Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8.1. Понятие карьеры. Типы карьеры





Понятие карьеры. Цели управления карьерным развитием сотрудников организации. Движущие мотивы карьеры. Типы карьеры.

В управлении персоналом понятие «карьера» имеет много различных значений: продвижение вперед по выбранной профессии, получение более высокого статуса, зарабатывание больших денег, развитие своих способностей, приобретение профессионального опыта и т.п.

В современной теории управления человеческими ресурсами под карьерой принято понимать индивидуально осознанные изменения позиции и поведения человека, связанные с относящимся к работе производственным опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.

Отметим некоторые цели карьеры:

заниматься видом деятельности или иметь должность, которая соответствует самооценке, доставляет моральное удовлетворение

работать по профессии или занимать должность, которая позволяет достичь определенной степени независимости

иметь работу или должность, которая позволяет получать высокую з/п

иметь работу или должность, которая позволяет продолжать активное обучение

занимать должность, усиливающую возможность индивида

Цели карьеры, изменяются с возрастом и ростом квалификации и т.д.

Карьеры различают: профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит быть различные стадии развития. Они могут быть пройдены в разных организациях.

Внутриорганизационная карьера характеризуется тем, что последовательная смена стадий развития сотрудника происходит в одной организации.

В зависимости от возраста работника различают 5 этапов карьеры:

1. Предварительный этап (до 25 лет) включает учебу и поиск вида деятельности.

2. Этап становления (25-30 лет). В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение.

3. Этап продвижения (30-45 лет). Идет процесс роста квалификации, продвижение по служебной лестнице, накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса.

4. Этап сохранения (45-60 лет) характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов: появляется заслуженное уважение, возможен подъем на новые служебные ступени.

5. Этап завершения (более 60 лет). Работник подготавливается к уходу на пенсию. Этот период характеризуется кризисом карьеры, испытывается состояние психологического и физиологического дискомфорта, желание сохранить достаточный уровень обеспеченности.

Таблица 10 Виды карьеры

Межорганизационная карьера Внутриорганизационная карьера
Предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях Предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной организации

Как межорганизационная, так и внутриорганизационная карьера бывает специализированной и неспециализированной.

Таблица 11 Виды карьеры

Специализированная карьера Работник проходит различные этапы своей профессиональной деятельности в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться
Неспециализированная карьера Работник проходит разные этапы своей профессиональной деятельности в качестве специалиста, владеющего разными профессиями или специальностями

Развитие профессиональной карьеры

Профессиональная карьера состоит из следующих стадий:

1) обучение;

2) поступление на работу;

3) профессиональный рост;

4) поддержка индивидуальных профессиональных способностей;

5) уход на пенсию.

Скорость развития внутриорганизационной карьеры

По скорости переходов между должностями внутриорганизационную карьеру делят на «спад» и «подъем», которые в свою очередь можно разделить на 6 типов (классификация Драйвера).

Таблица 11 Виды карьеры

 

Вид карьеры Описание Иллюстрация
Целевая (линейная) карьера Работник определяет профессиональную цель — свой профессиональный идеал — и последовательно, поэтапно двигается по направлению к своей цели
Монотонная (стабильная) карьера Работник ориентируется на приобретение профессионального статуса и, получив его, стремится сохранить этот статус даже при наличии возможностей улучшения статуса и материального положения
Спиральная карьера Работник постоянно меняет виды деятельности (профессиональные профили) и постепенно продвигается по организационной иерархии
Мимолетная (кратковременная) карьера Движение по иерархии должностей носит стихийный характер, оно не связано с целенаправленным движением
Стабилизационная (платообразная) карьера Карьерное движение сначала стабильно, а потом останавливается на длительное время
Затухающая (снижающаяся) карьера Карьерный рост сменяется движением к более низкому социальному статусу в организации

Карьера — это целенаправленное увеличение и накопление человеческого капитала работника на протяжении рабочей жизни. Здесь важно не только движение по должностям, но и развитие знаний, умений и навыков для того, чтобы этим должностям соответствовать.


Скорость движения карьеры должна совпадать с жизненным циклом работника в организации, а также с характером задач, которые может решать работник. К примеру, задачи, для решения которых требуется больше энергичности, но меньше знаний, стоит поручать молодым специалистам. В свою очередь задачи с высоким уровнем ответственности и требующие большого уровня знаний следует давать опытным сотрудникам.

Виды и типы карьеры. С точки зрения должностного роста можно выделить следующие виды карьеры.

Вертикальная карьера Движение от нижестоящих должностей к вышестоящим
Горизонтальная карьера Углубление профессиональной специализации или перемещение на равную в иерархии должность с другим профессиональным профилем и с усложнением профессиональных задач прежнего профиля
Ступенчатая карьера Совмещение горизонтальной и вертикальной карьеры. Сначала горизонтальные перемещения сотрудника, затем вертикальное движение и вновь горизонтальные перемещения
Скрытая (центростремительная) карьера Движение к ядру организации, приближение к руководству, например, получение доступа к источникам ключевой неформальной информации, доверительные отношения с руководством, выполнение поручений руководства

Модели деловой карьеры

Существует множество моделей построения карьеры работника. Однако все они опираются на следующие виды.

«Трамплин» Последовательное построение вертикальной карьеры, занятие наиболее высокой должности для человека, на которой он пытается удержаться долгое время, и затем уход на пенсию («прыжок с трамплина»)
«Лестница» Поступательное движение по служебной лестнице. На каждой стадии карьеры (ступени лестницы) сотрудник работает не более 5 лет, где учится и работает с полной отдачей. Переход на новую ступень сопровождается повышением квалификации и приобретением профессионального опыта. Пик карьеры приходится на этап наибольшего творческого потенциала и активности человека, после чего начинается планомерный спуск сотрудника по карьерной лестнице (сопровождающийся психологическими проблемами)
«Змея» Горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, потом работник занимает более высокую должность на более высоком уровне. Основной смысл такой карьеры — изучение деятельности предприятия во всех аспектах (культивируется в Японии)
«Перепутье» Перемещение сотрудника на более низкую, более высокую или равную должность по результатам аттестации

Этапы карьеры. Существуют определенные закономерности развития профессиональной деятельности сотрудников. На готовность занимать должность определенного уровня влияет возраст, опыт, мотивация. Это следует учитывать при управлении карьерой сотрудника.


Этап карьеры Возрастной период Краткая характеристика Особенности мотивации (по Маслоу)
Предварительный До 25 лет Подготовка к трудовой деятельности Выбор области деятельности Безопасность Социальное признание
Становление До 30 лет Освоение работы Развитие профессиональных навыков Социальное признание Независимость
Продвижение До 45 лет Профессиональное развитие Социальное признание Самореализация
Завершение После 60 лет Подготовка к переходу на пенсию Поиск и обучение собственной смены Удержание социального признания
Пенсионный После 65 лет Занятие другими видами деятельности Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

  Содержание:

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите критерии для выдвижения в резерв кадров управления.

2. Какими нравственными качествами должен обладать при выдвижении в резерв кадров специалист?

3. На чем основан метод ранговой корреляции?

4. Что является высшей точкой карьеры в организации?

5. Перечислите основные цели карьеры.

6. Какие существуют типы карьеры?

7. Перечислите 5 этапов карьеры в зависимости от возраста.

8. Дайте характеристику каждого из этапов карьеры.

9. Как проводится выбор карьеры?

10. Как проводится планирование карьеры работника?

11. Охарактеризуйте процесс планирования карьеры.

12. Какова схема японской модели служебного роста управленческого работника?







Date: 2015-10-22; view: 1801; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию