты - выпуск» и использовал ее в теории производства), Е. Слуцкий (внес большой вклад в развитие теории потребительского поведения и разработку математического аппарата в экономической науке) и др., известны сегодня всему миру.
……………………………………………………………………………………..
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
· Уровень доходов в обществе;
· Размеры рынка;
· Мода, сезонность;
· Наличие товаров-субститутов (заменителей);
· Инфляционные ожидания.
………………………………………………………………………………………..
Деньги- это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.
В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:
- обменивается на любой другой товар;
- измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).
Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
- Меры стоимости Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег).
- Средства обращенияДеньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность).
- Средства платежаДеньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар
- Средства сбережения и накопления Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте.
- Мировые деньги Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировыми деньгами обычно считаютрезервные валюты (в настоящее время это доллар США, швейцарский франк, евро, английский фунт, японская иена).
Денежная масса — совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические,юридические лица и государство[1]
Компоненты денежной массы
В экономике существует большое разнообразие финансовых активов – от наличности до сложных финансовых инструментов. Какую часть этих активов называют деньгами? Существует четыре основных денежных агрегата: наличность, М1, М2, М3. М1 включает те платежные требования, которые могут быть использованы непосредственно, быстро и без ограничений для платежей третьим лицам. Эти требования являются ликвидными. Актив является ликвидным, если он может быть быстро и удобно использован для совершения платежей. М1 в наибольшей степени соответствует традиционному определению денег как средство платежа. М2 включает, кроме того, требования, не являющиеся высоколиквидными: изъятие срочных вкладов, например, может потребовать предварительного уведомления депозитного института; взаимные фонды денежного рынка могут устанавливать минимальный размер чеков, выписываемых на вклад. Но с этими ограничениями требования также попадают в более широкую категорию денег. Наконец, в М3 мы включаем счета, которые большинство людей никогда не видят, а именно крупные вклады с договорной ставкой и соглашения об обратном выкупе. Их держателями являются главным образом корпорации, а также очень состоятельные частные лица. Привлекательность их состоит в том, что они сочетают в себе ликвидность и доходность.
………………………………………………………………………………………
Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:
- предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
- предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
- предприниматель - это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
- предприниматель - это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.
Субъектами хозяйственной деятельности являются физические и юридические лица. Данные лица, осуществляя предпринимательскую деятельность должны в обязательном порядке пройти государственную регистрацию и выбрать организационно-правовую форму.Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица) в качестве индивидуального предпринимателя. Без образования юридического лица осуществлять предпринимательскую деятельность может и глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Что касается юридических лиц, то здесь классификация организационно-правовых форм представлена более обширно. Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.Коммерческие организациипреследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организациине имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями). Могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. К коммерческим организациям относятся следующие виды юридических лиц: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, Государственные и муниципальные унитарные предприятия. К хозяйственным товариществам относятся юридические лица, имеющие следующие организационно-правовые формы: полные товарищества и товарищества на вере. К хозяйственным обществам: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью. Акционерные общества, в свою очередь, подразделяются на открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества. Данный перечень организационно-правовых форм определяется законодательством и является исчерпывающим.
………………………………………………………………………………………
Ры́нок — категория товарного хозяйства[1], совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.
Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции[2]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.
Рынком также называют определённое место, где происходит торговля[1].
К функциям рынка относятся[ источник не указан 983 дня ]:
1. информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточнуюприбыль;
7. санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.
По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: свободный, нелегальный и регулируемый.
Первый тип рынка – свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором было сказано выше. Такой рынок свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Важнейшим признаком свободного рынка являются нерегулируемые предложение, спрос и цена. В рыночном механизме действуют экономические законы закон спроса и предложения. Свободный (совершенный) рынок представляет систему отношений, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели по определению цены и количества реализованного товара.
Второй тип рынка – нелегальный – близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но между ними имеются существенные различия. К нелегальным формам можно отнести черный рынок (то есть торговлю запрещенными товарами) и теневую торговлю (то есть торговлю с нарушением действующего законодательства).
Первому и второму типам рыночных отношений присущи стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость.
Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Переход в XX в. К этому типу рынка обусловлен объективными причинам, которые вызвали тенденцию к усилению организованности и управляемости.
……………………………………………………………………………………..
Капита́л (от лат. capitalis — главный, доминирующий, основной[1][п. 1]) — совокупность имущества, используемого для получения прибыли[2]. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями. [3]
Самостоятельный термин капитал в современном бухгалтерском учёте не используется, но есть ряд близких показателей финансового анализа. Например,собственный капитал — это разница между стоимостью активов компании и суммой её обязательств. Обычно эта величина формируется за счёт уставного капитала(взноса владельцев компании), добавочного капитала (переоценка имущества, эмиссионный доход), нераспределённой прибыли и резервов (формирующихся из прибыли).
· основной капитал — используется во многих циклах производства, переносит свою стоимость на продукцию по частям за время своей службы в форме амортизации(например, станок);
· оборотный капитал — используется только в одном производственном цикле, переносит на продукцию свою стоимость всю сразу (например, мука при выпечке хлеба).
Карл Маркс при анализе прибавочной стоимости предложил разделять капитал на постоянный и переменный:
· постоянный капитал — все затраты, кроме заработной платы; на результат производства переносит свою стоимость (сразу или по частям), но не изменяет её совокупный размер;
· переменный капитал — используется для найма рабочей силы, имеет форму заработной платы, в процессе производства вместо стоимости потреблённого переменного капитала создаётся новая стоимость, размер которой обычно больше потреблённой.
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ
Культурный капитал может выступать в трех состояниях: инкорпорированном состоянии (embodied state), то есть в форме длительных диспозиций ума и тела; объективированном состоянии (objectified state) — в форме культурных товаров (картин, книг, словарей, инструментов, машин и так далее), представляющих собой отпечаток или воплощение теорий или их критики, некоторого круга проблем и так далее; наконец, институционализированном состоянии (institutionalized state), то есть в форме объективации (ее следует рассматривать отдельно, поскольку она, как будет видно на примере образовательных квалификаций, наделяет культурный капитал совершенно оригинальными свойствами, которые, как предполагается, тот сохраняет).
ИНКОРПОРИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ (EMBODIED STATE)
Большую часть свойств культурного капитала можно вывести из того факта, что в своем основном состоянии он связан с телом (the body) и предполагает некое инкорпорирование (embodiment). Накопление культурного капитала в инкорпорированном состоянии, то есть в форме того, что называется культурой, культивированием (Bildung), предполагает процесс воплощения в телесные формы (em-bodiment), инкорпорирования. Поскольку этот процесс влечет за собой усилия по освоению и ассимиляции, он требует затрат времени непосредственно самого инвестора. Подобно наращиванию физической мускулатуры или приобретению загара, это невозможно сделать через вторые руки (следовательно, возможности делегирования полномочий здесь не работают).
ОБЪЕКТИВИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ (THE OBJECTIFIED STATE)
Культурный капитал в объективированном состоянии имеет ряд свойств, которые можно определить только относительно его самого в инкорпорированной форме. Культурный капитал, объективированный в материальных предметах и средствах (письменных документах, картинах, памятниках, инструментах и так далее) может передаваться материально. Например, коллекцию картин можно передавать точно так же, как и экономический капитал (или даже легче, ибо перевод капитала происходит в более скрытой форме). Однако здесь передается юридическое право собственности (legal ownership), а не то (или не обязательно то), что образует предпосылку данного особого типа присвоения — обладание средством «потребления» картины или использования машины, которые, являясь не чем иным, кроме6 как инкорпорированным капиталом, подчиняются тем же законам передачи капитала 5.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ (THE INSTITUTIONALIZED STATE)
Объективация культурного капитала в форме академических квалификаций является одним из путей нейтрализации некоторых его свойств, проистекающих из того факта, что, будучи инкорпорированным, он ограничен теми же биологическими рамками, что и его носитель. Подобная объективация и составляет основу того, что отличает капитал самоучки (который в любой момент может быть поставлен под сомнение) или даже культурный капитал придворного (способный приносить только неопределенную прибыль, ценность которой колеблется на рынке обменов высшего общества) от культурного капитала, санкционированного академическими средствами при помощи юридически гарантированных квалификаций, формально независимых от личности их обладателя. При наличии академической квалификации, сертификата о культурной компетенции, наделяющего своего владельца конвенциональной, непреходящей и юридически гарантированной ценностью по отношению к культуре, возникает социальное таинство, которое порождает форму культурного капитала, относительно независимую от своего владельца и даже от самого культурного капитала, которым он распоряжается в данный момент времени. Культурный капитал институционализируется посредством коллективной магии — подобно тому, как, по словам М. Мерло-Понти, живые институционализируют умерших посредством траурных ритуалов. Достаточно лишь вспомнить о приеме на работу на конкурсных началах, когда из всего множества бесконечно малых различий в качестве исполнения работы выводятся жесткие, абсолютные, устойчивые различия, отделяющие последнего из победивших кандидатов от первого проигравшего и институционализирующие сущностное различие между официально признанной, гарантированной компетентностью и просто культурным капиталом, которому постоянно требуется доказывать свои права. В этом случае очевидна перформативная магия сил институционализации (performative magic of the power of insituting), способности открыто и уверенно высказывать свои убеждения или навязывать признание.
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
Социальный капитал представляет собой совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью (durable networks) более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания — иными словами, с членством в группе 8. Последняя дает своим членам опору в виде коллективного капитала (collectively-owned capital), «репутации» (credential), позволяющей им получать кредиты во всех смыслах этого слова. Эти отношения могут существовать только в практическом состоянии, в форме материального и/или символического обмена, который способствует их поддержанию. Они также могут быть оформлены социально (socially instituted) и гарантированы общим именем (именем семьи, класса, племени, школы, партии и так далее) или целым набором институционализирующих актов (instituting acts), призванных одновременно формировать и информировать тех, кто через них проходит; в этом случае они более или менее реально приводятся в действие, а затем поддерживаются и контролируются в процессе обмена. Будучи основанными на устойчивых (indissoluble) актах материального и символического обмена, возникновение и поддержание которых предполагает подтверждение близости (reacknowledgment of proximity), они также частично несводимы к объективным отношениям близости в физическом (географическом) или даже в данном экономическом и социальном пространстве 9.
КОНВЕРТАЦИИ (CONVERSIONS)
Различные виды капитала могут проистекать из экономического капитала, однако это возможно только ценой более или менее серьезных усилий по трансформации, необходимых для производства типа власти, которая была бы эффективной в рассматриваемом поле. Например, к одним товарам и услугам экономический капитал обеспечивает непосредственный доступ без каких бы то ни было вторичных затрат. Другие можно получить только при посредстве отношений социального капитала (или социальных обязательств), которые не могут возникать мгновенно в какой-то подходящий момент до тех пор, пока не сложатся и не будут поддерживаться в течение длительного времени — как бы являясь самоцелью (и, значит, не будучи привязанными к периоду своего использования). Это достигается ценой инвестиций в общение (sociability), которое с необходимостью является долгосрочным (так, задержка с уплатой долга — один из факторов превращения чистой формы простого долга в признание не конкретизируемого чувства обязанности по отношению к кому-либо, называемого благодарностью 14). В отличие от циничной (но и экономичной) прозрачности экономического обмена, в котором эквиваленты одномоментно переходят из одних рук в другие, сущностная неоднозначность социального обмена, предопределяющая неузнавание (misrecognition) (иными словами, некоторую форму доброй или дурной веры, понимаемой как самообман), предполагает гораздо более тонкую экономику времени.
………………………………………………………………………………………
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
Кривая спроса
График спроса (Кривая спроса)
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Влияние рынка
Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…
Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.
Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Закон предложения
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров-заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Эластичность предложения
Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.
Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
- K m — коэффициент эластичности предложения
- G — процент изменения количества предлагаемого товара
- F — процент изменения цены
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.
Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.
Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:
- Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.
- Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.
- Индивидуальные вкусы потребителей.
- Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.
- Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.
Кривая предложения
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.
Второй фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
Рынок труда (рабочей силы) - это наиболее важная составная часть рынка факторов производства, на котором встречаются субъекты предложения рабочей силы (продавцы) - трудоспособное население; и субъекты спроса рабочей силы (покупатели) - предприниматели и государство.
Равновесие на рынке труда.
Рынок труда будет стремиться к равновесию, при котором совокупный спрос на каждую категорию рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложением. Это равновесие зависит также от состояния рынков других факторов: земли, сырья, техники, технологий, потребительских товаров. Важным моментом является наличие конкурентной среды на самом рынке труда, когда при установившемся равновесии спроса и предложения не возникает существенных тенденций к увеличению или уменьшению различий в оплате труда.
Заработная плата - это цена равновесия на рынке труда.
В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной предложение на рынке труда превышает спрос и в этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости: рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при заработной плате P2. Возникает избыток предложения труда, измеряемый отрезком Q2Q2' на оси абсцисс.
В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной (например, до уровня P3) спрос на рынке труда превышает предложение на величину Q3Q3'. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.
Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения полной занятости.
Действительно, если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предприниматели готовы занять большее количество труда, но при условии снижения заработной платы. Таким образом, тенденция к снижению заработной платы складывается как в сфере предложения труда, так и в сфере спроса на труд.
Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в самом общем виде дать ответ на вопрос о том, почему высока или низка цена труда - заработная плата.
………………………………………………………………………………………………….
Ры́нок це́нных бума́г, фо́ндовый ры́нок (англ. stock market, англ. equity market) — составная часть финансового рынка, на котором оборачиваются ценные бумаги.
Акционерный капитал — это собственный капитал (англ. ownership equity, net worth) акционерного общества. Он равен ее совокупным активам (англ. assets) за вычетом совокупных обязательств (англ. liabilities).
Фо́ндовая би́ржа — финансовый институт, обеспечивающий регулярное функционирование организованного рынка ценных бумаг.
…………………………………………………………………………………………………
Административно-командная система, будучи полной противоположностью рыночной, представляет собой продукт практической реализации формационной концепции развития общества.
Эта нерыночная система хозяйства возникла в результате социалистической революции в России и до начала 90-х годов XX столетия существовала в странах Центральной и Восточной Европы, а также в ряде других государств. Ее еще называют «командной экономической системой», «плановой экономикой», «экономикой дефицита».
Термин «Административная система» был введен впервые советским экономистом Гавриилом Поповым в статье «С точки зрения экономиста» («Наука и жизнь» № 4, 1987г.).
Характерными чертами командной экономической системы являются:
- общественное, а на практике – государственное владение экономическими ресурсами;
- бюрократизация и монополизация экономики в специфических формах;
- централизованное экономическое планирование как основа макроэкономического регулирования.
Механизм макроэкономического регулирования при такой экономической системе имеет ряд особенностей.
- Во-первых, он предполагает управление всеми предприятиями из единого хозяйственного центра и полное отсутствие самостоятельности хозяйственных субъектов.
- Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов и готовой продукции, централизованно формируя хозяйственные связи между предприятиями.
- В-третьих, процессы хозяйственного руководства основаны на административно-распорядительных методах, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Плановая экономика имеет как преимущества, так и недостатки. Основные преимущества плановой экономики:
- позволяет быстро сосредоточить все ресурсы общества в «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области;
- крупномасштабность производства, сокращение количества предприятий, что упрощает процесс управления;
- в значительной степени снижены или вообще отсутствуют некоторые виды трансакционных издержек (поиска информации, заключения договоров, измерения, издержки на рекламу и др.);
- позволяет в значительной степени устранить циклические колебания;
- способна обеспечить полную трудовую занятость, минимальные социальные гарантии трудящихся, сгладить неравенства в распределении доходов.
К основным недостаткам планового хозяйства относят:
- сложность оперативного реагирования на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объемах производства той или иной продукции (услуг);
- высочайший уровень монополизации экономики;
- отсутствие конкуренции между предприятиями лишает производителей стимулов к эффективности использования ресурсов, к расширению ассортимента товаров и услуг, к инновациям;
- государственная монополия внешней торговли ликвидирует конкуренцию со стороны иностранных производителей;
- изоляция экономики от мирового технического прогресса в первую очередь в отраслях, напрямую не связанных обороноспособностью и безопасностью страны;
- искусственное поддержание научно-технического прогресса в производстве современных средств вооружения требует громадного количества всех видов ресурсов, порождая их хронический дефицит даже в такой богатой ресурсами стране, как Россия.
Эти и другие причины сделали систему крайне не эффективной, не способной обеспечить научно-технический прогресс общества и высокий жизненный уровень основной массы населения …………………………………………………………………
Комме́рческий банк — негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции)[1].
Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью — маржой. Эпитет «коммерческий» в отношении банка условен, потому что означает, что главной целью деятельности организации является получение прибыли. В то же время встречаются банки, специализирующиеся более глубоко на отдельных банковских услугах.
К банковским услугам относятся:
- кредитование юридических и физических лиц;
- валютные операции (только уполномоченные банки);
- операции с драгоценными металлами;
- выход на фондовый рынок и Forex;
- ведение расчётных счётов хозяйствующих экономических субъектов;
- обмен испорченных денежных (рваные, обожжённые, постиранные купюры) знаков на неиспорченные;
- ипотека;
- автокредитование;
- и др.
Первым известным в мире коммерческим банком был банк Св. Георгия в Генуе, открытый в 1407 году[2]. Старейшим в мире банком, действующим до сих пор, является также итальянский банк Монте дей Паски ди Сиена, который существует с 1472 года[3].
Первый частный коммерческий банк в России открылся 1 ноября 1864 года в Санкт-Петербурге. Затем в столице возник ряд коммерческих банковских контор. В 1870 году был образован Волжско-Камский и Азовско-Донской банки. Стимулятором банковского развития в России были экономический подъём 90-х годов 19 века и денежная реформа 1897 года. К 1918 году число коммерческих банков возросло до 31, причём количество их отделений увеличилось до 493
…………………………………………………………………………………………
Основные стадии развития производства
При периодизации экономической истории требуется определить, каков должен быть критерий, отделяющий одну эпоху хозяйственного прогресса от другой.
Таким критерием являются грандиозные технические революции, поднимающие человечество на более высокие ступени покорения сил природы. Каждая революция коренным образом меняет тип средств труда, вызывает перемены в общественном разделении труда и создает новую сферу экономики. Затем наступают большие социально-экономические последствия, включая переход к совершенно иным видам потребностей и способам их удовлетворения.
За всю экономическую историю произошли три гигантские революции в производстве, породившие соответственно три эпохи в экономике. Своеобразной точкой отсчета принято считать высокоразвитое индустриальное (промышленное) производство, которое заняло центральное место в истории и дало производные названия другим эпохам. Выделяют соответственно доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную (лат. post -после) стадии производства.
Изначально первобытная община не имела регулярно налаженного производства. Средства существования добывались преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Для охоты и рыболовства изготавливались примитивные орудия - необработанные и обработанные камни, палки, кости убитых животных.
Собирательство плодов природы привело к двум великим открытиям, ознаменовавшим аграрную революцию - земледелию (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручение диких животных и разведение их как домашних животных). Так впервые появилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от наличия готовых продуктов природы. Производство с самого начала опиралось на достижения неолитической революции: в эпоху нового каменного века появились нужные для хозяйствования кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания создавались с помощью более совершенных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо). Благодаря труду, особенно за счет создания орудий производства, человек окончательно выделился из мира животных.
Кардинальные перемены в материальной культуре вызвали более быстрое развитие домашнего ремесла. Изготовление различных изделий из камня, дерева, металла, глиняной посуды и др. можно считать зачатками промышленной деятельности. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки. Все это благоприятствовало резкому увеличению численности населения - произошел так называемый первый демографический взрыв: в эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое.
В Старом Свете древнейшие земледельчески-скотоводческие культуры на Ближнем Востоке, по новейшим данным, датируются восьмым -седьмым тысячелетиями до н.э. В Новом Свете неолитическая культура земледельцев возникла в пятом - втором тысячелетии до н.э. Этим было положено начало самой длительной эпохе экономической истории.
Для доиндустриальной стадии производства характерны следующие черты:
преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство);
подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством;
в хозяйственной деятельности господствует ручной труд (прогресс наблюдался только в переходе от простых инструментов к сложным);
в производстве очень слабо развито разделение труда и веками сохраняются примитивные формы его организации (натуральное хозяйство);
в массе населения преобладают самые элементарные потребности, находящиеся вместе с производством в застойном сосании.
Исходная стадия производства до сих пор типична, например, для некоторых стран Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.), где в сельском хозяйстве занято две трети населения). Примитивные орудия ручного труда позволяют работнику 4ю-кормить не более двух человек.
Рост населения Земли и повышение уровня его потребностей пришли в резкое противоречие с теми ограниченными возможностями, которые свойственны производству с применением ручного труда. Такое противоречие было преодолено лишь в результате промышленного переворота, который начался в Англии в 60-е годы XVIII в. и завершился в Западной Европе и (ША в 50 - 60-е годы XIX в. Существо промышленной революции состоит в широкомасштабной замене ручного труда машинами.
Индустриальная стадия производства имеет следующие особенности:
главной является вторичная сфера экономики - машинизированное промышленное производство;
промышленность по своему образу и подобию - на основе машинной техники - преобразует другие важнейшие отрасли производства (сельское хозяйство, строительство, тpaнспорт);
основная масса трудящихся является работниками индустриальных отраслей хозяйства (например, в Великобритании же в середине 40-х годов XIX в. 3/4 населения составили фабрично-заводские рабочие);
резко ускоряется развитие разделения труда в обществе (в промышленности насчитывается несколько сотен отраслей подотраслей и крупных видов производства). Вследствие этого развиваются более сложные формы организации экономики (товарно-рыночное хозяйство);
происходит быстрая урбанизация (лат. urbanus - горочкой) населения: в городах проживает до 2/3 всех жителей;
мощный рост производственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяют удовлетворять достаточно широкий спектр материальных и культурных потребностей.
С индустриальной стадией экономики связан второй демографический взрыв. Численность населения мира за три с четвертью столетия (1650 - 1974 гг.) возросла в 7 раз (в 1650 г. на нашей планете жило 650 млн. человек). При этом для его начального удвоения потребовалось почти 200 лет, для второго - менее 100 лет, последнее удвоение (несмотря на отрицательные последствия второй мировой войны) произошло всего за 50 лет.
В такой демографической обстановке особенно важно обеспечить реальное удовлетворение потребностей по-горизонтали:
действительные потребности должны распространяться среди все большего числа жителей каждой индустриально развитой страны. Вместе с тем прогресс техники и разделения труда вызывает массовое движение потребностей по-вертикали (от низшего уровня к более высоким).
Однако достижения индустриальной экономики явно недостаточны для современного этапа динамики потребностей и потребления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - в количественном и качественном отношениях - уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-х - 50-х гг. грандиозной научно-технической революции, которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития.
Постиндустриальн |
Date: 2015-10-22; view: 571; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|