Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретические основы антикризисного управления
Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития. Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы – это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые, когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам. Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении и состоянии динамических изменений. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, превалирование управляемых процессов ограничено эффективностью управления и в соответствующих условиях тоже ведет к кризисным ситуациям. Кроме того, что управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они сами имеют меру управления, т. е. являются управляемыми до определенной степени. К кризису может приводить «неведение» тех процессов, которыми можно управлять. Кризис может возникнуть и тогда, когда существует стремление управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления, но предпринимаются попытки его осуществления. Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. В любой момент времени существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Возможность антикризисного управления определяется, в первую очередь, человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами: Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Вторая группа связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Третья группа проблем представляет дифференциацию технологий управления. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя исключить из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования, антикризисных мер, маркетинга, а также банкротства и санации предприятий. Признаки и особенности антикризисного управления. Антикризисное управление имеет предмет воздействия – это все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях: • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; • кризисы можно ускорять, предварять, отодвигать; • к кризисам можно и необходимо готовиться; • кризисы можно смягчать; • управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства; кризисные процессы могут быть управляемыми; • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия. Главными из них являются: гибкость и адаптивность; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; снижение централизма; усиление интеграционных процессов. Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются: • мобильность и динамичность; • осуществление программно-целевых подходов; • повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления; • усиление внимания к оценкам управленческих решений; • использование антикризисного критерия качества решений. В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться: мотивированию; социально-психологическую стабильность деятельности; интеграции по ценностям профессионализма; инициативности в решении проблем; корпоративности. Эффективность антикризисного управления. Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей, смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов. Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления. 1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. 2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки. 3. Методология разработки рискованных решений. 4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденции. 5. Корпоративность. 6. Лидерство. 7. Оперативность и гибкость управления. 8. Стратегия и качество антикризисных программ. 9. Человеческий фактор. 10. Система мониторинга. Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Антикризисное управление воздействует на все виды деятельности предприятия. Оно способствует привлечению инноваций, обновлению техники и технологии, то есть научно-техническому развитию. Целью антикризисного управления является увеличение эффективности использования ресурсов, максимизация прибыли, ритмичное функционирование предприятия за счет высокой финансовой стабильности и своевременного преодоления, предупреждения и устранения хозяйственных рисков. Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда упор делается на преодоление временных трудностей. Антикризисное управление призвано обеспечить прочное положение, на рынке и стабильную устойчивость финансов предприятия при наличии экономических, политических и социальных перекосов в стране. Особенностью антикризисного управления является ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанной процедуры альтернативных вариантов принятия решений, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от конкретной ситуации. Date: 2015-10-22; view: 557; Нарушение авторских прав |