Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Громкость и частотный диапазонСтр 1 из 13Следующая ⇒ Как уже было сказано выше громкость – это субъективная величина, так как наш слух не одинаково воспринимает различные звуки. И хотя для любых частот изменение громкости происходит примерно по логарифмическому закону, ухо гораздо чувствительнее к изменениям громкости в области средних и высоких частот диапазона. Диапазон слышимых частот составляет 20 - 20000 Гц для молодых людей, с годами он сокращается до 15 000 - 10 000 Гц. Чувствительность слуха наиболее высока на частоте 1000 Гц и выше. Это происходит потому, что слуховой канал между ушной раковиной и барабанной перепонкой имеет широкий резонанс в диапазоне 2000 – 6000 Гц. Кривые равной громкости (кривые Флетчера-Мансона). По левой вертикальной оси отложены уровни интенсивности звука; справа - уровни громкости. На частоте 1 кГц они равны. Эти кривые являются усредненными, поэтому характеристики слуха конкретного человека могут, вообще говоря, существенно отличаться (хотя порог слышимости будет весьма близок к самой «низкой кривой). Обратите внимание, что слух в меньшей степени способен различать разницу в громкости на низких частотах, кроме громкостей, близких к болевому порогу. Разумеется, следует также понимать, что громкий звук может быть опасен. Длительное воздействие на человека громкого звука, выше 70 дБ может вызвать необратимые последствия. Дело в том, что чувствительные волоски, находящиеся в улитке нашего уха, при большой громкости испытывают значительные колебания, и перегрузки, от чего они ломаются и теряют способность реагировать на слабые колебания. Это вызывает ослабление слуха, шум в ушах и в перспективе, если насилие над ушами не будет прекращено - потерю слуха или попросту говоря, глухоту.
Введение в цифровой звук.
Преобразование звукового сигнала в цифровую форму заключается в измерении мгновенных значений его амплитуды через равные промежутки времени и представлении полученных значений, называемых отсчетами, в виде последовательности чисел. Такая процедура называется аналого-цифровым преобразованием, а устройство для ее реализации — аналого-цифровым преобразователем (АЦП). Рис. Упрощенный принцип работы цифрового звука.
Рис. Аналого-цифровое преобразование: Исходный аналоговый сигнал.
Рис. Аналого-цифровое преобразование: Дискретизация.
В процессе квантования за величину выборки (отсчет) принимается номер ближайшего уровня квантования.
Рис. Аналого-цифровое преобразование: Квантование.
В большинстве ныне существующих цифровых звуковых форматов используется 16-разрядное квантование (16 бит 44,1 кГц – формат Audio CD). Это позволяет получить точность преобразования 1/216 = 1/65536. С числом разрядов квантования N физически связан динамический диапазон D звукового сигнала. D = 6N + 1,76 дБ ≈ 6N + 2 дБ. Следовательно, для цифровых систем звукозаписи с 16-разрядным квантованием D=6·16+2=98 дБ. Для 8-разрядных (8-битных) 6·8+2=50 дБ. Для 24 разрядов 146 дБ.
«Если наивысшая частота в спектре функции S(t) меньше чем fm, то функция S(t) полностью определяется последовательностью своих значений в моменты, отстоящие друг от друга не более чем на 1/2 fm секунд».
В зарубежной литературе в аналогичных случаях ссылаются на теорему Шеннона, которая, по сути, имеет тот же смысл, что и теорема Котельникова. Ниже приведены музыкальные фрагменты с различной частотой дискретизации. Сверху-вниз: от меньшей к большей. Первый фрагмент звучит с частотой дискретизации (частотой сэмплирования) 8 кГц, это означает, что в этом фрагменте, звуков с частотой выше 4 кГц мы не услышим. Второй фрагмент звучит с частотой дискретизации 22 кГц, что соответствует 11 кГц звукового спектра и третий в исходном качестве 44,1 кГц.
Рис. Аналого-цифровое преобразование: Шум квантования
Здесь шум равномерно распределен по всему спектру и довольно заметен на средних частотах, в виду неравномерности восприятия различных частот человеческим слухом. Учитывая это, а также то, что слух имеет спад чувствительности на высоких и очень низких частотах возможно применение специальных правил округления при квантовании, чтобы получить спектр шумов большей частью сосредоточенный в области частот, которые менее заметны на слух. Таким образом, можно значительно улучшить отношение сигнал/шум в диапазоне слышимых частот, не увеличивая разрядность. Такая процедура называется нойс шейпинг (noise shaping – шум заданной формы). Послушайте, как звучит наша фонограмма на нижней границе динамического диапазона с подмешанным шумом (dither) и применением технологии noise shaping:
* - Методика изготовления представленных звуковых фрагментов заключается в следующем: уровень исходного 16-битного сигнала понижается до среднего значения -50 дБ, напомним, что -50 дБ это нижняя граница динамического диапазона для 8-битного сигнала (для 16-битного эта граница на уровне -96 дБ). Затем производится преобразование разрядности стандартными средствами любого звукового редактора, например, Sound Forge, Audition, до глубины 8 бит с применением различных методов дизеринга и нойс шейпинга. После преобразования восстанавливаем исходный уровень сигнала, путем увеличения громкости на +50 дБ. Эти примеры наглядно показывают, что происходит с самыми тихими участками фонограммы, как при воспроизведении, так и при записи. Напомним, что цифровой звук – это аналоговый звуковой сигнал, представленный посредством дискретных численных значений его амплитуды. Процесс оцифровки звука - это технология преобразования аналогового звукового сигнала в цифровой вид. Заключается он в осуществлении замеров амплитуды сигнала с определенным временным шагом и последующей записью полученных значений в численном виде. Хранить цифровой звук можно представив его в последовательности различных кодовых комбинаций. Существует множество различных методов представления цифрового звука, но все они делятся на две основные категории: · хранение без потерь данных (lossless); · хранение с безвозвратной потерей данных (lossy);
|