Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики. Государственное регулирование кризисных ситуаций.С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:
Государственное регулирование кризисных ситуаций. С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом: • кризис как результат «внешнего» шока; • циклический кризис; • структурный кризис; • кризис системы регуляции; • кризис способа производства. Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности — такова цель государственного аппарата управления и главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций. Регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы. Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций: поиск инноваций; поиск условий распространения инноваций; определение различий между локальными и глобальными изменениями; установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений; организационно-структурные новшества. В условиях рыночной экономики усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося экономического, научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. Эффективность бюджетной политики определяется уровнем имеющейся на данный момент времени экономической нестабильности. Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: • обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления; • социально-экономическая направленность; • сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов; • создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований и повышения уровня жизни населения; • адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения; • система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности; • обоснованная централизация ресурсов; • широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности; • развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др. Механизм государственной власти. Орган государственного управления — учрежденная в установленном порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией, полномочиями, которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций. Сущностными признаками государственной власти и системы государственного управления являются: легитимность; структурированность аппарата власти; обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб; возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке; обладание исключительными правами. Главными аспектами, которые определяют состояние государственного управления, являются: как государственная власть учитывает общие интересы граждан; как осуществляется практическое управление общественными процессами; насколько устойчиво доверие к власти. Антиинфляционная политика государства подразделяется на активную и адаптивную политику. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Рычагами, способствующими прекращению и сдерживанию инфляции, являются: контроль денежной эмиссии; недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; осуществление текущего контроля денежной массы; пресечение обращения денежных суррогатов; наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа. Антиинфляционные меры классифицируются на меры, направленные против инфляции спроса иинфляции издержек. Адаптивная политика – индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции. Глубина кризиса, скорость преодоления перелома во многом определяются уровнем антикризисного управления – методами смягчения, предотвращения кризисных ситуаций, стабилизации экономических процессов. Последствиями кризиса могут быть оздоровление социально-экономической системы, ее обновление. В то же время обнаружение признаков кризиса на поздних стадиях, неэффективное антикризисное управление могут привести к разрушению системы, возникновению новых кризисов, наслаиванию одного кризиса на другой. Таким образом, разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и эффективностью антикризисного управления. Кризисы усиливают необходимость и расширяют механизмы государственного регулирования. В периоды подъема регулирование может сводиться преимущественно к фискальным функциям. В кризисной ситуации, как правило, нужна помощь, законодательная, а иногда и финансовая поддержка. Цель антикризисного государственного регулирования можно сформулировать как выявление и помощь тем компаниям, которые можно вылечить, и эффективное проведение банкротства тех, кого вылечить невозможно. Традиционно меры государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. К административным рычагам государственного регулирования обычно относят: правовое обеспечение; разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса; контроль деятельности; применение санкций. Среди экономических рычагов государственного регулирования, как правило, выделяют: налоговую политику; денежно-кредитную политику; валютное регулирование; отношения собственности; участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности. Правовое регулирование. Широко известно, что налоговая политика в основном носит фискальный характер. Высокие процентные ставки, огромное количество различных видов налогов ложатся тяжелым бременем на предприятия и делают невыгодным развитие производства. Изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ, устранили многие недостатки предыдущей правовой базы, и воплотили в себе новую концепцию взаимоотношений государства и предприятий. Уменьшение налоговых ставок, снижение общего числа взимаемых налогов, отмена необоснованных льгот должны стать реальной формой поддержки предприятий, способствовать увеличению денежных средств в реальном секторе и созданию условий для его самостоятельного развития. Кредитно-денежная политика последнего десятилетия характеризовалась попытками (не всегда удачными) сдержать инфляцию, высокими процентными ставками за кредит, что делало недоступными кредитные ресурсы для подавляющего числа предприятий. Неустойчивость финансово-банковской системы, высокие риски из-за частого банкротства банков затрудняли даже такие элементарные виды операций, как расчетно-платежные, открытие депозитов и хранение средств организаций и предприятий на банковских счетах и т. д. Валютное регулирование последних лет было нацелено на ограничение вывоза валюты за рубеж, жесткие ограничения на объемы и контроль за использованием валютных средств предприятий, что во многом сдерживало интеграцию успешно развивающихся российских предприятии в мировую экономическую систему, однако не смогло создать надежный заслон вывозу заработанного в России капитала и его «работе» за рубежом. Отношения собственности могут быть важным стимулом возрождения экономики. История показывает, что развитие частной собственности приводит к усилению заинтересованности в результатах труда, пробуждает силы, дремавшие при других общественно-экономических укладах. Однако приватизация в России пока не создала класса эффективных собственников. Причины данного явления трудно точно идентифицировать, но, скорее всего, это синтез следующих факторов: малый срок реформы собственности; результат еще не может проявиться в масштабе страны; неудачная модель приватизации, передавшая собственность в руки бывших директоров, не готовых к работе в рыночных условиях, или в руки криминальных коррумпированных элементов; непродуманная система контроля со стороны государства. Date: 2015-10-22; view: 639; Нарушение авторских прав |